Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 мая 2018 г. N Ф05-5790/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
19 февраля 2018 г. |
Дело N А40-188180/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 февраля 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Попова В.И.,
судей: |
Вигдорчика Д.Г., Мухина С.М., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Строфф"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2017 по делу N А40-188180/17, принятое судьей Паршуковой О.Ю.
по заявлению ООО "Строфф"
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы
третье лицо ИФНС России N 1 по г. Москве
о признании недействительными актов
при участии:
от заявителя: |
Клочков А.А. по доверенности от 24.11.17; |
от заинтересованного лица: |
Снегирева А.И. по доверенности от 26.12.17, Борисова К.И. по доверенности от 26.12.17; |
от третьего лица: |
Прокушенков В.М. по доверенности от 09.11.17; |
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Строф" (далее- Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г.Москвы (далее- Департамент) с требованием о признании недействительными актов N 4799 от 24.11.2016 г. и N 4800 от 24.11.2017 г., о выявлении нового объекта обложения; об обязании произвести действия.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2017 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, Общество подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Считает, что решение является незаконным, поскольку при его вынесении были неправильно применены нормы материального и процессуального права, также не были надлежащим образом исследованы обстоятельства дела, в связи с чем, изложенные в решении выводы не соответствуют данным обстоятельствам.
Судебное разбирательство было отложено в порядке ст. 158 АПК РФ.
В материалы дела от Департамента и третьего лица поступили отзывы на апелляционную жалобу, от заявителя поступили возражения на отзывы по апелляционной жалобе.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы и отзывов на неё, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется, исходя из следующего.
Спор рассмотрен в порядке, предусмотренном гл.24 АПК РФ.
При этом, как верно отмечено судом первой инстанции и не оспаривается сторонами, ответчик, в силу положений ст.418 НК РФ, Закона города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", Постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП, Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, наделен полномочиями по вынесению оспариваемых актов.
Из материалов дела следует, что Департаментом в ходе сбора сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контроля за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы было установлено, что Заявитель осуществляет торговую деятельность на площадях центра дизайна и интерьера EXPOSTROY, расположенного по адресу: г.Москва, Нахимовский проспект, д.24, стр.1, в трех объектах, а именно: Павильон 196, Павильон 197, Павильон 265. Указанные Объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Таким образом, ответчик пришел к выводу, что Общество является плательщиком торгового сбора, в связи с осуществлением розничной торговли обоями и сопутствующим им ассортиментом в приведенных выше торговых павильонах, относящихся к объектам стационарной торговой сети, не имеющих торговые залы.
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
По истечении установленного п. 4.1 Порядка срока ДЭПиР были составлены Акты N 4799, 4800 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором. Сопроводительным письмом от 30.11.2016 г. N ДПР-30-3460/16 Департамент направил указанные Акты в адрес заявителя.
Заявитель воспользовался указанным правом и обратился в адрес Департамента в установленный срок с жалобами об отмене актов.
Жалобы по поводу отмены актов N N 4799, 4800 были рассмотрены 27.04.2017 г. на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов налогообложения в г. Москве.
По итогам рассмотрения Комиссия приняла решение об отказе в отмене данных актов N N 4799, 4800, что подтверждается выпиской из протокола.
Учитывая приведенные обстоятельства спора, заявитель обратился с заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно указал на пропуск заявителем срока на подачу заявления в суд, а также на следующее.
Согласно п. 1 ст. 410 Налогового кодекса Российской Федерации торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон г. Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе", в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории г. Москвы.
Согласно п.1 ст.418 Налогового кодекса Российской Федерации орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в п. 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 ст.418 Налогового кодекса Российской Федерации определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно ст. 4 Закона города Москвы "О торговом сборе" полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного постановлением Правительства г. Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что заинтересованное лицо осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства г. Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в г. Москве.
В соответствии с положениями п. 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2 Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития г. Москвы (Уполномоченный орган).
Согласно п. 3.1 Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3 Порядка).
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения, п. 3.4 которого установлено, что список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Заявитель в апелляционной жалобе указывает, что торговые павильоны 196, 197, 265 представляют из себя единое помещение без проходов в виде витрин, и данное помещение, не может быть квалифицировано, как несколько отдельных павильонов.
Данный довод признается ошибочным.
В п.1 ст.412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Согласно п.1 и 2 ст. 413 Кодекса торговый сбор устанавливается в отношении осуществления торговой деятельности на объектах осуществления торговли.
Ст. 2 Закона о торговом сборе, в том числе, установлена ставка торгового сбора для торговли через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы.
В соответствии с положениями п. 4 ст. 413 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях главы 33 "Торговый сбор" Кодекса, в том числе, используются следующие понятия:
1) объект осуществления торговли в отношении видов торговли, указанных в пункте 2 статьи 413 Кодекса, - здание, сооружение, помещение, стационарный или нестационарный торговый объект или торговая точка, с использованием которых плательщиком осуществляется вид деятельности, в отношении которого установлен сбор;
2) торговля - вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады.
К объектам стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, согласно пункту 1.6. Постановления Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также- Порядок), относятся объекты:
-Расположенные в коридорах, холлах, вестибюлях отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений), а также нежилых помещений в многоквартирных домах объекты осуществления торговли, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.1. Порядка);
-Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые одной или несколькими организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов, в том числе через окно выдачи товаров, без доступа покупателей в помещение (п. 1.6.2. Порядка);
- Расположенные в многоквартирных домах или нежилых зданиях (строениях, сооружениях) нежилые помещения, используемые двумя и более организациями и (или) индивидуальными предпринимателями для продажи товаров и прохода покупателей и оснащенные оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов (п. 1.6.3. Порядка).
Таким образом, организации, ведущие торговлю, являются плательщиками торгового сбора только в случае использования объектов движимого или недвижимого имущества (объекта осуществления торговли), находящегося на территории города Москва, и при установлении ставки торгового сбора в отношении этого вида деятельности.
Понятие "торгового объекта" для целей торгового сбора прямо в налоговом законодательстве не определено. В соответствии со статьей 11 НК РФ в данном случае подлежат применению нормы отраслевого законодательства.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон о торговой деятельности) торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Судом установлено, что по фотографиям, сделанным в ходе проведения сбора, видно, что Заявитель осуществлял торговлю на площадях центра дизайна и интерьера EXPOSTROY, расположенного по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект, д. 24, стр. 1, в трех Объектах, а именно: Павильон 196, Павильон 197, Павильон 265.
Указанные Объекты оснащены оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Исходя из анализа представленных доказательств, в том числе, фотографий, приложенных к соответствующим Инфокартам видно, что разделение павильонов 196, 197, 265 на три объекта произведено самостоятельно самим пользователем исходя из марки реализуемых в них товаров (Eco, Collection for walls, Cole and son), что также заметно по стилю оформления объектов: разные наименования на каждом из павильонов, разный стиль оформления павильонов.
То обстоятельство, что три павильона 196, 197 и 265 являются отдельными торговыми объектами, подтверждается также тем, что для перехода из одного павильона в другой как покупателям, так и продавцу, необходимо выходить в помещение общего пользования -коридор, переход из одного павильона в другой без выхода в коридор невозможен.
Кроме того, из материалов дела следует, что изначально арендные отношения на каждый из павильонов оформлялись отдельными договорами.
23 января 2017 года заключен новый договор субаренды, но в нем также все три павильона указаны по отдельности (п. 1.1. Договора субаренды N ЭКС/17- 45/ТП/1А). Данное обстоятельство дополнительно подтверждает то, что каждое помещение используется как отдельный торговый объект.
Кроме того, в соответствии с п. 118 ГОСТ 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения"- отдел (секция, торговая зона) торгового предприятия - это часть площади торгового зала, предназначенной для продажи товаров определенной группы или определенных групп.
Пунктом 113 вышеуказанного ГОСТа предусмотрено, что в площадь торгового объекта входит площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей; площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
К площади торгового объекта не относят площадь подсобных, административно-бытовых помещений, транспортных коридоров, а также помещений для приемки, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не осуществляют обслуживание покупателей.
Таким образом, из анализа вышеуказанных положений следует вывод, что поскольку отдел торгового предприятия является частью площади торгового объекта, которая включает в себя, в том числе, площадь прохода для покупателей, то в случаи наличия у предприятия розничной торговли Отделов, все они должны быть соединены между собой таким образом, чтоб покупатели имели возможность перемещаться из одного отдела в другой не покидая площадь данного торгового объекта.
В тоже время, используемые Заявителем для осуществления торговой деятельности помещения не являются отделами одного торгового предприятия, поскольку не имеют между собой какого-либо прохода для покупателей. Для перехода из одного павильона в другой как покупателям, так и продавцу, необходимо выходить в помещение общего пользования, не являющееся частью какого-либо торгового объекта, - коридор, переход из одного павильона в другой без выхода в коридор невозможен.
Довод Заявителя относительно того, что квалификация арендуемых помещений в качестве объектов стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, не соответствует правовым нормам, является ошибочным.
ДЭПиР при принятии решения относительно того, является ли торговый объект объектом стационарной торговой сети, не имеющим торговых залов, или объектом стационарной торговой сети, имеющим торговые залы, опирается на данные, предоставленные Мосгорбти.
Поскольку торговые площади, арендуемые ООО "Строфф" для осуществления торговли, являются частью одного нежилого помещения, которое, помимо Заявителя, используется для осуществления предпринимательской деятельности и иными лицами, то данные помещения являются объектами стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями).
Материалами дела установлено, что на схеме, предоставленной Мосгорбти (приложение к Информационной карте), помещение, в котором находятся павильоны 196, 197, 265, является единым, не разделенным на торговые залы, выделение павильонов произведено искусственно арендодателем.
В связи с этим, торговые объекты, используемые Заявителем, являются объектами стационарной торговой сети, не имеющими торговых залов и, подпадают под определение 1.6.3. Порядка.
Исходя из изложенного, судом сделан обоснованный вывод о том, что ООО "Строфф" осуществляет торговлю через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговые залы, и является плательщиком торгового сбора по каждому из трех павильонов.
Соответственно, Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно составил Акты N N 4799, 4800 о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
Кроме того, как пояснил административный орган в суде, акты N N 4799, 4800, были направлены в адрес заявителя сопроводительным письмом от 30.11.2016 г. N ДПР-30-3460/16. Дополнительно в материалы дела был предоставлен реестр на отправку почтовой корреспонденции, подтверждающий факт направления актов N 4799, 4800 в адрес заявителя 09.11.2016 г.
Таким образом, судом установлено, что заявителем пропущен трехмесячный срок подачи заявления в суд.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении суда, которую поддерживает апелляционный суд.
Иное толкование норм права и оценка имеющихся в материалах дела доказательств, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
Расходы по уплате госпошлины по апелляционной жалобе распределяются в соответствии со ст.110 АПК РФ и подлежат отнесению на подателя жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 28.11.2017 по делу N А40-188180/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
В.И. Попов |
Судьи |
Д.Г. Вигдорчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.