Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф04-6142/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
15 сентября 2016 г. |
Дело N А45-3189/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 сентября 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 сентября 2016 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий Колупаева Л. А., судьи: Сбитнев А.Ю., Скачкова О.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Карташовой Н.В.
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июля 2016 года
по делу N А45-3189/2016 (судья С.В. Тарасова)
по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г.Москва (ОГРН 1037739877295)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска, г. Новосибирск
о признании недействительным решения от 10.02.2016 N 064 002 16 РВ 0002033,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - заявитель, ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска (далее - заинтересованное лицо, Управление, Пенсионный фонд, апеллянт) о признании недействительным решения от 10.02.2016 N 064 002 16 РВ 0002033 в части доначисления страховых взносов в сумме 900, 348, 36 руб. (за счет включения в базу для исчисления взносов суммы на оплату санаторно-курортных путевок в размере 3 833 573, 04 руб., суммы компенсации затрат на занятие спортом в размере 315 734, 00 руб., суммы компенсации работникам затрат по компенсируемому индивидуальному социальному пакету в размере 81 900, 00 руб., суммы непринятых расходов, произведенных с нарушением законодательства РФ в размере 1 577, 13 руб.), начисления штрафа в размере 179 984, 19 руб. и пени в сумме 1 882, 86 руб., как не соответствующее нормам законодательства Российской Федерации о социальном страховании.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июля 2016 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска от 10.02.2016 N 064 002 16 РВ 0002033 в части доначисления страховых взносов в сумме 900, 348, 36 руб. (за счет включения в базу для исчисления взносов суммы на оплату санаторно-курортных путевок в размере 3 833 573, 04 руб., суммы компенсации затрат на занятие спортом в размере 315 734,00 руб., суммы компенсации работникам затрат по компенсируемому индивидуальному социальному пакету в размере 81 900,00 руб., суммы непринятых расходов, произведенных с нарушением законодательства РФ в размере 1 577,13 руб.), начисления штрафа в размере 179 984,19 руб. и пени в сумме 1 882,86 руб., как не соответствующее нормам законодательства Российской Федерации о социальном страховании признано недействительным.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение в полном объеме и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению подателя жалобы к объекту обложения страховыми взносами относятся все виды выплат и иных вознаграждений, начисленных (выплачиваемых) плательщиками страховых взносов независимо о наличия или отсутствия указания на данные выплаты в трудовом договоре.
Подробно доводы апеллянта изложены в тексте апелляционной жалобы.
ОАО "РЖД" в представленном в материалы дела отзыве на апелляционную жалобу не соглашается с ее доводами и просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268, АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска проведена выездная проверка открытого акционерного общества "Российские железные дороги" по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления (уплаты) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд российской Федерации по месту нахождения обособленного подразделения Западно-Сибирского регионального общего центра обслуживания - структурного подразделения центра корпоративного учета и отчетности "Желдоручет" - филиала (далее обособленное подразделение, Желдоручет) открытого акционерного общества "Российские железные дороги" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014.
Проверкой установлено занижение базы для начисления страховых взносов на общую сумму выплат, начисленных страхователем в пользу застрахованных лиц в сумме 4 236 052, 85 руб. в связи с невключением в базу, облагаемую страховыми взносами, выплат работникам : 1. по частичной плате стоимости приобретения санаторно-курортных путевок работникам в 2014 году в сумме 3 833 873, 04 руб.
2 по частичной компенсации затрат работников на занятие физической культурой и спортом в 2014 году в сумме 315 734, 00 руб. руб.
3.по компенсации работникам затрат по компенсируемому индивидуальному
социальному пакету в 2014 году по элементам:
-отдых и санаторно-курортное лечение в сумме 11 400, 00 руб.;
-оплата медицинских услуг в сумме 4 400, 00 руб.;
- занятие спортом в сумме 52 300, 00 руб.;
- пользование детским садом в сумме 13 800 руб.
4.Суммы непринятых органом ФСС (филиал N 2) расходов за 2012 год в
сумме 4 845, 81 руб.
Выявленные нарушения зафиксированы в акте N 064 002 15 АВ 0002033 от 25.12.2015., который вручен представителю страхователя 28.12.2015.
По результатам рассмотрения акта проверки с учетом возражений страхователя, решением N 064 002 16 РВ 0002033 от 10.02.2016 страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной п.1 ст.47 Закона N 12-ФЗ за неуплату или неполную уплату страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия) в виде взыскания штрафа в размере 179 984, 19 рублей, Обществу предложено уплатить недоимку по страховым взносам в сумме 901 234,19 руб. руб. и соответствующие пени в сумме 3 289, 05 руб.
Не согласившись с вынесенным решением, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности начисления страховых взносов и сумм пени.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Федеральный закон от 16.07.1999 N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование - часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является осуществляемое в соответствии с федеральным законом страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе, по не зависящим от них обстоятельствам.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 6 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ субъекты обязательного социального страхования - участники отношений по обязательному социальному страхованию.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 20 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Законом N 212-ФЗ и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 1 Закона N 212-ФЗ названный федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ (в ред. от 2011 г.) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Согласно части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.
Статьи 9 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающей перечень выплат, которые не подлежат обложению страховыми взносами, в частности, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Ответственность субъектов страхования за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных обязанностей по своевременной и полной уплате страховых взносов установлена статьей 47 Закона N 212-ФЗ.
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов, включая взыскание недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов осуществляется в порядке, установленном положениями статей 18, 19 - 23, 25 - 27 Федерального закона "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ
Согласно статье 3 Закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации осуществляют Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов).
Статья 15 Трудового кодекса РФ определяет трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьей 16 ТК РФ трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Статьей 129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 14.05.2013 N 17744/12, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты, которые начисляются работникам, представляют собой оплату их труда.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ч. 3 ст. 41 ТК РФ).
Таким образом, в отличие от трудового договора, который в соответствии со ст.ст. 15 и 16 ТК РФ регулирует именно трудовые отношения, коллективный договор согласно статье 40 ТК РФ регулирует социально-трудовые отношения.
Выплаты социального характера, основанные на коллективном договоре, не являющиеся стимулирующими, не зависящие от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд), в том числе и потому, что не предусмотрены трудовыми договорами. Следовательно, такие. выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Как следует из материалов дела, условиями коллективного договора общества на 2014-2016 годы в разделе 4 "Обязательства Работодателя" предусмотрено, что оплата труда осуществляется согласно Положению о корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных подразделений ОАО "РЖД", положениями об оплате труда работников структурных подразделений ОАО "РЖД", иным локальным нормативным актам по оплате груда, принятым Компанией в соответствии с трудовым законодательством РФ и с учетом мотивированного мнения выборного органа Профсоюза.
К таким выплатам относятся: компенсация ОАО "РЖД" стоимости путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников в подразделениях филиалов ОАО "РЖД", специализирующихся на санаторно-курортном лечении, оздоровлении и отдыхе, и в ОАО "РЖД-ЗДОРОВЬЕ", предусмотренная п.5.3.8 Коллективного договора; компенсация затрат работников на занятия физической культурой и спортом (абонементы в фитнес-клубы, платные секции и группы и т.д.), предусмотренная п.5.3.3 Коллективного договора; предоставление работникам компенсируемого социального пакета, в порядке установленном Компанией, предусмотренного п.5.3.12 Коллективного договора.
В целях выполнения пунктов 5.3.12 Коллективного договора утверждено распоряжение ОАО "РЖД" от 04.03.2011 N 465р "О компенсируемом социальном пакете работников ОАО "РЖД".
В соответствии с пунктом 2.1 Положения о компенсируемом социальном пакете, предоставляемом работникам ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 04.03.2011 N 465р, компенсируемый социальный пакет предоставляет возможность работнику компенсировать в пределах определенного лимита свои затраты на социальные услуги, включенные в утвержденный перечень.
Согласно пункта 4 Положения о компенсируемом социальном пакете в состав КСП входят в том числе, компенсация отдыха и санаторно-курортного лечения - предоставление работникам услуг отдыха в санаториях, профилакториях и т.п. (пп.1 п. 4 Состава КСП); компенсация оплаты медицинских УСЛУГ -предоставление работникам ОАО "РЖД" любых медицинских услуг любыми медицинскими учреждениями (пп.5 п.4 Состава КСП); компенсация оплаты детских садов - предоставление детям работников ОАО "РЖД" образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения, имеющего лицензию на образовательную деятельность (пп.7 п.4 Состава КСП); компенсация оплаты услуг спортивных учреждений - посещение работниками спортивных групп, секций, фитнес - центров и т.п. (пп. 9 п.4 Состава КСП).
КСП предоставляется работнику на основании его личного заявления.
В соответствии с п.7.3 Положения о компенсируемом социальном пакете получатели КСП могут либо самостоятельно оплатить выбранные элементы КСП и получить затем компенсацию в пределах установленного лимита, либо воспользоваться услугой у контрагента - поставщика услуги, с которым филиал заключил договор.
Таким образом, событие, с которым связана компенсация затрат работников, имеет непосредственное отношение к конкретному работнику и не связано с трудовыми взаимоотношениями между работником и обществом.
Учитывая изложенное, а также то, что данные выплаты, основанные на коллективном договоре, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения работы, они не являются стимулирующими, не относятся к оплате труда работников и подлежат квалификации как выплаты социального характера.
Доказательств, свидетельствующих о том, что спорные выплаты являлись оплатой труда работников или иным вознаграждением за труд, то есть носили систематический характер, зависели от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы в материалы дела не представлено. Указание на спорные выплаты в коллективном договоре не является безусловным доказательством того, что спорные выплаты по существу подлежат квалификации в качестве оплаты труда.
В связи с изложенным, оценив в совокупности представленные доказательства и фактические обстоятельства дела, суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Новосибирска от 10.02.2016 N 064 002 16 РВ 0002033 в части доначисления страховых взносов в сумме 900, 348, 36 руб. (за счет включения в базу для исчисления взносов суммы на оплату санаторно-курортных путевок в размере 3 833 573, 04 руб., суммы компенсации затрат на занятие спортом в размере 315 734, 00 руб., суммы компенсации работникам затрат по компенсируемому индивидуальному социальному пакету в размере 81 900, 00 руб., суммы непринятых расходов, произведенных с нарушением законодательства РФ в размере 1 577, 13 руб.), начисления штрафа в размере 179 984, 19 руб. и пени в сумме 1 882, 86 руб. является незаконным и нарушает права и законные интересы ОАО "Российские железные дороги" в сфере экономической деятельности.
Что касается эпизода доначисления страховых взносов на непринятые органом ФСС (филиал N 2) расходов по оплате листка нетрудоспособности работнику ОАО "РЖД" Шейнфельд Ю.Г. за 2012 год в сумме 1 577 руб., суд обоснованно руководствовался положениями статьи 69 АПК РФ, указав на преюдициальное значение судебного акта, вступившего в законную силу по делу N А45-27727/2015.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о незаконности решения от 10.02.2016 N 064 002 16 РВ 0002033 и нарушении прав и интересов ОАО "РЖД".
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
При таких обстоятельствах принятое арбитражным судом первой инстанции решение в обжалуемой части является законным и обоснованным, судом исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 08 июля 2016 года по делу N А45-3189/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
А.Ю. Сбитнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-3189/2016
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 декабря 2016 г. N Ф04-6142/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала Западно-Сибирская Железная дорога
Ответчик: Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Новосибирска