Решение Арбитражного суда Рязанской области
от 28 ноября 2006 г. N А54-3514/2006C22
(извлечение)
Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 22 ноября 2006 года
Полный текст решения изготовлен 28 ноября 2006 года.
Арбитражный суд Рязанской области в составе судьи, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО "Р", к Управлению Федеральной налоговой службы РФ по Рязанской области, третьи лица - ООО "Р" Межрайонная инспекция ФНС РФ N 10 по Рязанской области о признании незаконными действий. При участии в судебном заседании: от заявителя - Е.Д.А., адвокат, доверенность от 17.07.2006 г. N б/н, удостоверение N 431, выдано 27.11.2003 г., регистрационный N 62/99; от ответчика - Н.А.В., главный специалист, доверенность N 07-21/248 от 17.01.2006 г., удостоверение УР N 160332, выдано 25.08.2005 г.; К.А.В., главный государственный налоговый инспектор, доверенность N 07-21/12440 от 13.11.2006 г., удостоверение УР N 160460, выдано 24.10.2005 г.; от ООО "Р" - Е.Д.А., адвокат, доверенность от 17.07.2006 г. N б/н, удостоверение N 431, выдано 27.11.2003 г., регистрационный N 62/99; от Межрайонной ИФНС России N 10 по Рязанской области - К.Л.И., начальник юридического отдела, доверенность от 10.01.2006 г. N 04-03/63, удостоверение УР N 160126, выдано 25.10.2005 г. Установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Р" обратилось в Арбитражный суд Рязанской области с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы РФ по Рязанской области, выразившихся в отказе направления налогового инспектора для перемещения спирта-сырца и обязании устранить указанные нарушения.
Определением суда от 23.10.2006 г. к участию в деле были привлечены ООО "Р" (по ходатайству заявителя) и Межрайонная инспекция ФНС России N 10 по Рязанской области (по инициативе суда).
В судебном заседании представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме, просит признать незаконным отказ Управления ФНС России по Рязанской области в направлении инспектора для перемещения спирта - сырца, который следует из письма ответчика от 15.05.2006 г. N 20-32/4686.
Представитель ответчика по заявленным требованиям возражал, указывая на то, что поскольку 18.09.2004 г. действие лицензии у ООО "Р" закончилось, то хранение спирта - сырца указанным предприятием осуществлялось незаконно и поэтому спирт - сырец подлежит конфискации у заявителя, и полагает, что перемещение спирта - сырца из филиала "Строевский" ООО "Р" в ООО "Р" незаконно.
Третье лицо - Межрайонная инспекция ФНС России N 10 по Рязанской области поддержало позицию ответчика по делу.
Третье лицо - ООО "Р" считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела судом установлено.
ООО "Р" являлось собственником этилового спирта-сырца в объеме 10674,84 декалитров, произведенного по лицензии А627562 ре г. N 1665/1 от 18 сентября 2001 года, выданной Министерством РФ по налогам и сборам. Срок указанной лицензии истек 18 сентября 2004 года.
17 октября 2005 года участником ООО "Р" было принято решение N 1710/2005 о проведении реорганизации ООО "Р" в форме выделения из него двух новых юридических лиц - ООО "В" и ООО "А" с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого общества без прекращения деятельности ООО "Р", утвержден разделительный баланс.
В соответствии с разделительным балансом и передаточным актом ООО "Р" передало ООО "А" кроме прочего, спирт-сырец в количестве 10674,84 декалитров балансовой стоимостью 1303843,48 руб.
22 декабря решением участника ООО "А" и решением участника ООО "Р" ООО "А" реорганизовано путем присоединения к ООО "Р" с переходом всех прав и обязанностей от ООО "А" к ООО "Р".
В соответствии с передаточным актом ООО "А" передало ООО "Р" в числе прочего, спирт-сырец в количестве 10674,84 декалитров балансовой стоимостью 1303843,48 руб.
29 декабря 2005 года МРИ ФНС России N 10 по Рязанской области в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении деятельности ООО "А" путем реорганизации в форме присоединения.
26 февраля 2006 года письмом исх. N 4 ООО "Р" обратилось в Управление ФНС по Рязанской области с просьбой направить налогового инспектора для присутствия при перемещении спирта-сырца, принадлежащего ООО "Р", как правопреемнику ООО "А".
15 мая 2006 года Управление ФНС России по Рязанской области на письмо N 4 от 26.02.2006 г. сообщило, что в связи с тем, что 18 сентября 2004 года действие лицензии у ООО "Р" закончилось, хранение спирта-сырца указанным предприятием осуществлялось незаконно и поэтому спирт-сырец подлежит конфискации. Таким образом, УФНС фактически отказало в направлении инспектора для перемещения спирта-сырца.
Не согласившись с отказом, ООО "Р" обжаловало действия Управления ФНС России по Рязанской области в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон и третьих лиц, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. При этом суд исходит из следующего.
Право собственности у ООО "Р" на спирт-сырец возникло в результате правопреемства вследствие присоединения ООО "А", у которого, в свою очередь, право собственности на указанный товар возникло вследствие правопреемства за ООО "Р".
Согласно пункту 1 статьи 129 ГК РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследования, реорганизации юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота и не ограничены в обороте. Ограничение оборота отдельных объектов гражданских прав допускается только законом.
Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции".
Под оборотом в целях названного Федерального закона понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение и розничная продажа (пункт 16 ст. 2).
Лицензированию, согласно пункту 1 статьи 18 указанного Закона, подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции.
Ограничения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции исчерпывающим образом установлены статьей 26 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ. Иные ограничения могут устанавливаться только федеральным законом.
Исходя из анализа вышеизложенных норм закона, передача спирта-сырца правопреемнику по разделительному балансу не является предметом лицензирования и не включена в число запрещенных законом операций.
Таким образом, право ООО "Р" на спирт-сырец, полученный им в результате правопреемства, имеет законные основания согласно п. 4 ч. 1 ст. 8 ГК РФ, как возникшие в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права (п. 1 ст. 9 ГК РФ), имеют право на судебную защиту своих прав (п. 1 ст. 11 ГК РФ).
17 мая 2006 года при проведении инвентаризации Главным госналогинспектором отдела оперативного контроля Межрайонной ИФНС РФ N 10 по Рязанской области в присутствии главного бухгалтера ООО "Р" в здании спиртохранилища на входной двери здания и люке для отбора проб были установлены пломбы N 620028608 и 620028609.
В связи с отказом в направлении налогового инспектора налоговым органом, ООО "Р" не может осуществить свое право собственника, гарантированное ст. 209 ГК РФ, в отношении принадлежащего ему имущества, не может переместить его к месту ведения деятельности, указанного в лицензии - Рязанская область, Путятинский район, пос.Новая Деревня.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 9 августа 1996 года N 946 " О создании постоянно действующих налоговых постов в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья" (в ред. Постановления Правительства РФ от 06.02.2004 N 51) в целях усиления государственного контроля за производством и оборотом спирта этилового из всех видов сырья и алкогольной продукции и обеспечения полного и своевременного поступления налогов и других обязательных платежей и сборов в бюджеты всех уровней Правительство Российской Федерации созданы постоянно действующие налоговые посты в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья.
Постоянно действующие налоговые посты работают круглосуточно и выполняют следующие основные функции:
обеспечивают контроль за соответствием объемов фактического производства, использования и реализации спирта этилового из всех видов сырья данным бухгалтерского учета и отчетности, правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов и лицензионных сборов. Каждую декаду на основании данных бухгалтерской отчетности производят сверку фактически отгруженных партий спирта этилового из всех видов сырья с объемами его реализации;
информируют органы Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства внутренних дел Российской Федерации об отгрузке партий спирта этилового, превышающих 400 декалитров (в натуральном и стоимостном выражении), по месту нахождения покупателей в целях проведения в необходимых случаях встречных проверок для выявления скрытой (подпольной) формы использования указанного спирта; не допускают отпуск физическим лицам спирта этилового из всех видов сырья;
ежеквартально проверяют соответствие фактических остатков готовой продукции, находящейся в складских помещениях организаций, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, данным оперативного бухгалтерского учета и др.
Типовым порядком работы налоговых постов на предприятиях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, утвержденным письмом Государственной налоговой службы Российской Федерации от 12 мая 1997 г. N ВК-6-31/359 предусмотрено, что работник государственной налоговой инспекции обеспечивает ежедневный контроль за поступлением первичных сырьевых компонентов, фактическим производством, отгрузкой и реализацией спирта этилового и непищевой спиртосодержащей продукции.
Согласно Положению о налоговых постах на предприятиях и в организациях, производящих спирт этиловый из всех видов сырья, утвержденному Директором ФСНП РФ от 27.11.96 N СА-2959, Министром внутренних дел от 10.01.97 N 1/340, Руководителем ГНС РФ от 09.12.96 N ВА-1-16/352 сотрудники налоговых постов выполняют функциональные обязанности: осуществляют контроль за соответствием объемов фактического производства, использования и реализации спирта этилового, произведенного из всех видов сырья, данным бухгалтерского учета и отчетности, правильностью исчисления и своевременностью уплаты акцизов и лицензионных сборов. При этом они проверяют соответствие объемов производства и объемов отгруженного спирта, его остатков на начало и конец отчетного периода (месяца) с использованием данных декларации, представляемой в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.96 N 128 "Об утверждении порядка декларирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Производят ежедекадно, на основании данных оперативного бухгалтерского учета, сверку фактически отгруженных объемов спирта этилового, произведенного из всех видов сырья, с объемами его реализации.
Управление Федеральной налоговой службы России по Рязанской области в соответствии с Приложением N 5 к Приказу Минфина России от 9 августа 2005 г. N 101н - Положением об Управлении Федеральной налоговой службы по субъекту Российской Федерации является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства Российской Федерации в пределах компетенции налоговых органов.
Согласно пункту 6.1.14 Положения Управление осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: контроль и надзор за фактическими объемами производства и реализации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также согласно пункту 6.3.2. установку и пломбирование на предприятиях и в организациях, осуществляющих производство спирта, контрольных спиртоизмеряющих приборов, а в организациях, производящих алкогольную продукцию, - приборов учета объемов этой продукции.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка: вместо "пункта 6.1.14 Положения" следует читать "пункта 6.1.4 Положения"
Таким образом, согласно вышеуказанным нормативным документам, регламентирующим функции и полномочия налоговых органов в сфере регулирования производства и оборота спирта и спиртосодержащей продукции, Управление Федеральной налоговой службы по Рязанской области обязано было предпринять действия по направлению на место нахождения спиртохранилища сотрудника налогового органа по требованию заявителя для контроля за оборотом спирта-сырца.
В соответствии с п. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятия оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые принятии акт, решение или совершили действия (бездействие).
Доводом налогового органа в обоснование отказа в направлении сотрудника для участия в перемещении спирта-сырца явилось то, что спирт-сырец не может принадлежать заявителю и в его лицензии на производство, хранение и поставки произведенного этилового спирта не указан адрес хранения и поставок спирта.
Этот довод налогового органа суд признает несостоятельным, так как, согласно письму N 4 от 26 февраля 2006 года, ООО "Р" имеет намерение переместить принадлежащий ему спирт-сырец с целью доставки по адресу, указанному в лицензии. Никакой деятельности по месту нахождения спирта-сырца заявителем не ведется, а хранение спирта по указанному адресу вынужденное, в связи с отказом налогового органа направить представителя для участия в перемещении.
Исследованные судом доказательства позволяют сделать вывод о правомерности владения заявителем спиртом-сырцом, поэтому довод ответчика о том, что указанный продукт подлежит конфискации не основан на законе.
На основании вышеизложенного, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению
Руководствуясь ст.ст. 110, 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
1. Признать действия Управления Федеральной налоговой службы России по Рязанской области, выразившиеся в отказе направления налогового инспектора для участия в перемещении спирта-сырца, проверенные на соответствие Положению о налоговых постах на предприятиях и в организациях, производящих спирт этиловый их всех видов сырья, утвержденному Директором ФСНП РФ от 27.11.96 N СА-2959, Министром внутренних дел от 10.01.97 N 1/340, Руководителем ГНС РФ от 09.12.96 N ВА-1-16/352, незаконными.
Обязать Управление Федеральной налоговой службы России устранить допущенное нарушение прав и законных интересов ООО "Р".
2. Возвратить ООО "Р" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению N 1 от 16.08.2006 г.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Рязанской области.
На решение, вступившее в законную силу, может быть подана кассационная жалоба в порядке и сроки, установленные статьями 275, 276 АПК РФ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Рязанской области от 28 ноября 2006 г. N А54-3514/2006C22
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании