г. Ессентуки |
|
24 февраля 2022 г. |
Дело N А25-1474/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.02.2022.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.02.2022.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Жукова Е.В., судей: Семенова М.У., Сомова Е.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Руковицкой Е.О., при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" - Кулябцевой О.В. (доверенность от 30.12.2021), представителя прокуратуры Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики - Мурадовой М.Р. (по удостоверению), в отсутствии иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021, принятое по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" (ОГРН 1160917053120, ИНН 0917030800) к прокуратуре Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики (ОГРН 1030900707265, ИНН 0901023620) о признании недействительным представления от 17.05.2021 N07-02-2021,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" (далее по тексту - заявитель, Общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к прокуратуре Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики (далее - Прокуратура) о признании недействительным представления от 17.05.2021 N 07-02-2021.
К участию в деле в качестве третьего лица 30.08.2021 была привлечена Кубанова Ф.А. как лицо, по жалобе которого Прокуратурой была проведена проверка законности произведенных Обществом доначислений по оплате за газ.
26.10.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц были привлечены Болатов М.У., Болатова М.У., Болатов У.С., Болатова Ф.Х., Болатова А.У. как собственники домовладения.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021 в удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" отказано.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021 общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы, апеллянт ссылается на то, что при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права и не полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
В отзыве на апелляционную жалобу Прокуратура Карачаево-Черкесской Республики, ссылаясь на законность и обоснованность вынесенного судебного акта, просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
07.02.2022 от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" поступило дополнение к апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Черкесск" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить.
Представитель прокуратуры Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики поддержал отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не явились, явку представителей не обеспечили.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://kad.arbitr.ru/ в соответствии положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Правильность решения Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, считает, что решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021 следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является юридическим лицом и в качестве основного вида предпринимательской деятельности занимается распределением газообразного топлива по газораспределительным сетям (ОКВЭД 35.22).
Уставными целями деятельности Общества являются обеспечение бесперебойной поставки газа покупателям Карачаево-Черкесской Республики в соответствии с заключенными договорами, сбор платежей с покупателей газа, оперативное управление режимами газоснабжения, а также извлечение прибыли.
Поставку газа на территории Карачаево-Черкесской Республики Общество осуществляет с 30.04.2017. До указанной даты с 01.01.2007 поставка газа на территории Карачаево-Черкесской Республики осуществлялась другой организацией - ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск", которая согласно решению единственного участника была ликвидирована с 01.04.2017.
Право требования имеющейся задолженности абонентов по оплате за потребленный газ была передана заявителю от ООО "Газпром межрегионгаз Пятигорск" в соответствии с заключенным между ними договором уступки прав требований от 01.12.2017 N 80-8- 0299/17, перечень должников - физических лиц на территории Карачаево-Черкесской Республики по состоянию на 30.11.2017 приведен в приложении N 2.1 к данному договору.
Прокуратурой по жалобе Кубановой Ф.А. от 06.04.2021 была проведена проверка по факту доначисления Обществом абоненту Кубановой Ф.А. платы за газ на основании пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с 26.01.2021 исходя из объема, определенного на основании норматива потребления газа с применением повышающего коэффициента 10 в размере 198 304 руб. 60 коп.
Решением от 23.04.2021 N 49 прокурор Малокарачаевского района КарачаевоЧеркесской Республики назначил в период с 23.04.2021 по 06.05.2021 проведение проверки исполнения Обществом требований Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" при начислении абоненту Кубановой Ф.А. оплаты за услуги газоснабжения.
Требованием от 23.04.2021 N 7-15-2021 Прокуратура обязала Общество представить копии документов исполнительно-технической документации, лицевых счетов в отношении домовладения, расположенного по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, 43-А (абонент Кубанова Ф.А.), сведения о произведенных доначислениях платы за газ.
Обществом запрошенная информация была представлена в Прокуратуру с сопроводительным письмом от 28.04.2021 N 01-09/1334.
По результатам проведенной проверки Прокуратура пришла к выводу о наличии в действиях Общества по доначислению абоненту Кубановой Ф.А. платы за газ на основании пункта 62 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, с 26.01.2021 исходя из объема, определенного на основании норматива потребления газа с применением повышающего коэффициента 10 в размере 198 304 руб. 60 коп.
По итогам проведенной проверки Прокуратурой в адрес Общества было вынесено представление от 17.05.2021 N 07-02-2021.
В связи с выявленным нарушением генеральному директору Общества представлением от 17.05.2021 N 07-02-2021 было предписано:
- безотлагательно рассмотреть данное представление с участием представителя Прокуратуры;
- незамедлительно принять меры организационного и практического характера по устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих;
- рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц Общества,виновных в допущенных нарушениях законодательства;
- о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру в письменной форме в месячный срок.
Полагая, что представление от 17.05.2021 N 07-02-2021 не соответствует закону, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
По смыслу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно статье 24 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, подлежащее безотлагательному рассмотрению.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции исходил из того, что факт вмененных заявителю представлением от 17.05.2021 N 07-02-2021 нарушений требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ, Правил N 354 применительно к описанному в оспариваемом ненормативном правовом акте нарушению - доначислению платы за газ по лицевому счету 9206035397 на основании пункта 62 Правил N 354 за период с 26.01.2021 задолженности в размере 198 304 руб. 60 коп. подтверждено материалами дела. Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало факт осуществления несанкционированного подключения домовладения в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, к сетям газоснабжения самим потребителем либо по его вине. Факт вмененных заявителю представлением от 17.05.2021 N07-02-2021 нарушений требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ, Правил N 354 применительно к описанному в оспариваемом ненормативном правовом акте нарушению - доначислению платы за газ по лицевому счету 9206035397 на основании пункта 62 Правил N 354 за период с 26.01.2021 задолженности в размере 198 304 руб. 60 коп. подтверждено материалами дела.
Довод общества о том, что права Кубановой Ф.А. произведенным доначислением платы за газ не нарушены в связи с тем, что собственниками домовладения являются Болатов М.У., Болатова М.У., Болатов У.С, Болатова Ф.Х., Болатова А.С., является необоснованным.
Договор газоснабжения Обществом заключен с Кубановой Ф.А., информационные листки о расчетах за потребление газа, уведомления об ограничении поставки газа и другие документы были адресованы Обществом Кубановой Ф.А., лицевой счет в газоснабжающей организации открыт на Кубанову Ф.А., все расчеты за газ осуществляет данное лицо.
Кроме того, по договору безвозмездного пользования, заключенному с собственниками домовладения 01.11.2013, Кубанова Ф.А. продолжает проживать в указанном домовладении, пользоваться всеми коммунальными услугами и производить оплату за потребление коммунальных услуг.
Собственниками домовладения Болатовыми до настоящего времени лицевой счет в Обществе не переоформлен. При таких обстоятельствах выявленные прокурорской проверкой нарушения закона в части применения п. 62 Правил N 354 в отношении абонента Кубановой Ф.А., либо к собственникам домовладения Болатовым, а именно - доначисление размера платы с 26.01.2021 до момента отключения исходя из объема, определенного на основании норматива потребления газа с применением повышающего коэффициента 10 в размере 198304 руб. 60 коп. является незаконным, поскольку поставщиком газа ни в ходе проверки, ни суду первой инстанции не представлено доказательств безучетного потребления газа абонентом, а также иных доказательств, свидетельствующих о наличии вины потребителя в осуществлении несанкционированного подключения к системе газоснабжения с учетом нахождения газового счетчика за пределами территории, принадлежащей потребителю.
Из материалов дела следует, что письменный договор поставки газа между Обществом и Кубановой Ф.А. как собственником домовладения, расположенного по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, 43-А, был оформлен по заявлению абонента 27.01.2020. До этого отношения между Обществом (поставщик газа) и Кубановой Ф.А. (абонент) по поставке газа в домовладение, расположенное по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, 43-А, регулировались нормами публичного договора газоснабжения.
Обществом не оспаривается и подтверждается материалами дела факт осуществления газоснабжения указанного домовладения Обществом и его правопредшественниками, осуществления в отношении газифицированного домовладения, расположенного по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, 43-А, абонентом Кубановой Ф.А. в адрес Общества оплаты за потребленный газ в соответствии с лицевым счетом 9206035397.
На указанные взаимоотношения распространяются нормы Правил N 549, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе, устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.
Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 21 Правил N 549 абонент обязан оплачивать потребленный газ в установленный срок и в полном объеме.
Согласно пункту 40 Правил N 549 внесение абонентом поставщику газа платы за потребленный газ осуществляется ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, которым является календарный месяц, если договором не установлено иное.
Обязанность по внесению платы за потребленный газ возникает с наступления расчетного периода, в течение которого имела место первая фактическая подача газа абоненту.
Согласно подпунктам "г", "е" пункта 21 Правил N 549 абонент обязан, в том числе: сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором; уведомлять в 5-дневный срок в письменной форме поставщика газа об изменении количества лиц, постоянно проживающих в жилом помещении.
В соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. На основании части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав платы за коммунальные услуги входит, в том числе, плата за газ.
Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органом местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из пункта 24 Правил N 549 следует, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что в данном конкретном случае Общество с учетом установленных по делу обстоятельств не доказало правомерность применения к абоненту Кубановой Ф.А. расчета с размера платы за газ за период с 26.01.2021 с применением положений абзаца третьего пункта 62 Правил N 354 по следующим причинам.
Материалами дела подтверждается и Обществом не оспаривается, что в 2018 - 2019 г.г. на территории села Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики Акционерным обществом "Газпром газораспределение Черкесск" (специализированной газораспределительной организацией, занимающейся распределением газообразного топлива по газораспределительным сетям) было осуществлено строительство нового газопровода среднего и низкого давления.
В обоснование произведенных работ по объекту "Газопровод среднего и низкого давления в с. Джага Малокарачаевского района" АО "Газпром газораспределение Черкесск" в проектно-сметной документации указало, что основанием для реализации данного проекта является сложившаяся неблагоприятная ситуация с оплатой за потребленный природный газ в с. Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики. При этом одной из причин строительства также было указано то, что у сотрудников поставщика газа (то есть Общества) отсутствует доступ к месту выполнения работ по прекращению подачи газа в с. Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики в связи с тем, что распределительные газопроводы проложены по территориям земельных участков частных домовладений. Кроме этого, для Общества затруднен контроль над ранее отключенными абонентами - дебиторами в целях исключения и предотвращения фактов несанкционированного вмешательства в систему газоснабжения (самовольные подключения).
Основной целью инвестиционного проекта являлось проведение мероприятий по выносу газопроводов среднего и низкого давлений с территорий частных домовладений с. Джага Малакарачаевекого района Карачаево-Черкесской Республики с установкой перед вводными газопроводами узлов учета газа, оснащенных телеметрией. Количество абонентов в с. Джага - 499; протяженность сетей - 25967,15 м; протяженность сетей, подлежащих выносу: 18720,0 м, состоящих на балансе АО "Газпром газораспределение Черкесск"; 7247,15 м, принадлежащих прочим собственникам. По территориям частных домовладений до строительства нового газопровода было проложены 90 % всех газопроводов.
Объект "Газопровод среднего и низкого давления в с. Джага Малокарачаевского района" в качестве законченного строительством объекта газораспределительной системы был принят в эксплуатацию по акту от 29.12.2018 и введен в эксплуатацию приказом АО "Газпром газораспределение Черкесск" от 31.03.2021 N 1 -274.
Основными задачами строительства нового газопровода были снижение уровня хищения газа в газораспределительных сетях, повышение уровня собираемости денежных средств за отпущенный газ, а также доведение до потребителей газа качественного энергоресурса. Снижение уровня хищения, в отличие от прежнего подхода транспортировки газа, достигалось тем, что к сетям газопотребления каждого абонента подводится подземный газопровод среднего давления. Затем с помощью установленных в индивидуальных шкафных газорегуляторных пунктах каждого абонента (ШРП) регуляторов давления газа, предназначенных для снижения входного давления природного газа до заданного уровня и его автоматического поддержания в установленных пределах с высокой точностью и возможностью настойки выходного давления, фильтрации газа, кратковременного сброса избыточного давления, автоматического отключения газа при аварийном повышении или понижении выходного давления сверх допустимых значений, а также учета расхода потребляемого газа, абонент получает качественный энергоресурс, соответствующий требованиям правил в области промышленной безопасности, правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления.
Конструктивная особенность ШРП позволяет увеличивать срок службы газорегулирующего оборудования, газового оборудования (прибора учета газа), за счет размещения указанного оборудования в металлическом шкафу, закрывающемся на замок.
В ходе строительства данного газопровода АО "Газпром газораспределение Черкесск" на территории с. Джага было установлено 390 металлических ящиков с размещением внутри приборов учета, в том числе 134 ШРП (шкафных газорегуляторных пунктов) и 256 ПУРГ (пунктов учета расхода газа).
При этом приборы учета газа были вынесены за пределы территорий домовладений абонентов. То есть приборы учета газа, до строительства нового газопровода ранее находившиеся в домовладениях абонентов, по результатам строительства были вынесены за пределы земельных участков абонентов - жителей села Джага.
Указанные обстоятельства были установлены вступившим в законную силу решением АС КЧР от 02.08.2021 в ходе судебного разбирательства по делу N А25-920/2021 по заявлению АО "Газпром газораспределение Черкесск" к Прокуратуре о признании недействительным представления от 18.03.2021 N 07-02-2021.
В адрес депутата Государственной Думы Российской Федерации Боташева Р.Б. поступило коллективное обращение 380 жителей с. Джага Малокарачаевского мунципального района Карачаево-Черкесской Республики с жалобой на незаконные действия АО "Газпром газораспределение Черкесск", связанные с установкой приборов учета газа вне территории домовладений абонентов. Указанное обращение с целью проверки изложенных в нем фактов было направлено в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
По результатам рассмотрения обращений граждан Прокуратурой были приняты меры прокурорского реагирования, в том числе внесено представление об устранении нарушений закона от 18.03.2021 N 07-02-2021, которым АО "Газпром газораспределение Черкесск" было предписано устранить допущенные нарушения прав потребителей (абонентов).
Прокуратура в ходе проведенной проверки пришла к выводу о том, что по результатам строительства на территории села Джага Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики нового газопровода среднего и низкого давления приборы учета газа, ранее установленные в домовладениях потребителей (абонентов), либо в границах принадлежащих им земельных участков, необоснованно были помещены в металлические ящики (ШРП, ПУРГ), размещенные за пределами земельных участков абонентов, что лишило последних возможности знать о потребленном количестве газа, вести его самостоятельный учет в целях контроля за вносимыми суммами оплаты за газ, сообщать показания прибора учета газа поставщику, выполнять иные предусмотренные для абонентов Правилами N 549 обязанности и пользоваться предоставленными абонентам правами.
Решением АС КЧР от 02.08.2021 по делу N А25-920/2021, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2021, в удовлетворении требований АО "Газпром газораспределение Черкесск" о признании незаконным представления прокуратуры от 18.03.2021 N 07-02-2021 отказано.
Суд в ходе рассмотрения дела N А25-920/2021 установил, что действия газораспределительной организации по установке приборов учета за пределами домовладений, земельных участков абонентов с. Джага Малокарачаевского рациона Карачаево-Черкесской Республики препятствуют возможности абонентов обеспечить выполнение возложенных на них Правилами N 549 обязанностей, ограничивают доступ абонентов к приборам учета газа, не позволяют абонентам обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб в установленном законом порядке, такие действия нарушают права абонентов и являются незаконными.
Кроме того, по заявлениям абонентов с. Джага Бабоева К.А., Коджаковой З.И., Минкоевой Л.О., Байказиева Д.М., Байрамуковой Б.М., Мекерова М.Х., Кубановой К. М., Кубанова Х.Б., Мекерова Х.А., Мекерова М.Х., Кубанова Х.М., Бытдаева Т.Х., являющихся инвалидами 1-3 групп, Прокуратурой в порядке ст. 45 ГПК РФ в целях восстановления нарушенных жилищных прав граждан в суд общей юрисдикции были направлены исковые заявления, вынесены судебные решения об удовлетворении требований прокурора и обязании АО "Газпром газораспределение Черкесск" принять меры по установлению приборов учета в соответствии с требованиями закона.
Общество в ходе рассмотрения настоящего спора в своих дополнениях к заявлению, а также его представитель в судебном заседании подтверждают, что в марте 2019 года на территории с. Джага были проведены работы по строительству газопровода среднего и низкого давления, в связи с чем по адресу: с.Джага, ул. Школьная, 43-А (домовладение Кубановой Ф.А.) также был проведен подземный газопровод и установлен шкафной газорегуляторный пункт модели ШРП-НОРД FEIO-У (GT) с подготовкой под узел учета. В указанный ШРП был перенесен установленный ранее в домовладении Кубановой Ф.А. прибор учета газа СГМИ-1 G-6 (заводской номер N 3103462).
Согласно схеме сварных стыков подземных газовых вводов среднего давления к жилым домам по ул. Школьная в с. Джага кран или отключающее устройство были установлены на газопроводе, подводящем к ШРП, за пределами домовладений абонентов.
Согласно утвержденному Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 26.06.2003 N 112 Своду правил СП 42-101-2003 "Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб" (далее - СП 42101-2003) установку отключающих устройств предусматривают с учетом обеспечения возможности их монтажа и демонтажа. Размещение отключающих устройств предусматривают в доступном для обслуживания месте.
Согласно пункту 5.1 СП 42-101-2003 для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в системах газоснабжения должны предусматриваться газорегуляторные пункты (ГРП, ГРПБ (газорегуляторный пункт блочный), ШРП) или газорегуляторные установки (ГРУ).
Пунктом 6.45 СП 42-101-2003 рекомендовано приборы (узлы) учета расхода газа устанавливать, в том числе, в ГРП, ШРП, ГРПБ.
Особенности правового режима газораспределительных сетей закреплены в Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878 (далее - Правила N 878).
Под распределительными газопроводами в Правилах N 878 понимаются газопроводы, обеспечивающие подачу газа от газораспределительных станций магистральных газопроводов или других источников газоснабжения до газопроводоввводов или организаций - потребителей газа.
Под газорегуляторным пунктом понимается технологическое оборудование, размещаемое в специальных зданиях, шкафах или блоках, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданном уровне в газораспределительных сетях.
Норма пункта 6.45 СП 42-101-2003 о размещении приборов учета расхода газа в ШРП (шкафных газорегуляторных пунктах) носит не обязательный, а лишь рекомендательный характер и не возлагает на поставщика газа обязанности по выносу приборов учета газа за пределы домовладений и земельных участков, принадлежащих абонентам.
Кроме того, приведенные положения пункта 6.45 СП 42-101-2003 о рекомендованном размещении поставщиком прибора (узла) учета расхода газа в ШРП не противоречат наличию еще одного прибора учета непосредственно в домовладении абонента или на территории принадлежащего ему земельного участка.
Сама по себе норма пункта 6.45 СП 42-101-2003 исходит из ситуации размещения прибора учета газа поставщиком и не означает лишения потребителя газа (абонента) возможности знать о потребленном количестве газа, вести его самостоятельный учет в целях контроля за вносимыми суммами оплаты за газ, сообщать показания прибора учета газа поставщику, выполнять иные предусмотренные для абонентов Правилами N 549 обязанности и пользоваться предоставленными абоненту правами, тем более в случае, если до установки поставщиком газа ШРП такой прибор учета находился непосредственно в домовладении или на территории абонента.
В пункте 6.45 СП 42-101-2003 речь вообще не идет о наличии (отсутствии) в домовладении или на земельном участке абонента прибора учета газа в случае оборудования поставщиком газа ПУРГ либо ШРП.
ПУРГ представляет собой пункт учета расхода газа на газопроводе высокого и низкого давления, расположенный в металлическом шкафу, как правило, до точки подключения абонента к сети газораспределения.
Шкафной газорегуляторный пункт (ШРП) - технологическое устройство в шкафном исполнении, предназначенное для снижения давления газа и поддержания его на заданных уровнях в газораспределительных сетях.
При этом основным предназначением ШРП является снижения давления природного газа до заданного уровня и его автоматического поддержания в установленных пределах с высокой точностью и возможностью настройки выходного давления, фильтрации газа, кратковременного сброса избыточного давления газа, а также автоматическое отключение подачи газа при аварийном повышении или понижении выходного давления сверх допустимых заданных значений, что следует из технической документации (технического паспорта, руководства по эксплуатации).
Таким образом, основным предназначением ШРП не является учет потребления газа абонентом, в связи с чем нормой пункта 6.45 СП 42-101-2003 размещению в ШРП приборов (узлов) учета расхода газа справедливо придан лишь рекомендательный характер.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 549 внутридомовое газовое оборудование в домовладениях представляет собой находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.
Подпунктами "б", "ж", "п" пункта 21 Правил N 549 предусмотрено, что абонент обязан незамедлительно извещать поставщика газа о повреждении пломбы (пломб), установленной поставщиком газа на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу, повреждении пломбы (пломб) прибора учета газа, установленной заводом-изготовителем или организацией, осуществлявшей поверку, о возникшей неисправности прибора учета газа, а также обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации.
Особенности правового режима внутридомового и внутриквартирного газового оборудования закреплены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410 "О мерах по обеспечению безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования".
В данном постановлении закреплено понятие "бытовое газоиспользующее оборудование", к которому относится оборудование, предназначенное для использования газа в качестве топлива для бытовых нужд потребителей газа (газовые плиты, автоматические газовые проточные и емкостные водонагреватели, газовые конвекторы и др.). В указанном постановлении также закреплено понятие "внутридомовое газовое оборудование", которое подразделяется на газовое оборудование в многоквартирном доме и на газовое оборудование в домовладениях.
Под "внутридомовым газовым оборудованием в домовладениях" понимаются находящиеся в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение, газопроводы, проложенные от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до газоиспользующего оборудования, резервуарные и (или) групповые баллонные установки сжиженных углеводородных газов, предназначенные для подачи газа в одно домовладение, индивидуальные баллонные установки сжиженных углеводородных газов, газоиспользующее оборудование, технические устройства на газопроводах, в том числе регулирующая и предохранительная арматура, системы контроля загазованности помещений и приборы учета газа.
Согласно пункту 6.50 СП 42-101-2003 наружная (вне здания) установка счетчика предусматривается под навесом, в шкафах или других конструкциях, обеспечивающих защиту счетчика от внешних воздействий. Разрешается открытая установка счетчика.
Размещение счетчика предусматривают: на отдельно стоящей опоре на территории потребителя газа; на стене газифицируемого здания на расстоянии по горизонтали не менее 0,5 м от дверных и оконных проемов. Размещение счетчиков под проемами в стенах не рекомендуется.
Следовательно, при установке газового счетчика вне здания его размещение возможно при условии выполнения вышеизложенных требований, установленных пунктом 6.50 СП 42-101-2003.
Таким образом, по общему правилу приборы учета газа подлежат размещению в пределах домовладений абонентов или принадлежащих им земельных участков, предназначенных для обслуживания газифицируемого помещения.
По смыслу приведенных положений статей 538, 549 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 18 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ, Правил N549, СП 42-101-2003 приборы учета газа относятся к внутридомовому газовому оборудованию, которое должно размещаться в пределах земельного участка, на котором расположено домовладение потребителя, с учетом того, что абонент несет имущественную ответственность за его исправность и сохранность пломб на нем.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" были внесены изменения в Правила N 354.
В числе прочего в результате внесения изменений в Правила N 354 исполнитель коммунальных услуг приобрел обязанность по составлению акта при обнаружении осуществленного с нарушением установленного порядка подключения (далее - несанкционированное подключение) внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам (такая обязанность предусмотрена не только пунктом 62 Правил N 354, но и другими положениями - пункты 81(5), 81 (6), 81 (11), 82, 83, 84, 85, 85 (1), 95 (2), 85 (3) указанных Правил).
Из подпункта "з (1)" пункта 31, подпунктов "г", "е" пункта 35, пунктов 62, 81 (11) Правил N 354 следует, что указанные Правила разграничивают несанкционированное вмешательство в работу прибора учета (аналог безучетного потребления) и несанкционированного подключения оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам или к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения (аналог бездоговорного потребления).
Вместе с тем к проверкам жилых домов (домовладений) общие правила регламентации порядка проведения проверок, предусмотренные Правилами N 354 для многоквартирных жилых домов, применимы с учетом особенностей ресурсоснабжения частных домовладений.
Как указано в абзаце первом пункта 62 Правил N 354, при обнаружении несанкционированного подключения внутриквартирного оборудования потребителя к внутридомовым инженерным системам исполнитель обязан составить акт о выявлении несанкционированного подключения в порядке, установленном данными Правилами.
На основании акта о выявлении несанкционированного подключения исполнитель направляет потребителю уведомление о необходимости устранить несанкционированное подключение и производит доначисление платы за коммунальную услугу для потребителя, в интересах которого совершено такое подключение, за потребленные без надлежащего учета коммунальные услуги.
В силу пункта 2 Правил N 354 в жилых домах внутри домовые инженерные системы включают расположенные в пределах земельного участка, на котором расположен жилой дом, а также находящиеся в жилом доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.
Поскольку к указанным объектам неприменимы используемые в пункте 62 Правил N 354 понятия "внутриквартирное оборудование" и "внутридомовые инженерные системы" в том смысле, в каком они употребляются в отношении многоквартирных жилых домов, то следует исходить из того, что организации -исполнители, ответственные за состояние сетей и надлежащий учет потребляемой электроэнергии, сохраняют компетенцию по проверке в отношении потребителя - собственника (пользователя) жилого дома (домовладения), в том числе, в соответствии с пунктом 62 Правил N 354,
При обнаружении в ходе проверки указанных в пунктах 62, 81(5), 81 (6), 81 (11), 82, 83, 84, 85, 85 (1), 95 (2), 85 (3) Правил N 354 нарушений исполнитель составляет соответствующий акт в порядке, установленном Правилами.
При этом если прибор учета установлен в жилом помещении и иных помещениях, доступ к которым не может быть осуществлен без присутствия потребителя, исполнитель производит перерасчет платы за коммунальную услугу и направляет потребителю требование о внесении доначисленной платы за коммунальные услуги.
Указанные в пунктах 62, 81 (11), 82 и 85 Правил N 354 акты составляются исполнителем немедленно после окончания соответствующих проверок, они подписываются представителем исполнителя, проводившим проверку и потребителем (его представителем) и включают следующие сведения: а) дата, место, время составление акта; б) обстоятельства, в связи с которыми проводилась проверка, и выявленные нарушения; в) состав лиц, участвовавших в проверке, составлении акта; г) подписи исполнителя (его представителя), потребителя (его представителя); д) отметка об отказе потребителя (его представителя) от подписания указанного акта, в том числе информация о причинах такого отказа (при наличии); е) возражения (позиция) потребителя (его представителя) в связи с выявленным нарушением; ж) иные обстоятельства, связанные с выявленным нарушением.
Один экземпляр акта передается потребителю (его представителю), в том числе вручением или путем направления заказным письмом.
Составление акта в отсутствие потребителя лишает его права участвовать в проверке достоверности отражаемых в акте сведений, давать объяснения, делать замечания по акту, представлять соответствующие возражения в целях защиты своих прав и законных интересов.
Согласно предусмотренным Правилами N 549 общими правилами проведения проверок результаты проверки отражаются в акте, в котором указываются следующие сведения: а) дата и место проведения проверки; б) сведения об абоненте, у которого проводится проверка; в) сведения о гражданах, присутствующих при проведении проверки, и реквизиты документов, удостоверяющих их личность; г) показания приборов учета газа; д) описание технического состояния пломб на приборе учета газа и на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу; е) описание нарушений с указанием конкретного пункта договора, который нарушен, а в случае их отсутствия - соответствующая запись (пункт 59).
Согласно пункту 60 Правил N 549 акт составляется в 2 экземплярах и подписывается гражданами, присутствовавшими при проведении проверки и оформлении акта, по одному экземпляру для каждой из сторон договора. В случае отказа абонента от подписания акта об этом делается отметка в акте с указанием причин отказа. Абонент вправе изложить в акте особое мнение, касающееся результатов проверки, или приобщить к акту свои возражения в письменной форме, о чем делается запись в акте проверки. Второй экземпляр акта проверки вручается абоненту (его представителю), а в случае его отказа принять акт - направляется по почте с уведомлением о вручении и описью вложения.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В материалах дела представлен акт от 26.03.2021 N 6/21 о выявленном факте незаконного газопотребления, составленный в одностороннем порядке сотрудниками Общества (контролером Петросовым А.Э., мастером УЭГС Сарыевым СБ.) в отношении домовладения по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, д. 43-А, абонент Кубанова Ф.А. (лицевой счет 9206035397).
В акте указано на выявление факта самовольного подключения абонента к системе газоснабжения путем прямого присоединения к газопроводу с нарушением целостности запорно-блокировочного блока. При составлении данного акта абонент не присутствовал, не был извещен о выявлении факта незаконного газопотребления.
В акте указано, что домовладелец (наниматель) на дату составления акта уведомлен о последующем отключении газа, используемого вследствие незаконного подключения к газораспределительной сети с отнесением затрат, связанных с выполнением данного вида работ, на счет абонента, а также предупрежден обо всех возможных последствиях, связанных с незаконным подключением.
Вместе с тем данное указание в акте от 26.03.2021 не соответствует действительности, материалами дела подтверждено, что уведомление о выявлении несанкционированного подключения к системе газоснабжения и составлении акта было направлено Обществом в адрес абонента Кубановой Ф.А. лишь 31.03.2021, что подтверждается списком почтовой корреспонденции Общества (реестр от 31.03.2021 N 5470152) о направлении заказных писем с уведомлением о вручении.
Доказательства получения абонентом Кубановой Ф.А. уведомления, направленного заказным почтовым отправлением 31.03.2021, Обществом в суд не представлены, уведомление о вручении заказного письма либо возвращенный органом почтовой связи без вручения адресату конверт в материалы дела Обществом не были представлены.
Доказательства направления в адрес абонента Кубановой Ф.А. ранее составленного сотрудниками поставщика газа акта от 26.01.2021 N 14/1 об изменении режима газопотребления путем установки блокиратора газового вентиля (запорнопломбировочного блока) Обществом в суд не представлены.
Акт от 26.01.2021 N 14/1 об изменении режима газопотребления также составлен сотрудниками Общества в одностороннем порядке, в отсутствие хозяина домовладения Кубановой Ф.А., на что прямо указано в самом акте.
Материалы дела содержат лишь доказательства того, что в адрес абонента Кубановой Ф.А. Обществом было направлено и получено адресатом уведомление от 14.11.2020 о предстоящем приостановлении поставки газа в связи с имеющейся задолженностью в общей сумме 168 561 руб. 48 коп. (согласно материалам дела уведомление направлено 18.11.2020 заказным письмом, заказное почтовое отправление N 80089654745044 было получено Кубановой Ф.А. 24.11.2020, о чем свидетельствует ее подпись в почтовом уведомлении о вручении).
Указанные обстоятельства согласуются с объяснениями самой Кубановой Ф.А. о том, что она была уведомлена Обществом в ноябре 2020 года лишь о предстоящем приостановлении поставки газа, но ничего не знала о произведенном поставщиком газа 26.01.2021 приостановлении поставки газа путем установки ЗБУ, произведенном 26.03.2021 приостановлении поставки газа путем отрезки домовладения от газопровода путем проведения сварочных работ.
Материалами дела подтверждается, что совместно с Кубановой Ф.А. в домовладении по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, д. 43-А, проживают сама Кубанова Ф.А., ее супруг Кубанов Р.Я. и четверо несовершеннолетних детей.
Согласно постановлению заместителя главного государственного санитарного врача по Карачаево-Черкесской Республики от 09.11.2020 N 25034 Кубанова Ф.А. и члены ее семьи с 09.11.2020 в связи с заболеванием новой коронавирусной инфекцией COVID-19 до полного клинического выздоровления и получения 2-х кратного отрицательного результата лабораторного исследования находились в режиме полной самоизоляции в своем домовладении по адресу - КЧР, Малокарачаевский район, с. Джага, ул. Школьная, д. 43-А.
По выздоровлении самой Кубановой Ф.А. и ее супруга в декабре 2020 года коронавирусной инфекцией заболели дети Кубановой Ф.А., у них была высокая температура, лечились дома с регулярными посещениями врача.
После выздоровления семья Кубановых 26.01.2021 находилась на приеме у врача по вопросу последствий заболевания у несовершеннолетних детей, по возвращении домой обнаружили, что газоснабжение отключено, в связи с чем было принято решение о временном переезде семьи Кубановых к родственникам.
Ограничение поставки газа в жилой дом в зимний период означает воспрепятствование работе системы отопления данного жилого дома, влечет за собой ограничение коммунальной услуги по отоплению и приводит к нарушению установленных требований пригодности жилого помещения для постоянного проживания граждан.
В связи с произведенным Обществом отключением поставки газа в холодный период года Кубанова Ф.А. и члены ее семьи в период с 26.01.2021 по 07.04.2021 включительно в домовладении в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, не проживали, т.к. жили у родственников в с. Римгорском Малокарачаевского района КЧР. Кубанова Ф.А. в судебном заседании 20.09.2021 указала, что она либо члены ее семьи самовольного подключения к сетям газоснабжения не производили и не имели такой возможности, т.к. с 26.01.2021 до 07.04.2021 в своем домовладении они не проживали.
Со слов Кубановой Ф.А. погасить ранее образовавшуюся задолженность после получения в ноябре 2020 года уведомления о предстоящем приостановлении поставки газа Кубановы не имели возможности в связи с тем, что в ноябре 2020 года семья находилась на изоляции в соответствии с предписанием главного санитарного врача, а в декабре 2020 года коронавирусной инфекцией болели несовершеннолетние дети Кубановых.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что актом от 26.03.2021 сотрудники Общества зафиксировали факт несанкционированного подключения домовладения к газопроводу, при этом из содержания самого акта и пояснений контролера Общества Петросова А.Э., данных 02.04.2021 сотрудникам Отдела МВД России по Малокарачаевскому району КЧР, невозможно установить, на основании каких обстоятельств сотрудники Общества пришли к выводу о том, что несанкционированное подключение домовладения к сетям газоснабжения было произведено самим абонентом либо с его ведома, в каких границах эксплуатационной ответственности были произведены такие действия.
Порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по электроснабжению при обнаружении несанкционированного подключения установлен пунктом 62 Правил N 354, применение указанных положений в отношении потребителя при наличии несанкционированного подключения за пределами его домовладения возможно только при наличии вины данного лица.
Суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что Правила N 354 исключают всякого рода злоупотребления, когда приборы учета находятся за пределами зоны ответственности потребителя (в частности, за пределами домовладений абонентов), когда повреждение и вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение возможно в силу действий других лиц, когда прибор учета может быть поврежден в силу неблагоприятных погодных условий в случае его установки, например, на улице и т.д.
Доказательств того, что описанные в актах от 26.01.2021, 26.03.2021 нарушения были допущены потребителем, а не в результате действий иных лиц, материалы дела не содержат (статья 65, 9 АПК РФ).
Сам по себе норматив потребления коммунальной услуги является обоснованно установленным объемом потребления, максимально приближенным к фактическим объемам потребления таких услуг, утвержденным с целью исключения невозможности осуществления расчетов в отсутствие средств учета потребленных коммунальных услуг или в случае непредставления потребителями показаний приборов учета.
Вместе с тем по смыслу действующего законодательства Российской Федерации правило применения энергоснабжающей организацией повышающего коэффициента к нормативам потребления при осуществлении расчетов носит характер штрафной санкции и является специальным по отношении к общему правилу - осуществлению расчетов исходя из "базового" норматива потребления.
При применении повышающего коэффициента к нормативам потребления в случае несанкционированного подключения за пределами зоны ответственности потребителя (например, за пределами домовладений абонентов), когда повреждение и вмешательство в работу приборов учета и несанкционированное подключение возможно в силу действий других лиц, а сам потребитель факт осуществления им несанкционированного подключения отрицает, поставщик энергоресурсов для применения указанных санкций штрафного характера должен доказать наличие вины абонента.
Суд первой инстанции обоснованно учел, что произведя принудительный вынос самого газопровода и прибора учета за пределы территории домовладения, газораспределительная организация (АО "Газпром газораспределение Черкесск") одновременно фактически возложила на поставщика газа (Общество) повышенный стандарт доказывания при определении лица, совершившего несанкционированное подключение, для целей применения предусмотренных абзацем третьим пункта 62 Правил N 354 мер штрафного характера (повышающего коэффициента к нормативам потребления коммунальных услуг).
Уголовный кодекс Российской Федерации рассматривает газ как имущество, а потому предусматривает ответственность за присвоение газа как за кражу (п. "б" ч. 3 ст. 158 УК РФ). Административная ответственность за самовольное подключение к газопроводам и безучетное потребление газа заключается в привлечении к ответственности по ст. 7.19 КоАП РФ.
О выявленном факте самовольного подключения абонента Кубановой Ф.А. к системе газоснабжения контролером Общества Петросовым А.Э. 26.02.2021 было сообщено в ОМВД по Малокарачаевскому району.
По данному факту была проведена процессуальная проверка в соответствии со ст.ст. 144-145 УПК РФ по результатам которой 05.04.2021 вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по ч. 4.1 ст. 215.3, п. "б" ч.З ст. 158 УК РФ по основаниям, предусмотренным ч.1 п. 2 ст. 24 УПК РФ, также не было установлено оснований для возбуждения дела об административном правонарушении по ст. 7.19 КоАП РФ.
Из объяснений Кубановой Ф.А. и Кубанова Р.Я., данных в ходе проверки ОМВД по Малокарачаевскому району, в период с 26.01,2021 по 07.04.2021 они вместе с 4 несовершеннолетними детьми переехали проживать к матери Кубановой Ф.А. в с. Римгорское в связи с тем, что с 26.01.2021 в домовладении в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, в разгар отопительного период из-за задолженности был отключен газ. Кто именно несанкционированно подключил газ и когда это произошло, Кубановым неизвестно.
Контролер Общества Петросов А.Э. в ходе проверки ОМВД по Малокарачаевскому району пояснил, что работает контролером с 23.07.2020, в ходе проверки 26.03.2021 в 16 часов 30 минут в домовладении в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, установил факт работы прибора учета газа при установленном запорно-блокировочном устройстве, при наличии которого счетчик работать не должен, после чего был составлен акт о незаконном газопотреблении. Какими-либо иными сведениями Петросов А.Э. не располагает.
Блокиратор газового вентиля (запорно-пломбировочный блок) представляет собой запираемый на замок сборный контейнер для защиты от доступа к шаровым, пробковым, муфтовым кранам газовых трубопроводов. Конструкция устройства выполнена из стального листового и трубного проката с защитным полимерным (порошковым) покрытием. Блокиратор газового вентиля (запорно-пломбировочный блок) легко устанавливается (навешивается) на кран трубопровода, запирается на замок, позволяет защитить кран от несанкционированного доступа.
Из материалов дела, приобщенных заявителем фото- и видеоматериалов усматривается, что запломбирован поставщиком газа был лишь сам вынесенный за пределы домовладения в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43А, прибор учета BK-G6T заводской номер 39574258, 2010 года выпуска, а также ШРП (шкафной газорегуляторный пункт) модели ШРП-НОРД FEIO-У (GT), в котором был размещен газовый счетчик.
Запорно-пломбировочный блок расположен не в ШРП, а рядом с ним на кране трубопровода, он не был опломбирован поставщиком газа, при этом сам ЗБУ, расположенный за пределами газифицированного домовладения, может быть без приложения значительных усилий достаточно легко открыт любым подручным приспособлением, например, отверткой, что не отрицает представитель заявителя в ходе судебного разбирательства.
Указанное обстоятельство согласуется с представленными Обществом на цифровом носителе (CD-R) видеозаписями, из содержания которых наглядно усматривается, что сотрудник Общества снимает замок установленного за пределами домовладения в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, запорно-пломбировочного блока просто рукой без применения каких-либо инструментов.
Таким образом, с учетом установленных судом обстоятельств несанкционированное подключение домовладения к сетям газораспределения до обрезки газопровода сваркой могло до 26.03.2021 с учетом расположения ШРП, прибора учета и крана газопровода за пределами газифицированного домовладения быть произведено не только самим абонентом, но и любым неустановленным лицом, при этом факт совершения данного нарушения самим абонентом с учетом отсутствия факта его проживания в домовладении в период с 26.01.2021 до 07.04.2021 Обществом доказательно не подтвержден представлением относимых, допустимых и достоверных доказательств по делу.
Суд первой инстанции, проанализировав представленный в качестве доказательства акт о выявленном факте незаконного газопотребления от 26.03.2021 N 6/21, исследовав по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства по делу в их совокупности, пришел к правильному выводу о том, что Общество в нарушение статьи 65 АПК РФ не доказало факт осуществления несанкционированного подключения домовладения в с. Джага Малокарачаевского района КЧР по ул. Школьной, д. 43-А, к сетям газоснабжения самим потребителем либо по его вине.
При таких обстоятельствах возложение на потребителя Кубанову Ф.А. обязанности по уплате задолженности по плате за газ по лицевому счету 9206035397 в размере 198 304 руб. 60 коп., доначисленной на основании пункта 62 Правил N 354 за период с 26.01.2021 исходя из объема, определенного на основании норматива потребления газа с применением повышающего коэффициента 10, противоречит приведенным выше требованиям законодательства в сфере газоснабжения и существенным образом ущемляет права абонента.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела в порядке апелляционного производства по представленным доказательствам считает, что решение суда первой инстанции при рассмотрении дела не имеет нарушений процессуального характера. Судом правильно применены нормы материального, процессуального права, верно дана оценка доказательствам с точки зрения относимости, допустимости и достоверности. Исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права, вынесено законное и обоснованное решение.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебных актов (часть 4 ст. 270 АПК РФ) не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 06.12.2021 по делу N А25-1474/2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Жуков |
Судьи |
М.У. Семенов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-1474/2021
Истец: ООО "Газпром межрегионгаз Черкесск"
Ответчик: Прокуратура Малокарачаевского района КЧР
Третье лицо: Болатов Мухамматамин Урусбиевич, Болатов Урусби Сегдулович, Болатова Асият Урусбиевна, Болатова Мариям Урусбиевна, Болатова Фатима Хамидовна, Кубанова Фатима Алиевна