г. Москва |
|
28 мая 2019 г. |
Дело N А41-85999/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2019 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2019 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Коновалова С.А.,
судей Немчиновой М.А., Пивоваровой Л.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Русаковым В.О.,
при участии в заседании:
от ООО "Оптима": Гуров А.В., по доверенности от 10.10.2018;
от Администрации городского округа Мытищи Московской области: Быкова Д.А., по доверенности от 01.02.2019;
от Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области: не явились, извещены;
от ФГБУ "Национальный Парк "Лосиный Остров": не явились, извещены,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Оптима" на решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2019 года по делу N А41-85999/18, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Оптима" к Администрации городского округа Мытищи Московской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области, третье лицо: ФГБУ "Национальный Парк "Лосиный Остров", о признании недействительным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Оптима" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Администрации городского округа Мытищи Московской области, Главному управлению архитектуры и градостроительства Московской области со следующими требованиями:
1) Признать незаконным решение Администрации городского округа Мытищи Московской области об отказе в предоставлении Государственной услуги ""Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов", оформленное письмом от 02.08.2018 года N 12793.
2) Обязать Администрацию городского округа Мытищи Московской области заключить ООО "Оптима" договор купли-продажи земельного участка площадью 950 кв.м с кадастровым номером 50:12:0101904:137 из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования - "для обслуживания объекта недвижимости и размещения стоянки автотранспорта", адрес: установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира Московская обл., г. Мытищи, ул. Никитина, д.1, без проведения торгов по цене, определенной на основании постановления Правительства Московской области от 02.05.2012 N 639/16.
В качестве третьего лица в деле участвует Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение "Национальный Парк "Лосиный Остров"
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2019 года по делу N А41-85999/18 в удовлетворении исковых требований ООО "Оптима" отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "Оптима" обжаловало его в апелляционном порядке.
Стороны направили в судебное заседание своих представителей, представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель Администрации против указанных доводов возражал.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. ст. 121 - 124, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru), но не явившихся в заседание и не направивших своих представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 19.07.2018 ООО "Оптима" обратилось в Администрацию городского округа Мытищи Московской области с заявлением о предоставлении государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов".
В заявлении ООО "Оптима" просило предоставить ему земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101904:37, расположенный по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Никитина, д.1 на праве собственности.
Решением, оформленным письмом заинтересованного лица от 02.08.2018 N 12793 об отказе в предоставлении Государственной услуги "Предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена в собственность за плату без проведения торгов" в предоставлении указанной государственной услуги отказано.
Считая отказ Администрации городского округа Мытищи незаконным, заявитель обратился в суд с рассмтриваемыми требованиями.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ юридические лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными актов (действий, бездействия) органов местного самоуправления, если полагают, что оспариваемые акты (действия, бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Так, исходя из смысла вышеизложенных норм, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с ЗК РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Пунктом 1 статьи 39.1 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции (далее - уполномоченный орган) (статья 39.2 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа - земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Исходя из смысла названных норм следует, что выбор между выкупом земельного участка или приобретением права аренды основывается только на волеизъявлении собственника объектов недвижимости.
Орган местного самоуправления не вправе препятствовать заявителю в реализации предоставленных законом прав.
Статьей 39.14 ЗК РФ определен порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Как установлено материалами дела, заявителю принадлежит на праве собственности здание с кадастровым номером 50:12:0101904:119, расположенное по адресу: РФ, Московская обл., г. Мытищи, ул. Никитина, д.1, на основании договора купли-продажи от 30.05.2016, запись госрегистрации N 50-50/12/001/2016-4993/2 от 08.07.2016, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.Указанное здание расположено на земельном участке площадью 950 м кв., с кадастровым номером 50:12:0101904:37, адрес установлен относительно ориентира, расположенного в границах участка, адрес ориентира Московская обл., г. Мытищи, ул. Никитина, д.1.
Земельный участок принадлежит на праве аренды заявителю на основании договора уступки прав аренды от 17.08.2016, запись госрегистрации 50:12:010904:37-50/012/2017-1, что подтверждается договором переуступки прав аренды на земельный участок от 17.08.2016 и сведениями из ЕГРП.
19.07.2018 заявитель обратился к заинтересованному лицу посредством портала государственных услуг Московской области с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка по основаниям предусмотренным статьей 39.20 ЗК РФ.
При обращении за предоставлением госуслуги заявителем были предоставлены все предусмотренные соответствующим административным регламентом документы и соблюдены все формальности.
12.08.2018 Администрацией городского округа Мытищи Московской области принято решение, оформленное письмом N 12793, об отказе в предоставлении земельного участка. В качестве основания для отказа заинтересованное лицо ссылается на то, что "земельный участок с кадастровым номером 50:12:0101904:37 расположен в границах территорий земельных участков, отнесенных к несогласованным вопросам в части отображения границы территории и охранной зоны Национального парка "Лосиный остров".
Полагая отказ Администрации незаконным, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и ЗК РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Делая вывод о том, что спорный земельный участок относится к землям, изъятым из оборота, суд первой инстанции обоснованно указал следующее.
Национальный парк "Лосиный остров" образован постановлением Совета Министров РСФСР от 24.08.1983 N 401 "О создании Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.03.2000 N 280 природный национальный парк "Лосиный остров" отнесен к особо охраняемой территории федерального значения и переименован в национальный парк "Лосиный остров".
Границы охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлены решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" и Постановлением Правительства Москвы и Администрации Московской области от 29.04.1992 N 235- 113 - "О дальнейшем развитии Государственного природного национального парка "Лосиный остров".
Сведения о границах охранной зоны национального парка "Лосиный остров" внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ N 50.00.2.900) в порядке информационного взаимодействия органов государственной власти (информационное письмо N 50-10а-10-10575/15 от 2015-12-28).
Из взаимосвязанных положений пункта 4 статьи 95 ЗК РФ и пункта 10 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1995 N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для предотвращения неблагоприятных антропогенных воздействий на национальные парки на прилегающих к ним земельных участках и водных объектах устанавливаются охранные зоны.
В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Режим охранной зоны национального парка "Лосиный остров" установлен разделом VI Положения о Государственном природном национальном парке "Лосиный остров", утвержденного решением Исполкома Моссовета и Мособлисполкома от 10.10.1988 N 2130- 1344.
Согласно пункту 4 Положения предприятия, учреждения и организации, осуществляющие пользование землями, проводят свою хозяйственную деятельность с соблюдением природоохранных требований и режима охранной зоны и несут полную ответственность за санитарное состояние принадлежащих им территорий и непосредственно примыкающих к ним земель национального парка, а также за действия, влекущие за собой негативные последствия для природы Лосиного острова.
В соответствии с пунктом 35 Положения о национальном парке в пределах охранной зоны национального парка запрещается:
- строительство и эксплуатация промышленно-складских, коммунальных и других объектов, являющихся источниками отрицательного воздействия на природу парка;
- размещение свалок;
- проведение работ, влекущих за собой уничтожение природных охраняемых комплексов парка;
- применение на сельскохозяйственных угодьях, в лесах и городских зеленых насаждениях ядохимикатов, минеральных удобрений и других химических средств;
- размещение индивидуальных коллективных садов, огородов и гаражей; - охота и рыбная ловля.
Вместе с тем, пунктом 37 Положения, предусмотрено, что вдоль границ национального парка в обязательном порядке выделяется свободная от застройки 150-метровая полоса, подлежащая озеленению (местными видами растений) и благоустройству, в том числе с устройством спортивных и детских площадок.
Согласно пункту 4 статьи 15 Закона об ООПТ вопросы социально- экономической деятельности хозяйствующих субъектов на территориях соответствующих национальных парков и их охранных зон согласовываются с федеральными органами исполнительной власти (Минприроды России) в области охраны окружающей среды.
Такая обязанность также предусмотрена, пунктом 18 Положения о национальном парке "Лосиный остров", утвержденного приказом Минприроды России от 26.03.2012 N 82, где указано, что вопросы социально- экономической деятельности хозяйствующих субъектов, а также проекты развития населенных пунктов, находящихся на территории национального парка и его охранной зоны, согласовываются с Минприроды России.
В соответствии с Решением Мособлисполкома и Исполкома Моссовета от 04.05.1979 N 1190-543 "Об утверждении проекта планировки природного парка "Лосиный остров" (Бабушкинский, Куйбышевский и Сокольнический районы г. Москвы, Балашихинский и Мытищинский районы Московской области - лесопарковый защитный пояс г. Москвы)" границы охранной зоны проходят:
В лесопарковом защитном поясе г. Москвы и Щелковском районе:
От пересечения Московской кольцевой автомобильной дороги с Ярославским шоссе на северо-восток по Ярославскому шоссе до улицы Дзержинского (г. Мытищи), по улице Дзержинского до Ярославского направления Московской железной дороги, по Ярославскому направлению Московской железной дороги до станции Мытищи, от станции Мытищи до Ярославского шоссе по улицам (г. Мытищи) 3-й Спортивной и Профсоюзной, по Ярославскому шоссе на север до Пионерской улицы, по улицам (г. Калининград) Пионерской, Труда, Горького и Нахимова, по южным границам дачного поселка Болшево, по северным границам кварталов N 35, 36, 38, 39, 45 и 47 Щелковского лесничества, по южным границам деревень Серково и Жегалово, по восточным границам кварталов N 52, 54 и 55 Щелковского лесничества на юг до Щелковского шоссе, по границе технической зоны Щелковского шоссе (400 метров от оси на юг) до Московской кольцевой автомобильной дороги.
В соответствии с Приказом Минприроды РФ от 30.06.2010 N 232 "Об утверждении Положения о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Лосиный остров" границы охранной зоны проходят:
Московская область: от пересечения МКАД с Ярославским шоссе на северо-восток по Ярославскому шоссе до ул. Дзержинского (г. Мытищи), по ул. Дзержинского до Ярославского направления Московской железной Дороги, по Ярославскому направлению Московской железной дороги до ст. Мытищи, от ст. Мытищи до Ярославского шоссе по улицам Колонцова, Абрамова и Карла Маркса (бывш. 3-я Спортивная и Профсоюзная), по Ярославскому шоссе на северо-восток до Пионерской ул. (г. Королев), по улицам Пионерской, Калининградской, Горького, Нахимова, по северным границам кв. 2 - 7 Щелковского лесопарка, восточной границе кв. 7, южным границам дер. Серково и Жегалово (Жигалово) и г. Щелково до кв. 14 Щелковского лесопарка, по северной и восточной границе кв. 14 и 15 до Щелковского шоссе, по юго-восточной границе технической зоны Щелковского шоссе (400 м от оси) до МКАД.
По итогам изучения указанных границ охранной зоны и генерального плана г.о. Мытищи, апелляционный суд приходит к выводу, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0101904:37 входят в режим охранной зоны национального парка "Лосиный остров".
В своей апелляционной жалобе заявитель указывает, что вышеприведенные документы факт нахождения земельного участка в охранной зоне национального парка "Лосиный остров" не подтверждают.
Вместе с тем, каких-либо доказательств, опровергающих указанный вывод суда обществом не представлено. О назначении судебной экспертизы стороны ни в суде первой инстанции, ни в суде апелляционной инстанции не ходатайствовали.
Согласно части 2 статьи 35 ЗК РФ предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 ЗК РФ исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как разъяснено в пункте 13 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" согласно пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Федеральной службой земельного кадастра 17.02.2003 предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходима для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатаций конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Как следует из норм пункта 2 статьи 35, пункта 3 статьи 33 ЗК РФ площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При этом необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения определяется не экономическими интересами собственника недвижимого имущества, не характером осуществляемой им деятельности, а утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Как следует из материалов дела, площадь объекта недвижимости составляет 184,80 кв.м., а площадь земельного участка составляет 950 кв.м.
Таким образом, объект недвижимости занимает 19,45 % от общей площади земельного участка, и превышает объект недвижимости в 5,1 раза.
Исходя из изложенного, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2019 года по делу N А41-85999/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Коновалов |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.