Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 4 февраля 2019 г. N 09АП-66390/18

 

г. Москва

 

04 февраля 2019 г.

Дело N А40-142662/17

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29 января 2019 года.

Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2019 года.

 

Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Проценко А.И.,

судей Алексеевой Е.Б., Кораблевой М.С., при ведении протокола судебного заседания секретарем Зиньковской Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу АО "Мосводоканал" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26 октября 2018 года по делу N А40-142662/2017, принятое судьей Т.Г. Голоушкиной по иску АО "Мосводоканал" (ИНН 7701984274) к ООО "Мосстройэксплуатация" (ИНН 7743064952) о взыскании денежных средств в сумме 718 119 руб. 42 коп.

при участии в судебном заседании представителей:

от истца: Каменская Е.Ю. по доверенности от 31.12.2018;

от ответчика: Сосновских В.П. по доверенности от 01.01.2019;

УСТАНОВИЛ:

АО "Мосводоканал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к ООО "Мосстройэксплуатация" о взыскании задолженности по договору холодного водоснабжения и водоотведения N 240773 от 15.05.2014 за период с 01.01.2017 по 31.03.2017 в размере 718 119 руб. 42 коп.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.11.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2018 решение Арбитражного суда города Москвы оставлено без изменения.

Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 01.08.2018 указанные решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.

Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2018 исковые требования удовлетворены частично.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований на сумму 269 185, 66 руб., принять по делу новый судебный акт, исковые требования удовлетворить в полном объеме, поскольку при принятии решения суд первой инстанции руководствовался Жилищным законодательством 2013 года, когда заявленный исковой период регулируется законодательством вступившим с силу с 01.01.2017, также в результате применения судом законодательства 2013 года, решение противоречит пп. "в" п. 4, п. 40 Правил N 354, абз. 3 п. 29 Правил N 306, п. 27 Приложения N 1 к Правилам N 306 в редакции, действующей с 01.01.2017.

Представитель истца доводы, изложенные в апелляционной жалобе поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании против доводов жалобы возражал, отзыв на жалобу не направил.

Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителя истца, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2018 года на основании следующего.

Как следует из материалов дела, между истцом АО "Мосводоканал" (Мосводоканал) и ответчиком ООО "Мосстройэксплуатация" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.05.2014 N 240773.

Стороны определили, что Мосводоканал обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду и водоотведение в сроки и порядке, предусмотренные договором (п. 1.1 договора).

Исходя из п. 5.1 договора количество отпущенной истцом воды и принятых от ответчика сточных вод определяется по показаниям средств измерения, установленных на водопроводных вводах и канализационных выпусках, указанных в Приложении N 1 к договору.

На основании п. 3.1 договора расчеты за полученную ответчиком питьевую воду и принятые сточные воды производятся согласно тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).

Как указал истец, за период с 01.01.2017 г. по 31.03.2017 г. он поставил ответчику холодную питьевую воду и принял сточные воды, и предъявил к оплате платежные документы, в которых содержатся данные о показаниях приборов учета, объемах отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод, применяемых тарифах и суммы, подлежащей оплате. Однако, ответчик, ресурс не оплатил, в результате чего задолженность ответчика перед истцом составила по его мнению 718 119 руб. 42 коп.

Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.

Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.

Расходы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества включены в плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N176-ФЗ).

Положения Федерального закона N 176-ФЗ, предусматривающие вышеуказанные расходы действуют с 1 января 2017 года.

Обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлена пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.12.16 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".

Таким образом, до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю.

При этом арбитражный суд так же указал, что расчет платы за водоотведение, не соответствует указанным требованиям, а значит является неправомереным. Условия договоров, предусматривающие такой порядок расчетов, являются незаконными, т.е. ничтожными. Кроме того, исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг (определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7767).

Кроме того, следует отметить, что определение объема водоотведения по совокупным показаниям объема водопотребления необоснованно, поскольку такой способ завышает объем оказанных услуг, так как принимает во внимание водоотведение из мест общего пользования, услуга по которым не оказывается.

На основании вышеизложенного, ООО "Мосстройэксплуатация" произвело расчет платы за водоотведение (сточные воды), по указанным многоквартирным жилым домам за период с января по март 2017 г., в соответствии с указанными требованиями жилищного законодательства на основании данных ГБУ г. Москвы "МФЦ города Москвы" МФЦ района Южное Бутово", при этом разница разногласий, составила 269 185 руб. 66 коп.

Как обоснованно установлено судом первой инстанции, отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу части 5 статьи 1 данного закона к отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Согласно части 1 статьи 14 Закона N 416-ФЗ по договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения.

В силу части 2 статьи 14 Закона N 416-ФЗ к договору водоотведения применяются положения договора о возмездном оказании услуг, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации, если иное не установлено названным Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Российской Федерации и не противоречит существу договора водоотведения.

В соответствии со статьей 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, приведенной нормой предусмотрена оплата стоимости услуг по факту их оказания.

Суд, рассмотрев спор с учетом всех обстоятельств, замечаний суда кассационной инстанции, пришел к обоснованному выводу, что поскольку услуги по водоотведению в данном случае оказывались потребителям в многоквартирном доме, к спорным правоотношениям подлежат применению Жилищный кодекс Российской Федерации и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354.

В силу ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов

потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти

субъектов Российской Федерации.

Порядок определения размера платы за коммунальные услуги регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, а порядок установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг - Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306.

В силу п. 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2013 N 344 из пп. "в" п. 4 Правил N 354 было исключено водоотведение из помещений, входящих в состав общего имущества МКД, из п. 29 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 исключен абзац 2, который определял порядок расчета норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению на ОДН. Указанные изменения вступили в силу с 01.06.2013.

Таким образом, с 01.06.2013 норматив потребления водоотведения на ОДН отменен.

Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета сточных вод объем (количества) коммунального ресурса, предоставленного за расчетный период на общедомовые нужды и приходящийся на конкретное жилое или нежилое помещение, рассчитывается как произведение доли в общей площади помещений, входящих в состав общего имущества многоквартирного дома, и норматива потребления коммунальной услуги по водоотведению, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, установленного в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (п. 48 Правил N 354, п. п. 10, 17 и формулы 10 и 15 Приложения N 2 к этим Правилам).

Следует учитывать, что в соответствии с пп."в" п. 21 Постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период (расчетный месяц) в МКД, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного прибора (общедомового) прибора учета или истечения его эксплуатации, определяется по формуле предусмотренной настоящим пунктом, и включает в себя объем коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в МКД, определенного исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в МКД, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ.

Кроме того, пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" установлена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 01.06.2017 утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и позицией ответчика, относительно того, что до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю.

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что ввиду того, что нормативы отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве не утверждены, следовательно, порядок расчета платы за водоотведение, предусмотренный договорами между АО "Мосводоканал" и ООО "Мосстройэксплуатация" не соответствует указанным требованиям, а значит неправомерен.

На основании вышеизложенного и принимая во внимание, что в многоквартирных домах отсутствовали общедомовые приборы учета сточных вод, суд первой инстанции правомерно учел возражения ответчика о необходимости расчета платы за водоотведение (сточные воды), по указанным многоквартирным жилым домам за период с января по март 2017 года, в соответствии с Правилами N 354 и Правилами N 124 исходя из объема коммунального ресурса, определенного за расчетный период в помещениях МКД, в связи с чем, исковые требования истца удовлетворил частично в сумме 448 933 руб. 76 коп.

Судебная коллегия, рассмотрев дело повторно, проверила правильность выводов суда первой инстанции, и считает, что арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований в части взыскания задолженности поскольку, к отношениям сторон в части определения объема поставленного коммунального ресурса (услуг по водоотведению), подлежат применению положения Правил N 354 независимо от того, каким образом сформулированы в договорах условия о порядке учета.

Кроме того, ООО "Мосстройэксплуатация" не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг (определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7767).

АО "Мосводоканал" необоснованно произвел начисление денежных средств за услугу "водоотведение" без учета норм жилищного законодательства, исходя из показаний обще домовых приборов учета холодной и горячей воды.

Определение объема водоотведения по совокупным показаниям объема водопотребления необоснованно, поскольку такой способ завышает объем оказанных услуг, так как принимает во внимание водоотведение из мест общего пользования, услуга по которым не оказывается.

В силу ст.ст. 65, 68 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается, и которые должны быть подтверждены определенными доказательствами.

При совокупности изложенных обстоятельств, суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.

Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда города Москвы от 26 октября 2018 года по делу N А40-142662/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.

 

Председательствующий судья

А.И. Проценко

 

Судьи

Е.Б. Алексеева
М.С. Кораблева

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.