г. Пермь |
|
07 июня 2021 г. |
Дело N А71-1018/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шляковой А.А.,
при участии:
представителя заинтересованного лица, Волкова К.С., действующего по доверенности 09.10.2019, предъявлены паспорт, диплом;
иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, общества с ограниченной ответственностью "Алина",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 31 марта 2021 года
по делу N А71-1018/2021
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алина" г. Глазов (ОГРН 1021801091751 ИНН 180500032237)
к Министерству промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск (ОГРН 1151831000463 ИНН 183402308203)
о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2021 об административном правонарушении по делу N 04-1-04/2020-149,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алина" (далее - ООО "Алина", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республике с заявлением к Министерству промышленности и торговли Удмуртской Республики г. Ижевск (далее - Министерство, административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 20.01.2021 об административном правонарушении по делу N 04-1-04/2020-149.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2021 года постановление Министерства от 20.01.2021 N 04-1-04/2020-149 об административном правонарушении, вынесенное в отношении ООО "Алина" признано незаконным и изменено в части назначения наказания, назначив наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению апеллянта, региональный законодатель в условиях режима "Повышенная готовность" обязал в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции торговать в ночное время с 23 до 07 час. в кафе на вынос, в том числе алкогольной продукцией. Полагает, что заявителем созданы условия для реализации и потребления продукции общественного питания, следовательно, соблюдены требования п. 3.1 ГОСТ 31984/2012. Учитывая, что кафе включено в реестр торговых точек, указанных в действующей лицензии на торговлю алкогольными напитками, фактически деятельность по оказанию услуг общественного питания не прекращало, не отрицает, что деятельность кафе по предоставлению услуги общественного питания была организована в период времени с 23 до 07 час. ежедневно по принципу "на вынос". Считает, что при административном расследовании нарушена процедура сбора и закрепления доказательств.
Административным органом представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу. В судебном заседании представитель заинтересованного лица на доводах отзыва настаивал, возражал против позиции апеллянта.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 13.11.2020 в дежурную часть Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Глазовский" (далее - МО МВД России "Глазовский") поступило сообщение сотрудника ОЭБ и ПК МО МВД России "Глазовский" о том, что в кафе "Славянская трапеза" по адресу: г. Глазов, ул. Советская, д. 48а осуществляется реализация алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства.
Определением ст. участкового уполномоченного ОУУП и ПНД МО МВД России от 23.11.2020 материал проверки, зарегистрированный в КУСП за N 29582, направлен для принятия решения в Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики.
По результатам рассмотрения материала проверки Министерством установлен факт розничной продажи алкогольной продукции на вынос, не связанный с оказанием услуг общественного питания, а именно: 13.11.2020 в 23 час. 58 мин. в кафе "Славянская трапеза", расположенном по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, д. 48а, осуществлена розничная продажа алкогольной продукции - водки "Сарапул", объемом 0,1 л. в стеклянной бутылке в количестве 1 шт., стоимостью 85 руб. 00 коп.
Согласно данным протокола осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей от 14.11.2020 N 0038619 установлено, что ООО "Алина" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в кафе "Славянская трапеза" по адресу: Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Советская, д. 48а. Вход в кафе осуществляется через пластиковую дверь, имеется вывеска - кафе "Славянская трапеза", холл, слева расположена пластиковая дверь, за которой находится помещение кафе. При входе стоит стол, на котором находятся средства индивидуальной защиты, а также прейскурант продукции, имеющийся в продаже в кафе.
ООО "Алина" осуществляет деятельность по розничной продаже алкогольной продукции при оказании услуг на основании лицензии 18 АА N 004562, выданной Министерством 19.07.2016.
Согласно объяснением управляющего ОО "Алина" Щевелева А.И. в должности управляющего он состоит с 2000 г. В кафе "Славянская трапеза" деятельность осуществляет ООО "Алина" по оказанию услуг общественного питания. Общество имеет лицензию от 28.06.2016 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции. В связи с введенными отграничениями, связанными с распространением коронавирусной инфекции, кафе после 23.00 осуществляет продажу продуктов питания, а также алкогольной продукции только на вынос, при этом посетители в помещение кафе не допускаются. При продаже алкогольной продукции продавец открывает бутылку (тару) после чего передает покупателю, крышку при этом покупатель также может забрать. Таким образом, алкоголь и продукты питания после 23.00 реализуются только на вынос, имеется право осуществлять доставку продуктов питания и алкогольной продукции по заказу.
Согласно протоколу опроса Чупина Ивана Андреевича установлено, что 23.11.2020 в вечернее время он приехал в кафе "Славянская трапеза" по адресу: г. Глазов, ул. Советская, д.48а. Зайдя в здание через холл, прошел налево к двери, за которой находится помещение кафе. При входе в кафе увидел стол, который перегораживает проход в само помещение кафе. За столом стояла девушка - продавец, у которой он попросил продать ему водку объемом 0,1 л. Девушка принесла бутылку водки "Сарапул" объемом 0,1л. И пояснила, что после 23.00 час. алкогольную продукцию они вскрывают, после чего открыла бутылку и передала Чупину И.А. Каких-либо горячих или холодных блюд девушка не предлагала, стакан для употребления алкогольной продукции также не был предложен. Взяв бутылку водки и пробку, Чупин И.А. вышел из кафе, при этом попросив чек об оплате. Препятствий для выхода создано не было. На выходе встретил сотрудник полиции, которому были рассказаны обстоятельства приобретения алкоголя.
Факт покупки алкоголя был зафиксирован видеозаписью на телефон.
Бутылка водки "Сарапул" объемом 0,1 л., марка 40090612542, чек ООО "Алина" на сумму 85 руб., видеозапись с телефона были изъяты у Чупина И.А. по протоколу изъятия от 14.11.2020. Материалами дела установлено, что 13.11.2020 в кафе "Славянская трапеза" при розничной продаже алкогольной продукции не были оказаны услуги общественного питания; отсутствовала возможность для употребления холодных и горячих блюд, закусок, мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, покупных товаров в зале обслуживания; продажа алкогольной продукции осуществлялась на вынос.
Таким образом, ООО "Алина" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, не связанная с оказанием услуг общественного питания - на вынос, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Извещение о необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении от 11.12.2020 было направлено на адрес электронной почты - Ariadna-2008@yandex.ru, на юридический адрес общества: 427620, Удмуртская Республика, г. Глазов, ул. Ленина, д.8-а, в личный кабинет общества через сайт Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Извещение, направленно посредством почтового отправления, получено 21.12.2020 представителем общества по доверенности, что подтверждается его подписью в уведомлении о вручении.
13.01.2021 должностным лицом Министерства в отношении ООО "Алина" в присутствии представителя общества по доверенности Щевелевой О.А., составлен протокол об административном правонарушении по делу N 04-1-04/2020-149, ответственность за совершение которого предусмотрена ч. 3 статьи 14.16 КоАП РФ.
Копия протокола об административном правонарушении от 13.01.2021 получена представителем общества по доверенности Щевелевой О.А. 13.01.2021, что подтверждается ее подписью в протоколе.
Согласно пояснениям директора ООО "Алина", представленным в Министерство, начиная с 09.10.2020 общество осуществляло свою деятельность в строгом соответствии с Распоряжением главы Удмуртской Республики от 08.10.2020 N 226-РГ, а также в соответствии с требованиями и правилами розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции: с 07.00 час. до 23.00 час. кафе работало в обычном режиме, с 23.00 час. до 07.00 час. работа кафе была организована на вынос, без посещения гражданами помещений кафе, а именно - на входе в кафе был поставлен стол, преграждающий доступ посетителей в кафе, продажа продукции бара и кухни осуществлялась продавцом в помещении кафе и выдавалась через стол посетителям, находящимся перед открытой дверью за пределами кафе. Продажи осуществлялись с применением ККМ и в соответствии с требованиями и правилами розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Уведомление от 13.01.2021 о назначении времени и места рассмотрения дела N 04-1-04/2020-149 об административном правонарушении 20.01.2021 в 13 час. 30 мин. получено представителем общества по доверенности Щевелевой О.А. 13.01.2021, что подтверждается её подписью в уведомлении.
Постановлением Министерства от 20.01.2021 об административном правонарушении по делу N 04-1-04/2020-149 ООО "Алина" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводам о наличии состава вмененного административного правонарушения, отсутствии процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, а также оснований для изменения назначенного предпринимателю наказания.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по правилам, предусмотренным статьей 71 АПК РФ, считает, что не имеется оснований для изменения или отмены судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ нарушение особых требований и правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 14.17.1 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, заключается в нарушении иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Данный состав административного правонарушения - формальный и не требует наступления каких-либо последствий.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Действие настоящего Закона распространено на отношения, участниками которых являются юридические лица (организации) независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по розничной продаже алкогольной и спиртосодержащей продукции (пункты 1 и 2 статьи 1 Закона).
Согласно п. 4 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (далее - объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах, вагонах-барах), а также на морских судах и судах смешанного река-море плавания, внутреннего плавания (далее - водные суда), воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте. Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется при условии вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
Потребление (распитие) алкогольной продукции, приобретенной в объекте общественного питания, допускается только в данном объекте (абз. 2 п. 7 ст. 16 Федерального закона N 171-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 16 Закона N 171-ФЗ установлено, что не допускается розничная продажа алкогольной продукции с 23 часов до 8 часов по местному времени, за исключением розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями, признаваемыми сельскохозяйственными товаропроизводителями, и розничной продажи пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, осуществляемой индивидуальными предпринимателями, при оказании такими организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами и индивидуальными предпринимателями услуг общественного питания, а также розничной продажи алкогольной продукции, осуществляемой магазинами беспошлинной торговли.
Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания осуществляется только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей.
Организации на основании лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания вправе осуществлять данный лицензируемый вид деятельности в таких объектах общественного питания, как рестораны, бары, кафе, буфеты.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
В соответствии с абз. 21 п. 1 ст. 26 Федерального закона N 171-ФЗ в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещаются розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения времени, условий и мест розничной продажи алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей, в том числе полный запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, если иное не установлено настоящей статьей (абзац 2 пункта 9 статьи 16 Закона N 171-ФЗ).
На территории Удмуртской Республики действует Закон Удмуртской Республики от 04.10.2011 N 44-РЗ "Об ограничении розничной продажи алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики" (далее Закона N 44-РЗ).
Согласно статье 1 Закона N 44-РЗ помимо установленных Законом N 171-ФЗ особых требований к розничной продаже алкогольной продукции на территории Удмуртской Республики устанавливается запрет на розничную продажу алкогольной продукции, за исключением розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания с 22:00 часов до 10:00 часов следующего дня по местному времени.
Согласно пунктам 3.4, 3.9 ГОСТ 30389-2013 бар это предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и (или) безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары; закусочная это предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров.
В соответствии с Таблицей N 2 ГОСТа 30389-2013 помимо требований к техническому оснащению бара (предприятия (объекты) общественного питания оснащаются мебелью (столами, стульями, креслами, барными и буфетными стойками), столовой посудой и приборами, столовым бельем, предметами декора, соответствующими интерьеру помещений и тематической направленности предприятия) ГОСТом установлены требования к ассортиментному перечню продукции общественного питания, напитков и сопутствующих товаров: смешанные напитки, коктейли собственного производства, закуски, десерты, в том числе фирменные, горячие блюда, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия, широкий выбор алкогольных и безалкогольных напитков (для неспециализированных баров), сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция. В закусочной имеется ограниченный ассортимент блюд, изделий, несложного изготовления, из сырья и полуфабрикатов и (или) из определенного вида сырья и полуфабрикатов, в т.ч. полуфабрикатов промышленного изготовления. Выбор безалкогольных и алкогольных напитков.
Указанным ГОСТом 30389-2013 также утверждены минимальные требования к предприятиям общественного питания, в соответствии с которыми бар должен быть обозначен соответствующей вывеской; входом для гостей, отдельным от служебного входа для персонала, входной зоной, вешалками, залом обслуживания, туалетной комнатой (таблица Б.1).
Согласно п. 5.15 ГОСТ 30389-2013 предприятия (объекты) общественного питания в зависимости от типа предприятия должны иметь ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров для включения в меню, прейскуранты, карты, представленный в таблице 2, согласно которой определен ассортиментный перечень продукции общественного питания, напитков, сопутствующих товаров реализуемых в баре: блюда, десерты и напитки собственного производства, в том числе фирменные, национальные, из полуфабрикатов промышленного изготовления, с учетом специализации предприятия. Неширокий выбор алкогольных и безалкогольных напитков. Сопутствующие товары: табачные изделия, фирменные сувениры, печатная продукция.
Таким образом, оказание услуг общественного питания через бар подразумевает приготовление блюд, десертов и напитков, что требует обязательного наличия специально оборудованного помещения - кухни, что обусловлено повышенными санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания населения с целью обеспечения безопасности жизни и здоровья потребителей. При этом приготовление блюд из полуфабрикатов (для употребления в пищу требуется доготовка) не отменяет необходимость оборудования подобного помещения.
Материалами дела подтверждается, что Министерством промышленности и торговли Удмуртской Республики ООО "Алина" выдана лицензия на осуществление розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг со сроком действия с 19.07.2016 по 18.07.2021.
В ходе проведенного осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов по адресу: г. Глазов, ул. Советская, д. 48а Министерством установлено, что вход в кафе осуществляется через пластиковую дверь, имеется вывеска кафе "Славянская трапеза", далее имеется холл, слева расположена пластиковая дверь, за которой находится помещение кафе. При входе стоит стол, на котором находятся средства индивидуальной защиты, а также прейскурант продукции, имеющейся в продаже в кафе.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что возможность потребления приобретенной алкогольной продукции в принадлежащем обществу объекте общественного питания по адресу: г. Глазов, ул. Советская, д.48а отсутствует. Доказательств, опровергающих указанные обстоятельства, заявителем в материалы дела не представлено. Отсутствие возможности употребления алкогольной продукции подтверждаются также данными протокола опроса Чупина И.А., в котором указано на приобретение им бутылки водки "Сарапул" объемом 0,1л. В стеклянной таре, что подтверждается кассовым чеком, вскрытии бутылки водки продавцом и непредставлении стакана для употребления алкогольной продукции. При этом, места для потребления алкогольной продукции отсутствуют.
Судом установлено и материалами дела, в том числе протоколом осмотра, протоколом изъятия, фототаблицей от 14.11.2020, кассовым чеком, объяснениями Чупина И.А., Щевелева А.И. подтверждается, факт осуществления продавцом ООО "Алина" розничной продажи алкогольной продукции не связанной с оказанием услуг общественного питания, в запрещенное время.
Таким образом, факт совершения обществом действий по розничной продаже алкогольной продукции после 22:00 часов по адресу: г. Глазов, ул. Советская, д. 48а, подтвержден представленными по делу доказательствами, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
Факт совершения правонарушения подтверждается доказательствами, копией кассового чека, объяснениями покупателя Чупина И.А., управляющего кафе Щевелева А.И. Факт розничной продажи алкогольной продукции - бутылки водки "Сарапул" объемом 0,1 л 13.11.2020 в 23 час. 58 мин. по существу заявителем не опровергнут.
Доказательств, опровергающих установленные административным органом и судом обстоятельства, в материалы дела заявителем не представлено.
Согласно статье 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос о наличии вины заявителя в совершении административного правонарушения исследован административным органом в ходе производства по делу об административном правонарушении, что отражено в оспариваемом постановлении о привлечении к административной ответственности.
Таким образом, в действиях Общества имеется и надлежащим образом подтвержден состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25.03.2020 N 206 "Об объявлении в Российской Федерации нерабочих дней", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации установлены нерабочие дни для работников организаций.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 02.04.2020 N 239 "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19)", в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ, в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID19) с 4 по 30.04.2020 включительно были установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы; приостановлена (ограничена) деятельность находящихся на соответствующей территории отдельных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей с учетом положений пунктов 4 и 5 настоящего Указа.
В соответствии с пп. 5 п. 2 Распоряжения Главы Удмуртской Республики от 08.10.2020 N 226-РГ "О внесении изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" приостановлена (ограничена) с 09.10.2020 до особого распоряжения деятельность ресторанов, кафе, столовых, буфетов, баров, закусочных и иных предприятий общественного питания в период с 23:00 до 07:00, за исключением реализации продукции через линии (станции, окна) раздачи без организации потребления продукции в зале.
Кроме того, в соответствии с Распоряжением Главы Удмуртской Республики от 08.10.2020 N 226-РГ "О внесении изменения в распоряжение Главы Удмуртской Республики от 18.03.2020 N 42-РГ "О введении режима повышенной готовности и об отдельных мерах по снижению риска распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" потребление приобретенной продукции в зале кафе в указанную дату в период времени с 23:00 до 07:00 было вообще запрещено. Также поскольку согласно статье 1 Закона Удмуртской Республики от 04.10.2011 N44-РЗ на территории Удмуртской Республики установлен запрет на розничную продажу алкогольной продукции с 22:00 часов до 10:00 часов следующего дня по местному времени, то и осуществлять розничную продажу алкогольной продукции в 23 час. 58 мин. на вынос общество также не имело права.
Таким образом доводы общества об осуществлении торговли в кафе в ночное время с 23 до 07 час. на вынос, в том числе алкогольной продукцией в связи с недопущением распространения новой коронавирусной инфекции апелляционной коллегией отклоняются.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено.
В соответствии с частью 5 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица и двух понятых либо с применением видеозаписи. В протоколе об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов делается запись о применении фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении осмотра с применением фото и киносъемки, видеозаписи, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, материалами дела подтверждено, что осмотр проводился в присутствии управляющего ООО "Алина" Щевелева А.И. с применением фотофиксации, о чем сделана отметка в протоколе осмотра от 14.11.2020.
Согласно ч. 1 ст. 23.50 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 22.12.2014 N 550 "О Министерстве промышленности и торговли Удмуртской Республики" Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, осуществляющим функции по осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции, в том числе составлению протоколов об административных правонарушениях и рассмотрению дел об административных правонарушениях, проведению административного расследования в сфере розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Привлечение общества к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ осуществлено Министерством в пределах установленного ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Таким образом, Министерством правомерно в соответствии с предоставленными полномочиями составлен протокол и вынесено постановление по делу об административном правонарушении по ч.З ст. 14.16 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, материалами дела установлено, что 13.11.2020 в кафе "Славянская трапеза" при розничной продаже алкогольной продукции не были оказаны услуги общественного питания; отсутствовала возможность для употребления холодных и горячих блюд, закусок, мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий, алкогольных и безалкогольных напитков, покупных товаров в зале обслуживания; продажа алкогольной продукции осуществлялась на вынос.
ООО "Алина" осуществлялась розничная продажа алкогольной продукции, не связанная с оказанием услуг общественного питания - на вынос, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
На основании части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество имело возможность для соблюдения требований законодательства, но пренебрежительно отнеслось к их выполнению. В данном случае вина общества заключается в непринятии всех зависящих от него мер по выполнению требований Закона N 171-ФЗ.
Доказательств того, что заявителем были предприняты исчерпывающие меры для соблюдения требований законодательства в области оборота алкогольной продукции, либо имелись непреодолимые и объективные обстоятельства, препятствующие их ненадлежащему исполнению, в материалы дела не представлены.
Суд первой инстанции также пришел к обоснованному выводу об отсутствии с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации, а также разъяснений, приведенных в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного и применения правил статьи 2.9 КоАП РФ.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях общества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 КоАП РФ, является верным.
Нарушение порядка привлечения к административной ответственности, наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, из материалов дела не усматриваются.
При этом, судом первой инстанции были рассмотрены и правомерно отклонены доводы заявителя как противоречащие фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам. Из фото- и видеоматериалов, приложенных к акту, следует, что помещение, используемое обществом, не относится к предприятиям общественного питания. Представленные доказательства достоверно подтверждают факт совершения заявителем административного правонарушения, доказательства, опровергающие установленные министерством обстоятельства, в материалах дела отсутствуют.
Вместе с тем, принимая во внимание, что оспариваемое постановление не содержит оснований назначения обществу административного штрафа в максимальном размере, установленном санкцией части 3 статьи 14.16. КоАП РФ, суд первой инстанции, указав на то, что административный штраф не соответствует принципам справедливости, соразмерности и дифференцированности ответственности и носит по отношению к обществу карательный, а не превентивный характер, руководствуясь пунктом 19 Постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" изменил постановление в части назначения наказания, а именно снизил размер административного штрафа до 50 000 руб. 00 коп.
Назначенное судом административное наказание соответствует установленной санкции, принципам соразмерности и индивидуализации административного наказания.
Выводы суда подробно мотивированы в судебном акте, базируются на нормах действующего законодательства и основаны на имеющихся в деле доказательствах.
Оснований для иных суждений апелляционный суд не усматривает.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является по существу верным, соответствующим фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку установленных по настоящему делу обстоятельств и фактических отношений сторон, которые являлись предметом исследования по делу и получили надлежащую правовую оценку в соответствии со статьей 71 АПК РФ и не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Дела об административном правонарушении государственной пошлиной согласно статье 208 АПК РФ и статье 30.2 КоАП РФ не облагается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 31 марта 2021 года по делу N А71-1018/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алина" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-1018/2021
Истец: ООО "Алина"
Ответчик: Министерство промышленности и торговли Удмуртской Республики