г. Вологда |
|
06 июля 2018 г. |
Дело N А66-16461/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июля 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 06 июля 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Кутузовой И.В. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Орловой Ю.А.,
при участии от государственного казенного учреждения Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" Аистовой А.А. по доверенности от 25.06.2018, Герасева А.А. по доверенности от 18.06.2018, от Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области Шибанова Я.А. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тверской области апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 16 апреля 2018 года по делу N А66-16461/2017 (судья Рощина С.Е.),
установил:
государственное казенное учреждение Тверской области "Тверьоблстройзаказчик" (ОГРН 1116952010625, ИНН 6950133850; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тверской области (ОГРН 1036900080722, ИНН 6905005800; место нахождения: 170100, Тверская область, город Тверь, улица Советская, дом 23; далее - управление, УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения от 29.08.2017 и предписания от 29.08.2017 по делу N 05-6/1-187-2017.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Юникс-строй" (далее - ООО "Юникс-строй"), закрытое акционерное общество "Сбербанк-АСТ" (далее - ЗАО "Сбербанк-АСТ"), общество с ограниченной ответственностью "Строительно - монтажное управление N 7" (далее - ООО "СМУ N 7"), общество с ограниченной ответственностью "Тверская Реставрационная Компания" (далее - ООО "ТРК").
Решением Арбитражного суда Тверской области от 16 апреля 2018 года по делу N А66-16461/2017 заявленные требования удовлетворены.
УФАС с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, в частности Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), а также на несоответствие выводов суда, изложенным в решении, обстоятельствам дела.
ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" и третьи лица отзыве на жалобу не представили.
Третьи лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, учреждением 22.06.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение о проведении электронного аукциона на осуществление функций генерального подрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция дворца культуры "Шахтер" в г. Нелидово" и документация об аукционе; начальная (максимальная) цена контракта составляет 78 458 327 руб. 89 коп. Извещение от 22.06.2017 N 0836200001817000006.
В УФАС поступила жалоба участника закупки ООО "Юникс-Строй" на несоответствие положениям Закона 44-ФЗ документации об этом электронном аукционе в связи с тем, что нарушены требования к правилам описания объекта закупки, установлению объективных требований к товарам, а также имеет место некорректность инструкции по заполнению заявки.
По результатам проведенной в порядке пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки управлением принято решение от 29.08.2017 N 05-6/1-187-2017 (том 1, листы 12-28), которым жалоба ООО "Юникс-Строй" признана частично обоснованной (пункт 1 резолютивной части решения).
ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик", как заказчик, признан нарушившим требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 и пунктов 1 и 2 части 1 и части 2 статьи 33 Закона N 44-ФЗ (пункт 2), аукционная комиссия, созданная заказчиком, признана нарушившей требования частей 4 и 7 статьи 67 Закона о контрактной системе (пункт 3).
Постановлено также выдать учреждению, аукционной комиссии и оператору электронной площадки предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе (пункт 4) и передать материалы должностному лицу УФАС для принятия решения о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности (пункт 5).
Во исполнение указанного решения управлением ГКУ ТО "Тверьоблстройзаказчик" выдано предписание от 29.08.2017 об устранении нарушения в сфере закупок (том 1, листы 29-30).
Не согласившись с принятыми 29.08.2017 антимонопольным органом решением и предписанием, учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
При этом в силу положений части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 указанного Кодекса обязанность доказывания законности принятого решения возлагается на соответствующий орган, который его принял.
В рассматриваемом случае объектом закупки являлось осуществление функций генерального подрядчика и выполнение строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция дворца культуры "Шахтер" в г. Нелидово".
Виды и объемы работ, а также требования к применяемым материалам, используемых при выполнении работ, изложены в Технической части документации об аукционе в табличном виде.
Комиссией установлено, что техническое задание содержит требования к составным частям, химическим свойствам и компонентам товаров и (или) показателям товаров, значения которых становятся известными лишь при испытании определенной партии товара. Помимо того, установлены требования, отличающиеся от предусмотренных стандартами Российской Федерации, чем нарушены требования пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 3 части 3 статьи 66 и пунктов 1 и 2 части 1 и части статьи 33 Закона N 44-ФЗ.
Согласно статье 8 Закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В силу части 1 статьи 64 Закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: 1) наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; 2) требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно требованиям статьи 33 Закона N 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости); 2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункты 1 и 2 части 1).
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 названной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона).
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Из указанного следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны - не ограничить количество участников закупки.
Из представленных материалов следует и не оспаривается сторонами, что документация об аукционе прошла необходимое согласование.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), лицо, осуществляющее строительство, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации.
Следовательно, работы должны быть выполнены в полном соответствии с проектной документацией. Внесений изменений в документацию возможно только в порядке, установленном действующим законодательством.
В исполнении вышеуказанных норм, на основании проектной документации, прошедшей в установленном порядке государственную экспертизу, в документации об аукционе, с соблюдением технических регламентов и иных нормативных документов в области стандартизации, заказчиком установлены требования к применяемым материалам максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, при этом техническая часть документации не содержала требований к химическому составу и (или) компонентам товара, и (или) показателям технологии производств, также документация не содержала требований к участникам аукционе о наличие товара для выполнения работ по контракту.
При этом некоторые характеристики и показатели характеристик товара, установленные заказчиком в технической части документации об аукционе, неразрывно связаны с дальнейшей эксплуатацией реконструированного объекта капитального строительства.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) в целях удостоверения соответствия продукции, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров осуществляется подтверждение соответствия.
В соответствии с частью 2 статьи 25 Закона о техническом регулировании соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя: наименование и местонахождение заявителя; наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию; наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия; информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект; наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация; информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях; информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов; срок действия сертификата соответствия; информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов Российской Федерации, включенных в перечень документов по стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Следовательно, при наличии сертификата соответствия (качества) на товар, проводить дополнительные испытания для уточнения параметров товара не требуется, так как данный сертификат подтверждает соответствие товара указанному в нем техническому регламенту, также соответствие техническому регламенту указывается и на упаковке товара, и на сайтах производителей и продавцов товаров при описании их характеристик и показателей характеристик товара.
Таким образом, установление требований к характеристикам товара, отраженным в технической части документации в соответствии с требованиями проектной документации, не противоречит установленных норм законодательства в сфере закупок.
При подготовке первой части заявки, участнику закупки, достаточно указать характеристики и показатели характеристик товара в соответствии с требованиями, установленными в документации об аукционе, показатели и характеристики которых установлены в соответствии с техническими регламентами и документами в области стандартизации.
При этом, как верно отметил суд первой инстанции, любой участник закупки, в случае если у него возникают трудности в толковании положений документации об аукционе, вправе направить соответствующий запрос на адрес электронной площадки, где планируется проведение аукциона, однако таких запросов от участников не поступало, что позволяет сделать вывод о понимании требований документации и инструкции по заполнению заявки.
Довод о том, что об установлении в документации об аукционе требований к материалам и оборудованию, не соответствующих установленным нормативам в области стандартизации судом первой инстанции также обоснованно отклонен.
Как указано выше, в соответствии с частью 3 статьи 52 ГрК РФ, работы по реконструкции объектов капитального строительства должны выполняться в полном соответствии с проектной документацией, при этом отклонение от проектной документации допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Следовательно, при установлении в документации об аукционе требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам товаров используемых при выполнении работ по контракту, заказчик должен руководствоваться требованиями документов в области стандартизации и проектной документацией, которая является основополагающим документом при проведении работ по реконструкции объекта капитального строительства.
Проектная документация, в том числе локальные сметы на выполнение работ размещены заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок.
В проектной документации в разделе тепловые сети, отражено использование при выполнении работ по контракту, детектора повреждения стационарного аналогового одноуровневого ДПС-2А. Заказчиком в технической части документации об аукционе, определены и указаны функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики данного товара, которые полностью соответствуют функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам завода изготовителя.
В технической части документации об аукционе заказчиком, в частности, установлены требования к толщине гипсокартонного листа, к примеру, указано, что его толщина не должна быть менее 12,4 мм.
В соответствии с ГОСТ 6266-97 "Листы гипсокартонные. Технические условия", гипсокартонные листы могут выпускаться следующей толщины 6,5 мм, 8,0 мм, 9,5, 12,5 мм, 14 мм, 16 мм, 18 мм, 20 мм 24 мм, при этом согласно ГОСТу по согласованию изготовителя с потребителем могут быть изготовлены листы других номинальных размеров.
Таким образом, установление требований к гипсокартонным листам "толщина минимальное значение 12,5 мм" не является нарушением законодательства в сфере закупок и не ограничивает потенциальный круг участников закупки претендующих на заключения государственного контракта.
Также, в технической части документации об аукционе заказчиком установлены требования к трубе стальной водогоазопроводной с наружным диаметром 50 мм, а именно толщина стенки должна быть не менее 3,4 мм, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки значение 3,4 мм, исключалось.
Согласно ГОСТ 3262-75 "Трубы стальные водогазопроводные. Технические условия" трубы стальные водогоазопроводные оцинкованные могут быть изготавливаться следующих видов легкие, обыкновенные и усиленные, в зависимости от вида трубы определяется толщина стенки: легкая 3 мм, обыкновенная 3,5 мм, усиленная 4,5 мм. Техническая часть документации об аукционе не содержала указания на вид используемой трубы легкая или обыкновенная или усиленная, а содержала лишь указание на минимальное значение толщины стенки используемой трубы, участник закупки мог указать толщину стенки 3,5 мм, что соответствовало виду трубы обыкновенной или 4,5 мм, что соответствовало виду трубы усиленной.
В соответствии с пунктом 1.5 проекта государственного контракта допускается выполнение работ, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в проектно-сметной документации.
Также, в технической части документации об аукционе заказчиком установлены требования к трубе из полиэтилена наружный диаметр 50 мм, а именно толщина стенки не менее 2,8 мм, овальность после экструзии не более 1,5 мм, при этом в соответствии с инструкцией по заполнению заявки значение 2,8 мм по толщине и 1,5 мм по овальности после экструзии исключались, минимальное значение толщины стенки удовлетворяющее потребности Заказчика являлось 2,9 мм, максимальное значение овальности после экструзии 1,4 мм.
В соответствии с ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" размеры труб из полиэтилена зависит от марки полиэтилена, при этом допускается изготовлять трубы с предельными отклонениями.
В соответствии с ГОСТ 18599-2001 "Трубы напорные из полиэтилена. Технические условия" труба из полиэтилена наружный диаметр 50 мм, должна иметь толщину стенки 2,9 мм, при этом в соответствии с вышеуказанным ГОСТом, труба может выпускаться с предельным отклонением +0,4 мм, следовательно труба из полиэтилена наружный диаметр 50 мм может иметь толщину стенки от 2,9 мм до 3,3 мм, при этом положения ГОСТ допускают по согласованию с потребителем труб других предельных отклонений.
Таким образом, установление требований к трубе из полиэтилена наружный диаметр 50 мм, толщина стенки минимальное значение 2,9 мм не является нарушением законодательства в сфере закупок, и не ограничивает потенциальный круг участников закупки претендующих на заключения государственного контракта.
При рассмотрении заявленного в рамках настоящего дела требования суд первой инстанции принял во внимание также то, что целью правового регулирования Закона о контрактной системе проведения конкурентных процедур является не только обеспечение доступа к закупке как можно большему количеству участников, но и качественное удовлетворение потребностей государственного заказчика.
Требование о соответствии используемых материалов требованиям ГОСТов, соответствие которым должен декларировать изготовитель, а не исполнитель работ по государственному контракту, соответствует нормам и целям Закона о контрактной системе, способствует повышению эффективности, результативности осуществления закупок и не может ограничить круг исполнителей работ (участников закупки).
При рассмотрении спора по существу суд правомерно исходил из предмета, целей и принципов правового регулирования соответствующих закупок (статьи 1, 6, 8 Закона о контрактной системе), приоритета конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (статья 24 Закона), понятия электронного аукциона (часть 1 статьи 59 Закона), а равно специфики его организации и проведения.
Довод подателя жалобы относительно неотражения в судебном акте всех имеющихся в деле доказательств либо доводов сторон подлежит отклонению, поскольку не свидетельствует об отсутствии их надлежащей судебной проверки и оценки.
Изложенные в апелляционной жалобе иные доводы не опровергают выводов суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении и нарушении им норм материального и процессуального права, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта доводов, апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 16 апреля 2018 года по делу N А66-16461/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Тверской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
И.В. Кутузова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.