город Ростов-на-Дону |
|
12 декабря 2019 г. |
дело N А32-24400/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2019 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Беляевой И.Н.,
при участии:
от заявителя - Сухининой И.А. по доверенности от 14.05.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-24400/2019
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар (далее - МУП "КГАУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 07-10-19/516 от 28.05.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 признано незаконным и отменено постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу N 07-10-19/516 о назначении административного наказания от 28.05.2019 о привлечении муниципального унитарного предприятия "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Не согласившись с принятым судебным актом, Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу обжаловало его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В апелляционной жалобе управление просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что арбитражный суд первой инстанции необоснованно удовлетворил требования предприятия и признал незаконным постановление управления N 07-10-19/516 от 28.05.2019 о привлечении предприятия к административной ответственности за совершенное правонарушение, предусмотренное ст. 15.13 КоАП РФ, поскольку предприятие не освобождено от обязанности осуществлять учет и декларирование объема оборота и использования фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также осуществлять учет и декларирование объема производства, изготовления и (или) оборота (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов и (или) спиртосодержащих медицинских изделий.
В отзыве на апелляционную жалобу МУП "КГАУ" указало на законность и обоснованность принятого арбитражным судом первой инстанции решения, просило в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании представитель МУП "КГАУ" не согласился с доводами апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением был установлен факт непредставления МУП "КГАУ" в установленный законодательством срок (не позднее 20.07.2018) деклараций за 2 квартал 2018 года.
Фактически МУП "КГАУ" декларация "Об объеме использования этилового спирта" (приложение N 2 к Правилам представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, об объеме собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 09.08.2012 N 815 (далее - Правила N 815), и декларация "Об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (приложение N 7 к Правилам) за 2 квартал 2018 года представлены 21.05.2019.
На основании вышеуказанных обстоятельств управление пришло к выводу о нарушении юридическим лицом статей 14, 26 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
28.05.2019 управлением, в присутствии генерального директора МУП "КГАУ" - Андрохановой Е.А., в отношении юридического лица был составлен протокол об административном правонарушении N 07-10-19/516 КоАП РФ.
28.05.2019 управлением, в присутствии генерального директора МУП "КГАУ" - Андрохановой Е.А., в отношении юридического лица было вынесено постановление N 07-10-19/516 о привлечении заявителя к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В силу статьи 15.13 КоАП РФ искажение информации и (или) нарушение порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использования производственных мощностей влекут наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объективную сторону рассматриваемого административного правонарушения образует, в том числе, нарушение порядка и сроков при декларировании оборота алкогольной продукции.
Государственное регулирование производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и ограничение потребления (распития) алкогольной продукции осуществляются в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, обеспечения безопасности указанной продукции, нужд потребителей в ней, а также в целях контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области (пункт 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
В связи с чем действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной и спиртосодержащей продукции, включая ряд ограничений и запретов, в том числе связанных с нарушением порядка и сроков декларировании оборота алкогольной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота.
Пункт 1 статьи 26 Закона N 171-ФЗ запрещает искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, использовании производственных мощностей, а также об объеме винограда, использованного для производства коньяка, вина, игристого вина (шампанского), ликерного вина и виноматериалов.
На основании пункта 2 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляют организации, осуществляющие: шпроизводство, хранение и поставку произведенного этилового спирта (в том числе денатурата); производство, хранение и поставку произведенной алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции; закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; производство, хранение и поставку спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции; розничную продажу алкогольной продукции.
В соответствии с пунктом 15 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляются ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
На основании пункта 16 Правил представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 N 815, декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях. Декларации в случае их представления в электронной форме направляются по телекоммуникационным каналам связи с усиленной квалифицированной электронной подписью.
Порядок заполнения деклараций (далее - Порядок) утвержден приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 23.08.2012 N 231 "О порядке заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей".
В соответствии с требованиями Порядка заполнения деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, заполнение деклараций осуществляется на основании сопроводительных документов, являющихся первичными документами бухгалтерского учета и составленными по унифицированным формам первичной учетной документации.
В качестве основания для привлечения юридического лица к административной ответственности постановлением о назначении административного наказания N 07-10-19/516 от 28.05.2019 послужил вывод административного органа о том, что в соответствии с пунктом 4.3 статьи 45 Закона N 61-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие закупку и использование фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), а также производство, изготовление и (или) оборот (за исключением розничной продажи) спиртосодержащих лекарственных препаратов, обязаны осуществлять их учет и декларирование в порядке, установленном статьями 8 и 14 Закона N 171-ФЗ.
Административный орган считает, что юридическим лицом допущено административное правонарушение, выразившееся в нарушении порядка и сроков при декларировании производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей во 2 квартале 2018 года, а именно: МУП "КГАУ", осуществляющим оборот фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), не представлены в установленный законодательством срок до 20.07.2018 декларации об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей (Приложения по форме N 2, 7 к Правилам за 2 квартал 2018 года).
Пунктом 9 Правил N 815 предусмотрено, что организации, осуществляющие закупку, хранение и поставку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, закупку этилового спирта для производства этилового спирта (в том числе денатурата), алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции, хранение этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, использование этилового спирта в объеме более 200 декалитров в год на технические и иные цели, не связанные с производством этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупку этилового спирта по фармакопейным статьям в объеме более 200 декалитров в год в целях его использования в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, включенных в государственный реестр лекарственных средств, и (или) в целях его использования для собственных нужд, закупку алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции для производства другой алкогольной и спиртосодержащей продукции или используемой в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве иной продукции, представляют декларации об объеме закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 7.
Согласно пункту 18 Правил N 815 декларации (за исключением деклараций по формам, предусмотренным приложениями N 11 и 12 к данным Правилам) представляются в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка в электронной форме.
Пунктом 3 статьи 1 Закона N 171 установлено, что действие Федерального закона N 171 не распространяется на деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов (в том числе гомеопатических лекарственных препаратов), содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам на лекарственные препараты и в соответствии с требованиями медицинских организаций.
Судом первой инстанции установлено, что муниципальное унитарное предприятие "Краснодарское городское аптечное управление" муниципального образования город Краснодар имеет лицензию на осуществление фармацевтической деятельности от 26.09.2018 N ЛО-23-02-005594, основной вид экономической деятельности согласно выписке из ЕГРЮЛ - торговля лекарственными средствами в специализированных магазинах (аптеках).
Согласно документам, имеющимся в материалах дела, МУП "КГАУ" осуществляло закупку раствора для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95% в полиэтиленовых канистрах по 10 литров по договору поставки от 18.08.2016 N 21-08-16, заключенному с ООО "Армавирская межрайонная аптечная база", что подтверждается товарными накладными N 51 от 23.01.2018, N 83 от 01.02.2018, N 127 от 09.02.2018, N 187 от 26.02.2018, N 220 от 01.03.2018, N 256 от 12.03.2018, N 332 от 22.03.2018, N 489 от 02.04.2018, N 385 от 03.04.2018, N 475 от 18.04.2018, N 477 от 18.04.2018, N 520 от 23.04.2018, N 520 от 23.04.2018, N 687 от 24.05.2018, N 769 от 13.06.2018, N 771 от 13.06.2018, N 857 от 27.06.2018, N 923 от 09.07.2018, N 999 от 24.07.2018, N 1032 от 02.08.2018, N 1097 от 17.08.2018, N 1186 от 07.09.2018, N 1223 от 18.09.2018, N 1224 от 18.09.2018, N 1254 от 25.09.2018, N 1367 от 11.10.2018, N 1431 от 01.11.2018, N 1440 от 01.11.2018, N 1451 от 06.11.2018, N 1571 от 23.11.2018, N 1590 от 29.11.2018, N 1674 от 13.12.2018, N 1675 от 13.12.2018.
Согласно статье 2 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, фармацевтическая субстанция спирта этилового (этанол), головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый.
Из имеющегося в материалах дела письма ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" от 15.03.2019 N 56 следует, что выпускаемая ООО "Армавирская межрайонная аптечная база" продукция - этиловый спирт (этанол), лекарственная форма - раствор для наружного применения и приготовления лекарственных форм 95% производится и фасуется в полиэтиленовые канистры по 10 литров и 21,5 литр и во флаконы по 100 мл., как это и предусмотрено регистрационным удостоверением лекарственного препарата для медицинского применения РN 0024113/01 (дата государственной регистрации лекарственного препарата 17.06.2008, ФСПР N 002413/01-040810), то есть данная продукция является готовым лекарственным препаратом, а не фармацевтической субстанцией.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поставляемая по рассматриваемым накладным продукция является лекарственным средством и не подпадает под признаки этилового спирта в значении статьи 2 Закона N 171-ФЗ.
В материалы дела обществом представлено регистрационное удостоверение лекарственного препарата, выписка из реестра лекарственных средств.
В силу статьи 4 Закона N 61-ФЗ лекарственные средства - вещества или их комбинации, вступающие в контакт с организмом человека или животного, проникающие в органы, ткани организма человека или животного, применяемые для профилактики, диагностики (за исключением веществ или их комбинаций, не контактирующих с организмом человека или животного), лечения заболевания, реабилитации, для сохранения, предотвращения или прерывания беременности и полученные из крови, плазмы крови, из органов, тканей организма человека или животного, растений, минералов методами синтеза или с применением биологических технологий. К лекарственным средствам относятся фармацевтические субстанции и лекарственные препараты; фармацевтическая субстанция - лекарственное средство в виде одного или нескольких обладающих фармакологической активностью действующих веществ вне зависимости от природы происхождения, которое предназначено для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяет их эффективность.
Нормы Закона N 61-ФЗ и иные нормативно-правовые акты, содержащие специальные нормы, не содержат требований о декларировании лекарственных средств и лекарственных препаратов, используемых в медицинской деятельности.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что оборот данного лекарственного средства не попадает под действие Закона N 171 -ФЗ, указанная продукция не является фармацевтической субстанцией спирта этилового (этанола) для производства спиртосодержащих лекарственных препаратов в значении части 4.2 статьи 45 Закона N 61-ФЗ.
Таким образом, имеющимися в материалах дела доказательствами в их совокупности опровергается довод административного органа об обороте заявителем во 2 квартале 2018 года фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) и обязанности представить указанные декларации.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При изложенных обстоятельствах управлением не доказано как событие административного правонарушения, так и вина предприятия в его совершении.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Верховного Суда РФ от 03.07.2015 N 308-АД15-6570 по делу N А53-20700/14.
Доказательства того, что общество осуществляет оборот этилового спирта по фармакопейным статьям, административным органом не предоставлены ни в суд первой инстанции, ни в апелляционный суд.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции оценке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.10.2019 по делу N А32-24400/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24400/2019
Истец: МУП "КРАСНОДАРСКОЕ ГОРОДСКОЕ АПТЕЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу