г. Киров |
|
14 мая 2024 г. |
Дело N А17-11308/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 мая 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2024 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Волковой С.С.,
судей Ившиной Г.Г., Минаевой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Верещагиной М.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" на решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 по делу N А17-11308/2023
по заявлению публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" (ОГРН 1075260020043; ИНН 5260200603)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (ОГРН 1023700560619, ИНН 3728012720),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Независимая сетевая компания" (ОГРН 1183702017070; ИНН 3702205406),
о признании незаконными и отмене постановления и представления,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Россети центр и Приволжье" (далее - заявитель, ПАО "Россети центр и Приволжье", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением об оспаривании постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области (далее - ответчик, УФАС, Управление) от 02.11.2023 о назначении штрафа по делу об административном правонарушении N 037/04/9.21-575/2023, которым заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, от 02.11.2023.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Независимая сетевая компания" (далее - ООО "Независимая сетевая компания").
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, ПАО "Россети центр и Приволжье" обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указал, что в связи с возникновением ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства филиала "Ивэнерго" в случае увеличения максимальной мощности по существующей точке присоединения, технологическое присоединение энергопринимающих устройств ООО "Независимая сетевая компания" планируется осуществить от вновь построенной ПС 35/6 кВ. Таким образом, корректировка договора N 371028467 об осуществлении технологического присоединения и технических условий в части изменения объема строительства и, соответственно, размера платы по договору не представляется возможным. С 01.01.2024 ООО "Независимая сетевая компания" не является территориальной сетевой организацией, соответственно, договор об осуществлении технологического присоединения между ПАО "Россети Центр и Приволжье" - филиал "Ивэнерго" и ООО "Независимая сетевая компания" заключен быть не может.
Определение Второго арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству вынесено 29.03.2024 и размещено в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 30.03.2024 в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 122 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). На основании указанной статьи стороны надлежащим образом уведомлены о рассмотрении апелляционной жалобы.
Ответчик и третье лицо в отзывах на апелляционную жалобу опровергли доводы Общества, указали на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили. В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Ивановской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в УФАС из Департамента энергетики и тарифов Ивановской области поступили жалобы (от 21.09.2023 вх. N 3644-эп/23, N 3645-эп/23) ООО "Независимая сетевая компания" на действия ПАО "Россети Центр и Приволжье" - филиал "Ивэнерго", выразившиеся во включении в состав платы за технологическое присоединение по договорам N 371028467, N371029036 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор N 371028467, договор N 371029036) инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры. Поступившие жалобы объединены для совместного рассмотрения.
В ходе рассмотрения жалоб Управлением установлено следующее.
Энергопринимающие устройства ООО "Независимая сетевая компания", расположенные по адресу: г. Иваново, Кохомское шоссе, д.1, имеют надлежащее технологическое присоединение к электрическим сетям Общества с максимальной мощностью 1000 кВт в двух точках присоединения: 1 точка "ЛТ-болтовые контактные соединения кабельных наконечников КЛ 6 кВ с контактными пластинами оборудования в ячейке 6 кВ фидер 617 ПС "Ивановская - 10" - 600 кВт, 2 точка присоединения - болтовые контактные соединения кабельных наконечников КЛ 6кВ с контактными пластинами оборудования в ячейке 6 кВ фидер 650 ПС "Ивановская - 10" - 400 кВт.
30.11.2020 ООО "Независимая сетевая компания" обратилось в филиал ПАО "Россети Центр и Приволжье" с заявкой на увеличение максимальной мощности по имеющимся точкам присоединения в количестве 2, от источника питания - ПС ПО кВ "Ивановская-10": 1 точка - фидер 617 ПС "Ивановская -10" - с 600 кВт до 2300 кВт; 2 точка - фидер 650 ПС "Ивановская -10" - с 400 кВт до 2000 кВт.
Подача заявки была вызвана наступлением оснований, предусмотренных абзацем 2 пункта 41 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861). В ответ на указанную заявку в адрес ООО "Независимая сетевая компания" неоднократно поступали запросы от Общества о предоставлении дополнительных документов, последние из которых были получены Обществом 16.04.2021. С учётом дополнительно представленных документов поступившая в адрес Общества заявка соответствовала действующему законодательству.
Однако Общество отказало ООО "Независимая сетевая компания" в направлении проекта договора в 2-х экземплярах и технических условий как неотъемлемой части договора, мотивируя свой отказ отсутствием технической возможности технологического присоединения в связи с наличием ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства Общества.
Постановлением Управления от 19.01.2022 по делу об административном правонарушении N 037/04/9.21-737/2021 по данному факту Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 9.21 КоАП РФ.
Также ООО "Независимая сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с 2 исками об обязании ПАО "Россети Центр и Приволжье" направить проект договора и технические условия.
Вступившими в законную силу Решениями Арбитражного суда Ивановской области по делам N А17-7402/2022 и А17-7447/2022 заявленные требования удовлетворены.
01.09.2023 ПАО "Россети Центр и Приволжье" направило в адрес ООО "Независимая сетевая компания" проект договора N 371028467 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия. Размер платы составил 99 432 354,24 руб.
11.09.2023 ПАО "Россети Центр и Приволжье" направило в адрес ООО "Независимая сетевая компания" проект договора N 371029036 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям и технические условия. Размер платы составил 421 603 784,99 руб.
УФАС установило, что указанная стоимость определена, в том числе с учетом включения в плату расходов сетевой организации на строительство объектов электросетевого хозяйства.
ПАО "Россети Центр и Приволжье", не оспаривая факт обращения ООО "Независимая сетевая компания" с заявками на увеличение мощности ранее присоединённых энергопринимающих устройств, указало, что для присоединения дополнительной мощности потребуется осуществить ряд мероприятий по замене и реконструкции существующих электрических сетей. Данные работы, по мнению Общества, выполнить невозможно ввиду ограничения размеров (габаритов) и функциональной возможности установленного действующего оборудования. Подключение объектов ООО "Независимая сетевая компания" по существующим электрическим сетям приведёт к реконструкции подстанции с заменой силовых трансформаторов на номинал большей мощности, что повлечёт замену КРУ-6кВ, замена которого в условиях действующего оборудования и большого количества отходящих линий 6кВ не представляется возможным; отсутствует возможность завода новых кабельных линий в здание ПС, кабельные каналы полностью заполнены и расширение их невозможно. В связи с этим, ссылаясь на пункт 32 Правил 861, Общество планирует осуществить технологическое присоединение объектов ООО "Независимая сетевая компания" от вновь построенной ПС 36/6 кВ.
Усмотрев в действиях ПАО "Россети Центр и Приволжье" нарушение положений пунктов 2, 15, 16, 17 Правил 861, 20.10.2023 уполномоченное должностное лицо Управления составило в отношении Общества протокол N 037/04/9.21-575/2023 об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
02.11.2023 по результатам рассмотрения указанного протокола и иных материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом УФАС в отношении ПАО "Россети центр и Приволжье" вынесено постановление о назначении штрафа по делу об административном правонарушении N 037/04/9.21-575/2023, которым последнее признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 600 000 рублей.
В порядке статьи 29.13 КоАП РФ Управлением в адрес ПАО "Россети центр и Приволжье" выдано представление от 02.11.2023 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Согласно данному представлению Обществу необходимо совершить действия по расчёту размера платы за технологическое присоединение по договорам N 371028467, N 371029036 об осуществлении технологического присоединения в связи с увеличением мощности энергопринимающих устройств ООО "Независимая сетевая компания" с учётом требований части 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ, и приведению условий договоров N 371028467, N 371029036 об осуществлении технологического присоединения в соответствии с абзацем 9 пункта 16, пунктом 17 Правил N 861.
Не согласившись с постановлением и представлением УФАС, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения по делу суд первой инстанции исходил из наличия и доказанности материалами дела в деянии заявителя всех элементов состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений процедуры привлечения к административной ответственности. Оснований для признания незаконным представления судом не установлено.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наступление административной ответственности по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и потребителей электрической энергии определены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ).
Услугой по передаче электрической энергии в силу статьи 3 Закона N 35-ФЗ признается комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, которые обеспечивают передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В пункте 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ определено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
В силу абзаца 4 пункта 1 статьи 26 Закона N 35-ФЗ технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.
Порядок и процедура технологического присоединения, правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора, требования к выдаче технических условий определены Правилами N 861.
Пунктом 2 Правил N 861 установлено, что действие настоящих Правил распространяется, в том числе на случаи присоединения впервые вводимых в эксплуатацию энергопринимающих устройств; увеличения максимальной мощности ранее присоединенных энергопринимающих устройств.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 861 сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения.
Технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации (пункт 6 Правил N 861).
Согласно пункту 41 Правил N 861 сетевая организация обязана подать заявку на технологическое присоединение к сетям смежной сетевой организации в следующих случаях:
сумма максимальных мощностей энергопринимающих устройств потребителей, присоединенных к ее объектам электросетевого хозяйства, и (или) объем максимальных мощностей присоединяемых объектов, указанный в заключенных договорах на технологическое присоединение к ее объектам электросетевого хозяйства, превышает объем максимальной мощности, согласованный сетевой организацией и смежной сетевой организацией в акте о разграничении балансовой принадлежности электрических сетей или в акте об осуществлении технологического присоединения данных сетевых организаций, при условии, что полное использование потребляемой (генерирующей) мощности всех ранее присоединенных, вновь присоединяемых энергопринимающих устройств заявителя (с учетом ранее выданных технических условий, срок действия которых не истек) может привести к загрузке объектов электросетевого хозяйства с превышением значений, определенных обязательными требованиями;
для обеспечения присоединения объектов заявителя установлена необходимость проведения предусмотренных подпунктами "в" - "д", "ж" и "з" пункта 25 настоящих Правил мероприятий на объектах смежной сетевой организации, не влекущих изменения значений величины максимальной мощности, указанной в документах о технологическом присоединении
решением уполномоченного федерального органа исполнительной власти о реализации мероприятий по обеспечению вывода объекта по производству электрической энергии (мощности) из эксплуатации и выданными на его основании сетевой организацией техническими условиями вывода из эксплуатации объекта по производству электрической энергии (мощности) установлена необходимость осуществления мероприятий на объектах электросетевого хозяйства смежной сетевой организации.
В силу пункта 42 Правил N 861 при присоединении объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства другой сетевой организации заявка на технологическое присоединение подается в сетевую организацию, электрические сети которой в данной точке присоединения имеют более высокий класс напряжения.
При присоединении объектов электросетевого хозяйства сетевой организации (собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства) к объектам электросетевого хозяйства смежной сетевой организации, имеющим такой же класс напряжения, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, которой требуется увеличение перетока электрической энергии (мощности).
При наличии оснований, предусмотренных абзацем третьим пункта 41 настоящих Правил, заявка на технологическое присоединение подается той сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединяются объекты заявителя.
Сетевая организация не вправе отказать смежной сетевой организации в заключении договора (пункт 43 Правил N 861).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 16 Правил N 861 существенным условием договора является размер платы за технологическое присоединение, определяемый в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики (при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту размер платы за технологическое присоединение определяется с учетом особенностей, установленных разделом III настоящих Правил), за исключением случаев поэтапного технологического присоединения и оплаты, предусмотренных пунктом 17(1) настоящих Правил.
Согласно пункту 2 статьи 23.2 Закона N 35-ФЗ плата за технологическое присоединение объектов по производству электрической энергии определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством применения стандартизированных тарифных ставок. Размер платы за технологическое присоединение и (или) размер стандартизированных тарифных ставок определяются исходя из расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению сетевой организацией в ходе технологического присоединения, включая строительство, реконструкцию объектов электросетевого хозяйства.
Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности), строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. При этом не допускается включение расходов сетевой организации, учтенных при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в состав платы за технологическое присоединение и расходов, учтенных при установлении платы за технологическое присоединение, в состав тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
С 1 января 2011 года не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
С 1 июля 2024 года положения абзаца шестого настоящего пункта не применяются при определении размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств максимальной мощностью свыше 150 кВт (с учетом мощности ранее присоединенных в данной точке присоединения энергопринимающих устройств) к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций, а также в случае технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций.
Включение в состав платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств заявителей инвестиционной составляющей на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами единой национальной (общероссийской) электрической сети, за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до границы участка заявителя, не допускается (пункт 17 Правил N 861).
В силу пункта 7 Методических указаний по определению размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, утвержденных приказ ФАС России от 30.06.2022 N 490/22, инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС, в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности Устройств, присоединенных ранее, не учитывается при установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям за исключением случаев технологического присоединения генерирующих объектов к объектам электросетевого хозяйства, соответствующим критериям отнесения к ЕНЭС, при которых в состав платы за технологическое присоединение также включается инвестиционная составляющая на покрытие расходов, связанных с развитием существующей инфраструктуры, в том числе связей между объектами территориальных сетевых организаций и объектами ЕНЭС.
В соответствии с информационным письмом ФСТ России от 21.10.2013 N СН-Ю761/12 "Об инвестиционной составляющей в плате за технологическое присоединение" расходы сетевых организаций, связанные с развитием существующей инфраструктуры (за исключением расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики), не включаются в плату за технологическое присоединение к электрическим сетям (в том числе при осуществлении технологического присоединения по индивидуальному проекту) и учитываются при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Согласно разъяснениям ФАС России от 29.01.2019 N ВК/5694/19, если заявитель подает заявку на увеличение мощности энергопринимающих устройств, которые ранее в надлежащем порядке технологически присоединены, то изменение схемы внешнего электроснабжения надлежит рассматривать как развитие существующей сети, которое не допускается включать в состав платы за технологическое присоединение.
В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2011 N 1178, не допускается включение в состав платы за технологическое присоединение инвестиционной составляющей на покрытие расходов связанных с развитием существующей инфраструктуры.
В рассматриваемом случае заявителем в размер платы за технологическое присоединение включены расходы на строительство ПС 36/6кВ, то есть на развитие существующей сети, что не допускается вышеприведенными нормативными положениями и разъяснениями и свидетельствует о наличии в деянии Общества события административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.21 КоАП РФ.
Довод заявителя о возможности включения в размер платы за технологическое присоединение расходов на строительство ПС 36/6кВ подлежит отклонению как не соответствующий нормативным положениям в сфере электроэнергетики.
Общество привлекалось к административной ответственности по статье 9.21 КоАП РФ постановлениями N 037/04/9.21-206/2022 (вступило в законную силу 22.11.2022, штраф оплачен 19.01.2023), N 37/04/9.21-509/2022 (вступило в законную силу 07.11.2022, штраф оплачен 15.11.2022).
Данные обстоятельства образуют объективную сторону административного правонарушения по части 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Основанием для освобождения заявителя от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения обществом законодательно установленной обязанности, а также надлежащего контроля за исполнением обязанностей работниками, действующими от имени организации при осуществлении возложенных на них функций.
В рассматриваемом случае в деле не имеется доказательств, подтверждающих, что заявитель предпринял все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено.
Таким образом, вина Общества в совершении вменяемого ему административного правонарушения также имеет место.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о наличии в деянии заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процедура привлечения к административной ответственности, регламентированная нормами КоАП РФ, соблюдена, существенных нарушений процессуальных требований не установлено. Предусмотренный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения на момент вынесения постановления о назначении административного наказания не пропущен.
Проверив доводы апелляционной жалобы о наличии оснований для квалификации совершенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях").
В силу статьи 2.9 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием в случае малозначительности совершенного правонарушения.
В пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.
Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения. Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. В соответствии с частью 1 статьи 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Также следует отметить, что применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
Состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ, является формальным. Наступление общественно-опасных последствий при совершении правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения деяния. Следовательно, существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей. Отсутствие негативных последствий и прямого ущерба охраняемым законом интересам, само по себе не является основанием для вывода о малозначительности правонарушения.
Оценивая характер, степень общественной опасности и конкретные обстоятельства совершения правонарушения, анализируя представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции отмечает, что заявитель при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не принял зависящие от него исчерпывающие меры для соблюдения требований закона.
Исключительных обстоятельств, позволяющих квалифицировать совершенное Обществом правонарушение как малозначительное, не установлено.
Таким образом, оснований для квалификации совершенного заявителем правонарушения в качестве малозначительного не имеется.
Размер определенного судом административного наказания установлен Обществу с учетом положений главы 4 КоАП РФ, соответствует характеру совершенного заявителем правонарушения и соразмерен его тяжести.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ установление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу статьи 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлена законность постановления Управления о назначении административного наказания по делу N 037/04/9.21-575/2023, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности за допущенное нарушение пунктов 2, 15, 16, 17 Правил N 861, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.21 КоАП (повторное нарушение субъектом естественной монополии установленного порядка подключения (технологического присоединения) к электрическим сетям).
Поскольку оснований для признания незаконным постановления Управления о назначении административного наказания не установлено, представление от 02.11.2023, вынесенное в порядке статьи 29.13 КоАП РФ в связи с производством по делу об административном правонарушении, состав которого в деянии Общества доказан, и на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, обоснованно признано судом первой инстанции законным.
Доводы заявителя о том, что с 01.01.2024 ООО "Независимая сетевая компания" более не является сетевой организацией, основанием для отмены представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, не являются, поскольку в момент его вынесения ООО "Независимая сетевая компания" являлось сетевой организацией. Заявителем также не опровергнуто, что права и обязанности, вытекающие из решений судов А17-7402/2022 и А17-7447/2022, не могут быть переданы другому лицу и не допускают правопреемства.
В данном случае определение способов исполнения спорного представления находится в компетенции заявителя по делу, как субъекта естественной монополии и профессионального участника товарного рынка по передаче электрической энергии и оказанию услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств.
Все доводы апелляционной жалобы исследованы судом апелляционной инстанции, однако они не опровергают выводов суда, изложенных в обжалуемом решении.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 по делу N А17-11308/2023 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 07.03.2024 по делу N А17-11308/2023 оставить без изменения, а апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Россети Центр и Приволжье" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Ивановской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
С.С. Волкова |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А17-11308/2023
Истец: ПАО "Россети Центр и Приволжье"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области
Третье лицо: ООО "Независимая сетевая компания", ООО директору "Независимая сетевая компания" Ребровой М.А.