г. Владимир |
|
28 сентября 2016 г. |
Дело N А38-3464/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21.09.2016.
Постановление в полном объеме изготовлено 28.09.2016.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А.
рассмотрел в открытом судебном заседании без вызова сторон апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл
на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.06.2016 по делу N А38-3464/2016, принятое судьей Коноваловым И.М. в порядке упрощенного производства
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Инициатива" (ИНН 1216000823, ОГРН 1021202252796) о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл от 31.03.2016 N 03-62/08-19.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
На основании поручения от 18.03.2016 N 08-43/5 Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл (далее по тексту - Инспекция) провела проверку полноты учета обществом с ограниченной ответственностью "Инициатива" (далее по тексту - Общество) выручки денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов и соблюдения порядка работы с денежной наличностью в обособленном подразделении торговый отдел "Изумруд".
По результатам проверки оформлен акт от 18.03.2016 N 5.
Установив в действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уполномоченное должностное лицо Инспекции составило в отношении него протокол об административном правонарушении от 21.03.2016 N 08-19.
Рассмотрев названный протокол и материалы проверки, 31.03.2016 начальник Инспекции вынес постановление N 03-62/08-19 о назначении Обществу административного наказания по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с требованием о признании его незаконным и отмене.
Решением от 28.06.2016 заявленное требование удовлетворено.
В апелляционной жалобе Инспекция считает, что основания для применения судом по делу об административном правонарушении положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда без изменения.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушений предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Центральным банком Российской Федерации утверждено Указание от 11.03.2014 N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее - Указание).
Согласно пункту 4.1 Указания Банка России N 3210-У кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами 0310001, расходными кассовыми ордерами 0310002.
Пунктом 4.6 Указания Банка России N 3210-У установлено, что поступающие в кассу наличные деньги, за исключением наличных денег, принятых при осуществлении деятельности платежного агента, банковского платежного агента (субагента), и выдаваемые из кассы наличные деньги юридическое лицо учитывает в кассовой книге 0310004.
Записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001, расходному кассовому ордеру 0310002, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги (полное оприходование в кассу наличных денег).
В конце рабочего дня кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег и проставляет подпись.
Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером (при их отсутствии - руководителем) и подписываются лицом, проводившим указанную сверку.
Обособленные подразделения передают юридическому лицу копию листа кассовой книги 0310004 в порядке, установленном юридическим лицом с учетом срока составления юридическим лицом бухгалтерской (финансовой) отчетности (абзац 7 пункта 4.6).
Таким образом, в соответствии с абзацем 7 пункта 4.6 Указания N 3210-У каждое обособленное подразделение обязано вести кассовую книгу, совершать определенные операции по оприходованию наличных денежных средств в день их поступления (оформить приходные кассовые ордера о поступивших наличных денежных средствах в кассу подразделения, внести запись в кассовую книгу обособленного подразделения) и передавать лист кассовой книги (после выведения остатка наличных денег на конец рабочего дня) юридическому лицу.
Следовательно, неоприходование в кассу денежной наличности есть несоблюдение совокупности действий, совершаемых в день её поступления, в том числе не оформление приходных кассовых ордеров и не внесение записей по приходу наличности в кассовую книгу.
Из оспариваемого постановления усматривается, что Обществу вменяется нарушение, выразившееся в неоприходовании в кассу обособленного подразделения денежной наличности за период с 01.03.2016 по 18.03.2016 в общей сумме 70 227 рублей.
Как следует из материалов дела, за указанный период в кассу обособленного подразделения поступила выручка в сумме 69 497 рублей (л.д. 10-34).
При этом денежные средства в сумме 2 090 рублей были выданы клиентам по возвращенным ими кассовым чекам (ошибочно пробитым чекам) 06.03.2016 (л.д. 18), в сумме 730 рублей - 07.03.2016 (л.д. 20), в сумме 536 рублей и 3 237 рублей - 15.03.2016 (л.д. 30), в сумме 4 612 рублей - 18.03.2016 (л.д. 33) (всего -11 205 рублей).
Денежные средства были возвращены из операционной кассы с оформлением акта о возврате денежных средств по форме N КМ-3 (пункт 4.2 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением от 30.08.1993 N 104).
Соблюдение требований к оформлению возврата денежных средств покупателям за возвращенный товар или сумм, ошибочно пробитых по ККТ кассиром-операционистом, является основанием для уменьшения выручки на возвращенную сумму.
Тем самым общая сумма поступивших в кассу торгового отдела "Изумруд" за период с 01.03.2016 по 18.03.2016 денег составила 52 722 рубля.
Как усматривается из материалов дела, приходные и расходные кассовые ордера обособленным подразделением Общества оформлялись. Однако кассовая книга на момент проведения проверки в торговом отделе "Изумруд" отсутствовала.
Согласно учетной политике, утвержденной в Обществе, кассовые документы обособленных подразделений (приходные и расходные ордеры, копия листа кассовой книги, акты о возврате денежных сумм покупателям, отчеты кассира, кассовая книга), авансовые отчеты, приказ об установлении лимита остатка кассы хранятся по месту нахождения бухгалтерии головной организации. Контроль за ведением кассовой книги обособленных подразделений осуществляет главный бухгалтер (л.д. 39-41).
Между тем торговый отдел "Изумруд" расположен в г. Звенигово, тогда как головной офис (касса) Общества находится в г. Волжске. Кассовая книга по смыслу Указания N 3210-У должна заполняться ежедневно, поэтому предполагается хранение кассовой книги в обособленном подразделении. Копию листа кассовой книги 0310004 обособленное подразделение должно передавать юридическому лицу, чем обеспечивается контроль за ведением кассовой книги со стороны главного бухгалтера. Тем самым отсутствие в обособленном подразделении кассовой книги правомерно расценено налоговым органом как нарушение порядка ведения кассовых операций.
Представленная в материалы дела кассовая книга обособленного подразделения свидетельствует о неполном оприходовании денежных средств. Так, 04.03.2016 в кассу отдела поступила выручка в размере 10 748 рублей (л.д. 14, 44). При этом в кассовой книге за 04.03.2016 отражен приход в размере 10 000 рублей (л.д. 120).
В кассу 08.03.2016 поступило 8 075 рублей (л.д. 22). В кассовую книгу оприходовано 7 000 рублей (л.д. 121).
В кассу обособленного подразделения 11.03.2016 поступила денежная наличность в общей сумме 3 012 рублей (л.д. 24, 44). Однако указанная сумма в кассовой книге не отражена (л.д. 119-123).
В кассовой книге обособленного подразделения за весь проверяемый период не заполнены графы "остаток на начало дня", "остаток на конец дня" (л.д. 119-123).
Изложенные обстоятельства подтверждаются актом проверки от 18.03.2016 N 5, протоколом об административном правонарушении от 21.03.2016 N 08-19, установленным фактом не ведения обособленным подразделением кассовой книги.
При изложенных обстоятельствах, вывод Инспекции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует материалам дела.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 данного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Установив фактические обстоятельства по делу, оценив имеющиеся в деле доказательства, оценив характер и степень общественной опасности содеянного, руководствуясь принципами справедливости, соразмерности и целесообразности назначения наказания, суд первой инстанции пришёл к обоснованному выводу о малозначительности административного правонарушения, совершенного Обществом.
Оснований для переоценки данного вывода суд апелляционной инстанции не усматривает.
Таким образом, Арбитражный суд Республики Марий Эл полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.06.2016 по делу N А38-3464/2016 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Марий Эл оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А38-3464/2016
Истец: ООО Инициатива
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по РМЭ