г. Киров |
|
21 декабря 2021 г. |
Дело N А31-15563/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 декабря 2021 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Немчаниновой М.В.,
судей Великоредчанина О.Б., Черных Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Загоскиной М.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗУБиК"
на решение Арбитражного суда Костромской области от 30.09.2021 по делу N А31-15563/2020,
по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Костромской области (ИНН: 4401017094, ОГРН: 1024400519330)
к обществу с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" (ИНН: 4401022446, ОГРН: 1044408614040),
о взыскании 182 721 рубля,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Костромской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" (далее - ООО "ЗУБиК", Общество) о взыскании 166 110 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и 16 611 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 30.09.2021 исковые требования Фонда удовлетворены.
ООО "ЗУБиК" с принятым решением суда не согласилось, и обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Костромской области от 30.09.2021 отменить и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы указывает, что регистрационное удостоверение на медицинское оборудование не свидетельствует о том, что оно должно приобретаться в полном комплекте. Также Общество указывает, что взыскиваемая сумма средств обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) была учтена во взаиморасчетах со страховой медицинской организацией, соответственно нецелевое использование денежных средств отсутствует.
В отзыве на апелляционную жалобу Фонд указал на законность принятого судебного акта, в удовлетворении жалобы просит отказать.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 08 часов 40 минут 21.12.2021.
Стороны о времени и месте судебного заседания и об объявлении в нем перерыва извещены надлежащим образом, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, Фонд заявил ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования ООО "ЗУБиК" за 2018 год. В ходе проверки Фондом установлено, что Обществом допущено нецелевое расходование денежных средств, выразившееся в приобретении медицинского оборудования стоимостью больше 100 000 рублей.
По результатам проверки Обществу предложено восстановить нецелевое использование средств ОМС в сумме 166 110 рублей, а также уплатить штраф в размере 10% от средств использованных не по целевому назначению в сумме 16 611 рублей.
Результаты проверки отражены в акте от 12.03.2019 (т. 1 л.д. 15-27).
Требованием от 21.03.2019 N 13 Фонд предложил Обществу в течение 10 рабочих дней восстановить средства ОМС и уплатить штраф (т.1 л.д. 14).
В связи с неисполнением Обществом требования в добровольном порядке, Фонд обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Арбитражный суд Костромской области, руководствуясь Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Правилами государственной регистрации медицинских изделий, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416, требования Фонда удовлетворил.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования в порядке, установленном Федеральным фондом (подпункт 2); осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии (подпункт 12).
Согласно пункту 6 статьи 14 Закона N 326-ФЗ средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
Согласно статье 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию.
Из положений пункта 2 статьи 28 и пункта 2 статьи 39 Закона N 326-ФЗ следует, что по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую помощь застрахованному лицу в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, а страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования. При этом страховая медицинская организация направляет медицинской организации целевые средства на оплату медицинской помощи по договорам на оказание и оплату медицинской помощи в объеме и на условиях, которые установлены территориальной программой обязательного медицинского страхования.
Средства за оказанную медицинскую помощь медицинская организация получает на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (подпункт 1 пункта 1 статьи 20 Закона N 326-ФЗ).
Пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, и пунктом 7 Приложения N 4 к Тарифному соглашению на 2018 год "Особенности использования медицинскими организациями средств территориальной программы обязательного медицинского страхования" установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств обязательного медицинского страхования основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде на основании договоров на поставку товаров медицинского назначения, заключенных с ООО НПФ "Костромская медтехника" Обществом в 2018 году приобретены и поставлены на учет (т. 2 л.д. 40-41, 42-43):
- стоматологическая установка AJ11 (нижняя подача) на сумму 90 990 рублей;
- светильник к стоматологической установке, модуль врача с панелью управления, модуль ассистента с панелью управления, гидроблок (к стоматологической установке АЛ 1) на сумму 75 120 рублей.
Оплата данного оборудования произведена за счет средств ОМС по платежным поучениям от 26.09.2018 N 901 и от 26.10.2018 N 1009 в сумме 90 990 рублей и 75 120 рублей соответственно.
В ходе проверки Обществом представлено регистрационное удостоверение на медицинское изделие от 28.07.2010 N ФСЗ 2010/07225, декларация о соответствии установки стоматологической с принадлежностями, руководство пользователя, согласно которым стоматологическая установка AJ11 включает в себя в том числе: модуль врача с панелью управления, модуль ассистента с панелью управления, светильник к стоматологической установке, гидроблок (т. 2 л.д. 26-29).
Довод Общества о том, что регистрационное удостоверение на медицинское оборудование не свидетельствует о том, что оно должно приобретаться в полном комплекте, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В силу пунктов 10, 11 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина РФ от 13.10.2003 N 91н, единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.
Если по объекту, состоящему из нескольких частей, установлен общий для объектов срок полезного использования, указанный объект числится за одним инвентарным номером.
Как следует из материалов дела, в представленных Обществом к проверке инвентарных карточках учета объекта основных средств по всем комплектующим, входящим в состав стоматологической установки, установлен общий срок использования 60 месяцев.
Согласно руководству пользователя стоматологической установки AJ11 данное медицинское оборудование имеет базовую (стандартную) конфигурацию и включает в себя: стоматологическое кресло пациента, модуль ассистента, плевательницу, стоматологический светильник, модуль врача.
Также суд учитывает, что 20.09.2018 сторонами подписан приемо-сдаточный акт на монтаж и пуск в эксплуатацию спорного оборудования, подтверждающий введение в работу нового оборудования (не подвергавшегося ремонтным работам) в базовой (стандартной) конфигурации (т. 2 л.д. 38).
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что спорное медицинское оборудование является единым комплексом, состоящим из нескольких конструктивно сочлененных предметов, имеющих общее управление, выполняющих свои функции только в составе единого стоматологического оборудования, с общим сроком использования 60 месяцев и подлежащий учету как единый инвентарный объект.
Доказательств совместимости спорного оборудования с иным медицинским оборудованием, Обществом в материалы дела не представлено.
Таким образом, Обществом было закуплено оборудование стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
Учитывая изложенное, расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного пунктом 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ и Тарифным соглашением, цели - приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, является нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования.
Следовательно, Общество не имело правовых оснований приобретать за счет средств Территориальной программы обязательного медицинского страхования основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, а потому расходы на приобретение таких основных средств за счет средств обязательного медицинского страхования признаются нецелевыми.
Довод Общества о том, что взыскиваемая сумма средств ОМС была учтена во взаиморасчетах со страховой медицинской организацией, соответственно нецелевое использование денежных средств отсутствует, отклоняется апелляционным судом, поскольку доказательств возврата средств нецелевого использования в бюджет Фонда Обществом не представлено.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования Фонда и взыскал с Общества 166 110 рублей нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования и 16 611 рублей штрафа.
Апелляционная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Второй арбитражный апелляционный суд признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, принятым при правильном применении норм материального и процессуального права и с учетом фактических обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268 пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 30.09.2021 по делу N А31-15563/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЗУБиК" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке.
Председательствующий |
М.В. Немчанинова |
Судьи |
О.Б. Великоредчанин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-15563/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ООО "ЗУБиК"