Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 8 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/169
Вопрос: С целью повышения лояльности своих клиентов - физических лиц (далее - Клиенты), пользующихся банковскими картами, эмитированными ОАО (далее - Банк), Банк планирует заключить договор присоединения к коалиционной бонусной программе (далее - Программа) с акционерным обществом, являющимся Управляющей компанией Программы.
В рамках Программы Клиенты получат возможность накапливать бонусные баллы за совершённые транзакции по банковским картам, которые в дальнейшем смогут обменивать на вознаграждения в виде скидок на товары и услуги Партнеров Программы - торговых организаций, заключивших аналогичный договор с Управляющей компанией. Учет накопленных и списанных бонусных баллов будет вести Управляющая компания. При этом Банк будет перечислять вознаграждение, рассчитанное Управляющей компанией, в сумме списанных (использованных) Клиентами бонусов, которое Управляющая компания распределит среди Партнеров, предоставивших скидки.
С учетом позиции Минфина России, изложенной в письме от 03.06.2011 N 03-03-06/2/86 по аналогичной программе, полагаем, что затраты Банка на участие в Программе могут быть учтены в целях налогообложения прибыли на основании пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ.
В связи с тем, что условия начисления и списания бонусов будут иметь характер публичной оферты - размещаться на сайте Банка и иных доступных источниках - а также учитывая, что маркетинговой политикой Банка будут предусмотрены общие условия предоставления вознаграждений (скидок), применяемые ко всем без исключения Клиентам, снижение цены за приобретаемые Клиентом товары и услуги в каждом конкретном случае не будет иметь характер индивидуальной льготы.
Таким образом, каждый Клиент, имеющий накопленные бонусные баллы, сможет самостоятельно установить цену товаров и услуг непосредственно в момент совершения сделки путем принятия соответствующего решения об использовании (частичном использовании) или неиспользовании накопленных бонусов.
На основании вышеизложенного полагаем, что у Клиента при приобретении им товаров/услуг у Партнеров Программы по ценам с учётом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, накопленных при совершении предыдущих покупок, не возникает дохода в виде предоставленной скидки, определяемого с учётом статьи 211 НК РФ и подлежащего обложению НДФЛ.
Просим подтвердить правомерность нашей позиции.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о налогообложении вознаграждений в виде скидок, полученных в обмен на бонусные баллы, накопленные при пользовании услугами банка, и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
На основании пункта 2 статьи 211 Кодекса к доходам, полученным налогоплательщиком в натуральной форме, в частности, относятся оплата за него организациями товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученные налогоплательщиком товары, выполненные в интересах налогоплательщика работы, оказанные в интересах налогоплательщика услуги на безвозмездной основе или с частичной оплатой.
Исходя из информации, содержащейся в письме, за совершенные физическим лицом расходные операции по банковским картам физическому лицу начисляются бонусные баллы, которые впоследствии могут быть обменены на вознаграждения в виде скидок на товары и услуги, предоставляемых иными организациями - участниками бонусной программы. Условия начисления и списания бонусов имеют характер публичной оферты - размещаются на сайте банка и иных доступных источниках, предусматривают общие условия предоставления вознаграждений, распространяющиеся на всех клиентов банка.
В данном случае, начисляемые за пользование услугами банка бонусные баллы, равные определенному денежному вознаграждению, можно рассматривать как авансовую оплату физическим лицом стоимости товаров, услуг. Учитывая изложенное, при приобретении товаров (услуг) с учетом скидок, эквивалентных сумме бонусных баллов, дохода, подлежащего налогообложению, у физического лица не возникает.
Согласно пункту 1 статьи 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
С учетом приведенных требований Кодекса затраты организации, связанные с реализацией бонусных программ, могут учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в том случае, если эта деятельность направлена на получение дохода за счет привлечения в организацию большего числа клиентов, а также сохранения имеющихся клиентов.
При этом следует обратить внимание, что налоговые органы при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, вправе в установленном порядке изменять юридическую квалификацию сделки, совершенной налогоплательщиком, или статус и характер его деятельности.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 23 марта 2005 г. N 45н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Директор Департамента |
И.В. Трунин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.