г. Пермь |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А71-179/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 июля 2019 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Савельевой Н. М.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ситниковой Т.В.,
при участии:
от заявителя, автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" г. Ижевск - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республике - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" г. Ижевск,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 18 апреля 2019 года
по делу N А71-179/2019
принятое судьёй Иютиной О.В.
по заявлению автономного учреждения здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" г. Ижевск (ОГРН 1021801164373, ИНН 1826000849)
к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики г. Ижевск (ОГРН 1021801507518, ИНН 1833002893)
о признании незаконным акта от 14.12.2018 г. N 984,
по встречному заявлению Территориального фонда обязательного медицинского страхования Удмуртской Республике
к автономному учреждению здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
о взыскании 828 216,09 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и 82 821,61 руб. финансовой санкции,
установил:
Автономное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - заявитель, АУЗ УР "ССМП МЗ УР", учреждение, станция скорой помощи) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - заинтересованное лицо, фонд, ТФОМС УР) о признании незаконным акта от 14.12.2018 г. N 984.
Определением от 11.02.2019 г. по настоящему делу к производству Арбитражного суда Удмуртской Республики совместно с первоначальным заявлением принято встречное заявление ТФОМС УР к АУЗ УР "ССМП МЗ УР" о взыскании 828 216,09 руб. средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и 82 821,61 руб. финансовой санкции.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 апреля 2019 года требования заявителя удовлетворены частично.
Признан незаконным акт плановой комплексной проверки фонда от 14.12.2018 г. N 984 в части привлечения к ответственности в виде штрафа за нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования (далее также - ОМС) в размере, превышающем 19 371,40 руб.
В удовлетворении остальной части заявленных требований учреждения отказано.
Взыскано с фонда в пользу учреждения 3 000,00 руб. в возмещение расходов по уплате госпошлины
По встречному заявлению суд первой инстанции обязал учреждение возвратить средства ОМС в размере 828 216,09 руб., использованные не по целевому назначению, а также штраф в размере 16 842,94 руб. на счет фонда.
В удовлетворении остальной части встречного заявления фонда отказано.
Взыскано с учреждения в федеральный бюджет 19 683,91 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с указанным судебным актом, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, которым требования заявителя удовлетворить полностью, в удовлетворении встречных требований фонда - отказать.
По мнению заявителя, суд первой инстанции пришёл к ошибочному выводу, что медицинской организацией за счет средств ОМС были приобретены материальные ценности на сумму, превышающую установленный лимит 100 000,00 рублей с целью изготовления (сбора) основных средств, поскольку, как полагает заявитель, суд подменяет понятия "приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу" и "приобретение составных частей, которые в сборе представляют собой серверы Asus RS300-E9- PS4 и Asus RS300-E9-RS4, подлежащие принятию к учету как основные средства"; полагает, что суд первой инстанции неправомерно строит свои выводы на основании понятия "приобретение материальных ценностей с целью изготовления (сбора) основных средств", тем самым дополняя норму части 7 статьи 35 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", что недопустимо.
Также заявитель жалобы отмечает, что расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, в случае если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи; указывает, что в своих действиях учреждение руководствовалось письмом ТФОМС УР от 18.05.2016 г. N 3208/14-09, в котором указано, что использование средств ОМС на расходы медицинской организации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возможно.
Кроме того заявитель жалобы полагает, что судом первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что АУЗ УР "ССМП М3 УР" допустило нецелевое использование средств ОМС при оказании медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с распорядительными документами правительства Удмуртской Республики в 2017 г., поскольку учреждение при обслуживании официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий действовало на основании распорядительных документов Правительства Удмуртской Республики, Министерства здравоохранения Удмуртской Республики; ходатайствует о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованным лицом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу заявителя в соответствии с которым ТФОМС УР полагает решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, представителей в судебное заседании суда апелляционной инстанции не направили, что на основании части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, В соответствии с приказами ТФОМС УР от 14.11.2018 г. N 617, от 26.11.2018 г. N 641 с целью осуществления контроля за использованием средств ОМС, организацией бесплатной медицинской помощи в объеме Территориальной программы ОМС в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", ТФОМС УР была проведена плановая комплексная проверка учреждения за период с 01.10.2016 г. по 18.12.2018 г.
Результаты плановой комплексной проверки зафиксированы в Акте от 14.12.2018 г. N 984 (т. 1 л.д. 20-79) (далее - акт проверки), в том числе согласно пункту 1 выводов к акту проверки выявлены факты нецелевого использования средств ОМС на общую сумму 872 500,65 руб., в том числе:
1) на оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий в соответствии с распорядительными документами правительства Удмуртской Республики в 2017 г. в сумме 354 961,19 руб.;
2) при проведении предрейсовых и послерейсовых медосмотров на платной основе в 2017 году использовался расходный материал, приобретенный за счет средств ОМС на сумму 25 284,56 руб.;
3) по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" произведены расходы по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на общую сумму 78 644,90 руб. (в том числе за 2016 г. - 5 301,04 руб., за 2017 г. - 73 343,86 руб.);
4) по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" в 2017 году произведены расходы на содержание транспортных средств (ремонтные услуги) на общую сумму 19 000,00 руб.;
5) приобретены прочие материальные запасы (запчасти) на общую сумму 394 610,00 руб. за счет средств ОМС, из которых были собраны 2 основных средства - серверы.
В акте проверки отражено требование о возврате указанных средств (872 500 руб.) фонду и уплате штрафа в соответствии частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее также - Закон N 326-ФЗ) в размере 87 250,07 руб.
Вышеуказанный акт был подписан учреждением с возражениями (т. 1.л.д. 13-14), по результатам рассмотрения которых, фонд в письме (исх. N 7522/09-07 от 28.12.2018 г.) сообщил АУЗ УР "ССМП МЗ УР", что возражения принимаются в части пунктов 2 и 4, в остальной части - сумма нецелевого использования средств не меняется, сумма к возмещению составляет 853 500,65 руб., штрафа - 85 350, 07 руб.
Денежные средства, составляющие часть предъявленной к возмещению суммы нецелевого использования в размере 25 284,56 руб., а также штрафа в размере 2 528,46 коп. были в добровольном порядке возвращены учреждением.
Несогласие АУЗ УР "ССМП МЗ УР" с актом проверки в оставшейся части послужило последнему основанием для обращения в суд с настоящими требованиями.
Полагая указанный акт законным и обоснованным, фонд в свою очередь обратился в арбитражный суд со встречным заявлением о взыскании определённых данным актом денежных средств.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что привлечение АУЗ УР "ССМП МЗ УР" к ответственности в виде штрафа в размере 7 864,49 руб. по эпизоду о нецелевом использовании средств ОМС в виде произведённых расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах на общую сумму 78 644,90 руб. необоснованным, поскольку учреждение руководствовалось письмами ТФОМС УР от 18.05.2016 г. N 3208/14-09, Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30 мая 2018 г. N 6628/26-1/и, в которых указано, что использование средств обязательного медицинского страхования на расходы медицинской организации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возможно; также судом первой инстанции был принят во внимание статус заявителя, социально значимый вид деятельности, обстоятельства выявленных нарушений, отсутствие достаточного финансирования из бюджета, степень вины заявителя.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено, что средства ОМС израсходованные учреждением на приобретение основных средств (оборудования) стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, на оплату взносов на капитальный ремонт, а так же на возмещение затрат медицинской организации на реализацию государственного задания на оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий в 2017 г., использованы не по целевому назначению и подлежат восстановлению в бюджет ТФОМС УР в сумме 828 216,90 руб., поскольку факт нецелевого использования подтверждается материалами дела.
Учреждение по доводам жалобы настаивает, что решение суда подлежит отмене.
Изучив материалы дела, проверив соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, оценив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального права, соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемые действия (бездействие) либо ненормативный правовой акт должностных лиц органов, осуществляющих публичные полномочия, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании действий (бездействия) незаконными либо ненормативного правового акта недействительным.
В соответствии со статьей 1 Закона N 326-Ф данный Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе определяет правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
В данном Законе определено, что ОМС - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.
В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном федеральным фондом.
В соответствии с пункта 8 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного медицинского страхования, в том числе, путем проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным законом.
На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ и подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 г. N 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 11 статьи 40 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, вправе осуществлять контроль за деятельностью страховых медицинских организаций путем организации контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи, проводить медико-экономический контроль, медико-экономическую экспертизу, экспертизу качества медицинской помощи, в том числе повторно, а также контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями.
Контроль за использованием средств ОМС осуществляется в соответствии с Положением о контроле за использованием средств ОМС медицинскими организациями, утвержденным Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 г. N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования".
В соответствии с пунктом 5 Положения о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования, утвержденного Приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 г. N 73 проверки проводятся в соответствии с планом, утверждаемым директором территориального фонда (плановые проверки). Периодичность проведения плановых проверок устанавливается с учетом возможности полного охвата вопросов и периодов деятельности страховых медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования, но не реже чем 1 (один) раз в год. Периодичность проведения плановых комплексных проверок устанавливается не чаще чем 1 (один) раз в год.
Согласно пункта 21.3 Положения о контроле при наличии фактов нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, выявленных в ходе проверки, в заключительную часть акта включается обобщенная информация о направлениях и суммах нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования, с требованием о возврате медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, в соответствии с частью 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ.
Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании полученного акта в порядке, определенном Законом N 326-ФЗ (часть 27 Положения о контроле).
Таким образом, акт проверки, содержащий требование о возврате использованных не по целевому назначению средств ОМС и уплате штрафа является для медицинской организации основанием для возврата в бюджет территориального фонда использованных медицинской организацией не по целевому назначению средств обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация является участником обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ).
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (далее также - тарифы на оплату медицинской помощи) и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Из положений части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ следует, что границы целевого использования средств обязательного медицинского страхования определяются на основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций, профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских работников.
Перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
В силу статьи 21 Закона N 326-ФЗ средства обязательного медицинского страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях, установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда. Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования (часть 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
Пунктом 158 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 г. N 158н, действовавшей в исследуемый период, установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В пунктах 158.1-158.16 Правил перечислены виды затрат, которые включаются в состав тарифа.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 144 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
В силу положений статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (статья 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Таким образом, средства обязательного медицинского страхования, предоставляемые медицинским организациям за оказание медицинской помощи в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, могут расходоваться только на цели, включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи, в то время как расходование соответствующих средств иными способами признается нецелевым расходованием средств обязательного медицинского страхования и влечет применение соответствующих мер ответственности.
Из материалов дела следует, что вменение фондом заявителю нецелевого использования средств ОМС основано на трёх эпизодах, а именно в связи с предполагаемым приобретением основных средств на сумму более 100 000,00 руб., направлением средств ОМС на оплату капитального ремонта, а также в связи с расходованием средств ОМС на выполнение государственного задания по оказанию медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий в 2017 году.
По эпизоду с приобретением основных средств судом первой инстанции на основании материалов проверки установлено, что приобретение учреждением комплектующих для двух используемых АУЗ УР "ССМП МЗ УР" серверов Asus RS300-E9-PS4, стоимостью 197 000 руб. и Asus RS300-E9-RS4, стоимостью 197 610 руб., осуществлялось исключительно с целью получения (монтажа) оборудования - основных средств, общей стоимостью 394 610,00 руб., что является нецелевым использованием средств ОМС.
Факт использования комплектующих на указанные суммы, а равно использование их в целях комплектации основных средств, заявителем не оспаривается.
Однако, заявитель жалобы полагает, что суд первой инстанции фактически подменил понятия "приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу" и "приобретение составных частей, которые в сборе представляют собой серверы Asus RS300-E9-PS4 и Asus RS300-E9-RS4, подлежащие принятию к учету как основные средства"; полагает, что суд первой инстанции неправомерно строит свои выводы на основании понятия "приобретение материальных ценностей с целью изготовления (сбора) основных средств", тем самым дополняя норму части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, что недопустимо.
Между тем, судом первой инстанции обоснованно указано на то, что приобретение составных частей в целях сборки оборудования является фактически приобретением нового оборудования, поскольку составные части оборудования входят в состав обособленного комплекса конструктивно-сочлененных элементов, представляющих из себя основное средство.
Суд апелляционной инстанции также полагает необходимым отметить, что в соответствии с пунктом 41 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н (далее - Инструкция) объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов (один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющих общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно), представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы, является объектом основных средств.
В связи с изложенным судом сделан обоснованный вывод, что приобретенные учреждением материальные ценности необходимо учитывать в качестве единого объекта основных средств.
Довод заявителя о том, что комплектующие приобретались для целей ремонта уже имеющегося оборудования, был справедливо отклонен судом первой инстанции, так как проверкой установлено их последующее списание для комплектации нового оборудования (серверов).
Кроме того, учреждением не подтверждена потребность в приобретении вышеуказанных запасных частей с целью их замены.
Таким образом, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что приобретенные учреждением материальные ценности необходимо учитывать в качестве единого объекта основных средств.
Следовательно, учреждением направлены средства ОМС в сумме 394 610 руб. на приобретение составных частей, с целью изготовления (сбора) основных средств, поставленных на бухгалтерский учет как серверы Asus RS300-E9-PS4, стоимостью 197 000 руб. и Asus RS300-E9-RS4, стоимостью 197 610 руб., что следует квалифицировать как приобретение основных средств стоимостью свыше 100 тысяч рублей за единицу, то есть расходы, не включенные в структуру тарифа на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Относительно эпизода с расходованием средств ОМС на оплату капитального ремонта, судом первой инстанции установлено следующее.
АУЗ УР "ССМП МЗ УР" (собственник) в проверяемом периоде были заключены договоры формирования фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме с ООО "УК "ЖРП N 8" от 01.01.2016 г. N 99/2 (т.1 л.д. 123-126), от 01.01.2017 г. N 99/1 (т. 1 л.д. 128-130), а так же с ООО "Управление жилищным комплексом - Заречный" от 01.11.2016 г. N 81/2016/КР (т. 2 л.д. 1-2), от 01.01.2017 г. N 81/2017/КР (т. 2 л.д. 3-4), в рамках которых учреждением были оплачены взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах за нежилые помещения.
ТФОМС УР по результатам проверки пришел к выводу, что уплата взносов на капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, является нецелевым использованием средств ОМС. Общая сумма нецелевого использования средств ОМС составила 78 644,90 руб. (в том числе за 2016 г. - 5 301,04 руб., за 2017 г. - 73 343,86 руб.).
Признавая обоснованными доводы фонда, суд первой инстанции указал, что взнос на капитальный ремонт, уплачиваемый собственником помещения в связи с нахождением такого помещения в конкретном многоквартирном доме, фактически не является целевым платежом на осуществление ремонта именно соответствующего многоквартирного дома и может быть направлен региональным оператором на ремонт иных многоквартирных домов, техническое состояние которых является худшим по сравнению с иными домами.
Также судом первой инстанции сделан вывод о том, что работы по содержанию имущества, определяемые понятием текущего ремонта, не совпадают с работами по капитальному ремонту, поскольку первые связаны с текущим обеспечением возможности безопасного использования общего имущества в именно в соответствующем многоквартирном доме (его систем, коммуникаций), а вторые - с восстановлением конструктивных элементов и несущих строительных конструкций самого здания, а также сетей инженерно-технического обеспечения многоквартирных домов, находящихся на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и, как следствие, о том, что плата за содержание имущества не включает в себя взнос на капитальный ремонт такого имущества.
В то же время структурой тарифа на оказание медицинской помощи по ОМС предусмотрены расходы только на оплату работ и услуг по содержанию имущества, в связи с чем, взносы на капитальный ремонт за помещения, расположенные в многоквартирных домах и используемые для размещения подразделений медицинской организации, не могут уплачиваться такой организацией за счет средств ОМС.
Настаивая на обратном, заявитель жалобы указывает, что в своих действиях учреждение руководствовалось письмом ТФОМС УР от 18.05.2016 г. N 3208/14-09, в котором указано, что использование средств обязательного медицинского страхования на расходы медицинской организации по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме возможно; аналогичная позиция о возможности оплаты ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества за счёт средств обязательного медицинского страхования высказана в письме Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 30 мая 2018 г. N 6628/26-1/и.
Между тем, указанные доводы были правомерно учтены судом первой инстанции при снижении общего размера штрафа подлежащего уплате, однако судом первой инстанции также обоснованно указано на различную правовую природу понятий "капитальный ремонт" в контексте ремонтных работ принадлежащего собственнику объекта недвижимости и "капитальный ремонт" в составе платы за помещение в многоквартирном доме со ссылкой на подтверждённую Верховным Судом Российской Федерации правовую позицию.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что учреждение неправомерно за счет ОМС уплачивало взносы на капитальный ремонт, не являющиеся целевыми платежами на содержание соответствующего имущества и не предусмотренные структурой тарифа по ОМС в качестве допустимых расходов.
Относительно эпизода с расходованием средств ОМС на возмещение затрат учреждения на реализацию государственного задания судом первой инстанции установлено, что выделенная учреждению субсидия из бюджета Удмуртской Республики на выполнение работ по государственному заданию на оказание медицинской помощи при проведении официальных физкультурных, спортивных и массово-спортивных зрелищных мероприятий в 2017 году, поступившая в плановом объеме, не покрыла все затраты учреждения на проведение указанных работ, в связи с чем, ввиду отсутствия иных источников финансирования, средства, затраченные на обслуживание данных вызовов, были использованы учреждением из средств ОМС.
Сам по себе факт использования средств ОМС не по целевому назначению учреждение не отрицает, однако отмечает, что не исполнить распоряжения органов власти учреждение не имело права.
Суд апелляционной инстанции полагает данный довод несостоятельным, поскольку средства ОМС в размере, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам ОМС, подлежат использованию исключительно на цели, соответствующие условиям и правовым основаниям их получения, на что верно указано судом первой инстанции.
В системе действующего правового регулирования средства обязательного медицинского страхования, за счет которых осуществляется оплата расходов медицинских организаций на оказание бесплатной медицинской помощи по программам обязательного медицинского страхования, имеют особое публичное предназначение, а потому медицинские организации, осуществляющие свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, вне зависимости от формы собственности (частная, государственная, муниципальная) и организационно-правовой формы должны обеспечить их целевое использование, чего учреждением обеспечено не было.
Доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи, с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены или изменения оспариваемого решения.
Иных доводов заявителем жалобы не приведено.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого в части судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 18 апреля 2019 года по делу N А71-179/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Н.М. Савельева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-179/2019
Истец: Автономное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Станция скорой медицинской помощи Министерства здравоохранения Удмуртской Республики"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Удмуртской Республики