г. Самара |
|
19 мая 2022 г. |
Дело N |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 мая 2022 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 мая 2022 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Лихоманенко О.А.,
судей Бажана П.В., Николаевой С.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Алиевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2022 года по делу N А49-9854/2021 (судья Займидорога М.В.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (ОГРН 10555803536997, ИНН 5837025458), г.Пенза
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу, г.Нижний Новгород
об оспаривании постановления о назначении административного наказания,
с участием в судебном заседании:
от Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу - представителя Кузина С.В. (доверенность N 13 от 29.12.2021),
от общества с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" - представителя Ковалевой Н.Д. (доверенность N 178/2021 от 09.07.2021), представителя Марьенко О.А. (доверенность N 9/2022 от 26.01.2022),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Объединенные пензенские водочные заводы" (далее - общество, ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ") обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу от 10.09.2021 о назначении административного наказания по делу N 0403/130821/03900, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2022 года по делу N А49-9854/2021 постановление Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу (далее - административный орган, МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО) от 10.09.2021 N 0403/130821/03900 о привлечении ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде наложения административного штрафа в размере 100000 руб. признано незаконным и отменено.
МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении заявленных требований. По мнению административного органа, обжалованное судебное решение является незаконным и необоснованным.
Подробно позиция МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО изложена в апелляционной жалобе.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в представленном отзыве.
В судебном заседании представитель МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО поддержал апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции отменить.
В судебном заседании представитель общества отклонил апелляционную жалобу, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Рассмотрев материалы дела в порядке апелляционного производства, проверив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и отзыве на неё, заслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, на основании приказов МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от 20.04.2021 N 494 и от 24.05.2021 N 591 в отношении ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" должностными лицами административного органа проведена плановая выездная проверка по вопросам соблюдения обязательных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), по результатам которой составлен акт проверки N у4-а208/03-04 от 26.05.2021.
Административный орган установив факт несоблюдения ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" обязательных требований, предъявляемых к организациям, осуществляющим производство и оборот алкогольной продукции (пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи), составил в отношении общества протокол об административном правонарушении N 0403/130821/03900 от 13.08.2021.
По результатам рассмотрения указанного протокола и материалов дела об административном правонарушении МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО вынесено постановление от 10.09.2021 N 0403/130821/03900 о назначении ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" административного наказания по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100000 руб.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с рассматриваемым заявлением.
С учетом положений части 2 статьи 211 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявление общества.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Исходя из содержания части 7 статьи 210 АПК РФ, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.43.1, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в настоящей статье и статье 14.47 настоящего Кодекса понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ).
Согласно статье 2 Закона N 184-ФЗ технический регламент - это документ, который принят международным договором Российской Федерации, подлежащим ратификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в соответствии с международным договором Российской Федерации, ратифицированным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или указом Президента Российской Федерации, или постановлением Правительства Российской Федерации, или нормативным правовым актом федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 46 указанного Федерального закона со дня вступления его в силу впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Таким образом, объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, включает в себя, в частности, деяния в виде нарушения изготовителем требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
Объектом противоправного посягательства являются требования государственных стандартов, соблюдение которых направлено на охрану здоровья и благополучия населения, а также на защиту прав потребителей.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Субъектом правонарушения является лицо, ответственное за соблюдение установленных правил и норм, в частности изготовитель, исполнитель (лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), а также продавец.
Состав правонарушения по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ является формальным, не связан с наступлением каких-либо последствий для жизни и здоровья граждан.
В силу части 1 статьи 4 Закона N 184-ФЗ законодательство Российской Федерации о техническом регулировании состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ алкогольная продукция -это пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.
По смыслу подпункта 7 пункта 3.1 части 3 статьи 20 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается производство продукции, не соответствующей требованиям государственных стандартов.
Абзацем 4 пункта 1 статьи 25 Федерального закона N 171-ФЗ установлен запрет на оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, не соответствующей государственным стандартам и техническим условиям.
Как установлено судом первой инстанции, из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления следует, что согласно сведениям из ЕГАИС ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" по адресам места осуществления деятельности: Пензенская область, г. Нижний Ломов, ул. Урицкого, 129; Пензенская область, Городищенский район, г. Городище, ул. О. Кошевого, 8, осуществило производство алкогольной продукции: пиво светлое фильтрованное пастеризованное "НАЛИВОМ", напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)", напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)", напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)", сидр газированный жемчужный полусладкий "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный сидр наливом, медовуха фильтрованная пастеризованная "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная", медовуха фильтрованная наливом, пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный пуаре (грушевый сидр) наливом, - с нарушением требований законодательства Российской Федерации в части производства и оборота алкогольной продукции, не соответствующей государственным стандартам, а именно:
1) пункту 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ и пункту 5.2.1 ГОСТ Р55292-2012 в части содержания в рецептурах на пивные напитки красителей.
На основании полученных из ЕГАИС данных об объемах производства административным органом установлен факт производства обществом 23.11.2020, 24.11.2020 и 25.11.2020 пивных напитков пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)", пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)", пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)" с указанием объемов их производства.
В ходе проведения проверки ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" были представлены проверяющим: технические условия ТУ 11.05.10-003-78861430-2020 на "Напитки пивные", технологическая инструкция ТИ 11.05.10.160-059-78861430-2020 по производству пивного напитка "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)" по ТУ 11.05.10-003-78861430-2020; технологическая инструкция ТИ 11.05.10.150-060-78861430-2020 по производству пивного напитка "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)" по ТУ 11.05.10-003-78861430-2020, технологическая инструкция ТИ 11.05.1О.160-057-78861430-2020 по производству пивного напитка "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)" по ТУ 11.05.10-003-78861430-2020.
Согласно представленным технологическим инструкциям пивной напиток "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)" имеет цвет от светло-зеленого до светло-изумрудного, пивной напиток "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)" имеет цвет от светло-красного до темно-красного, пивной напиток "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)" имеет цвет от светло-оранжевого до оранжевого.
В пункте 13.2 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ определено, что напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - это алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1480-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2014 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 55292-2012 "Национальный стандарт. Напитки пивные. Общие технические условия".
Пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 55292-2012 определены органолептические показатели, которым должны соответствовать пивные напитки, а именно: внешний вид, вкус и аромат, цвет. В частности, по цвету - от светло-соломенного до темно-коричневого. Допускаются цвета, обусловленные цветом используемого сырья.
Из анализа представленных в ходе проверки технологических документов на производство указанных выше пивных налитков административным органом установлено, что общество при производстве указанных в отчетах об объемах производства пивных напитков использовало в качестве сырья красители - красный очаровательный Е129, желтый "солнечный закат" Е110, тартразин E102, синий патентованный Е131, в связи с чем выявлено несоответствие выпускаемой продукции требованиям ГОСТа по цвету, поскольку красители не обладают свойствами, повышающими характеристики алкогольной продукции.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что обществом нарушен пункт 5.2.1 ГОСТ Р55292-2012.
Между тем, как верно отмечено судом первой инстанции, согласно пункту 5.2.3 ГОСТ Р 55292-2012 при производстве пивных напитков допускается использовать пищевые добавки и вспомогательные средства, обеспечивающие их качество и безопасность, регламентированные ТР ТС 029/2012 Технический регламент Таможенного союза "Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств".
В силу статьи 4 ТР ТС 029/2012 краситель - пищевая добавка, предназначенная для придания, усиления или восстановления окраски пищевой продукции; к пищевым красителям не относится пищевая продукция, обладающая вторичным красящим эффектом, а также красители, применяемые для окрашивания несъедобных наружных частей пищевой продукции (например, для окрашивания оболочек сыров и колбас, для клеймения мяса, для маркировки сыров и яиц).
В соответствии с Приложением 11 Гигиенические регламенты применения красителей к Техническому регламенту Таможенного союза "Пищевая продукция в части ее маркировки" ТР ТС 022/2011 красители красный очаровательный AC (ALLURA RED AC) Е129, желтый "солнечный закат" FCF (SUNSET YELLOW FCF) Е110, тартразин E102, синий патентованный V (PATENT BLUE V) Е131 разрешается использовать при производстве алкогольных напитков в дозировке, не превышающей 200 мг/кг продукции.
Ограничения, установленные приложениями 9 и 10 ТР ТС 029/2012, не распространяются на пивные напитки, в связи с чем использование вышеуказанных красителей при производстве пивных напитков допускается на основании приложения 11 ТР ТС 029/2012.
Пунктом 5.1.2 ГОСТ Р 55292-2012 определено, что в пивных напитках допускаются цвета, обусловленные используемым сырьем. В рассматриваемом случае красители являются "используемым сырьем", разрешенным к применению ТР ТС 029/2012.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что представленные обществом технологические инструкции на указанные выше пивные напитки, разработанные в соответствии с техническими условиями ТУ 11.05.10-003-78861430-2020, не противоречат ГОСТ Р 55292-2012 правомерен.
Судом первой инстанции верно отмечено, что соответствие данных технических условий ТУ 11.05.10-003-788614302020, которые распространяются на указанные выше пивные напитки, требованиям ГОСТ Р 55292-2012 подтверждено экспертным заключением ФБУ "Государственного регионального центра стандартизации, метрологии и испытаний в Пензенской области" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт).
Соответствие алкогольной продукции: напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)", напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)", напиток пастеризованный "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)", - требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012 подтверждается представленной декларацией о соответствии на соответствующую продукцию - ЕАЭС N RU ДШ1НА38.В.05901/20 от 30.10.2020 со сроком действия по 29.10.2023 (том 5 л.д. 14).
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно пришёл к выводу, что применение обществом при производстве напитков пивных пастеризованных "БРИКС СО ВКУСОМ ЭППЛТИНИ (BRIX APPLETINI FLAVOUR)", "БРИКС СО ВКУСОМ РОССИНИ (BRIX ROSSINI FLAVOUR)", "БРИКС СО ВКУСОМ СПРИТЦ ВЕНЕЦИАНО (BRIX SPRITZ VENEZIANO FLAVOUR)" поименованных выше красителей допускается.
При таких обстоятельствах административный орган в нарушение приведенных норм не доказал наличие события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, по эпизоду с производством указанных выше напитков пивных в части содержания в рецептурах на них красителей, в связи с чем данный эпизод обоснованно исключен арбитражным судом из состава вмененного обществу административного правонарушения.
2) пункту 5.2 ГОСТ Р 58010-2017 "Пуаре традиционные. Технические условия" в части использования готового пуаре в качестве сырья для приготовления пуаре; пункту 5.1.3 ГОСТ Р 58010-2017 в части производства пуаре по техническим условиям, не соответствующим ГОСТ, в том числе по физико-химическим показателям; подпункту 3.3 пункта 3, подпункта 4.3.1 пункта 4 ГОСТ Р 51740-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические условия на пищевую продукцию. Общие требование к разработке и оформлению" в части разработки ТУ на производство алкогольной продукции с использованием придуманных названий, которые тождественны или сходны до степени смешения с придуманными названиями аналогичной группы продукции, установленными национальными или межгосударственными (региональными) стандартами вида технических условий; подпункту 3.4, 3.5.1.1, 3.5.1.4 пункта 3 ГОСТ Р 51074 -2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" в части применения "придуманного названия", установленного национальным стандартом на иную продукцию, а также в части производства продукции по ТУ, разработанным по стандарту, предназначенному для иного вида продукции, тем самым вводя потребителей в заблуждение относительно способа изготовления и органолептических показателей данного продукта и позволяло ошибочно принять данный продукт за другой; разделу "Введение" ГОСТ Р 52335-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукция винодельческая. Термины и определения" в части изменения понятия "Сидр" с нарушением объема и содержания данного понятия, определенных в стандарте "Сидры. Общие технические условия".
В ходе проверки административным органом также было установлено, что ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" производится пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" на основании разработанных технических условий ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 (ТУ внесено в реестр РОССТАНДАРТА ФБУ "Пензенский ЦСМ" 18.05.2017 за N 005346), технологической инструкции ТИ 11.03.10.212-059-78861430-2019 и СТО 78861430-002-2021, разработанного и утвержденного на основании ГОСТ 31820-2015 "Сидры. Общие технические условия".
Согласно анализу рецептуры указанной продукции на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом N 171-ФЗ и ГОСТ Р 58010-2017, административным органом было установлено, что пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" изготовлен из сырья: негазированный пуаре наливом кр. 6% об (вода питьевая, сок грушевый концентрированнный), сахар, лимонная кислота, антиокислитель-диоксид серы, сорбат калия, двуокись углерода, вода.
Из отчета об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует, что филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ осуществлял производство пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" в количестве 5027,40 дал (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 06.04.2021 N ЮТБ00000311, от 07.04.2021 N ЮТБ00000313, от 08.04.2021 N ЮТБ00000314).
Согласно отчету об объемах использования сырья на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ осуществлял списание негазированного пуаре (грушевый сидр) наливом в количестве 4199,80 дал на производство алкогольной продукции согласно номерам отчета о производстве (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 06.04.2021 N ЮТБ00000311, от 07.04.2021 N ЮТБ00000313, от 08.04.2021 N ЮТБ00000314).
При этом пунктом 5.2 ГОСТ Р 58010-2017 для производства традиционных пуаре не предусмотрено использование готового пуаре.
Кроме того, в ходе проверки административным органом при сравнении ТУ 11.03.10007-78861430-2017 с ГОСТ Р 58010-2017 было установлено, что указанные ТУ разработаны обществом без учета требований ГОСТ по физико-химическим показателям: массовой концентрации остаточного экстракта в сидрах, массовой концентрации лимонной кислоты, давлению двуокиси углерода в бутылке.
В рамках проведения плановой выездной проверки согласно протоколу от 28.04.2021 N б/н был осуществлен отбор проб и образцов, в частности, алкогольной продукции - пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)". Указанные образцы были отправлены на экспертизу в ГБУ "Татэкспертцентр". Перед экспертом поставлены вопросы: 1) подтвердить или опровергнуть соответствие представленных проб алкогольной продукции требованиям ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 "Пуаре (грушевый сидр). Технические условия"; 2) подтвердить или опровергнуть соответствие представленных проб алкогольной продукции термину "пуаре (грушевый сидр)" в соответствии с пунктом 12.5 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Согласно экспертному заключению от 20.05.2021 N 523 (том 4 л.д. 34 - 40) представленный на экспертизу образец алкогольной продукции - пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" соответствует понятию "пуаре (грушевый сидр"), установленному Федеральным законом N 171-ФЗ; соответствует требованиям ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и ТИ 11.03.10.212-059-78861430-2019, но не соответствует требованиям ГОСТ Р 58010-2017: массовой концентрации остаточного экстракта в сидрах, массовой концентрации лимонной кислоты, давлению двуокиси углерода в бутылке.
Кроме того, административным органом в ходе проверки был сделан вывод, что в нарушение требований подпунктов 3.4, 3.5.1.1, 3.5.1.4 пункта 3 ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования", подпунктов 4.3.1 пункта 4 ГОСТ 51740-2016 производимая обществом продукция - пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный жемчужный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" содержит в своем названии словосочетание - "газированный жемчужный" сходное до степени смешения с уже существующим названием, установленным подпунктом 3.4 пункта 3 ГОСТ 31820-2015, требования которого применимы для производства иной продукции - "Сидра", что вводит в заблуждение потребителей относительно способа изготовления и оргонолептических показателей данного продукта и позволяет ошибочно принять данный продукт за другой. Также в нарушение положений раздела "Введение" ГОСТ Р 52335-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукция винодельческая. Термины и определения" общество при разработке ТУ 11.03.10007-78861430-2017 нарушило требования ГОСТ Р 52335-200 в части изменения понятия "Сидр" с нарушением объема и содержания данного понятия, определенных в стандарте "Сидры. Общие технические условия".
Вместе с тем, суд первой инстанции правомерно на основании положений части 2 статьи 69 АПК РФ принял преюдициальное значение постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 делу N А49-10756/2020 при рассмотрении настоящего дела.
Так, решением Арбитражного суда Пензенской области от 26.04.2021 по делу N А49-10756/2020 об оспаривании ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" постановления МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от 21.10.2020 N 0401/80720/03278 об административном правонарушении, заявленные требования удовлетворены частично. Суд отказал в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления N 0401/280720/03279. Представление по делу N 0401/280720/03279 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, признано недействительным в части выводов о нарушении обществом подпункта 5.1.3 пункта 5 ГОСТ Р 58010-2017 "Пуаре традиционные. Технические условия" в части несоответствия алкогольной продукции по физико-химическим показателям. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. При этом судом в указанном решении установлена правомерность производства ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" пуаре (грушевый сидр) из восстановленного грушевого сока на основании разработанных ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и ТИ 11.03.10.212-059-78861430-2019, а также отсутствие правовых оснований для применения к данному виду продукции требований ГОСТ Р 58010-2017.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 делу N А49-10756/2020, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 17.12.2021, решение суда первой инстанции от 26.04.2021 отменено, по делу принят новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворены, постановление административного органа признано незаконным и отменно, представление МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО признано незаконным. Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2021 выводы суда первой инстанции о правомерности производства ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" пуаре (грушевый сидр) из восстановленного грушевого сока на основании разработанных ТУ 11.03.10-007-78861430-2017 и ТИ 11.03.10.212-059-78861430-2019, а также отсутствии правовых оснований для применения к данному виду продукции требований ГОСТ Р 58010-2017 подтверждены, а также установлено отсутствие вменяемых обществу нарушений подпунктов 3.4, 3.5.1.1 пункта 3 ГОСТ Р 51074-2003 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования" в части применения "придуманного названия", пункта 3.3 ГОСТ Р 51740-2016 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению", раздела "Введение" ГОСТ Р 52335-2005 "Национальный стандарт Российской Федерации. Продукция винодельческая. Термины и определения" в части изменения понятия "Сидр" с нарушением объема и содержания данного понятия, определенных в стандарте "Сидры. Общие технические условия" (том 1 л.д. 46 - 59).
Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что в части нарушения указанных выше требований ГОСТов в части пуаре (грушевого сидра) оспариваемого постановления отсутствует состав правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ правомерен, в связи с чем данные эпизоды с пуаре (грушевый сидр) обоснованно исключены арбитражным судом из состава вмененного обществу административного правонарушения.
3) пункту 3.1 и 5.2.1 ГОСТ 31711-2012 и пункту 13.1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ в части использования несоложенного сырья в количестве, превышающем 20% массы заменяемого солода для производства пива наливом; пункту 12.4 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ и пункту 5.2 ГОСТ 31820-2015 в части использования сидра для производства сидра; пункту 12.6 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ и пункту 5.2 ГОСТ 57594-2017 в части использования медовухи для производства медовухи; пункту 5.1.3 ГОСТ 31820-2015 и пункту 5.1.3 ГОСТ Р 57594-2017 в части производства сидра и медовухи по техническим условиям, не соответствующим ГОСТ по физико-химическим показателям.
- на основании данных полученных из ЕГАИС об объемах производства административным органом установлен факт производства обществом 09.09.2020, 10.09.2020, 12.09.2020, 01.11.2020, 27.01.2021, 19.03.2021, 14.05.2021 пива светлого фильтрованного пастеризованного "НАЛИВОМ" с указанием объемов его производства.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1588-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 31711 -2012 "Межгосударственный стандарт. Пиво. Общие технические условия".
Согласно пункту 3.1 ГОСТ 31711-2012 пиво - пенистый напиток, полученный из пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов и воды с применением или без применения зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов в результате брожения пивного сусла, содержащий этиловый спирт, образовавшийся в процессе брожения сусла.
На основании пункта 22 ГОСТ Р 53358-2009 "Продукты пивоварения. Термины и определения", утвержденного приказом Ростехрегулирования от 07.07.2009 N 235-ст, пивное сусло - это спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства пива и/или пивных напитков, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5% от ее объема, получаемая из воды, пивоваренного солода, хмеля и/или хмелепродуктов.
Концентрат пивного сусла (Нрк. *солодовый экстракт*) - продукт, полученный путем концентрирования пивного сусла (пункт 14 ГОСТ Р 53358-2009).
Пивоваренный солод - солод, полученный из пивоваренного ячменя или пшеницы. Примечание - под солодом понимают продукт, полученный из зерна злаковых культур в результате его замачивания, проращивания и сушки (пункт 11 ГОСТ Р 53358-2009).
Солодовый экстракт - продукт, полученный путем экстрагирования и концентрирования раствора экстрактивных веществ из пивоваренного солода и злаковых культур (пункт 16 ГОСТ Р 53358-2009).
Пунктом 5.2.1. ГОСТ 31711-2012 установлено, что в качестве сырья для производства пива используют: солод пивоваренный ячменный по ГОСТ 29294; солод пивоваренный пшеничный; воду питьевую; сахар-песок по ГОСТ 21; хмель по ГОСТ 21947; хмель гранулированный и хмелепродукты, использование которых обеспечивает качество и безопасность пива; несоложеные зернопродукты: ячмень по ГОСТ 5060, пшеницу, крупку пшеничную дробленую по ГОСТ 18271, крупу рисовую по ГОСТ 6292, крупу кукурузную по ГОСТ 6002, сахар-сырец, сахар жидкий и другие сахаросодержащие продукты, применение которых обеспечивает качество и безопасность пива; дрожжи пивные.
В ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" была представлена технологическая инструкция на производство пива светлого фильтрованного пастеризованного "НАЛИВОМ" по СТО 11.05.10.120-011-78861430-2020 ТИ 11.05.10.120-035-78861430-2020, утвержденная генеральным директором общества 14.08.2020 (том 1 л.д. 82 - 89, 95 - 110), из анализа которой административным органом было установлено, что в качестве сырья для изготовления указанного пива обществом используется экстракт солодовый пивной в количестве 100% массы при допустимой замене пивоваренного солода зернопродуктами не превышающей 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода.
В соответствии с пунктом 5.2.1 ГОСТ 31711-2012 использование для производства пива в качестве сырья экстракта солодового пивного не предусмотрено.
Проверкой установлено, что обществом приготовление сусла путем варки солода, воды и хмеля (хмелепродуктов) не осуществляется.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены пункты 3.1 и 5.2.1 ГОСТ 31711 -2012 и пункта 13.1 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
- согласно акту плановой выездной проверки при проведении анализа представленных ООО "Объединенные водочные ЛВЗ" рецептур по приготовлению сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" и медовухи фильтрованной пастеризованной "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная" на соответствие требованиям, установленным Федеральным законом N 171-ФЗ и ГОСТ 31820-2015 и ГОСТ 57594-2017, установлено, что алкогольные напитки:
сидр газированный жемчужный полусладкий "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" изготовлен из сырья: негазированный сидр наливом кр. 6% об (вода питьевая, сок яблочный концентрированный), сахар, лимонная кислота, антиокислитель - диоксид серы, сорбат калия, двуокись углерода, вода;
медовуха фильтрованная пастеризованная "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная" изготовлена из сырья: медовуха фильтрованная наливом 6% (вода птьевая, сахар, мед натуральный, концентрированный лимонный сок), сахар, концентрированный клюквенный сок, вода, упаковочный газ (диоксид углерода).
Из отчетов об объемах производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции следует, что филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ осуществлял производство сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" в количестве 4987,20 дал (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 08.04.2021 N ЮТБ00000316, от 09.04.2021 N ЮТБ00000318), а медовухи фильтрованной пастеризованной "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная" в количестве 9571,80 дал (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 23.03.2021 N ЮТБ00000246, от 25.03.2021 N ЮТБ00000256, от 12.04.2021 N ЮТБ00000328, от 13.04.2021 N ЮТБ00000345).
Согласно отчетам об объемах использования сырья на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ осуществлял списание негазированного сидра наливом в количестве 4199,80 дал на производство алкогольной продукции согласно номерам отчета о производстве (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 08.04.2021 N ЮТБО00О0316, от 09.04.2021 NЮТБ00000318), а медовухи фильтрованной наливом в количестве 8399,60 дал на производство алкогольной продукции согласно номерам отчета о производстве (накладные на передачу готовой продукции на склад хранения от 06.04.2021 N ЮТБ00000311, от 07.04.2021 N ЮТБ00000313, от 08.04.2021 N ЮТБ00000314).
Согласно пункту 12.4 статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 N 1588-ст введен в действие в качестве межгосударственного стандарта с 01.07.2013 Межгосударственный стандарт ГОСТ 31711-2012 "Межгосударственный стандарт. Сидры. Общие технические условия".
В силу пункта 3.1 ГОСТ 31820-2015 сидр продукт с объемной долей этилового спирта не менее 1,2% и не более 6,0%, изготовленный в результате спиртового брожения свежего яблочного сусла и/или восстановленного яблочного сока, без добавления или с добавлением сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, или насыщением двуокисью углерода в результате брожения.
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 31820-2015 в качестве сырья при производстве сидра используют: яблоки свежие для промышленной переработки и дикорастущие; груши свежие ранних и поздних сроков созревания и дикорастущие; виноматериалы фруктовые (плодовые) сброженные (яблочный и грушевый); соки фруктовые концентрированные (яблочный и грушевый); сахар-песок; сахар белый; дрожжи винные чистых культур, в том числе сухие активные дрожжи; воду питьевую; кислоту лимонную пищевую; кислоту сорбиновую и ее растворимые соли; двуокись углерода газообразную и жидкую; ангидрид сернистый жидкий технический.
В ходе проверки ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" представлена технологическая инструкция ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021 по производству сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" по ТУ 11.03.10.211030-78861430-2021, утвержденная 25.02.2021 генеральным директором, адрес производства: филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ (том 1 л.д. 126 - 133), согласно которой для производства указанного сидра обществом используется негазированный сидр наливом по СТО 78861430-001-2021.
Указанная выше технологическая инструкция по производству сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" ТИ 11.03.10.211-030-78861430-2021 разработана обществом в соответствии с техническими условиями "Сидры (в ассортименте)" ТУ 11.03.10-001-78861430-2021, утвержденными генеральным директором общества 04.03.2021 (том 1 л.д. 135 - 145).
Также обществом представлена технологическая инструкция по производству негазированного сидра наливом по СТО 78861430-001-2021 ТИ 11.03.10.211-029-788614302021, утвержденная 24.02.2021 генеральным директором общества, адрес производства: филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" Нижнеломовский ликеро-водочный завод (том 1 л.д. 11 6 - 123), в котором указано что для приготовления данной продукции применяются следующее сырье и вспомогательные средства: сок яблочный концентрированный по ГОСТ 32102-2013, ТР ТС 023/2011 отечественный и (или) импортный, по безопасности и качеству не ниже предусмотренных показателей по ГОСТ 32102-2013, ТР ТС 023/2011; вода питьевая по ГОСТ 2874-82, сахар белый по ГОСТ 33222-2015, кислота лимонная пищевая по ГОСТ 908, кислота сорбиновая по ГОСТ 32779-2014 и ее растворимые соли, сахар жидкий по ГОСТ 31896, сахар-сырец по ГОСТ Р 52305, дрожжи пивоваренные, дрожжи винные по НД изготовителя, танин по НД изготовителя, желатин по НД изготовителя, бентонит НД изготовителя, кизельгур по НД изготовителя, ангидрид сернистный жидкий технический по ГОСТ 2918 или метабисульфит калия по ТУ 6-09-5312-86, отечественного производства или импортный, разрешенный к использованию в установленном порядке.
При этом в соответствии с ТИ 11.03.10.211-029-78861430-2021, утвержденной 24.02.2021, в схему производства негазированного сидра наливом входят технологические операции: приемка сырья, подготовка воды, приготовление восстановленного яблочного сока, приготовление и внесение разводки дрожжей, спиртовое брожение приготовленного восстановленного яблочного сока, декантация при помощи сепаратора, обработка от различного вида помутнений, контрольная фильтрация.
В соответствии с пунктом 5.2 ГОСТ 31820-2015 в качестве сырья при производстве сидра используют: яблоки свежие для промышленной переработки и дикорастущие; груши свежие ранних и поздних сроков созревания и дикорастущие; виноматериалы фруктовые (плодовые) сброженные (яблочный и грушевый); соки фруктовые концентрированные (яблочный и грушевый); сахар-песок; сахар белый; дрожжи винные чистых культур, в том числе сухие активные дрожжи; воду питьевую; кислоту лимонную пищевую; кислоту сорбиновую и ее растворимые соли; двуокись углерода газообразную и жидкую; ангидрид сернистый жидкий технический.
Административный орган при этом указывает, что пунктом 5.2 ГОСТ 31820-2015 для производства сидра не предусмотрено использование готового сидра.
Согласно пункту 12.6 статье 2 Федерального закона N 171-ФЗ медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 10.08.2017 N 856-ст введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 01.01.2019 Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 57594-2017 "Медовухи. Общие технические условия".
Пунктом 5.2 ГОСТ Р 57594-2017 установлено, что для изготовления медовухи применяют следующее сырье: воду питьевую, мед натуральный по ГОСТ Р 54644; прополис по ГОСТ 28886; пыльца цветочная (обножка) по ГОСТ 28887; молочко маточное пчелиное адсорбированное по ГОСТ 31767; перга по ГОСТ 31776 и другие продукты пчеловодства; сахар белый по ГОСТ 33222; сахар жидкий по ГОСТ 31896; сахар-сырец по ГОСТ Р 52305; сахаросодержащие продукты: патоку крахмальную по ГОСТ 33917, глюкозо-фруктозный сироп; соки концентрированные по ГОСТ 32102 и другое фруктово-ягодное и овощное сырье и продукты его переработки; хмель прессованный по ГОСТ 21947, хмелепродукты по ГОСТ 32912 и другое пряно-ароматическое сырье; дрожжи хлебопекарные прессованные по ГОСТ Р 54731; дрожжи хлебопекарные сушеные по ГОСТ Р 54845; дрожжи пивоваренные, дрожжи винные.
В ходе проверки ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" представлена технологическая инструкция ТИ 11.03.10.213-023-78861430-2021 по производству медовухи фильтрованной пастеризованной "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная" по ТУ 11.03.10004-78861430-2020, утвержденная 25.02.2021 генеральным директором, адрес производства: филиал ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ" ЮТБ (том 2 л.д. 55 - 65), согласно которой для производства указанного сидра обществом используется, в том числе медовуха фильтрованная наливом (вода, сахар, мед натуральный, концентрированный лимонный сок) в соответствии с СТО 78861430-012-2020.
Административный орган при этом также указывает, что пунктом 5.2 ГОСТ Р 57594-2017 для производства медовухи не предусмотрено использование готовой медовухи.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены пункты 3.1 и 5.2.1 ГОСТ 31711-2012, пункт 5.2.1 ГОСТ Р 57594-2017 и пункты 13.1 и 12.6 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ.
- на основании данных полученных из ЕГАИС об объемах производства административным органом установлен факт производства обществом 09.04.2021 сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", 06.04.2021 негазированного сидра наливом, а также 20.03.2021, 06.04.2021 и 25.05.2021 медовухи фильтрованной наливом с указанием объемов их производства.
В ходе проведения плановой выездной проверки ООО "Объединенные водочные ЛВЗ" были представлены проверяющим технологическая документация на производство:
сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)" -ТУ 11.03.10-001-78861430-2021, утвержденные генеральным директором 04.03.2021 (том 1 л.д. 135 - 145) и на негазированный сидр наливом - СТО 78861430-001-2021;
медовухи фильтрованной наливом - СТО 78861430-012-2020, утвержденная генеральным директором общества 22.12.2020.
Согласно пункту 15 статьи 2 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 162-ФЗ) технические условия - это вид стандарта организации, утвержденный изготовителем продукции или исполнителем работы, услуги.
При этом в соответствии с пунктом 8 статьи 4, частью 2 статьи 21 Федерального закона N 162-ФЗ стандарты организаций и технические условия разрабатываются с учетом соответствующих документов национальной системы стандартизации и в соответствии с действующими на территории Российской Федерации техническими регламентами.
Пунктом 5.1 ГОСТ 31820-2015 установлено, что сидры изготавливают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям для сидров конкретных наименований, с соблюдением требований или нормативных правовых актов, действующих на территории государства, принявшего стандарт.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" ТУ разрабатывают в следующих случаях:
при отсутствии государственного стандарта Российской Федерации (ГОСТ Р) или межгосударственного стандарта (ГОСТ), действующего в Российской Федерации (далее -государственный стандарт), общих технических условий или технических условий;
при наличии государственного стандарта общих технических условий (технических условий), когда изготовителю необходимо уточнить или дополнить требования к конкретному пищевому продукту.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 51740-2001 "Технические условия на пищевые продукты. Общие требования к разработке и оформлению" при наличии государственных стандартов общих технических условий или технических условий на группу пищевых продуктов требования к конкретным пищевым продуктам в ТУ излагаются с учетом требований этих стандартов.
В силу пункта 4.5 ГОСТ Р 1.4-2004 стандарты организации не должны противоречить требованиям технических регламентов, а также национальных стандартов, разработанных для содействия соблюдению требований технических регламентов.
Пунктом 5.1.3.4 ГОСТ 31820-2015 установлена массовая концентрация остаточного экстракта в сидрах (за исключением игристых) должна быть не менее 10,0 г/дм3, в игристых сидрах - не менее 12,0 г/дм3.
В соответствии с пунктом 5.1.3 ГОСТ Р 57594-2017 по физико-химическим показателям медовуха должна соответствовать требованиям: массовая доля двуокиси углерода не менее 0,30%.
В ходе проверки административным органом при сравнении ТУ 11.03.10-00178861430-2021 и СТО 78861430-001-2021 с ГОСТ 31820-2015 было установлено, что указанные ТУ и СТО разработаны обществом без учета требований ГОСТ по физико-химическому показателю: массовой концентрации остаточного экстракта в сидрах.
При сравнении СТО 78861430-012-2020 административным органом было установлено, что указанный документ разработан без учета требований ГОСТ Р 57594-2017 по физико-химическому показателю: массовой доли двуокиси углерода.
С учетом изложенного административный орган пришел к выводу, что обществом нарушены пункт 5.1.3 ГОСТ 31820-2015 и пункт 5.1.3 ГОСТ Р 57594-2017.
Вменяемые обществу указанные выше нарушения требований ГОСТов по указанным выше эпизодам - в части использования несоложенного сырья в количестве, превышающем 20% массы заменяемого солода для производства пива наливом; в части использования сидра для производства сидра; в части использования медовухи для производства медовухи; в части производства сидра и медовухи по техническим условиям, не соответствующим ГОСТ по физико-химическим показателям, по мнению административного органа, образуют объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
Судом первой инстанции верно отмечено, что поскольку в качестве событий административных правонарушений по указанным эпизодам указано на нарушение не технического регламента, а требований ГОСТ 31711-2012, ГОСТ 31820-2015 и ГОСТ Р 57594-2017, то есть обязательных требований, подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов, то в данном случае в соответствии с примечанием к статье 14.43 КоАП РФ необходимо установить соответствие нарушенных требований ГОСТ 31711-2012, ГОСТ 31820-2015 и ГОСТ Р 57594-2017 условиям, установленным пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Закона N 184-ФЗ.
В частности, в силу положений пункта 1 статьи 46 Закона N 184-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам производства, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
При этом доказательств производства вышеназванной алкогольной продукции: пиво светлое фильтрованное пастеризованное "НАЛИВОМ", сидр газированный жемчужный полусладкий "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный сидр наливом, медовуха фильтрованная пастеризованная "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная", медовуха фильтрованная наливом, - не соответствующей требованиям указанных выше стандартов, административным органом не представлено.
Общество, возражая против доводов административного органа относительно применения экстракта солодового пивного в количестве 100% массы, указывало, что при производстве пива светлого фильтрованного пастеризованного "НАЛИВОМ" не происходит замена 20% пивоваренного солода зерном и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами) и (или) сахаросодержащими продуктами, а используется солодовый экстракт (декларация о соответствии), который является полуфабрикатом, полученным из пивоваренного солода, что не запрещено. Состав конечного продукта - вода питьевая, солод и хмелепродукты. Таким образом, при производстве пивного сусла используется соложеное сырье в количестве 100%.
В отношении доводов о несоответствии документации требованиям ГОСТов по физико-химическим показателям общество указывает, что в разработанных СТО 78861430001-2021 (негазированный сидр наливом) и СТО 78861430-012-2020 (медовуха фильтрованная наливом) допущены технические ошибки. При разработке данных стандартов не был внесен показатель массовой концентрации остаточного экстракта (негазированный сидр наливом) и массовой доли двуокиси углерода (медовуха фильтрованная наливом). Для целей приведения в соответствие СТО обществом было своевременно разработаны и утверждены изменения к СТО 78861430-001-2021 и ТИ 11.03.10.211-029-78861430-2021, а также к СТО 78861430-0122020 и ТИ 11.03.10.213-075-78861430-2020 (медовуха фильтрованная наливом). Данные документы письмом исх. N 06-05/559 от 28.05.2021 были представлены в административный орган (N Вх-8330 от 02.06.2021, N 4269 от 03.06.2021), до составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления. Фактическое производство алкогольной продукции по СТО 78861430-001-2021 и СТО 78861430-012-2020 с учетом представленных административному органу изменений подтверждается удостоверениями о качестве на указанную продукцию и выдержками из журналов регистрации испытаний производимой продукции.
Административным органом не проводилась экспертиза на соответствие требованиям ГОСТа алкогольной продукции: пиво светлое фильтрованное пастеризованное "НАЛИВОМ", сидр газированный жемчужный полусладкий "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный сидр наливом, медовуха фильтрованная пастеризованная "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная", медовуха фильтрованная наливом.
Суд первой инстанции также пришел к выводу о том, что фактически административным органом не проводился анализ технологии производства указанной алкогольной продукции.
Представленные административным органом сведения из ЕГАИС отражают исключительно факты фиксации информации о производстве и обороте алкогольной продукции, произведенной ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ", но никак не информацию о соответствии производимой продукции требованиям государственных стандартов.
Административным органом доказательств наличия отклонений производимой обществом продукции от установленных требований по качеству и безопасности не представлено, материалы дела указанных сведений не содержат.
Доказательств того, что вменяемые обществу нарушения создавали угрозу жизни и здоровью граждан, а также свидетельств о введении потребителя в заблуждение относительно свойств товара, также не представлено.
Соответствие алкогольной продукции: пиво светлое фильтрованное пастеризованное "НАЛИВОМ", сидр газированный жемчужный полусладкий "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный сидр наливом, медовуха фильтрованная пастеризованная "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная", медовуха фильтрованная наливом, пуаре (грушевый сидр) сладкий газированный "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированный пуаре (грушевый сидр) наливом, - требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, ТР ТС 029/2012 подтверждается представленными декларациями о соответствии на продукцию: ЕАЭС N RU Д-RU.НА 38.В.04799/20 от 28.08.2020 со сроком действия по 27.08.2021, ЕАЭС N RU Д-RU.РА01.В36636/21 от 10.03.2021 со сроком действия по 27.08.202109.03.2024, ЕАЭС N RU Д-ЕШ.НА 38.В.24824/21 от 02.03.2021 со сроком действия по 01.03.2024, ЕАЭС N RU Д-1Ш.РА01.В.36618/21 от 10.03.2021 со сроком действия по 09.03.2024, ЕАЭС N RU Д-1Ш.РА01.В.93645/21 от 12.02.2021 со сроком действия по 11.02.2024, ЕАЭС N RU Д-1Ш.РА01.В.36626/21 от 10.03.2021 со сроком действия по 09.03.2024 и ЕАЭС N RU Д-1Ш.РА01.В.24822/21 от 02.03.2021 со сроком действия по 01.03.2024 (том 5 л.д. 13, 15 - 21).
Доказательств, указывающих на несоответствие продукции заявленным в декларациях о соответствии требованиям, материалы дела также не содержат.
Кроме того, обществом в качестве доказательства соответствия продукции сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", медовухи фильтрованной пастеризованной "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная" по физико-химическим показателям требованиям ГОСТ 31820-2015 и ГОСТ Р 57594-2017 представлены протоколы испытаний от 15.02.2022 N N 1-22/155, 1-22/158, 1-22/153, 1-22/154, 1-22/156, 122/157 (том 6 л.д. 2 - 10).
При таких обстоятельствах административный орган в нарушение приведенных норм не доказал наличие события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, по эпизодам с производством пива светлого фильтрованного пастеризованного "НАЛИВОМ", сидра газированного жемчужного полусладкого "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE)", негазированного сидра наливом, медовухи фильтрованной пастеризованной "ДВА ГУСЯ (TWO GEESE) клюквенная", медовухи фильтрованной наливом, в связи с чем данные эпизоды правомерно исключены арбитражным судом из состава вмененного обществу административного правонарушения.
Суд первой инстанции верно указал, что административным органом в протоколе об административном правонарушении и постановлении по делу об административном правонарушении неверно сделан вывод о несоответствии СТО 78861430-012-2020 на медовуху фильтрованную наливом (сусло медовое сброженное) и ТИ 11.03.10.213-07578861430-020 требованиям пункта 3.2 ГОСТ Р 57594-2017, поскольку в указанном ГОСТе отсутствует понятие "сусло медовое сброженное".
С учетом изложенного, принимая во внимание примечание к статье 14.43 КоАП РФ, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что выявленные административным органом нарушения обществом требований вышеуказанных ГОСТов по приведенным выше эпизодам не образуют события административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события, состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В силу части 2 статьи 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применение конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах и, с учетом приведенных правовых норм, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования, признал незаконным и отменил постановление МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО от 10.09.2021 о назначении административного наказания по делу N 0403/130821/03900.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе фактически сводятся к повторению правовой позиции МРУ Росалкогольрегулирования по ПФО, изложенной в суде первой инстанции, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие административного органа с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного решения в соответствии с частями 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2022 года по делу N А49-9854/2021 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
О.А. Лихоманенко |
Судьи |
П.В.Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А49-9854/2021
Истец: ООО "Объединенные пензенские водочные заводы"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу