г. Владимир |
|
15 мая 2024 г. |
Дело N А43-26897/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2024 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Устиновой Н.В., судей Наумовой Е.Н., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Горбатовой М.Ф., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2024 по делу N А43-26897/2023, принятое по иску Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (ОГРН 1025203013516, ИНН 5260107770) к акционерному обществу "Нижегородский водоканал" (ОГРН 1065257065268, ИНН 5257086827) о взыскании 8 503 261 руб., при участии в судебном заседании: от заявителя - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - Новикова И.П. (по доверенности от 09.01.2024 сроком действия до 31.12.2024 и диплому); от ответчика - акционерного общества "Нижегородский водоканал" - Лаврентьева А.А. (по доверенности от 31.10.2023 сроком действия до 31.10.2024 и диплому).
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее - Управление) обратилось в арбитражный суд с иском к акционерному обществу "Нижегородский водоканал" (далее - Общество) о взыскании задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год в размере 6 942 882 руб. 22 коп. и пени относительно указанной суммы в размере 1 560 378 руб. 78 коп. за период с 02.03.2022 по 13.09.2023.
Решением от 19.02.2024 Арбитражный суд Нижегородской области в удовлетворении иска отказал.
Не согласившись с принятым судебным актом, Управление обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Данная апелляционная жалоба принята и назначена к рассмотрению.
Обжалуя судебный акт, заявитель ссылается на то, что Обществом при проведении проектных работ по реконструкции "Реконструкция Нижегородской станции аэрации" не будут достигнуты технологические показатели по аммоний-иону (азоту аммонийному), фосфору фосфатов, нитрит-иону (азоту нитритов) и План снижения сбросов на период 2020-2026 годы не будет исполнен. Указал на то, что ввиду неналоговой природы платежа при его взыскании применяется предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности в три года. По мнению заявителя, срок исковой давности взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год истекает 10.03.2025. Полагает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что учитывая период реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020-2026 годы, эффективность указанных мероприятий как основание для проведения перерасчета платы за негативное воздействие подлежит оценке не ранее 30.06.2026. Подробно доводы заявителя изложены в апелляционной жалобе и в дополнении к ней.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу возразило по доводам заявителя, считая их несостоятельными, и просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании от 25.04.2024 представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель ответчика просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, подтвердив изложенную в отзыве позицию.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя апелляционной жалобы и возражения на них, заслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены (изменения) судебного акта.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением в рамках проверки правильности исчисления платы, полноты и сроков ее внесения, выставило Обществу требование от 20.04.2023 N 01-15/3581 о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год.
Основание выставления требования по взиманию платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) - невыполнение обязанности Общества по уплате платы за НВОС в полном объеме и в срок, установленный законодательством.
По пояснениям истца, согласно Плану снижения сбросов Общества на период 2020-2026 годы, утвержденному генеральным директором Общества, проводимые мероприятия по реализации проекта реконструкции Нижегородской станции аэрации должны были обеспечить снижение сброса сточных вод по показателям: аммоний-ион - с 25,37 мг/дм3 до 0,5 мг/дм3, фосфаты (по Р) - с 1,97 мг/дм3 до 0,62 мг/дм3, по нитрит-аниону - с 2,11 мг/дм3 до 0,13 мг/дм3, по нитрат-аниону - с 55 мг/дм3 до 40 мг/дм3.
Согласно отчету Общества "О ходе выполнения плана снижения сбросов с учетом поэтапного достижения утвержденных нормативов допустимых сбросов по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сбросы за 2021 год" не удалось достичь снижения показателей по веществам: азот аммонийный, фосфаты (по Р), нитрит-анион, нитрат-анион, до уровня, заложенного Планом снижения сбросов на период 2020-2026 годы.
По мнению Управления, в связи с тем, что проведенные мероприятия не снизили негативное воздействие на окружающую среду, затраты на данные мероприятия не могут быть вычтены из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного Управление установило задолженность Общества по плате за НВОС за 2021 год в сумме 6 942 882 руб. 22 коп.
Кроме того, Обществу начислены пени за нарушение срока внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год за период с 02.03.2022 по 13.09.2023 в сумме 1 560 378 руб. 78 коп.
Неисполнение вышеназванного требования послужило Управлению основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативными изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 3 Закона N 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в числе прочих, принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.
В пункте 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ определено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды: выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ); сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ); хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
На основании пункта 1 статьи 16.1 Закон N 7-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду.
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная по итогам отчетного периода, вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом (пункты 2, 3 статьи 16.4 Закона N 7-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что плата за негативное воздействие на окружающую среду по итогам отчетного периода исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки указанной платы с применением коэффициентов, установленных названной статьей, и суммирования полученных величин.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2017 N 255 утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила N 255).
Согласно пунктам 8, 11 Правил N 255 плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода (далее - платежная база), по каждому загрязняющему веществу. Информация о платежной базе представляется за отчетный период лицами, обязанными вносить плату, администратору платы в составе декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду.
В силу пункта 11 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, фактически произведенные лицами, обязанными вносить плату, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду раздельно в отношении каждого загрязняющего вещества, включенного в перечень загрязняющих веществ, класса опасности отходов производства и потребления. Затратами на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в целях данной статьи признаются документально подтвержденные расходы лиц, обязанных вносить плату, в отчетном периоде на финансирование мероприятий, предусмотренных пунктом 4 статьи 17 данного закона и включенных в план мероприятий по охране окружающей среды или программу повышения экологической эффективности.
В отношении централизованной системы водоотведения города Нижнего Новгорода обеспечивается соблюдение совокупности критериев отнесения централизованной системы водоотведения (канализации) к централизованным системам водоотведения поселений или городских округов (постановление администрации города Hижнего Новгорода от 21.11.2019 N 4424 "О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 16.12.2015 N 2859").
На основании пункта 12.1 статьи 16.3 Закона N 7-ФЗ из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду при сбросе загрязняющих веществ организаций, эксплуатирующих централизованные системы водоотведения поселений или городских округов, вычитаются затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в программу повышения экологической эффективности или план мероприятий по охране окружающей среды, фактически произведенные указанными организациями, в пределах исчисленной платы за негативное воздействие на окружающую среду в отношении всех загрязняющих веществ, при сбросе которых указанными организациями вносится плата за негативное воздействие на окружающую среду, а также сумма, на которую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения, была снижена плата абонентов указанных организаций за сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод сверх установленных нормативов состава сточных вод.
Согласно пункту 30 Правил N 255 в случае, если лицо, обязанное вносить плату, осуществляло в отчетном периоде корректировку ее размера, информация о наименовании и реквизитах (номер, дата) документов, указанных в пункте 29 настоящих Правил (по каждому из мероприятий, по которым осуществлялась корректировка размера платы), указывается в декларации о плате.
В пункте 23 Правил N 255 предусмотрено, что в случае несоблюдения снижения выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в течение 6 месяцев после наступления сроков, определенных планом мероприятий по охране окружающей среды или программой повышения экологической эффективности, установленными статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, исчисленная за соответствующие отчетные периоды, в которых осуществлялась корректировка платы, плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, превышающие нормативы допустимых выбросов, нормативы допустимых сбросов или технологические нормативы, подлежит пересчету без учета вычтенных затрат, указанных в пункте 26 настоящих Правил, по формуле, указанной в пункте 21 настоящих Правил, и внесению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Обществу согласован План снижения сбросов на период 2020-2026 годы, который не содержит отдельных этапов реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, завершение которых обуславливает достижение экологического эффекта. Снижение показателей загрязняющих веществ указано с привязкой к сроку реализации мероприятия - 2020 - 2026 годы.
Согласно декларации о плате за НВОС за 2021 год сумма платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на Нижегородской станции аэрации составила 6 953 559 руб. 64 коп.
Общество при исчислении платы за негативное воздействие на окружающую среду самостоятельно осуществило корректировку ее размера и вычло затраты на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, по результатам которой сумма платы за НВОС за 2021 год за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на Нижегородской станции аэрации с корректировкой размера данной платы составила 0 руб.
Судом первой инстанции установлено и истцом не отрицается, что Общество в рамках представления деклараций о плате за НВОС за 2021 год представило в Управление документально подтвержденные расходы на финансирование мероприятий, включенных в план мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, согласованный Управлением в составе разрешения N 010 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов.
Из искового заявления следует, что основанием для обращения в суд послужил перерасчет платы за НВОС за 2021 год, произведенный Управлением на основании пункта 23 Правил N 255.
Между тем, в силу положений пункта 23 Правил N 255 и периода реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020 - 2026 годы, установленного без выделения отдельных этапов реализации соответствующих мероприятий, факт неэффективности мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов, может быть установлен не ранее истечения 2026 года.
Как обоснованно указано судом первой инстанции, из материалов дела не усматривается наличие плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, установленных статьей 67.1 Закона N 7-ФЗ, срок исполнения которых истекал бы 31.12.2021 и эффективность которых могла быть проверена на дату выставления истцом ответчику требования о добровольном погашении недоимки (задолженности) по плате за негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на 20.04.2023.
При указанных обстоятельствах, учитывая период реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020 - 2026 годы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что Управление не доказало наличие оснований для пересчета исчисленной Обществом платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год и, соответственно, наличие задолженности, за взысканием которой обратилось с настоящим иском.
Доводы заявителя жалобы о том, что Обществом при проведении проектных работ по реконструкции "Реконструкция Нижегородской станции аэрации" не будут достигнуты технологические показатели по аммоний-иону (азоту аммонийному), фосфору фосфатов, нитрит-иону (азоту нитритов) и План снижения сбросов на период 2020-2026 годы не будет исполнен, не принимаются как носящие предположительный характер.
Ссылка заявителя жалобы на то, что срок исковой давности для взыскания платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2021 год истекает 10.03.2025, несостоятельна и основана на неверном толковании норм права и фактических обстоятельств дела.
Как указывалось выше, в силу положений пункта 23 Правил N 255 и периода реализации мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду, включенных в действующий план снижения сбросов - 2020 - 2026 годы, установленного без выделения отдельных этапов реализации соответствующих мероприятий, факт неэффективности мероприятий, предусмотренных Планом снижения сбросов, может быть установлен не ранее истечения 2026 года.
Иные аргументы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для принятия судебного акта по существу. Каких-либо обстоятельств, основанных на доказательственной базе и опровергающих выводы суда первой инстанции по существу исковых требований, заявителем не приведено и судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствующим нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта по доводам заявителя не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы не рассматривался, поскольку в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 19.02.2024 по делу N А43-26897/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.В. Устинова |
Судьи |
Е.Н. Наумова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-26897/2023
Истец: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ ПО НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ И РЕСПУБЛИКЕ МОРДОВИЯ
Ответчик: АО "НИЖЕГОРОДСКИЙ ВОДОКАНАЛ"