город Чита |
|
02 июля 2024 г. |
Дело N А19-20472/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2024 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
Председательствующего судьи Каминского В.Л.,
судей Басаева Д.В., Будаевой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сахаровой Б.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием средств веб-конференции апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2024 года по делу N А19-20472/2023 по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (ОГРН 1023801537341, ИНН 3811029310) к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (ОГРН 1023801032034, ИНН 3800000654) о признании недействительным пункта 2 представления от 15.06.2023 N 34-12-74/21-3203,
заинтересованное лицо: Министерство спорта Российской Федерации (ОГРН 1127746520824, ИНН 7703771271),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Смирнова О.В. - представителя по доверенности от 05.09.2023,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (далее - заявитель, ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска, Учреждение) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Иркутской области (далее - ответчик, УФК по Иркутской области) о признании незаконным пункта 2 представления от 15.06.2023 N 34-12-74/21-3203.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2024 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить, ссылаясь на ошибочность выводов суда первой инстанции, неполную оценку доказательствам, имеющим значение для дела, неправильное применение норм материального права, полагает о правомерности начисления и выплаты заработной платы и взносов на обязательное социальное страхование за счет средств субсидии, предоставленной по Соглашению от 18.01.2021 N 777-02-2021-099.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик, ссылаясь на необоснованность доводов жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
О месте и времени судебного заседания участвующие в деле лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет".
Ответчик явку своих представителей в судебное заседание не обеспечил, выразил свою правовую позицию, дело апелляционный суд счел подготовленным для рассмотрения и, руководствуясь частью 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие надлежаще извещенного участвующего в деле лица. При этом апелляционный суд не оставляет без внимания наличие у сторон возможности в реализации их процессуальных прав путем подачи соответствующих документов в электронном виде по удаленному доступу посредством информационной телекоммуникационной сети "Интернет" через государственную систему "Мой арбитр".
Проанализировав доводы, приведенные в апелляционной жалобе, отзыве на нее, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Федеральное государственное бюджетное учреждение профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1023801537341.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании приказа Управления Федерального казначейства по Иркутской области от 29.03.2023 N 216 "О назначении плановой выездной проверки Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" (с изменениями) в соответствии с п.16 Плана контрольных мероприятий УФК по Иркутской области на 2023 год, утвержденного 27.12.2022 в Учреждении проведена плановая выездная проверка осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта" за период с 01.01.2020 по 31.12.2022.
24.05.2023 по результатам проверки составлен акт выездной проверки (т. 1, л.д. 56-112).
По результатам рассмотрения акта выездной проверки от 24.05.2023 заместителем руководителя Управления по установленным нарушениям в адрес ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска внесено представление от 15.06.2023 N 34-12-74/21-3203 (т.1, л.д.139-143) которым предписано:
1) Принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах N N 1 - 5 настоящего представления, в срок не позднее 28.12.2023.
2) Устранить нарушение, указанное в пункте N 1 путем возмещения средств субсидии, израсходованных не в соответствии с целями ее предоставления, в федеральный бюджет в сумме 5 235 045,80 руб.
Полагая, что Представление в части нарушений, указанных в пункте 2, является недействительным и нарушающим права заявителя, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права, сделал вывод об отсутствии оснований удовлетворения заявленных требований.
С данными выводами суд апелляционной инстанции соглашается исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции проверяемого периода предусмотрено, что государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль подразделяется на внешний и внутренний, предварительный и последующий.
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 266.1 БК РФ объектами государственного (муниципального) финансового контроля являются государственные (муниципальные) учреждения. Органы государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль за использованием средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также межбюджетных трансфертов и бюджетных кредитов, предоставленных другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Государственный (муниципальный) финансовый контроль в отношении объектов контроля, в том числе в части соблюдения ими условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, осуществляется в процессе проверки главных распорядителей (распорядителей, получателей) бюджетных средств, главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета, заключивших договоры (соглашения) о предоставлении средств из бюджета, государственные (муниципальные) контракты (пункт 2 статьи 266.1 БК РФ).
В соответствии с пунктом 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, подведомственные федеральные казенные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, Центральным банком Российской Федерации, общественными объединениями и иными организации.
Указанные нормы права предоставляют полномочия УФК по Иркутской области на проведение государственного (муниципального) финансового контроля.
Согласно пункту 2 статьи 270.2 БК РФ под представлением в целях настоящего Кодекса понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направляемый объекту контроля и содержащий информацию о выявленных в пределах компетенции органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нарушениях и одно из следующих обязательных для исполнения в установленные в представлении сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан, требований по каждому указанному в представлении нарушению:
1) требование об устранении нарушения и о принятии мер по устранению его причин и условий;
2) требование о принятии мер по устранению причин и условий нарушения в случае невозможности его устранения.
Таким образом, УФК по Иркутской области имеет полномочия выдавать представления о нарушении объектом контроля требований бюджетного законодательства.
В пункте 2 оспариваемого Представления Учреждению предписано устранить нарушение, указанное в пункте N 1 (принять меры по устранению причин и условий нарушений, указанных в пунктах NN 1 - 5 настоящего представления, в срок не позднее 28.12.2023) путем возмещения средств субсидии, израсходованных не в соответствии с целями ее предоставления, в федеральный бюджет в сумме 5 235 045,80 руб.
В силу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
В соответствии со статьей 34 БК РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
На основании статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно части 1 статьи 78.1 БК РФ в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Из положений статьи 306.4 БК РФ следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Мерой ответственности за нецелевое использование получателем указанных средств является их изъятие.
В период с 01.01.2020 по 31.12.2022 действовали следующие приказы Министерства спорта Российской Федерации:
от 01.02.2017 N 59 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации" (признан утратившим силу с 22.01.2021), далее - Порядок Министерства спорта РФ от 01.02.2017 N59;
от 27.10.2020 N 798 "Об утверждении порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий на иные цели федеральным государственным бюджетным и автономным учреждениям, подведомственным Министерству спорта Российской Федерации" (далее - Порядок от 27.10.2020 N 798, действует с 22.01.2021), далее - Порядок Министерства спорта РФ от 27.10.2020 N 798.
Как следует из материалов дела между Министерством и Учреждением заключено соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 БК РФ от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 (далее - Соглашение от 18.01.2021 N 777-02-2021-099).
Дополнительным соглашением от 17.06.2021 N 777-02-2021-099/3 в преамбулу Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 внесены изменения в части, касающейся основания заключения Соглашения, а именно ссылка на приказ Министерства спорта Российской Федерации от 01.02.2017 N 59 заменена на приказ Министерства спорта Российской Федерации от 27.10.2020 N798.
Предметом Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 являлось предоставление Учреждению из федерального бюджета в 2021 году Субсидии на иные цели, которые изложены в приложении N 2 к Соглашению от 18.01.2023 N 777-02-2021-099 (пункт 1.1 Соглашения).
Приложением N 2 к Соглашению закреплен перечень субсидий:
- "субсидии в целях осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации" (код субсидии - 02-01);
- "субсидии в целях выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а также осуществления выплат воспитанникам воинских частей" (код субсидии - 01-10).
В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021- 099 Учреждение взяло на себя обязательство использовать Субсидию для достижения целей в пункте 1.1 Соглашения, в соответствии с Порядком от 27.10.2020 N 798 (с учетом дополнительного соглашения от 17.06.2021), и настоящим Соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях.
Пунктом 2 Порядка от 27.10.2020 N 798 установлено, что целевые субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству спорта Российской Федерации на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 Порядка.
Пунктом 3.16 Порядка от 27.10.2020 N 798 установлено, что целевые субсидии предоставляются на осуществление расходов по содержанию объектов спорта, зданий, сооружений, не используемых при выполнении государственного задания.
Согласно абзацам 32-34 пункта 13 Порядка от 27.10.2020 N 798 размер целевой субсидии, указанный в подпункте 3.16 Порядка, определяется из количества объектов, сведений о затратах на содержание объекта, не используемого в выполнении государственного задания, включающих балансовую стоимость объекта, площадь помещений, не используемых для выполнения государственного задания, информации об объемах поступлений в виде арендной платы и возмещения эксплуатационных расходов за содержание сданного в аренду или переданного в безвозмездное пользование имущества, поступления от оказания услуг (выполнения работ) на платной основе и от иной приносящей доход деятельности, в разрезе направлений расходов бюджетной классификации.
Результатом предоставления субсидий является объем исполненных обязательств по содержанию имущества и количество объектов спорта, зданий, сооружений, не используемого при выполнении государственного задания, на которые произведены расходы на содержание.
Из материалов дела следует, что в соответствии с пунктом 4 Порядка от 27.10.2020 N 798 Учреждением письмом от 16.09.2021 N 732 направлена заявка для рассмотрения возможности выделения целевой субсидии с приложением расчета (обоснование) (далее - расчет), к коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" на 2021 год (далее - Заявка).
Согласно Заявке Учреждение просило выделить субсидию в целях государственной поддержки учреждений при реализации ограничительных мер, направленных на предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, эпидемий (пандемий), и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в сумме 19 038 471,52 рубль по коду целевой субсидии 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества".
В расчет размера субсидии, содержащийся в Заявке (письме) от 16.09.2021 N 732, включены затраты на оплату труда, в том числе, страховые взносы и прочие выплаты, которые не предусмотрены пунктом 3.16, абзацами 32-34 пункта 13 Порядка от 27.10.2020 N798 и не являются затратами на содержание имущества, а именно: КВР 111 "Заработная плата" - 8 136 614,25 рублей; КВР 119 "Начисление на выплаты по оплате труда" - 2 457 257,51 рублей.
Дополнительным соглашением от 27.10.2021 N 777-02-2021-099/5 (т. 1 л.д. 211-212) в части проверяемых средств внесены следующие изменения:
в пункте 2.2 слова "в размере 33 546 900,00 рублей" заменены словами "в размере 52 320 100,00 рублей";
пункт 2.2.1. изложен в следующей редакции: "2.2.1. в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Учредителю как получателю средств федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов Российской Федерации (далее - коды БК), по аналитическому коду Субсидии цели согласно приложению N 2 к настоящему Соглашению, в следующем размере:
в 2021 году 28 634 000,00 (двадцать восемь миллионов шестьсот тридцать четыре тысячи) рублей - по коду БК 777 0704 02 1 02 90059 612 12;
в 2021 году 4 912 900,00 (четыре миллиона девятьсот двенадцать тысяч девятьсот) рублей - по коду БК 777 0704 02 1 02 93490 612 12;
в 2021 году 18 773 200 (восемнадцать миллионов семьсот семьдесят три тысячи двести) рублей 00 копеек - по коду БК 777 1103 13 2 01 90059 612 12.".
Учреждение письмом от 01.11.2021 N 937 (т. 1 л.д.80), направленным в адрес заместителя Министерства спорта Российской Федерации обратилось за согласованием изменений в сведениях об операциях в части расходования бюджетных средств субсидии в размере 18 773 200 руб. по направлениям: КВР 111 "Заработная плата" - 8 136 614 руб. 25 коп.; КВР 119 "Начисление на выплаты по оплате труда" составила - 2 457 257 руб. 51 коп.; КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" - 1 977 017 руб. 40 коп.; КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" - 6 202 310 руб. 84 коп.
Учреждение письмом от 17.11.2021 N 975 направило в Министерство информацию с просьбой внести корректировку по целевой субсидии по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" в разрезе КВР. Фактическая потребность с учетом изменений по КВР 111 "Заработная плата" составила - 4 020 772,50 руб.; по КВР 119 "Начисление на выплаты по оплате труда" составила - 1 214 273,30 руб.
Сведения об операциях с целевыми субсидиями на 2021 год от 29.11.2021 сформированы Учреждением в ГИИС "Электронный бюджет" и 29.11.2021 утверждены первым заместителем Министра в соответствии с пунктом 5 Порядка санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 БК РФ, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 13.12.2017 N 226н. Субсидия по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" отражена в Сведениях об операциях с целевыми субсидиями на 2021 год в сумме 18 773 200 руб., планируемые выплаты утверждены Учреждению в том числе, в разрезе аналитических кодов: 111 -4 020 772,50 руб.; 119 - 1 214 273,30 руб.
Пунктом 3.18 СП 255.1325800.2016 "Свод правил. Здания и сооружения. Правила эксплуатации. Основные положения", утвержденного и введенного в действие приказом Минстроя России от 24.08.2016 N 590/пр, установлено, что эксплуатация зданий (сооружений) - это комплекс мероприятий по содержанию, обслуживанию и ремонту зданий (сооружений), обеспечивающих их безопасное функционирование и санитарное состояние в соответствии с их функциональным назначением.
В соответствии с положениями части 5 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствий с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Частью 6 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений.
Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации и в соответствии с исполнительной документацией.
Министерством утверждено Учреждению на 2021 год государственное задание на оказание услуг сфере, регулятором которой является Министерство науки и высшего образования Российской Федерации), финансовое обеспечение которого осуществлено в установленном порядке.
Пункт 8.5 Методики определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Минобрнауки России от 30.10.2015 N 1272, пункт 14.14 Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере высшего образования и дополнительного профессионального образования для лиц, имеющих или получающих высшее образование, молодежной политики, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минобрнауки России от 26.03.2021 N 209, идентичны Положению от 26.06.2015 N 640 в части учета в составе финансового обеспечения выполнения государственного задания затрат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников образовательной организации, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административнохозяйственного, учебно-вспомогательного персонала и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции).
Учетной политикой Учреждения установлено, что при формировании рабочего плана счетов применяются следующие коды финансового обеспечения (деятельности):
"2" приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения);
"3" средства во временном распоряжении;
"4" субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания;
"5" субсидии на иные цели.
Согласно материалам проверки заявитель, для содержания которого использовалась субсидия на иные цели в 2021 году (КФО 5), учитывался на балансе Учреждения по коду вида финансового обеспечения 4 - "субсидии на выполнение государственного задания".
Согласно пояснительной записке главного бухгалтера Учреждения от 10.05.2023 (т. 2 л.д.42): "В содержании имущественного комплекса учреждения участвует обслуживающий персонал, такие как "рабочие по комплексному обслуживанию и ремонту зданий", "слесарисантехники", "инженеры". При утверждении плана ФХД, часть средств была согласована Министерством спорта РФ на выплату заработной платы обслуживающему персоналу, участвующему в содержании имущественного комплекса Учреждения, и оплату страховых взносов, согласно утвержденному списку должностей в размере: КВР 111 - 4020 772 руб. 50 коп.; КВР 119 - 1214273 руб. 30 коп. Так, за счет перераспределения заработной платы, высвободились денежные средства по КФО 4 в размере 1 820 034 руб. 52; по КФО 2 в размере 3 415 011 руб. 28 коп. (копия обоснования к плану ФХД по заработной плате, анализ заработной платы по сотрудникам).
Перераспределение расходов на выплату заработной платы и страховых взносов за счет субсидии на иные цели позволило оплатить кредиторскую задолженность, в том числе по имущественным налогам".
Из содержания указанной пояснительной записки также следует, что по состоянию на 30.10.2021 в Учреждении сложилась задолженность по налогу на имущество в размере 3 742 595 руб. за 3 квартал 2021 г. (срок оплаты 01.11.2021), перечислен налог полностью только в декабре 2021 г., после перераспределения денежных средств и выплаты части расходов за счет КФО 5 (приложение оборотно-сальдовая ведомость), задолженность на 30.10.2021 сложилась по счету 302.34 "Расчеты по приобретению материальных запасов" в размере 2 006 089 руб. 51 коп., по счету 302.26 "Расчеты по прочим работам и услугам" в размере 779 765 руб. 46 коп. Перечислена была в декабре 2021 г.
Учреждение выплачивало заработную плату и страховые взносы штатным работникам учреждения из средств субсидии по коду 02-90 "Иные субсидии в целях содержания имущества", которые следовало выплачивать по КФО 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального задания", КФО 2 "приносящая доход деятельность (Собственные доходы учреждения)".
Денежные средства, высвободившиеся за счет средств КФО 5, использованы по КФО 4 в размере 1 820 034,52 рублей и по КФО 2 в размере 3 415 011,28 руб. на оплату кредиторской задолженности, в том числе по имущественным налогам.
Из изложенного следует, что затраты на оплату труда учреждения, указанные в заявке, должны учитываться при расчете нормативных затрат на оказание услуг, включенных в государственное задание Учреждению, и за счет средств источников приносящей доход деятельности (КФО 4, КФО 2).
Следовательно, затраты на оплату труда, включая страховые взносы и прочие выплаты, не являются затратами на содержание имущества.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что в заявку (с изменениями) включены направления расходования, которые не соответствуют целям предоставлении субсидии, установленным Порядком от 27.10.2020 N 798: в 2021 году Учреждением включены в заявку на предоставление субсидии в рамках исполнения Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 (с изменениями) по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" расчеты на общую сумму 5 235 045,80 рублей на цели, не предусмотренные при ее предоставлении, в том числе:
- затраты, которые не являются затратами на содержание имущества: на заработную плату штатных работников Учреждения, для которых предусмотрен фонд оплаты труда за счет средств по КФО 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", КФО 2 "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)", которые также осуществляли свою деятельность в зданиях, участвующих в выполнении государственного задания - 4 020 772,50 рублей, на начисления на выплаты по оплате труда - 1 214 273,30 руб.;
- затраты на содержание имущества, участвующего в выполнении государственного задания: по КВР 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг" - 8 338 576,50 руб., по КВР 247 "Закупка энергетических ресурсов" - 4 994 748,78 руб.
Всего перечислено средств субсидии Учреждению поручением о перечислении на счет от 09.11.2021 N 566388 на сумму 18 773 200 руб. в соответствии с графиком перечисления, установленным Соглашением от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 (с учетом дополнительных соглашений).
В соответствии с пунктом 4.3.2 Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 Учреждение взяло на себя обязательство использовать Субсидию для достижения целей в пункте 1.1 настоящего Соглашения, в соответствии с условиями предоставления Субсидии, установленными Правилами предоставления субсидии, и настоящим Соглашением на осуществление выплат, указанных в Сведениях.
Вместе с тем, за счет средств субсидии, предоставленной по Соглашению от 18.01.2021 N 777-02-2021-099, Учреждением начислена и выплачена заработная плата в размере 4 020 772,50 руб. за период ноябрь-декабрь 2021 года, а также оплачены взносы на обязательное социальное страхование - 1 214 273,30 руб.
Учреждение выплачивало заработную плату и страховые взносы штатным работникам учреждения из средств субсидии по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества", которые следовало выплачивать по КФО 4 "субсидии на выполнение государственного (муниципального) Задания", КФО 2 "приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)".
Довод заявителя о недостаточности денежных средств, выделяемых по КФО 4 и заработанных по КФО 2 для выплаты заработной платы работникам, занятым в обслуживании СК "Байкал-Арена" правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку затраты на оплату труда штатным работникам учреждения, включая страховые взносы и прочие выплаты, осуществляющим свою деятельность в зданиях, участвующих в государственном задании выплачивалась по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" неправомерно, поскольку не являются затратами на содержание имущества.
Ссылки на утверждение Министерством спорта письма Учреждения N 975 от 17.11.2021 о расходовании субсидии не принимаются апелляционным судом, поскольку, во-первых, не подтверждены материалами дела, во-вторых, не подтверждают правомерность такого расходования, утверждение Министерством спорных расходов не заменяет и не изменяет условия соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099.
Суд первой инстанции также правомерно указал, что одобрение и согласование спорных расходов Министерством спорта Российской Федерации, не свидетельствует о том, что полученные от главного распорядителя денежные средства были направлены на финансирование мероприятий в строгом соответствии с условиями Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021- 099, в том числе, с учетом внесенных в него изменений.
Из буквального содержания Соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 (в редакции дополнительных Соглашений от 02.02.2021 N 777-02-2021-099/1, от 31.03.2021 N 777-02-2021-099/2, от 17.06.2021 N 777-02-2021-099/3, от 19.10.2021 N 777-02-2021-099/4, 17 от 27.10.2021 N 777-02-2021-099/5, от 11.11.2021 N 777-02-2021-099/6, от 06.12.2021 N 777-02-2021-099/7, от 08.12.2021 N 777-02-2021-099/8), что по кодам бюджетной классификации N 77711031320190059 (код субсидии 02-99) по виду расходов 612 "субсидии на иные цели, за исключением субсидий на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)", денежные средства Учреждению были выделены на содержание имущества.
Согласно Перечню кодов целевых субсидий, предоставляемых федеральным бюджетным учреждениям и федеральным автономным учреждениям в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 и статьей 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, утвержденному приказом Минфина России от 13.12.2017 N 226н, выплаты, причитающиеся физическим лицам, осуществляются по коду 01-00.
Следовательно, распределение субсидии по коду 02-99 на выплату заработной платы и страховых взносов не может быть признано целевым использованием предоставленных из бюджета Российской Федерации средств.
Доводы заявителя относительно выделения Министерством спорта Российской Федерации субсидии по коду 02-99 в полном соответствий с Заявкой ФГБУ ПОО ГУОР г. Иркутска судом первой инстанции правомерно во внимание не приняты, поскольку, Соглашение от 18.01.2021 N 777-02-2021-099, или последующие дополнительные Соглашения к нему не содержат указаний на наличие у Учреждения права на направление поступивших по коду 02-99 денежных средств на выплату заработной платы и оплату страховых взносов. В свою очередь содержание Заявки на выделение субсидии при решении вопроса о целевом использовании спорных бюджетных средств не может учитываться, поскольку неотъемлемой частью соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 она не является.
Согласно п.2 Порядка N 798 целевые субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных Министерству спорта Российской Федерации на соответствующий финансовый год (соответствующий финансовый год и плановый период) как получателю средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 3 Порядка.
Согласно Приложению N 2 к Соглашению, субсидия предоставлялась в целях:
- осуществления мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества, в том числе реставрации, за исключением реконструкции с элементами реставрации;
- выплаты стипендий обучающимся (студентам, интернам, ординаторам, курсантам, адъюнктам, аспирантам и докторантам), а так же осуществления выплат воспитанникам воинских частей.
В Письме Министерства Финансов Российской Федерации N 02-15-07/81241 указано, что средства целевой субсидии могут быть направлены Учреждением в том числе на оплату труда сотрудников учреждения, принимающих участие в достижении целей данной субсидии, в случае, если данные расходы не включены в расчет объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и предусмотрены в сведениях.
Вместе с тем, требование о финансовом обеспечении расходов, связанных с оплатой труда работников учреждения, исключительно за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания законодательством Российской Федерации не установлено.
Пунктом 13 Порядка от 27.10.2020 N 798 установлено, что результатом предоставления субсидий является объем исполненных обязательств по содержанию имущества; количество объектов спорта, зданий, сооружений, не используемого при выполнении государственного задания, на которые произведены расходы на содержание.
В приложении N 4 "Значения результатов предоставления Субсидии" соглашения от 18.01.2021 N 777-02-2021-099 указан результат предоставления субсидии "Объем исполненных обязательств по содержанию имущества". Результат предоставления субсидии "Количество объектов спорта, зданий, сооружений, не используемого при выполнении государственного задания, на которые произведены сходы на содержание" не предусмотрен.
В соответствии с Отчетом о достижении значений результатов использования субсидии по состоянию на 01.01.2022 значения результата предоставления Субсидии "Объем исполненных обязательств по содержанию имущества" - 100 процентов на 31.12.2021, (Приложение N 15).
При этом учреждением за счет средств за счет средств целевой субсидии по коду 02-99 "Иные субсидии в целях содержания имущества" произведены затраты, которые не являются затратами на содержание имущества.
Факт нецелевого использование учреждением средств субсидии в размере 5 235 045, 80 руб. подтвержден материалами дела и заявителем надлежащими доказательствами не опровергнут.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных данной статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 данной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
При принятии решения суд первой инстанции правомерно принял во внимание постановление N 34-21-14/2023-6-210 от 03.08.2023 заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Иркутской области директор Федерального государственного бюджетного учреждения профессиональная образовательная организация "Государственное училище (колледж) олимпийского резерва г. Иркутска" Резник И.Ю. признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которая предусмотрена ст.15.14 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Из материалов дела следует, что указанное постановление получено директором Учреждения 04.08.2023, не оспорено. Административный штраф уплачен 07.08.2023.
При установленных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно не установил обстоятельств для признания оспариваемого представления незаконным.
Апелляционный суд повторно оценив представленные в дело доказательства не установил оснований для иных выводов.
Вопреки мнению заявителя апелляционной жалобы, суд первой инстанции оценил представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Заявитель не представил соответствующих доказательств соблюдения норм бюджетного законодательства, порядка использования средств предоставленной ему субсидии.
Согласно статье 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В целом доводы по существу спора, изложенные в апелляционной жалобе, сводятся к несогласию с оценкой судом первой инстанции имеющихся в деле доказательств. Данные доводы являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащую оценку, оснований к несогласию с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены или изменения решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы, в том числе и безусловные.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 марта 2024 года по делу N А19-20472/2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Л. Каминский |
Судьи |
Д.В. Басаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-20472/2023
Истец: ФГБУ профессиональная образовательная организация "Государственное училище колледж олимпийского резерва г. Иркутска"
Ответчик: Управление федерального казначейства по Иркутской области
Третье лицо: Министерство спорта Российской Федерации