г. Владимир |
|
04 мая 2023 г. |
Дело N А43-31014/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.04.2023.
Постановление в полном объеме изготовлено 04.05.2023.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Гущиной А.М., Кастальской М.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Калининой Ю.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2022 по делу N А43-31014/2022, принятое по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия о взыскании с акционерного общества "Нижегородский водоканал" (ИНН 5257086827) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду и пени.
В судебном заседании приняли участие представители: Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Белоусова И.А. по доверенности от 26.12.2022 N 215 сроком действия по 31.12.2023 (представлен диплом о высшем юридическом образовании);
акционерного общества "Нижегородский водоканал" - Дементьева Е.М. по доверенности от 12.12.2022 N 372 сроком действия до 31.12.2023 (удостоверение адвоката); Гараева О.Н. по доверенности от 12.12.2022 N371 (удостоверение адвоката); Еделева Г.Н. по доверенности от 24.11.2022 N350, специалист.
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее по тексту - Управление) установив наличие у акционерного общества "Нижегородский водоканал" (далее по тексту - Общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду, направило в адрес Общества требование от 22.06.2022 N 01-15/6044 о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду за период 2017-2020 годы в размере 113 119 262 рублей 78 копеек, а также пени в сумме 36 461 530 рублей 95 копеек.
Неисполнение указанного требования послужило основанием для обращения Управления в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о взыскании с Общества задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 113 119 262 рубля 78 копеек и пени за период 02.03.2018 по 26.09.2022 в размере 31 500 281 рубля 48 копеек.
Решением от 29.12.2022 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Управление указывает, что сроки направления всех документов по оплате за негативное воздействие на окружающую среду в рамках предмета спора в адрес Общества соблюдены. Управление не согласно с выводом суда об истечении срока исковой давности по заявленному требованию.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и в объяснениях в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает решение суда законным и обоснованным.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
В силу части 1 статьи 16.1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) Общество является плательщиком платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
На основании пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях данной статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 данного закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
На основании пункта 7 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ несвоевременное или неполное внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду лицами, обязанными вносить плату, в том числе квартальных авансовых платежей, влечет за собой уплату пеней в размере одной трехсотой ключевой ставки Банка России, действующей на день уплаты пеней, но не более чем в размере двух десятых процента за каждый день просрочки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, в том числе квартальных авансовых платежей, начиная со следующего дня после дня окончания соответствующего срока, определенного пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Отказывая Управлению во взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2018 годы, суд первой инстанции исходил из пропуска Управлением срока исковой давности.
Согласно пункту 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В пункте 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Поскольку сроками внесения платы (сроками исполнения) являлись:
- 01 марта 2018 года - по плате за 2017 год;
- 01 марта 2019 года - по плате за 2018 год.
Суд первой инстанции счёл, что сроки исковой давности по требованиям Управления (исковое заявление подано в суд 10.10.2022 г.) истекли: 01 марта 2021 года - по плате за 2017 год; - 01 марта 2022 года - по плате за 2018 год.
Между тем, судом не учтено следующее.
Из заявления Управления следует, что основанием для обращения в суд с заявлением о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2017 - 2019 годы послужил произведённый Управлением пересчёт платы на основании пункта 23 Правил N 255.
Пунктом 23 Правил N 255 предусмотрено, что в случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Поскольку факт несоблюдения снижения выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, а соответственно и основания для пересчёта платы, возможно обнаружить только в ходе соответствующей проверки, суд первой инстанции необоснованно руководствовался положениями пункта 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Так же необоснованно суд первой инстанции сослался на судебные акты по делу N А43-3145/2021, поскольку в рамках названного дела рассматривалось требование о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду, доначисленной Управлением по иным основаниям.
Вместе с тем данное обстоятельство не привело к принятию неправильного решения ввиду нижеследующего.
Как указано в пункте 23 Правил N 255, основанием для пересчёта платы является несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Поскольку Обществу вменяется неэффективность мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов на период с 01.01.2014 по 31.12.2019, соответственно, факт несоблюдения снижения мог быть установлен не позднее 30.06.2020. В настоящем случае проверка проводилась в период с 01.03.2021 по 29.03.2021. Следовательно, установленные в ходе проверки обстоятельства не могут являться основанием для применения пункта 23. Правил N 255.
Из заявления усматривается, и представитель Управления в заседании суда апелляционной инстанции подтвердил, что основанием для взыскания платы за 2020 год также является пересчёт, произведённый на основании пункта 23 Правил N 255.
Между тем ни из заявления, ни из иных материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Федерального закона "Об охране окружающей среды", срок исполнения которых истекал бы 31.12.2020, и эффективность которых могла быть проверена в ходе проверки, проведённой в период с 01.03.2021 по 29.03.2021.
Таким образом, Управление не доказало наличие оснований для пересчёта исчисленной Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду, и, соответственно, наличие задолженности, за взысканием которой обратилось с настоящим требованием.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленного требования не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 29.12.2022 по делу N А43-31014/2022 оставить без изменения.
Апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия оставить без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
А.М. Гущина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-31014/2022
Истец: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия
Ответчик: АО "Нижегородский водоканал"