г. Челябинск |
|
13 июня 2017 г. |
Дело N А76-30578/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2017 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2017 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Малышева М.Б.,
судей Арямова А.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шелонцевой Т.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 марта 2017 года по делу N А76-30578/2016 (судья Кунышева Н.А.).
В заседании приняли участие представители:
публичного акционерного общества "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" - Курбатова Е.А. (доверенность от 09.01.2017),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области - Халикова Н.В. (доверенность от 12.01.2017 N 04-14/130), Либик Е.В. (доверенность от 09.01.2017 N 04-14/102).
Публичное акционерное общество "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" (далее - заявитель, ПАО "Уралавтоприцеп", налогоплательщик, общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением о признании незаконным решения от 12.09.2016 N 21136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение от 12.09.2016 N 21136, решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области (далее - заинтересованное лицо, Межрайонная ИФНС России N 22 по Челябинской области, налоговый орган) в части привлечения к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс).
Решением арбитражного суда первой инстанции от 31.03.2017 по настоящему делу в удовлетворении заявленных требований налогоплательщику отказано.
В апелляционной жалобе налогоплательщик просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить. По мнению подателя апелляционной жалобы арбитражным судом первой инстанции при принятии решения допущено неправильное применение норм материального права, а также допущено неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. В частности заявитель лицо ссылается на то, что арбитражным судом первой инстанции необоснованно не учтено то, что статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации не предусмотрена ответственность за представление налоговой декларации в электронном виде по неустановленному формату. В данном случае по мнению ПАО "Уралавтоприцеп" арбитражным судом первой инстанции не учтено, что 24.01.2016 заявителем была представлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 4 квартал 2015 года в формате xls. Файлы с расширением.xls являются электронными таблицами, созданным при помощи программы Microsoft Exсel, которая входит в программный пакет Microsoft Offuce. В этой связи довод Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области о том, что данный формат не может быть открыт, является сомнительным, так как Microsoft Exсel является стандартной программой, установленной на всех компьютерах. Помимо данного, податель апелляционной жалобы ссылается на то, что арбитражный суд первой инстанции при принятии решения по настоящему делу необоснованно не принял во внимание положения п. п. 1.4, 2.8 Методических рекомендаций по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ (далее - Методические рекомендации). В нарушение условий указанных Методических рекомендаций, уведомление об отказе в приеме налоговой декларации, представленной 25.01.2016, с указанием причин, от налогового органа налогоплательщику не поступало, в связи с чем, применительно к условиям п. 3 ст. 81 НК РФ заявитель должен быть освобожден от ответственности за совершение налогового правонарушения.
В представленном отзыве на апелляционную жалобу налоговый орган просит оставить решение арбитражного суда первой инстанции без изменения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу об отсутствии в данном случае совокупности условий, предусмотренных ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Выводы арбитражного суда первой инстанции являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам и оснований для переоценки данных выводов суд апелляционной инстанции не находит.
Как следует из имеющихся в деле доказательств, по результатам представленной ПАО "Уралавтоприцеп" налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость (корректировка N 4) за 4 квартал 2015 года, представленной налогоплательщиком в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 22 по Челябинской области, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка, по результатам которой заинтересованным лицом 20.07.2016 был составлен акт N 29297 (т. 1, л.д. 15 - 21), а 12.09.2016 было вынесено решение N 21136 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (т. 1, л.д. 36 - 45). Указанным решением ПАО "Уралавтоприцеп" привлечено к ответственности, предусмотренной: п. 1 ст. 122 НК РФ, (с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса), штрафу 175 379,60 руб. за неполную уплату налога на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года в результате иного неправильного исчисления налога; п. 1 ст. 119 НК РФ (с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса), штрафу 537 022,42 руб. за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года в налоговый орган по месту учета. Также налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года в сумме 1 753 796 руб. и начисленные на основании ст. 75 НК РФ пени по НДС, составившие 114 372,45 руб.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области от 17.11.2016 N 16-07/005538 (т. 1, л.д. 22 - 28) решение нижестоящего налогового органа изменено путем отмены в резолютивной части решения: подпункта 1 пункта 3.1 в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 122 НК РФ, с учетом пункта 1 статьи 112 пункта 3 статьи 114 НК РФ, в сумме 175 379,60 руб.; подпункта 2 пункта 3.1 в части начисления НДС за 4 квартал 2015 года в сумме 1 753 796 руб.; подпункта 3 пункта 3.1 в части начисления пени по НДС в сумме 114 372,45 руб.; пункта 3.1 в части начисления штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ, с учетом пункта 1 статьи 112, пункта 3 статьи 114 НК РФ, в сумме 43 844,90 руб.; пункта 3.1 в части "Итого", в том числе, недоимка в размере 1 753 796 руб., пени в размере 114 372,45 руб., штрафы в размере 219 224,50 руб. В остальной части решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения и утверждено, апелляционная жалоба налогоплательщика оставлена без удовлетворения.
Основанием для привлечения ПАО "Уралавтоприцеп" к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ (с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 Кодекса) послужил следующие установленные налоговым органом обстоятельства.
ПАО "Уралавтоприцеп" в Межрайонную ИФНС России N 22 по Челябинской области посредством телекоммуникационных каналов связи через специализированного оператора связи ЗАО ПФ СКБ "Контур" 25.01.2016 направлено обращение, поступившее в налоговый орган по месту учета налогоплательщика также 25.01.2016.
Данный факт подтвержден имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами:
- подтверждением даты отправки 25.01.2016 в 10.36.25 документа в файле IU_OBRNP_7460... (информация о документе: обращение налогоплательщика в темой. письмо от 25 января) (т. 2, л.д. 41);
- извещением о получении электронного документа IU_OBRNP_7460... 25.01.2016 (т. 2, л.д. 42);
- обращением налогоплательщика (т. 2, л.д. 43 - 48).
В последующем, 08.02.2016 ПАО "Уралавтоприцеп" в Межрайонную ИФНС России N 22 по Челябинской области по телекоммуникационным каналам связи через специализированного оператора связи ЗАО ПФ СКБ "Контур" была направлена первичная налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года, поступившая в налоговый орган по месту учета налогоплательщика также 08.02.2016.
Данный факт подтвержден имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами:
- подтверждением даты отправки 08.02.2016 в 10.12.11 документа в файле NO_NDS_7460... (информация о документе: налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость; первичный; за IV квартал 2015) (т. 2, л.д. 50);
- извещение о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) в электронной форме (т. 2, л.д. 52).
В силу условий пп. 4 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 5 статьи 174 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 Кодекса.
При представлении налоговой декларации на бумажном носителе в случае, если настоящим пунктом предусмотрена обязанность представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме, такая декларация не считается представленной.
В силу условий пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации, следующими категориями налогоплательщиков (плательщиков страховых взносов):
налогоплательщиками (плательщиками страховых взносов), среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек.
В соответствии с пунктом 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Пунктом 6 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налоговая декларация (расчет) представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с настоящим Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (п. 7 ст. 80 НК РФ).
Приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н утвержден Административный регламент (далее - Административный регламент) Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (далее - государственная услуга) устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий), осуществляемых Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), территориальными налоговыми органами и их должностными лицами, а также порядок взаимодействия между структурными подразделениями налоговых органов и их должностными лицами, налоговых органов с налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами, их представителями, иными федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами управления государственными внебюджетными фондами, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги.
Государственная услуга по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов) (п. 18 Административного регламента).
Государственная услуга предоставляется ФНС России, ее территориальными органами - управлениями ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее - управления ФНС России, УФНС России), межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, инспекциями ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекциями ФНС России межрайонного уровня (далее - инспекции ФНС России, ИФНС России) (п. 19 Административного регламента).
Результатом предоставления государственной услуги является бесплатное информирование (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также прием (отказ в приеме) налоговых деклараций (расчетов) либо направление уведомления (сообщение) заявителю о непредоставлении государственной услуги (п. 21 Административного регламента).
Пунктом 28 Административного регламента установлено, что основаниями для отказа в приеме налоговой декларации (расчета) являются:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
В силу условий подпункта 2 пункта 30 Административного регламента основаниями, при наличии которых государственная услуга не предоставляется, являются содержащиеся в запросах просьбы о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах.
Срок и порядок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги в налоговых органах определяются настоящим Административным регламентом применительно к конкретной административной процедуре (п. 36 Административного регламента).
Согласно пункту 111 Административного регламента основанием для индивидуального информирования в соответствии с настоящим подразделом является обращение заявителя с запросом в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по ТКС (далее - запрос по ТКС) в инспекцию ФНС России по месту его учета.
Рекомендованная форма запроса по ТКС приведена в приложении N 7 к настоящему Административному регламенту.
В соответствии с пунктом 115 Административного регламента при получении запроса по ТКС должностное лицо структурного подразделения, ответственного за прием запросов по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения такого запроса проверяет с использованием программного обеспечения налоговых органов наличие оснований, указанных пункте 27 настоящего Административного регламента.
При отсутствии оснований для отказа в приеме запроса по ТКС указанное должностное лицо выполняет следующие действия:
1) регистрирует запрос по ТКС, формирует извещение о получении электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата);
2) отправляет извещение о получении электронного документа заявителю.
Согласно пункту 116 Административного регламента при наличии хотя бы одного из оснований для отказа в приеме запроса по ТКС (пункт 27 настоящего Административного регламента) должностное лицо структурного подразделения, ответственного за прием запросов по ТКС, в течение одного рабочего дня с момента получения такого запроса выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия:
1) формирует уведомление об отказе в приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и указанием причин отказа или сообщение об ошибке (в случае невозможности расшифровать запрос по ТКС);
3) отправляет уведомление об отказе в приеме (сообщение об ошибке) заявителю.
Согласно пункту 117 Административного регламента датой направления запроса по ТКС заявителем в инспекцию ФНС России через оператора электронного документооборота считается дата, зафиксированная в подтверждении даты отправки.
В соответствии с пунктом 118 Административного регламента запрос по ТКС считается принятым инспекцией ФНС России, если заявителю поступило извещение о получении электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата).
Датой получения запроса по ТКС инспекцией ФНС России считается дата, указанная в извещении о получении электронного документа.
Пунктом 119 Административного регламента установлено, что должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при получении запроса по ТКС в тот же рабочий день распечатывает этот запрос и передает его по реестру в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство.
В силу условий пункта 124 Административного регламента конечным результатом выполнения административной процедуры по индивидуальному информированию на основании запросов по ТКС являются:
1) индивидуальное информирование в электронной форме по ТКС;
2) письма о непредоставлении государственной услуги.
Приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ утверждены Методические рекомендации по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - Методические рекомендации) - разработанные в целях реализации порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) в соответствии со статьей 80 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н "Об утверждении Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов)".
Пунктом 1.2 Методических рекомендаций установлено, что они определяют последовательность электронного документооборота с использованием электронной подписи (далее - ЭП), соответствующей требованиям, установленным в системе юридически значимого электронного документооборота Федеральной налоговой службы при представлении налоговых деклараций (расчетов) и иных документов в электронной форме (далее - Система), по ТКС, перечень функций и периодичность их выполнения для каждого участника информационного взаимодействия (налогоплательщики (представители), налоговые органы, операторы электронного документооборота (далее - ЭДО)), которые должны быть реализованы в соответствующих программных продуктах.
Согласно пункту 1.4 Методических рекомендаций, в процессе электронного документооборота кроме направления налоговых деклараций (расчетов) участники информационного взаимодействия обмениваются также следующими технологическими электронными документами:
информационным сообщением о представительстве в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, формируемым уполномоченным представителем налогоплательщика для налогового органа в электронной форме (далее - информационное сообщение о представительстве);
квитанцией о приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме (далее - квитанция о приеме), формируемой налоговым органом, подтверждающей факт приема представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета);
уведомлением об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемым налоговым органом, подтверждающим факт отказа в приеме представленной налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа (далее - уведомление об отказе);
извещением о вводе сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), формируемым налоговым органом для налогоплательщика (представителя), подтверждающий факт переноса данных представленной налоговой декларации (расчета) в информационные ресурсы налогового органа (далее - извещение о вводе);
подтверждением даты отправки, формируемым оператором ЭДО или налоговым органом, содержащим данные о дате и времени отправки налогоплательщиком (представителем) налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС (далее - подтверждение даты отправки);
уведомлением об уточнении налоговой декларации (расчета) в электронной форме, формируемым налоговым органом, подтверждающим факт приема налоговой декларации (расчета), содержащей ошибки, с указанием таких ошибок, а также содержащий сообщение о необходимости представления пояснений или внесения соответствующих исправлений (далее - уведомление об уточнении);
а также следующими технологическими электронными сообщениями:
извещением о получении, формируемым получателем для отправителя, информирующее отправителя о получении электронного документа (далее - извещение о получении);
сообщением об ошибке, формируемым получателем для отправителя, информирующим отправителя о получении электронного документа, содержащего ошибки, или о невозможности его расшифровывания (далее - сообщение об ошибке).
В соответствии с пунктом 1.11 Методических рекомендаций при представлении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС представителем налогоплательщика документ (копия документа), дающим право на подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в декларации (расчете), предоставляется налоговому органу до направления налоговой декларации (расчета). Копия указанного документа сохраняется в налоговом органе в течение 3-х лет после истечения срока действия.
Документы, направляемые в налоговые органы, подписываются электронной подписью должностных лиц налогоплательщика (представителя) и оператора ЭДО, чьи полномочия установлены (подтверждены) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Документы, направляемые налоговым органом, подписываются с использованием средств электронной подписи, применяющихся для автоматического создания электронных подписей в Системе (п. 1.12 Методических рекомендаций).
При направлении налогоплательщику (представителю) квитанции о приеме декларации (расчета) также направляется ЭП налогового органа, которой заверена поступившая от налогоплательщика декларация (расчет) (п. 1.4 Методических рекомендаций).
Раздел 2 Методических рекомендаций регламентирует прием налоговых деклараций (расчетов) и документов в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
Получаемая налоговым органом налоговая декларация (расчет) формируется в электронной форме в соответствии с утвержденным форматом и порядком ее заполнения и подписывается ЭП налогоплательщика. Сформированная и подписанная налоговая декларация (расчет) и документы шифруются для налогового органа и направляются оператору ЭДО (п. 2.1 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 2.3 Методических рекомендаций при получении оператором ЭДО от налогоплательщика (представителя) для передачи в налоговый орган электронного документа (документов) программным обеспечением оператора ЭДО в течение двух часов выполняется следующая последовательность действий:
фиксируется дата отправки электронного документа (документов);
формируется подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и подписывается ЭП оператора ЭДО;
подтверждение даты отправки электронного документа (документов) и ЭП оператора ЭДО направляются налогоплательщику (представителю);
формируется набор логически связанных электронных документов и электронных подписей, а также сопутствующая транспортная информация, объединенные в один файл в соответствии с требованиями, установленными в Системе (далее - транспортный контейнер), содержащий подписанный ЭП налогоплательщика (представителя) зашифрованный электронный документ (документы) и подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов), и направляется в налоговый орган;
сохраняется подписанное ЭП оператора ЭДО подтверждение даты отправки электронного документа (документов).
Пунктом 2.5 Методических рекомендаций установлено, что налоговым органом не позднее четырех часов с момента получения электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя), осуществляет контроль на его соответствие положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям. Для документа (документов), соответствующего (соответствующих) указанным положениям, с помощью приемного комплекса налоговый орган выполняет следующую последовательность действий:
формирует извещение о получении электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) и подписывает своей ЭП;
формирует транспортный контейнер, содержащий подписанное ЭП налогового органа извещение о получении электронного документа (документов) и отправляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО;
проверяет подлинность ЭП оператора ЭДО, которой подписано подтверждение даты отправки;
формирует извещение о получении подтверждения даты отправки и подписывает своей ЭП;
формирует транспортный контейнер, содержащий подписанное ЭП налогового органа извещение о получении подтверждения даты отправки и отправляет оператору ЭДО;
сохраняет в хранилище электронных документов электронный документ (документы) налогоплательщика (представителя), подписанный (подписанные) ЭП налогоплательщика (представителя) и подтверждение даты отправки, подписанное ЭП оператора ЭДО.
Для электронного документа (документов), не соответствующего положениям пунктов 1, 2 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям, с помощью приемного комплекса формируется сообщение об ошибке, которое направляется зарегистрированному в Системе отправителю в открытом (не зашифрованном) виде. Процедура документооборота на этом прекращается.
В соответствии с пунктом 2.8 Методических рекомендаций налоговый орган в течение четырех часов с момента поступления электронного документа (документов) налогоплательщика (представителя) с помощью приемного комплекса выполняет следующую последовательность действий:
осуществляет первичный контроль в соответствии с пунктами 3 - 5 раздела I приложения N 1 к Методическим рекомендациям и, в случае выявления нарушений, формирует уведомление об отказе с указанием причин отказа, подписывает своей ЭП и сохраняет в хранилище электронных документов;
формирует транспортный контейнер, содержащий зашифрованное для налогоплательщика (представителя) подписанное ЭП налогового органа уведомление об отказе, и направляет налогоплательщику (представителю) через оператора ЭДО.
Приложение N 1 к Методическим рекомендациям регламентирует проверки, осуществляемые приемным комплексом налогового органа, а именно:
1. Проверка абонента-отправителя и типа вложения.
1.1. Проверка имени отправителя - файл поступил от зарегистрированного абонента (в Системе зарегистрирован электронный адрес с именем, совпадающим с наименованием электронного адреса отправителя).
1.2. Проверка маршрута документа - получатель является действующим участником информационного взаимодействия.
1.3. Проверка типа сообщения, которое должно начинаться с допустимого префикса (например: "Файл отчетности:") и содержать наименование документа.
1.4. Проверка соответствия имени вложения типу сообщения - имя вложения должно соответствовать требованиям формата представления к наименованию файлов и типу сообщения.
2. Проверка транспортного контейнера
2.1. Проверка уникальности имени файла - для каждого налогоплательщика или представителя (независимо от того, от скольких налогоплательщиков ему предоставлены полномочия) в рамках одного приемного комплекса налогового органа в каждый налоговый орган разрешена отправка файла с одним и тем же именем, только один раз.
2.2. Проверка транспортного контейнера на соответствие требованиям унифицированного формата транспортного контейнера.
2.3. Проверка содержания транспортного контейнера согласно описанию транспортной информации.
2.4. Проверка соответствия состава представленных файлов транспортного контейнера требованиям унифицированного формата транспортного контейнера.
Приказом Федеральной налоговой службы от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ утвержден Формат представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме (далее - Формат представления налоговой декларации), описывающий требования к XML файлам (далее - файл обмена) передачи в электронной форме налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в налоговые органы.
Пунктом 3 Формата представления налоговой декларации установлено в частности, что имя файла обмена должно иметь следующий вид:
R_T_A_K_O_GGGGMMDD_N, где:
R_T - префикс, принимающий значение NO_NDS;
A_K - идентификатор получателя информации, где: A - идентификатор получателя, которому направляется файл обмена, K - идентификатор конечного получателя, для которого предназначена информация из данного файла обмена <1>. Каждый из идентификаторов (A и K) имеет вид для налоговых органов - четырехразрядный код (код налогового органа в соответствии с классификатором "Система обозначения налоговых органов" (СОНО);
Имя файла, содержащего XML схему файла обмена, должно иметь следующий вид:
NO_NDS_1_003_00_05_05_xx, где xx - номер версии схемы.
Применительно к вышеизложенному, в рассматриваемой ситуации имеют место быть следующие обстоятельства.
ПАО "Уралавтоприцеп" в силу условий п. 3 ст. 80 Налогового кодекса Российской Федерации относится к категории налогоплательщиков, обязанных представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации в электронной форме.
Данный факт лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Довод налогоплательщика о том, что первичная налоговая декларация по НДС была представлена им в Межрайонную ИФНС России N 22 по Челябинской области в установленный срок 25.01.2016 при этом опровергается имеющимися в материалах настоящего дела доказательствами.
Так, из имеющихся в деле доказательств следует подтверждение даты отправки налогоплательщиком в налоговый орган 25.01.2016 в 10.36.25 документа в файле IU_OBRNP_7460... (информация о документе: обращение налогоплательщика в темой. письмо от 25 января) (т. 2, л.д. 41).
Извещением о получении электронного документа IU_OBRNP_7460... 25.01.2016 (т. 2, л.д. 42) налоговый орган подтвердил факт получения в указанную дату обращения, поступившего от ПАО "Уралавтоприцеп".
Обращение (запрос) налогоплательщика, поступившее 25.01.2016 в налоговый орган по месту учета имеется в материалах настоящего дела (т. 2, л.д. 43 - 48), и по своей форме и содержанию соответствует приложению N 7 к Административному регламенту, утвержденному приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (применительно к пункту 111 указанного Административного регламента, - то есть, является именно обращением налогоплательщика в налоговый орган и не может быть признано фактом подачи в установленный срок первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года.
Тот факт, что в приложении к упомянутому обращению ПАО "Уралавтоприцеп" (т. 2, л.д. 43) содержалась налоговая декларация по НДС за 4 квартал 2015 года (т. 2, л.д. 44 - 48) не имеет значения в силу следующего.
Административным регламентом установлены различные процедуры приема поступающих от налогоплательщиков обращений и налоговых деклараций, и соответственно различные процедуры дальнейшего рассмотрения налоговым органом поступивших от налогоплательщиков обращений и налоговых деклараций.
Выполняя требования пункта 115 Административного регламента, Межрайонная ИФНС России N 22 по Челябинской области направило налогоплательщику 25.01.2016 извещение о получении электронного документа IU_OBRNP_7460....
При этом применительно к пунктам 115, 116 Административного регламента, у Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области отсутствовал повод для отказа в приеме поступившего от ПАО "Уралавтоприцеп" обращения (запроса), учитывая отсутствие оснований, указанных в пункте 27 Административного регламента.
Обращение (запрос) налогоплательщика, содержащее в приложении налоговую декларацию, в данном случае, применительно к подпункту 2 пункта 30 Административного регламента, надлежит квалифицировать как просьбу налогоплательщика о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах.
В то же время, исходя из условий подпункта 2 пункта 30 Административного регламента, обращение (запрос) налогоплательщика, содержащий просьбу о подтверждении правильности применения законодательства о налогах и сборах, является основанием для непредоставления государственной услуги, но не является основанием для отказа в приеме соответствующего запроса (обращения) (основания для отказа в приеме обращения, как отмечено выше, в настоящем судебном акте, приведены в пункте 27 Административного регламента).
Соответственно руководствуясь пунктом 119 Административного регламента, поступившее от ПАО "Уралпавтоприцеп" обращение IU_OBRNP_7460... подлежало передаче в структурное подразделение, ответственное за делопроизводство.
Вышеперечисленные условия Административного регламента, применительно к существу поступившего от налогоплательщика документа (запроса) были исполнены Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области надлежащим образом.
Применительно к условиям Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС России от 31.07.2014 N ММВ-7-6/398@ и Формату представления налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость в электронной форме, утвержденному приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, по состоянию на 25.01.2016 налоговой декларации ПАО "Уралавтоприцеп" по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года не существовало, в связи с чем, у заинтересованного лица отсутствовала какая-либо обязанность извещать налогоплательщика о том, что соответствующая налоговая декларация не была принята, равно как, у налогового органа отсутствовала обязанность по совершению действий, регламентированных пунктом 2.5 упомянутых Методических рекомендаций.
Следует признать, что налоговый орган в данном случае действовал в соответствии с положениями Методических рекомендаций и Формату представления налоговой декларации, поскольку получив от ПАО "Уралавтоприцеп" 04.02.2016 файлы NO_NDS_7460..., направил налогоплательщику 04.02.2016 уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) в электронном виде (т. 2, л.д. 49), с причиной отказа "Регистрация уточненного расчета без первичного".
Данное обстоятельство послужило для налогоплательщика основанием для представления в налоговый орган 08.02.2016 первичной налоговой декларации по НДС за 4 квартал 2015 года в файле NO_NDS_7460... (т. 2, л.д. 50).
Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
Виновным в совершении налогового правонарушения признается лицо, совершившее противоправное деяние умышленно или по неосторожности (п. 1 ст. 110 НК РФ).
Налоговое правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, не осознавало противоправного характера своих действий (бездействия) либо вредного характера последствий, возникших вследствие этих действий (бездействия), хотя должно было и могло это осознавать (п. 3 ст. 110 НК РФ).
У налогоплательщика в данном случае имелась возможность надлежащего соблюдения условий пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 5 ст. 174 НК РФ, однако ПАО "Уралавтоприцеп" пренебрегло имеющейся у него возможностью.
Ссылки налогоплательщика на положения пункта 3 статьи 81 Налогового кодекса Российской Федерации, как на основание для освобождения от ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку соответствующие ссылки основаны на ошибочном толковании ПАО "Уралавтоприцеп" закона.
При решении вопроса о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения Межрайонной ИФНС России N 22 по Челябинской области были применены положения пп. 3 п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, в связи с чем. размер налоговой санкции был уменьшен по мотиву наличия обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение налогового правонарушения.
Оснований для дополнительного уменьшения размера налоговых санкций, и частичной отмены в связи с этим, оспариваемого решения налогового органа, суд апелляционной инстанции не усматривает.
При таких обстоятельствах арбитражный суд первой инстанции на законных основаниях отказал налогоплательщику в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции верно, нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Излишне уплаченная заявителем при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина в сумме 1500 рублей (платежное поручение от 26.04.2017 N 849167 на сумму 3000 рублей) в силу условий пп. 1 п. 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит возврату публичному акционерному обществу "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 31 марта 2017 года по делу N А76-30578/2016 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" - без удовлетворения.
Возвратить публичному акционерному обществу "Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов "Уралавтоприцеп" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 26.04.2017 N 849167 государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
М.Б. Малышев |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-30578/2016
Истец: ПАО "УРАЛАВТОПРИЦЕП", ПАО "ЧЕЛЯБИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД АВТОМОБИЛЬНЫХ ПРИЦЕПОВ "УРАЛАВТОПРИЦЕП"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 22 ПО ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ, Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области