г. Челябинск |
|
06 марта 2019 г. |
Дело N А76-37046/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2019 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Скобелкина А.П.,
судей Арямова А.А., Ивановой Н.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 на решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу N А76-37046/2018 (судья Зайцев С.В.).
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Порфирит" - Салихова И.О. (доверенность от 22.02.2019, паспорт);
Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 - Мунирова Е.В. (доверенность N104 от 31.12.2018, паспорт), Курчавова Е.В. (доверенность N96 от 31.12.2018, паспорт).
Общество с ограниченной ответственностью "Порфирит" (далее - ООО "Порфирит", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к государственному учреждению - Челябинскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 9 (далее по тексту - ГУ ЧРО ФСС РФ, Фонд) о признании незаконным решения N 85/76 от 11.10.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 53 940 руб. 75 коп., штрафа в сумме 10 788 рублей 15 копеек, пени в сумме 8 931 руб. 74 коп., о признании незаконным решения N 82 осс (д) от 11.10.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах, в части начисления недоимки по страховым взносам в сумме 26 495 руб. 11 коп., штрафа в сумме 5 299 руб.02 коп., пени в сумме 5 518 руб. 68 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Челябинской области (далее- МИФНС N 3).
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 требования общества удовлетворены, оспоренные решения Фонда признаны недействительными.
Не согласившись с принятым решением суда, Фонд (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт) обратился в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, в удовлетворении требований общества отказать.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что выплаченные в качестве компенсации за несвоевременную выплату заработной платы работникам денежные средства не облагаются страховыми взносами. Полагает, что указанные выплаты не включены в перечень, предусмотренный статьей 9 Закона N 125-ФЗ. В обоснование данного довода ссылается на письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27.04.2016 N 17-4/ООГ-701, от 23.10.2015 N 17-3/В-517, от 03.08.2015 N 17-3/В-398, от 15.03.2011 N 784-19, от 10.08.2017 N 02-05-11/52212.
Кроме того, отмечает, что судом не дана оценка доводам сторон относительно возможности применения к страхователю штрафных санкций, предусмотренных Федеральным законом N 212-ФЗ в ходе проверок, проводимых Фондом за периоды, истекшие до 01.01.2017.
Представитель Фонда в судебном заседании поддержал вышеуказанные доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель общества, в свою очередь, возражал против изложенных доводов апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. В обоснование своих возражений представил отзыв на апелляционную жалобу.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены, в том числе публично, посредством размещения информации на официальном Интернет-сайте, МИФНС N 3 своих представителей в судебное заседание не направила, заявила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей. С учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей третьего лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в Фондом проведена выездная проверка с ООО "Порфирит" целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС РФ за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт N 76 оос (д)
от 19.09.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки, Фондом вынесено решение N 82 осс (д) от 11.10.2018 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, согласно которому обществу доначислена недоимка в сумме 26 612 рублей 86 копеек, пени в размере 5 518 рублей 68 копеек, страхователь привлечен к ответственности по ч.1 ст.47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в сумме 5 322 рублей 57 копеек.
Кроме того, Фондом проведена выездная проверка с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в ФСС РФ за период с 01.01.2015 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт N 76 н/с от 19.09.2018.
По результатам рассмотрения материалов проверки, ответчиком вынесено решение N 85/76 от 11.10.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно которому обществу доначислена недоимка в сумме 54143 рублей 77 копеек, пени в размере 8 972 рублей 77 копеек, страхователь привлечен к ответственности по статье 26.29 Закона N125-ФЗ от 24.07.1998 в виде штрафа в сумме 11 006 рублей 35 копеек.
Не согласившись с решениями, вынесенными в ходе вышеуказанных проверок, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства, сделал вывод о том, что требования заявителя являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, оснований для вынесения спорных решений и привлечения общества к ответственности не имелось.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает,
нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее- Закон N 165-ФЗ) предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) (нормы закона приводятся в редакции, действующей в проверяемый период) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 названного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 данного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчётный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 Закона N 212-ФЗ.
Аналогичная норма предусмотрена в Федеральном законе от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ), согласно статье 20.1 которого объектом обложения страховыми взносами, а также базой для начисления страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Статьёй 9 Закона N 212-ФЗ установлен перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. В этот перечень включены все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (подпункт "и" пункта 2 части 1 указанной статьи Закона).
Как усматривается из материалов дела, основанием для вывода о необходимости доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 53 940,75 руб., соответствующих штрафа и пени, а также доначисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 26 495, 11 руб., соответствующих пени и штрафа, послужили выводы Фонда о том, что обществом допущено неправомерное занижение облагаемой страховыми взносами базы, а именно обществом в проверяемом периоде не исчислены страховые взносы в соответствующие фонды с выплаченных работникам компенсаций за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику.
Доводы апеллянта о необоснованности выводов суда первой инстанции о том, что компенсации за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, не облагаются страховыми взносами, рассмотрены и отклонены судом апелляционной инстанции. При рассмотрении доводов Фонда, суд полагает необходимым руководствоваться следующим.
Поскольку Закон N 212-ФЗ не содержит определения компенсационных выплат, связанных с выполнением трудовых обязанностей, этот термин используется в смысле, который придает ему трудовое законодательство.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
В соответствии со статьёй 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, а также в результате: избрания на должность; избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности; назначения на должность или утверждения в должности; направления на работу уполномоченными в соответствии с федеральным законом органами в счет установленной квоты; судебного решения о заключении трудового договора; признания отношений, связанных с использованием личного труда и возникших на основании гражданско-правового договора, трудовыми отношениями.
Трудовые отношения между работником и работодателем возникают также на основании фактического допущения работника к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного на это представителя в случае, когда трудовой договор не был надлежащим образом оформлен.
Статьёй 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику. Этой статьей предусмотрено, что при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.
Таким образом, названная выплата является компенсационной, на что прямо указано в статье 236 Трудового кодекса Российской Федерации, по своему характеру не относится к выплатам, предусмотренным статьёй 129 данного Кодекса, и не входит в систему оплаты труда.
Денежная компенсация, предусмотренная статьёй 236 Трудового кодекса Российской Федерации, является видом материальной ответственности работодателя перед работником, выплачивается в силу закона физическому лицу в связи с допущенными работодателем нарушениями, обеспечивая дополнительную материальную защиту трудовых прав работника.
На основании вышеизложенного, с учетом прямого указания подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, рассматриваемые компенсационные выплаты правомерно не включены обществом в базу для начисления страховых взносов. Письма Министерства труда и социальной защиты населения, Министерства финансов и Министерства здравоохранения и социального развития, на которые ссылается податель жалобы в обоснование своей позиции, носят информационных характер и не могут рассматриваться как обязательные к применению нормативные акты.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не рассмотрен вопрос о возможности применения к страхователю штрафных санкций в ходе проверок за периоды, истекшие до 01.01.2017 с учетом внесенных в законодательство изменений, не влияют на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. С учетом того, что судом установлен факт незаконности решений в части доначисления спорных страховых взносов, начисленные в связи с этим штрафные санкции также не подлежат применению, по причине фактического отсутствия нарушения закона со стороны страхователя. Таким образом, возможность применения к страхователю штрафных санкций в ходе проверок за периоды, истекшие до 01.01.2017, не имеет правового значения для рассмотрения вопроса о недействительности решений Фонда в оспоренных частях.
На основании изложенного, требования заявителя удовлетворены судом первой инстанции законно и обоснованно.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решение суда является правильным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, при рассмотрении дела судом установлена, исследована и оценена вся совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены вынесенного судебного акта, не установлено.
Взыскание с апеллянта государственной пошлины по апелляционной жалобе не производится ввиду его освобождения от уплаты при обращении в арбитражные суды (подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации).
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 20.12.2018 по делу N А76-37046/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Челябинского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 9 - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.П. Скобелкин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-37046/2018
Истец: ООО "ПОРФИРИТ"
Ответчик: ГУ ЧРО ФСС РФ филиал N9
Третье лицо: МИФНС России N 3 по Челябинской области