г. Владимир |
|
19 апреля 2023 г. |
Дело N А11-8701/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 апреля 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 апреля 2023 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Мальковой Д.Г., судей Ковбасюка А.Н., Наумовой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горецкой Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 по делу N А11-8701/2022, принятое по иску Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (ОГРН 1023301463570, ИНН 3329007728) к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (ОГРН 1023302152851, ИНН 3307010318) о взыскании 798 791 руб. 26 коп.,
при участии в судебном заседании представителей:
от ГБУЗ ВО МГБ N 3 - Жестковой О.А. по доверенности от 17.03.2023 N 164 сроком действия три года, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
от ТФОМС Владимирской области - Митровой Е.В. по доверенности от 15.08.2022 N 05-2491 сроком действия один год, представлен диплом о высшем юридическом образовании,
УСТАНОВИЛ:
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд, истец) обратился в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Владимирской области "Муромская городская больница N 3" (далее - Больница, ответчик) о взыскании средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, в сумме 785 593 руб. 29 коп., а также неустойки в сумме 13 197 руб. 97 коп. за период с 25.05.2022 по 26.07.2022 с последующим их начислением по день фактического исполнения денежного обязательства.
Решением от 31.01.2023 Арбитражный суд Владимирской области иск удовлетворил частично: взыскал с Больницы в пользу Фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в сумме 785 593 руб. 29 коп., а также неустойку с 02.10.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства, в удовлетворении остальной части иска отказал.
Не согласившись с принятым по делу решением, Больница обратилась в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и принять по делу новый судебный акт.
Оспаривая законность принятого по делу судебного акта, заявитель указал, что спорные расходы были произведены в целях, непосредственно связанных с обеспечением полноценного оказания медицинской помощи больным с острым нарушением мозгового кровообращения в соответствии с существующими порядками и стандартами оказания данной помощи, с соблюдением принципов ее реализации за счет средств обязательного медицинского страхования, которые определены нормативными документами. По мнению заявителя, выплата заработной платы социальным работникам, работающим в неврологическом отделении для больных с острым нарушением мозгового кровообращения, не свидетельствует о нецелевом использовании средств, выделяемых в рамках программы ОМС, в связи с чем исковые требования Фонда не соответствует действующему законодательству и не подлежали удовлетворению.
Представитель Больницы в судебном заседании поддержал вышеприведенные доводы, более подробно изложенные в апелляционной жалобе, просил обжалуемое решение отменить. Представитель Фонда в судебном заседании и в отзыве на апелляционную жалобу возразил против аргументов заявителя, полагая их несостоятельными, просил принятый по делу судебный акт оставить без изменения.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказов директора Владимирского межрайонного филиала Фонда от 24.03.2022 N 56, от 27.04.2022 N 90 была проведена выездная плановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2020 по 31.12.2021; средств, полученных из нормированного страхового запаса Фонда за период с 01.01.2020 по 31.12.2021 в Больнице, результаты которой были оформлены актом N 3/1 по результатам комплексной проверки целевого и эффективного использования средств обязательного медицинского страхования от 06.05.2022.
В ходе данной проверки Фондом был выявлен ряд нарушений, представленных в акте проверки. В частности установлено, что в нарушение действующего законодательства Больница за счет средств ОМС производила выплаты заработной платы с начислениями социальным работникам - Кокориной И.В. и Халафовой И.А., в должностные обязанности которых входит работа по опеке и попечительству недееспособных граждан. Сумма нецелевого использования средств ОМС составила 793 792 руб. 80 коп.
Согласно акту проверки Учреждению предложено возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования в размере 793 792 руб. 80 коп., использованные не по целевому назначению, и уплатить штраф за использование средств ОМС не по целевому назначению в сумме 79 379 руб. 28 коп. (в размере 10 % от суммы нецелевого использования средств ОМС).
18.05.2022 часть денежных средств, использованных не по целевому назначению, в сумме 8199 руб. 51 коп., а также штраф в размере 79 379 руб. 28 коп. возмещены на счет Фонда.
Остаток невозвращенных средств составляет 785 593 руб. 29 коп.
В связи с исполнением Учреждением требования Фонда не в полном объеме, последний обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 329, 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 34, 39, 40 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), статьями 4, 80, 81 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан", приказом Федерального фонда обязательного медицинского страхования от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования", Правилами обязательного медицинского страхования, утвержденными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н, Арбитражный суд Владимирской области счел доказанным факт нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования в части оплаты труда социальных работников и удовлетворил заявленное Фондом требование о взыскании с Больницы суммы 785 593 руб. 29 коп., а также неустойки за просрочку возврата данных денежных средств, начисленных за период с 02.10.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого судебного акта, при этом исходил из следующего.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Согласно части 5 статьи 26 Закона N 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных фондов осуществляются в целях финансового обеспечения:
1) выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования;
2) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий Российской Федерации в результате принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;
3) исполнения расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате принятия законов или нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;
4) ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими организациями;
5) выполнения функций органа управления территориального фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 35 Закона N 326 базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
На основании части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.
В статье 30 Закона N 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 N 108н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), в соответствии с пунктом 192 которых в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат:
1) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
2) затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги);
3) затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
4) иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 193 Правил).
В пункте 194 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 195 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат:
1) затраты на коммунальные услуги;
2) затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества);
3) затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества);
4) затраты на приобретение услуг связи;
5) затраты на приобретение транспортных услуг;
6) затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
7) затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги);
8) прочие затраты на общехозяйственные нужды.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.10.2017 N 804н утверждена Номенклатура медицинских услуг (далее - Номенклатура), которая представляет собой систематизированный перечень кодов и наименований медицинских услуг в здравоохранении.
В соответствии с приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22.10.2013 N 571н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе", специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 75.12. "Государственное управление социальными программами"; 75.30 "Деятельность в области социального обеспечения"; 85.3 "Предоставление социальных услуг".
В соответствии с Приказом Минтруда РФ от 18.06.2020 N 351н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист по социальной работе" специалист по социальной работе отнесен к кодам ОКВЭД 87.10 "Деятельность по медицинскому уходу с обеспечением проживания"; 87.30 "Деятельность по уходу за престарелыми и инвалидами с обеспечением проживания"; 87.90 "Деятельность по уходу с обеспечением проживания прочая"; 88.10 "Предоставление социальных услуг без обеспечения проживания престарелым и инвалидам"; 88.91 "Предоставление услуг по дневному уходу за детьми"; 88.99 "Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки".
Деятельность в сфере здравоохранения имеет код ОКВЭД 86 "Деятельность в области здравоохранения".
Таким образом, социальная помощь не относится к медицинской помощи.
Социальные услуги не предусмотрены и Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 13.10.2017 N 804н.
При этом должности специалистов с немедицинским образованием, участвующих в оказании медицинской помощи, установлены разделом 1.3 Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20.12.2012 N 1183н, который должность социального работника не предусматривает.
По представленным в дело документам судом установлено и ответчиком не оспаривается, что в проверяемом периоде Учреждение за счет средств обязательного медицинского страхования начислило и выплатило заработную плату социальным работникам Кокориной И.В. и Халафовой И.А.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что социальные работники не участвуют в оказании медицинской помощи, которая предоставляется застрахованным гражданам в рамках программы обязательного медицинского страхования; в должностной инструкции социального работника неврологического отделения также не установлена обязанность по непосредственному оказанию медицинской помощи, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о неправомерном начислении и выплате указанным лицам заработной платы за счет средств обязательного медицинского страхования.
Установив факт нецелевого расходования средств обязательного медицинского страхования, суд на законных основаниях удовлетворил заявленное Фондом требование о взыскании 785 593 руб. 29 коп.
На основании пункта 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Согласно пункту 65 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" по смыслу статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец вправе требовать присуждения неустойки по день фактического исполнения обязательства (в частности, фактической уплаты кредитору денежных средств, передачи товара, завершения работ).
В соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Требование Фонда от 26.06.2020 N 04-3382 о возврате суммы нецелевого использования ответчиком не исполнено в сумме 785 593 руб. 29 коп., следовательно, истец правомерно предъявил требование о взыскании пеней.
Учитывая период моратория, введенного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2022 N 497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" суд также правомерно присудил к взысканию с Больницы неустойку за период с 02.10.2022 по день фактического исполнения денежного обязательства.
Обстоятельства дела судом первой инстанции исследованы полно, объективно и всесторонне, им дана надлежащая правовая оценка в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Аргументы, приведенные заявителем в апелляционной жалобе, коллегия судей изучила и признала юридически несостоятельными, ибо все они сводятся к иным, нежели у суда, трактованию норм действующего законодательства и оценке фактических обстоятельств спора. Однако наличие у заявителя собственной правовой позиции по спорному вопросу не является основанием для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для отмены принятого по делу решения и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2023 по делу N А11-8701/2022 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Муромская центральная районная больница" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Д.Г. Малькова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-8701/2022
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ФОНД ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ОБЛАСТИ "МУРОМСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА N 3"