г. Тула |
|
27 июня 2024 г. |
Дело N А62-13366/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.06.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 27.06.2024.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Волошиной Н.А., рассмотрев апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Романовой Ольги Юрьевны на решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.04.2024 (путем подписания резолютивной части 14.02.2024) по делу N А62-13366/2023, вынесенное по результатам рассмотрения в порядке упрощенного производства дело по исковому заявлению Rovio Entertainment Corporation (Ровио Энтертэймент Корпорэйшн) (Кайларанта 702150, Эспоо, Финляндия) к индивидуальному предпринимателю Романовой Ольге Юрьевне (ОГРНИП 304672211800093; ИНН 672200477500) о взыскании компенсации за нарушение исключительных прав в размере 100 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Rovio Entertainment Corporation (Ровио Энтертэймент Корпорэйшн) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Романовой Ольге Юрьевне о взыскании компенсации за нарушение авторских и исключительных прав в размере 100 000 руб., выразившееся в предложении к продаже (реализации) 27.04.2022 в магазине, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Красноармейское шоссе, д. 18А, контрафактного товара - детских тапок, выполненных с использованием товарных знаков N 1086866, N 1152679, N 1152687, N 1153107, N 1152678 (по 10 000 руб. за каждый товарный знак).
Дело в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрено в порядке упрощенного производства.
Решением от 04.04.2024 Арбитражный суд Смоленской области частично удовлетворил заявление Rovio Entertainment Corporation (Ровио Энтертэймент Корпорэйшн), взыскал с индивидуального предпринимателя Романовой Ольги Юрьевны (ОГРНИП 304672211800093; ИНН 672200477500) в пользу Rovio Entertainment Corporation (Ровио Энтертэймент Корпорэйшн)) компенсацию в общем размере 50 000 руб. за нарушение исключительных прав, выразившихся в предложении к продаже (реализации) 27.04.2022 в магазине, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Красноармейское шоссе, д. 18А, контрафактного товара - детских тапок, с использованием товарных знаков N 1086866, N 1152679, N 1152687, N 1153107, N 1152678 (по 10 000 руб. за каждый товарный знак), а также 2285,60 руб. в возмещение судебных расходов, в том числе 2000 руб. - государственная пошлина, 210 руб. - расходы по приобретению контрафактного товара, 75,60 руб. - почтовые расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, Романова Ольга Юрьевна обратилось с апелляционной жалобой в Двадцатый арбитражный апелляционный суд, в которой, просит решение отменить, принять новое решение.
Мотивируя позицию, заявитель жалобы указывает на нарушение судом области норм материального и процессуального права; указывает, что срок действия регистрации товарного знака N 1086866 истек 15.04.2021.
В адрес суда от Rovio Entertainment Corporation (Ровио Энтертэймент Корпорэйшн) поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец полагает, что основания для отмены судебного акта отсутствуют.
Обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ в пределах доводов жалобы.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу принадлежат исключительные права на товарные знаки N 1086866, N 1152679, N 1152687, N 1153107, N 1152678, о чем в материалы дела представлены соответствующие выписки.
27.04.2022 в магазине, расположенном по адресу: Смоленская область, г. Вязьма, ул. Красноармейское шоссе, д. 18А, ответчиком реализован контрафактный товар - детские тапки, выполненные с использованием товарных знаков N 1086866, N 1152679, N 1152687, N 1153107, N 1152678.
При продаже контрафактного товара ответчик оформил товарный чек.
Реализация товара зафиксирована видеозаписью, произведенной в порядке статей 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Факт неправомерного распространения контрафактных материальных носителей в рамках договора розничной купли-продажи может быть установлен не только путем представления кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, а также заслушивания свидетельских показаний (статья 493 ГК РФ), но и на основании иных доказательств, например аудио- или видеозаписи (пункт 55 Пленума ВС РФ от 23.04.2019 N 10).
Факт продажи подтверждается совокупностью доказательств, представленных в материалы дела: товарным чеком от 27.04.2022, и видеозаписью процесса приобретения товара, произведенной в целях самозащиты гражданских прав на основании статей 12 и 14 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее также - ГК РФ).
По смыслу части 2 статьи 64 АПК РФ видеозапись допускается в качестве доказательства, исследуемого судом для правильного установления обстоятельств дела.
Выдача истцу при оплате товара товарного чека, оформленного от имени ответчика, в соответствии со статьей 493 ГК РФ подтверждает заключение договора розничной купли-продажи.
Таким образом, ответчик осуществил продажу продукции, содержащей воспроизведение товарных знаков, исключительные права на которые принадлежат Rovio Entertainment Corporation, без разрешения правообладателя.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд области правомерно руководствовался следующим.
В соответствии со ст. 1484 ГК РФ правообладателю принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со ст. 1229 ГК РФ любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в части 2 ст. 1484 ГК РФ, а именно путем размещения товарного знака: 1) на товарах, в том числе на этикетках, упаковках товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся или перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации; 2) при выполнении работ, оказании услуг; 3) на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; 4) в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; 5) в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
Частью 3 статьи 1484 ГК РФ установлен запрет использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно пункту 1 статьи 1225 ГК РФ к результатам интеллектуальной деятельности и приравненным к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана, отнесены, в частности, произведения науки, литературы и искусства, товарные знаки.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Пунктом 1 статьи 1482 ГК РФ предусмотрено, что в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
На основании пунктов 1, 3 статьи 1484 ГК РФ лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака в соответствии со статьей 1229 данного Кодекса, в том числе способами, указанными в пункте 2 указанной статьи. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак. Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии со статьей 1515 ГК РФ нарушением исключительного права владельца товарного знака признается использование (размещение на товаре или упаковке) не только тождественного товарного знака, но и сходного с ним до степени смешения обозначения.
Предложение к продаже продукции с товарным знаком, используемым без разрешения его владельца, является нарушением прав на товарный знак (пункт 4 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.07.1997 N 19 "Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой прав на товарный знак").
Согласно пунктам 14.4.2, 14.4.2.2, 14.4.2.4 Правил составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденных приказом Роспатента от 05.03.2003 N 32, обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Сходство словесных обозначений может быть звуковым (фонетическим), графическим (визуальным) и смысловым (семантическим). Комбинированные обозначения сравниваются с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы.
При определении сходства комбинированных обозначений используются признаки сходства словесных обозначений, а также исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении. Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
В соответствии с пунктом 5.2 Методических рекомендаций по проверке заявленных обозначений на тождество и сходство, утвержденных приказом Роспатента от 31.12.2009 N 197 (далее - Методические рекомендации), сходство изобразительных и объемных обозначений определяется на основании следующих признаков: внешняя форма; наличие или отсутствие симметрии; смысловое значение; вид и характер изображений (натуралистическое, стилизованное, карикатурное и т.д.); сочетание цветов и тонов. Перечисленные признаки могут учитываться как каждый в отдельности, так и в различных сочетаниях.
Согласно пункту 5.2.1 Методических рекомендаций при определении сходства изобразительных и объемных обозначений наиболее важным является первое впечатление, получаемое при их сравнении. Именно оно наиболее близко к восприятию товарных знаков потребителями, которые уже приобретали такой товар. Поэтому, если при первом впечатлении сравниваемые обозначения представляются сходными, а последующий анализ выявит отличие обозначений за счет расхождения отдельных элементов, то при оценке сходства обозначений целесообразно руководствоваться первым впечатлением
Поскольку зрительное восприятие отдельного зрительного объекта начинается с его внешнего контура, то именно он запоминается в первую очередь. Поэтому оценку сходства обозначений целесообразно основывать на сходстве их внешней формы, не принимая во внимание незначительное расхождение во внутренних деталях обозначений (пункт 5.2.2 Методических рекомендаций).
В соответствии с пунктом 41 Правил составления, подачи и рассмотрения документов, являющихся основанием для совершения юридически значимых действий по государственной регистрации товарных знаков, знаков обслуживания, коллективных знаков, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20.07.2015 N 482 обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением (товарным знаком), если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия.
Кроме того, в пункте 13 Обзора практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности, утвержденного Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122, указано, что вопрос о сходстве до степени смешения является вопросом факта и может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Согласно пунктом 2 статьи 1225 и пунктом 3 статьи 1484 ГК РФ интеллектуальная собственность охраняется законом, и никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.12.2007 N 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности", вопрос о сходстве до степени смешения является вопросом факта и может быть разрешен судом с позиции рядового потребителя и специальных знаний не требует.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, представленные в дело доказательства, в том числе приобретенный представителем истца спорный товар, суд области пришел к обоснованному выводу о том, что ответчик допустил нарушение исключительного права истца на вышеуказанные объекты авторского права, путем реализации контрафактного товара.
Продажа товара в розницу по смыслу статьи 1270 ГК РФ является таким способом использования объекта авторского права, как распространение, поскольку представляет собой предоставление доступа к товару неограниченному кругу лиц путем предложения его к продаже. Таким образом, ответчиком было допущено нарушение исключительных прав истца на вышеуказанный товарный знак, выразившееся в хранении, предложении к продаже и продаже товара, содержащего изображение, сходное до степени смешения с товарным знаком истца.
В силу ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации: в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда. Каждый персонаж является самостоятельным объектом авторского права, в силу того, что создан автором (разными авторами) обособленно и может использоваться, в том числе отчуждаться, отдельно от других персонажей или произведения в целом, то есть является отдельным объектом гражданского оборота
Изображения на товаре по своей сути являются, либо точным воспроизведением изображения персонажа, либо переработкой персонажа аудиовизуальных произведений, и его отличие от оригинала обусловлены особенностями материала и технологии изготовления конкретного товара.
Истец просит суд взыскать с ответчика компенсацию за нарушение исключительного права в размере 100 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, данными в пунктах 43, 43.2, 43.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ N 5/29 от 26.03.2009 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление от 26.03.2009 N 5/29), компенсация подлежит взысканию при доказанности факта нарушения, при этом правообладатель не обязан доказывать размер понесенных убытков.
Рассматривая дела о взыскании компенсации в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, суд определяет сумму компенсации в указанных законом пределах по своему усмотрению, но не выше заявленного истцом требования. При определении размера компенсации суд, учитывая, в частности, характер допущенного нарушения, срок незаконного использования результата интеллектуальной деятельности, степень вины нарушителя, наличие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, вероятные убытки правообладателя, принимает решение, исходя из принципов разумности и справедливости, а также соразмерности компенсации последствиям нарушения.
Оценив в соответствии со статьями 71, 162 АПК РФ все имеющиеся в материалах дела доказательства, принимая во внимание характер допущенного нарушения, степень вины нарушителя, отсутствие ранее совершенных лицом нарушений исключительного права данного правообладателя, суд пришел к выводу, что заявленный к взысканию размер компенсации завышенным и несоответствующим последствиям нарушения обязательства, с учетом обстоятельств спора посчитал разумным взыскать с ответчика компенсацию в общем размере 50 000 руб. (по 10 000 руб. за каждый товарный знак).
Доводы апелляционной жалобы об истечении срока действия товарного знака подлежат отклонению как противоречащий материалам дела.
В частности, к исковому заявлению. Истом была приложена выписка на данный товарный знак торные, срок действия которого определён до 15.04.2031 года.
Кроме того истец просит взыскать судебные расходы, связанные с восстановлением нарушенного права - госпошлину, расходы по приобретению контрафактного товара, почтовые расходы по направлению ответчику претензии и копии искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Согласно ст. 106 АПК РФ к судебным издержкам, связанным с рассмотрением дела в арбитражном суде, относятся денежные суммы, подлежащие выплате экспертам, свидетелям, переводчикам, расходы, связанные с проведением осмотра доказательств на месте, расходы на оплату услуг адвокатов и иных лиц, оказывающих юридическую помощь (представителей), и другие расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением дела в арбитражном суде.
Таким образом, понесенные судебные издержки подлежат взысканию с ответчика в пользу истца пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая изложенное, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по указанным доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 04.04.2024 (путем подписания резолютивной части 14.02.2024) по делу N А62-13366/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Суд по интеллектуальным правам в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, по основаниям, предусмотренным пунктом 4 статьи 288, пунктом 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.А. Волошина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-13366/2023
Истец: ROVIO ENTERTAINMENT CORPORATION (РОВИО ЭНТЕРТЕЙМЕНТ КОРПОРЕЙШН)
Ответчик: Романова Ольга Юрьевна
Третье лицо: Перцева Дарья Юрьевна
Хронология рассмотрения дела:
09.10.2024 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1530/2024
07.08.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1530/2024
18.07.2024 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1530/2024
27.06.2024 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2473/2024
04.04.2024 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-13366/2023