г. Москва |
|
23 января 2023 г. |
Дело N А40-151337/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2023 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2023 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А. Свиридова
судей: |
И.В.Бекетовой, Т.Е. Красновой |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Н.С. Криворотовой |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционные жалобы ПАО "Россети Ленэнерго" и МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 на решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-151337/20 (107-2415)
по заявлению ПАО "Россети Ленэнерго"
к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4
третьи лица: 1) ФНС России, 2) МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6
о признании недействительным решения
при участии:
от заявителя: Гоман Е.С. по дов. от 16.11.2021; Белов А.А. по дов. от
28.02.2022; Целиков Д.В. по дов. от 18.10.2022;
от ответчика: Молашхия Г.К. по дов. от 10.06.2022;
от третьих лиц: 1) Молашхия Г.К. по дов. от 30.11.2022; 2) не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ:
ПАО "Россети Ленэнерго" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в суд к МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 (далее - Инспекция, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения от 04.06.2019 N03-1-29/1/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушении (далее - решение).
Решением суда от 21.10.2022 заявленные требования удовлетворены частично.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Считает, что суд сделал выводы не соответствующие обстоятельствам дела.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что суд неправильно применил нормы материального права.
В судебном заседании представитель ПАО "Россети Ленэнерго" доводы своей апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил в удовлетворении апелляционной жалобы ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 4 - отказать.
Представитель МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6 и ФНС России доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил в удовлетворении апелляционной жалобы заявителя - отказать, изложил свои доводы.
В судебное заседание не явился представитель МИ ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 6, суд располагает доказательствами надлежащего извещения о времени и месте судебного заседания. Дело рассмотрено в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционных жалоб, заслушав позицию сторон, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, инспекция проводила выездную проверку общества по вопросам правильности исчисления и уплаты всех налогов и сборов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
После окончания проверки составлен акт выездной проверки от 14.11.2018 N 03-1-29/50, рассмотрены материалы проверки (протокол), вынесено решение от 04.06.2019 N 03-1-29/1/22, которым налогоплательщику начислена недоимка по НДС в размере 7 495 490 р., налогу на имущество организаций в размере 589 972 280 р., пени в общей сумме 3 438 783 р., штрафы по статье 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в общем размере 34 482 377 р., уменьшены суммы налога на прибыль организаций за 2014, 206 год в размере 77 067 298 р.
Решением ФНС России по жалобе от 21.05.2020 N КЧ-4-9/8336 оспариваемое решение инспекции оставлено без изменения и утверждено.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения ПАО "Россети Ленэнерго" в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Удовлетворяя частично заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Так по пунктам 2.1.1 и 2.2.1 решения налоговым органом установлено, что общество в нарушении статей 250, 271 НК РФ занижены внереализационные доходы по налогу на прибыль организаций за 2016 год на стоимость неучтенной электроэнергии у потребителя ДНП "Гатчинские поместья" выявленной на основании актов бездоговорного потребления электроэнергии, фактически переданной по сетям заявителя, а также в нарушении статей 146, 154 НК РФ занизило налоговую базу по НДС в виду не включения в нее стоимости неучтенной электроэнергии у потребителя, что привело занижению дохода при исчислении налога на прибыль организаций за 2016 год в 41 641 611 р., неуплате НДС в размере 7 495 490 р.
Общество в проверяемый период осуществляло деятельность по передаче электрической энергии по сетям, находящимся в его балансовой принадлежности, на основании заключенных с гарантирующими поставщиками электроэнергии договорам до конечных потребителей (физических и юридических лиц), с которыми гарантирующий поставщик заключил договора энергоснабжения.
Также заявитель на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребляемой электрической энергии" (далее - Постановление N 442) осуществлял выявление фактов бездоговорного потребления электроэнергии путем подключения к электросетям организаций и физических лиц в отсутствии заключенного у них договора энергоснабжения с гарантирующим поставщиком.
Налогоплательщиком был выявлен факт бездоговорного потребления со стороны ДНП "Гатчинские поместья", составлены акты бездоговорного потребления от 14.03.2019 и от 19.05.2016, выставил счет на оплату стоимости выявленного бездоговорного потребления в размере 109 381 822 р. и обратился в Арбитражный суд г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к ДНП "Гатчинские поместья" (должнику) о взыскании неосновательного обогащения, который был рассмотрен и удовлетворен, окончательный размер задолженности был установлен постановлением АС Северо-Западного округа от 31.05.2019 по делу N А56-90892/16.
В соответствии с положениями Постановлениям N 442 размер платы за бездоговорное потребление рассчитывается как произведение: максимального тарифа на максимальный объем возможного потребление электроэнергии в день на количество дней от даты последней проверки сетей в соответствующем районе (в пределах 3-х лет) до даты составления акта бездоговорного потребления и на коэффициент, характеризующий максимальное сечение провода, использующегося для незаконного подключения.
Заявитель, являющийся сетевой компанией, расценивает плату за бездоговорное потребление как штрафную санкцию за незаконное подключение лица к его сетям либо как компенсацию убытков, понесенных сетевой компанией в виду необходимости оплачивать гарантирующему поставщику не переданный ему по сетям объем "украденной" электроэнергии за весь период "кражи", который покупается у гарантирующего поставщика в качестве потерь, не являющихся по существу таковыми.
Инспекция считает, что сетевая компания фактически вынуждено передает незаконно (без акта и договора) присоединившемуся к сетям лицу электроэнергию, покупая соответствующий объем у гарантирующего поставщика в качестве платы за потери, факт передачи выявляется при составлении акта бездоговорного потребления, стоимость переданной электроэнергии, учитывая отсутствие приборов учета, определяется расчетным путем, исходя из максимального периода потребления и не может являться ни штрафом, ни компенсацией потерь, исходя из природы ответственности за неисполнение обязательств.
Фактически заявитель, расценивая потери от бездоговорного потребления электроэнергии выявленные при составлении акта бездоговорного потребления как понесенные им убытки, не подлежащие в силу статьи 39 НК РФ налогообложению НДС и облагаемые налогом на прибыль организаций в силу статьи 271 НК РФ по мере их оплаты или на основании решения суда, не включал стоимость бездоговорного потребления электроэнергии по актам в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДС на дату их составления.
Налоговый орган, определяя факт составления акта бездоговорного потребления электроэнергии в качестве ее реализации потребителям, начислил НДС и налог на прибыль организаций на стоимость бездоговорного потребления указанную в актах путем включения этой стоимости в налоговую базу по налогам на даты их составления.
Поскольку налогоплательщик расценивал потери от бездоговорного потребления в качестве убытков, то с учетом установления их размера в отношении должника ДНП "Гатчинские поместья", только по постановлению АС Северо-Западного округа от 31.05.2019 по делу N А56-90892/16, он включил данные суммы в состав внереализационных доходов по статье 250 НК РФ в 2019 году, не исчисляя с данных сумм НДС.
Инспекция в ходе проверки, установив наличие бездоговорного потребления со стороны должника по актам от 14.03.2016 и от 19.05.2016, посчитав, что фактически заявитель реализовал электроэнергию по данным актам должнику в 2016 году по установленным максимальным тарифам, в связи с чем, обязан был включить стоимость потребленной без договора электроэнергии указанной в актах и счетах в состав налоговой базы по налогу на прибыль организаций и НДС, отсутствие этого, привело к занижению налоговой базы и не уплате этих налогов за 2016 год.
Между тем, в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения НДС являются операции по реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Пунктом 1 статьи 39 НК РФ предусмотрено, что под реализацией товаров (работ, услуг) организацией (индивидуальным предпринимателем) признается передача на возмездной основе права собственности на них (в том числе обмен товарами), а в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, - передача права собственности на товары на безвозмездной основе.
Согласно пункту 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" при выбытии (списании) имущества в результате наступления событий, независящих от воли налогоплательщика (утрата имущества по причине порчи, боя, хищения, стихийного бедствия и т.п.), объекта налогообложения по НДС не возникает.
В силу пункта 2 Постановления N 442 под бездоговорным потреблением электроэнергии признается самовольное подключение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства и (или) потребление электрической энергии в отсутствие заключенного договора, обеспечивающего продажу электрической энергии (мощности) на розничных рынках.
При бездоговорном потреблении на стороне потребителя образуется неосновательное обогащение (статья 1102 ГК РФ), которое сетевая организация как потерпевший вправе взыскать с приобретателя с учетом порядка, регламентированного отраслевым законодательством об электроэнергетике (Постановление N 442).
Следовательно, при бездоговорном потреблении электроэнергии происходит выбытие электроэнергии из владения сетевой организации по мимо ее воли, с образованием на стороне потребителя - незаконного получателя электроэнергии неосновательного обогащения, размер которого определяется в императивном порядке установленном Постановлением N 442 и зависит не от фактического, а от максимально возможного потребления электроэнергии (ежедневного), то есть по существу выступает в форме штрафа.
Фактически взыскание сетевой организацией с выявленных незаконных потребителей электроэнергии стоимость ее бездоговорного потребления является в действительности возмещением реального ущерба, расчет которого определяется в порядке, установленном профильным законодательством об электроэнергетике.
При этом, правоотношения между сетевой организацией и незаконным потребителем электроэнергии при ее бездоговорном потреблении не являются договорными и они не регулируются статьями 539-544 ГК РФ, то есть взыскание стоимости бездоговорного потребления не является взысканием задолженности за поставленную электроэнергию, а является взыскание убытков в виде неосновательного обогащения в порядке установленном статьями 15, 393, 1102 ГК РФ.
Соответственно, суммы взысканных убытков в силу статей 39, 146 НК РФ не являются объектом налогообложения по НДС, в связи с чем, на стоимость выявленного сетевой организацией - заявителем бездоговорного потребления по составленным актам и выставленным потребителям на оплату счетам не подлежит начислению и уплате НДС на основании статьи 168 НК РФ.
При этом ошибочное выставление обществом ранее счетов-фактур по операциям, не являющимся объектами налогообложения по НДС, не приводит к возникновению обязанности по уплате налога в отношении последующих аналогичных операций, также не являющихся объектами налогообложения по НДС (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2014 N 17-П).
Вывод суда о квалификации бездоговорного потребления в качестве убытков и отсутствие оснований для начисления на него НДС соответствует позиции изложенной в Постановлении АС Московского округа от 30.06.2021 по делу N А40-13192/2016.
По вопросу налогообложения доходов полученных сетевой организацией при взыскании стоимости бездоговорного потребления электроэнергии.
В соответствии с пунктом 3 статьи 250 НК РФ внереализационными доходами налогоплательщика признаются, в частности, доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
Согласно подпункта 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ для внереализационных доходов в виде штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также в виде сумм возмещения убытков (ущерба) датой получения дохода признается дата признания должником либо дата вступления в законную силу решения суда.
Поскольку судом установлено, что доходы заявителя - сетевой организации от бездоговорного потребления электроэнергии являются не выручкой от реализации товаров (электроэнергии), а убытками в виде неосновательного обогащения, то в силу статей 250, 271 НК РФ указанные доходы подлежат учету в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций на дату вступления в силу решения суда о взыскании убытков в виде бездоговорного потребления или на дату фактического признания должником - потребителем обоснованности их взыскания в виде письма или оплаты.
Судом установлено и не отрицается налоговым органом, что заявитель учитывал в составе дохода для целей исчисления налога на прибыль организаций суммы бездоговорного потребления по актам на дату вынесения решения суда о взыскании бездоговорного потребления или на дату фактической оплаты, что полностью соответствует требованиям статей 250, 271 НК РФ.
Учитывая изложенное, судом установлено, что у заявителя не имелось правовых оснований для начисления на стоимость бездоговорного потребления по спорным актам суммы НДС в виду квалификации бездоговорного потребления в качестве убытков, не подлежащих налогообложению по НДС в силу статей 39, 146 НК РФ, также заявитель правомерно учитывал стоимость бездоговорного потребления по актам в налоговой базе по налогу на прибыль организаций на дату принятия решения суда о взыскании бездоговорного потребления, то есть за 2019 год, вследствие чего, никаких оснований для начисления НДС и налога на прибыль организаций на суммы выявленного по актам от 14.03.2016 и от 19.05.2016 бездоговорного потребления у инспекции не имелось, начисления по данному пункту решения являются необоснованными.
По пункту 2.2.2 решения суд правомерно исходил из следующего.
Налоговый орган установил, что общество в 2015 году неправомерно списало в состав внереализационных расходов за счет резерва сумму безнадежной ко взысканию дебиторской задолженности в размере 10 215 360 р. по контрагенту ООО "Сиэтл Сити", в связи с истечением срока исковой давности, в то время как фактически срок исковой давности истек в 2017 году, что привело к завышению убытка за 2015 год.
По данному нарушению установлено следующее.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 266 НК РФ сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в результате реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг, в случае если она не погашена в сроки установленные договором. Безнадежными долгами (долгами нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Суммы безнадежных долгов, выявленных (признанных) налогоплательщиком в отчетном (налоговом) периоде приравниваются к убыткам и подлежат списанию либо за счет созданного в этом периоде резерва по сомнительным долгам на основании пункта 4 статьи 266 НК РФ, либо в размере превышающем этот резерв, включаются в состав внереализационных расходов на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 265 НК РФ.
Порядок признания расходов при методе начисления предусматривает, что расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом периоде), к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты (пункт 1 статьи 272 НК РФ), данное положение НК РФ не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов включается безнадежная к взысканию задолженность.
Согласно статьям 8, 12 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно, в том числе перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. При этом, все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.
Следовательно, налогоплательщик, проводя по состоянию на последнюю дату отчетного (налогового) периода инвентаризацию, по ее итогам должен (обязан) определить сумму дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные к взысканию, и произвести их списание, то есть, списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности должно быть произведено только в период ее образования как безнадежной (истечение срока исковой давности, ликвидация, принятие акта государственного органа), списание такой задолженности в последующих периодах является неправомерным и влечет, в случае выявления этого обстоятельства при проведении налоговой проверке, отказ в признании внереализационных расходов и начисление налога на прибыль организаций.
Указанный вывод соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.06.2010 N 1574/10, являющейся общеобязательным толкованием и применением.
В соответствие со статьями 195, 196 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лицу, право которого нарушено, данный срок устанавливается в три года и на основании пункта 1 статьи 200 ГК РФ течение указанного срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
При этом, в силу статьи 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга, к которым относится подписанием совместного акта сверки или частичная оплата (пункт 19 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.11.2001 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности"), после перерыва течение срока исковой давности начинается заново и время истекшее до перерыва не засчитывается в новый срок.
Спорная дебиторская задолженность по договору об оказание услуг по присоединению к электрической сети от 09.02.2005 N ОДИ-1087-05/8274-Э-04 образовалась 02.08.2012, с учетом особенностей оплаты в форме передачи движимого имущества в течение 1 года с момента ввода его в эксплуатацию, составления счета-фактуры от 26.01.2010, актов приема-передачи имущества и дополнительных соглашений об изменении формы оплаты и сроков.
Заявитель, посчитав, что срок оплаты за оказанные услуги, с учетом переноса, наступил 02.08.2012, списал указанную задолженность как безнадежную к взысканию за счет резерва в 2015 года в виду истечения, по его мнению, срока исковой давности.
Налоговый орган после получения ответа компании ООО "Сиэтл Сити" на запрос установил, что между сторонами были подписаны акты сверки взаимных расчетов по состоянию на январь 2012 года и декабрь 2013 года, последний акт сверки подписан 06.02.2014, в связи с чем, в виду признания подписанным актов сверки от 06.02.2014 долга контрагентом, сроки исковой давности прервался и с учетом перерыва истекал не в 2015 году, а в 2017 году.
Учитывая изложенное, установлено, что общество неправомерно списало дебиторскую задолженность ООО "Сиэтл Сити" как безнадежную ко взысканию в 2015 году за счет резерва на основании истечения срока исковой давности, поскольку в виду подписания 06.02.2014 акта сверки между сторонами, срок исковой давности прервался и с учетом перерыва истекал не в 2015, а в 2017 году, в связи с чем, налоговым органом правомерно уменьшен убытков за 2015 год по данному эпизоду и начислен налог на прибыль организаций за 2016 год.
По пункту 2.2.3 решения суд обоснованно исходил из следующего.
Налоговый орган установил, что общество в нарушении пункта 18 статьи 250 НК РФ не включило в состав внереализационных доходов за 2014 год сумму подлежащей списанию кредиторской задолженности ЗАО "Аском" в размере 11 547 367 р. по договора присоединения к электросетям, в связи с завершением конкурсного производства и ликвидации организации - кредитора 11.12.2014.
По данному нарушению установлено следующее.
В соответствии с пунктом 18 статьи 250 НК РФ к внереализационным доходам налогоплательщика относятся доходы в виде сумм кредиторской задолженности (обязательства перед кредиторами), списанной в связи с истечением срока исковой давности или по другим основаниям, за исключением случаев, предусмотренных статьей 251 НК РФ.
Пунктом 1 статьи 271 НК РФ установлено, что доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.
Согласно статье 49 Гражданского кодекса Российской Федерации правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.
Пунктом 8 статьи 63 ГК РФ установлено, что с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица, это лицо считается прекратившим свое существование. Ликвидация юридического лица (должника или кредитора) влечет прекращение обязательств, кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица, на что указано в статье 419 ГК РФ.
Из положений подпункта 18 статьи 250 и статьи 271 НК РФ следует, что отчетным (налоговым) периодом, в котором надлежит учитывать такой вид внереализационных доходов как кредиторская задолженность, следует признавать тот отчетный (налоговый) период, в котором возникло первое из предусмотренных пунктом 18 статьи 250 НК РФ оснований для списания кредиторской задолженности.
При этом, налогоплательщик в силу императивности положений пункта 18 статьи 250 НК РФ, а также обязанности проведения инвентаризации дебиторской и кредиторской задолженности в силу законодательства о бухгалтерском учете и Приказа Минфина России от 29.07.1998 N 34-н, лишен права выбора как оснований для признания кредиторской задолженности безнадежной, так и периода, в котором она подлежит списанию в состав внереализационных доходов при возникновении первого из оснований, вне зависимости от проведения или не проведения им инвентаризации и издания соответствующего приказа, что соответствует позиции изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 08.06.2010 N 17462/09.
Налоговым органом в ходе выездной проверке было установлено, что у заявителя перед ЗАО "Аском" числилась кредиторская задолженность по договору об оказания услуг по присоединению к электрическим сетям от 15.06.2004 N ОД1654-04/6473-Э-03 в размере 11 547 367 р., решением Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 24.11.2013 по делу NА56-39227/2013 данная организация признана банкротом и в отношении нее введено конкурсное производство, определением от 09.10.2014 конкурсное производство было завершено и 11.12.2014 данная организация исключена из ЕГРЮЛ в связи с ликвидацией в форме банкротства.
Следовательно, после окончания банкротства и исключения компании - кредитора из ЕГРЮЛ у общества возникла обязанность включить сумму задолженности в состав внереализационных доходов на основании статьи 250 НК РФ.
Доводы об ином сроке окончания исковой давности судом не принимаются, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам и не подтверждаются документально.
Учитывая изложенное, суд считает, что налогоплательщик неправомерно не включил в состав доходов спорную задолженность перед ЗАО "Аском" в 2014 года после ее ликвидации в форме банкротства, в связи с чем, начисление налога на прибыль организаций по данному эпизоду является правомерным.
По пункту 2.3.1 решения.
Налоговым органом по оспариваемой части решения установлено, что заявитель в нарушении статей 374, 381 НК РФ неправомерно применил льготу по налогу на имущество организаций, предусматривающую освобождение от уплаты налога созданных или приобретенных после 01.01.2013 объектов относящихся к движимому имуществу, в связи с классификацией инспекцией спорных объектов (воздушные и кабельные линии электропередач, трансформаторные подстанции, волоконно-оптические линии связи, кабельные каналы, подстанции электрической сети и распределительные пункты с оборудованием, сооружения - дороги, проезды и ограждения) как объектов недвижимого имущества, имеющих неразрывную связь с землей, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, что привело к неуплате налога в размере 589 972 280 р.
По данному нарушению установлено следующее.
В проверяемый период общество являлось сетевой организаций и осуществляло деятельность по передаче электроэнергии и мощности по электросетям, в том числе через воздушные и кабельные линии электросвязи, находящиеся в собственности и приятые на учет в качестве отдельных объектов основных средств по соответствующим кодам ОКОФ, относящиеся к машинам, оборудованию и некапитальным сооружениям, и учтенные в связи с этим после 01.01.2013 в качестве движимого имущества, с применением в отношении них на основании пункта 25 статьи 381 НК РФ льготы по налогу на имущество организаций, исключая их из состава объектов налогообложения, в том числе за 2014-2016 годы.
Инспекция, проанализировав документы в отношении спорных объектов, а также исходя из результатов проведенной экспертизы, установила, что все указанные объекты имеют неразрывную и прочную связь с землей, их перемещение без несоразмерного ущерба для их назначения невозможно, объекты в силу Приказа Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295 входят в состав единого производственно-технологического комплекса, имеют единое функциональное назначение и технологическую взаимосвязь, в связи с чем, на основании статей 130, 131, 133.1 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат квалификации в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых не подлежит применению льгота предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ.
Суд, рассмотрев доводы сторон, исследовав представленные документы, сделал обоснованный вывод, что налогоплательщик правомерно отнес спорные объекты к движимому имуществу по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1, подпунктом 1 пункта 4 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств. Не признаются объектами обложения налогом на имущество организаций земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы).
Налоговая база по налогу на имущество организаций по общему правилу определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При определении налоговой базы такое имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации (пункты 1 и 3 статьи 375 НК РФ).
Согласно пункту 25 статьи 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации - в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением объектов движимого имущества, принятых на учет в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц, а также передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 настоящего Кодекса взаимозависимыми.
Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимому имуществу, недвижимости) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
В силу пункта 1 статьи 130 ГК РФ вещь является недвижимой либо в силу своих природных свойств, либо в силу прямого указания закона, что такой объект подчинен режиму недвижимых вещей, что полностью соответствует позиции изложенной в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
В соответствии с позицией изложенной в определении СКЭС ВС РФ от 17.05.2021 N 308-ЭС20-23222 по делу N А32-56709/2019, пункте 39 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.11.2021, определении СКЭС ВС РФ от 28.09.2021 N 308-ЭС21-6663 по делу N А18-1531/2019 для применения льготы предусмотренной пунктом 25 статьи 381 НК РФ необходимо учитывать следующее.
Безусловными критериями, по которым спорный объект относят к движимому или недвижимому имущества является исключительно определение кода ОКОФ, по которому соответствующий объект учтен в качестве отдельного инвентарного объекта в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01).
Инвентарным объектом (единицей учета) основных средств в соответствии с пунктом 6 ПБУ 6/01 (а также Общероссийским классификатором основных фондов -далее ОКОФ), признается:
-объект со всеми приспособлениями и принадлежностями;
-предмет, отдельный конструктивно обособленный и предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций;
-обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы.
При соответствии описанным выше признакам, к бухгалтерскому учету принимается отдельный инвентарный объект основных средств, которому присваивается код в соответствии с ОКОФ.
Базой для классификации объектов основных средств в бухгалтерском учете выступают Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-2014 (СНС 2008) и Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
В соответствии с введением в ОКОФ предусмотрено разделение объектов на следующие группы "Здания", "Сооружения", "Машины и оборудование", объектом классификации является каждая отдельная машина, аппарат, агрегат, установка и т.п., включая входящие в их состав принадлежности, приборы, инструменты, электрооборудование, индивидуальное ограждение. Оборудование по общему правилу не входит в состав зданий и сооружений, кроме прямо предусмотренных в ОКОФ случаев.
Целью законодателя при введении льготы по движимому имуществу по объектам, принятым на учет с 01.01.2013, являлось освободить от налогообложения движимое имущество, в целях поощрения в них инвестиций, в связи с чем, необходимо разграничивать инвестиции в обновление производственного оборудования и создание некапитальных сооружений от инвестиций в создание (улучшение) объектов недвижимости - зданий и капитальных сооружений.
Из анализа указанных выше положений ГК РФ и толкования ВС РФ следует, что:
* к недвижимому имуществу относятся основные средства, принятые на учет налогоплательщиком как отдельные инвентарные объекты - здания и сооружения, имеющие капитальный характер;
* к движимому имуществу относятся основные средства, принятые на учет налогоплательщиком как отдельные инвентарные объекты - оборудование и некапитальные сооружения, здания.
Судом из анализа технической документации, паспортов спорных объектов, актов о приемке объектов в состав основных средств по форме ОС-1 и инвентарных карточек по форме ОС-6 установлено, что:
* спорные объекты правомерно приняты на учет в качестве отдельных инвентарных объектов основных средств,
* отнесены по кодам ОКОФ в состав "оборудования" и "некапитальных сооружений", правомерность применения которых налоговым органом не оспорено,
-не входят в состав единого производственно-технологического комплекса в соответствии с критериями установленными в статье 133.1 ГК РФ,
-при переносе отсутствует несоразмерный ущерб спорным объектам,
-отсутствует прочное сопряжение с земельными участками или недвижимыми вещами.
Указанные обстоятельства в совокупности, с учетом позиции изложенной в судебных актах ВС РФ, подтверждают, что заявитель правомерно отнес спорные объекты в состав движимого имущества и применил льготу по пункту 25 статьи 381 НК РФ.
Ссылка налогового органа на Приказ Минпромэнерго России от 01.08.2007 N 295 судом обоснованно не принята, поскольку данный нормативный акт признан не подлежашим применению Приказом Минэнерго России от 30.11.2020 N 1064.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод о том, что налогоплательщиком правомерно применена льгота по налогу на имущество организаций в отношении спорных объектов предусмотренная пунктом 25 статьи 381 НК РФ, приведенные налоговым органом основания и доводы касающиеся неправомерного применения льготы не соответствуют фактическим обстоятельствам и положения НК РФ и ГК РФ, в связи с чем, начисление по налогу на имущество организаций по данному пункту являются необоснованными.
Таким образом, судом установлено, что решение инспекции решения от 04.06.2019 N 03-1-29/1/22 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
* в части начисления недоимки по НДС и налогу на прибыль организаций по пунктам 2.1.1 и 2.2.1, а также по налогу на имущество организаций по пункту 2.3, соответствующих пеней и штрафов является незаконным;
* в части начисления по налогу на прибыль организаций по пунктам 2.2.2 и 2.2.3 является законным и обоснованным.
При этом доводы, изложенные в апелляционных жалобах, связанные с иной оценкой имеющихся в материалах дела доказательств и иным толкованием норм права, не опровергают правильные выводы суда и не свидетельствуют о судебной ошибке.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи, с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу ч.4 ст.270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 21.10.2022 по делу N А40-151337/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-151337/2020
Истец: ПАО Россети Ленэнерго
Ответчик: МИФНС по крупнейшим налогоплательщикам N 4
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА