Концепция информатизации Роскосмоса (2010-2015 г.г.) (утв. Федеральным космическим агентством 1 марта 2010 г.)

 

Основные определения

 

Информатизация - в контексте настоящего документа - процесс широкомасштабного использования автоматизированных информационных систем в рамках ЕИП Роскосмоса во всех сферах деятельности Роскосмоса, организаций РКП и смежных отраслей, участвующих в выполнении Федеральной космической программы России (ФКП), других государственных и международных программ, обеспечение которых возложено на Роскосмос, с целью повышения эффективности выполнения производственных задач за счет оперативного и более полного удовлетворения информационных потребностей работников указанных организаций при выполнении ими производственных функций, а также с целью удовлетворения информационных потребностей государственных ведомств и граждан России по всем вопросам, отнесенным к ведению Роскосмоса.

Информация - сведения (сообщения, данные), зафиксированные на материальных носителях независимо от формы их представления.

Информационная система - совокупность информационных технологий и технических средств, обеспечивающих сбор и обработку информации.

Информационные ресурсы - отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах: библиотеках, архивах, фондах, базах и банках данных, других видах информационных систем.

Информационная инфраструктура - совокупность информационных подсистем, центров управления, аппаратно-программных средств и технологий обеспечения сбора, хранения, обработки и передачи информации.

Автоматизация - применение технических средств и специальных систем управления, частично или полностью освобождающих человека от непосредственного участия в процессе производства, получения и преобразования информации.

Единое информационное пространство (ЕИП) Роскосмоса - в контексте настоящего документа - совокупность информационно-телекоммуникационных систем и сетей, баз и банков данных, технологий их ведения и использования, кадрового потенциала, обеспечивающих необходимое взаимодействие организационных структур Роскосмоса, предприятий и организаций ракетно-космической промышленности (РКП), наземной космической инфраструктуры и других подведомственных Роскосмосу предприятий и организаций при выполнении возложенных на них функций.

Жизненный цикл изделия - совокупность процессов, реализуемых на этапах создания, производства, эксплуатации и утилизации изделий.

 

1. Введение

 

Стоящие перед Роскосмосом и предприятиями РКП сложные организационные и научно-технические задачи, связанные с выполнением крупномасштабных проектов по созданию высокотехнологичной наукоемкой продукции в рамках ФКП и других государственных и международных программ, требуют от руководства отрасли, научно-производственного и технического персонала аппарата Роскосмоса и организаций РКП обладания эффективными инструментами автоматизации как управленческой, так и производственной деятельности.

Практика разработки, внедрения и сопровождения наукоемких проектов, реализованных в отрасли за последние годы, показывает, что отсутствие единых стандартов, регламентирующих обмен информацией в электронном виде, многоплатформенность и разноплановость информационных систем, неэффективное использование передовых информационно-телекоммуникационных технологий не позволяют оперативно и качественно решать стоящие перед отраслью задачи.

Существующий уровень информатизации РКП требует создания концептуального документа, регламентирующего стратегию и механизмы формирования единого информационного пространства отрасли.

Настоящая Концепция определяет стратегию развития отрасли в области информатизации на 2010-2015 г.г.

Концепция разработана для обеспечения работ, выполняемых в рамках ФКП и других государственных и международных программ.

Практическая реализация Концепции направлена на обеспечение конкурентных преимуществ в области разработки и дальнейшей эксплуатации современных ракетно-космических комплексов и систем.

Документ разработан в рамках НИР "Магистраль" на основе материалов научно-технического отчета "Исследования и подготовка предложений по разработке проекта Концепции информатизации Роскосмоса и РКП".

2. Общие положения

 

2.1. Концепция определяет цели и задачи информатизации Роскосмоса, основные направления и принципы их реализации, общие подходы к организации работ по информатизации в целом, созданию и развитию информационных ресурсов, информационных и телекоммуникационных систем, рекомендации по этапам проведения работ.

2.2. Концепция информатизации Роскосмоса направлена на создание отраслевого защищенного ЕИП для обеспечения эффективной организационной и производственной деятельности Роскосмоса и предприятий РКП.

2.3. С целью детализации и конкретизации вопросов, рассмотренных в настоящей Концепции, разрабатывается системный проект информатизации Роскосмоса с углубленной проработкой специфических проблем информатизации предприятий РКП.

2.4. На основе настоящей Концепции разрабатывается ведомственная целевая программа информатизации РКП (ВЦП). С учетом положений настоящей Концепции рекомендуется разрабатывать программы (планы) информатизации организаций, находящихся в ведении Роскосмоса.

2.5. Концепция информатизации Роскосмоса предназначена для учета и использования в процессе работ по созданию и модернизации систем информатизации и связи Роскосмоса и предприятий РКП.

3. Цели и направления информатизации роскосмоса

 

3.1. Цели информатизации Роскосмоса и предприятий РКП

 

Настоящая Концепция разработана для следующих тесно связанных между собой и взаимно дополняющих друг друга четырех сфер деятельности Роскосмоса и предприятий РКП:

- организационно-управленческой;

- проектно-конструкторской;

- производственно-технологической;

- эксплуатационно-технической.

Основными целями информатизации рассматриваемых сфер деятельности Роскосмоса являются:

- наращивание научно-технического потенциала отрасли;

- повышение конкурентоспособности и качества выпускаемой продукции;

- снижение экономических затрат на всех стадиях жизненного цикла выпускаемых изделий;

- обеспечение надежности и безопасности эксплуатации изделий;

- улучшение управляемости отрасли и предприятий РКП;

- повышение уровня кооперации предприятий РКП в рамках совместного ведения проектов;

- сохранение накопленных знаний;

- обеспечение защиты информации в ЕИП.

Все мероприятия по информатизации рассматриваемых видов деятельности должны подчиняться указанным целям.

Для оценки уровня информатизации ведущим НИИ Роскосмоса необходимо разработать систему показателей, позволяющих оценить степень достижения поставленных целей.

3.2. Основные направления развития информатизации Роскосмоса и предприятий РКП

 

Для реализации поставленных целей необходимо развивать следующие направления деятельности Роскосмоса и предприятий РКП в сфере информационных технологий:

- создание и развитие информационной инфраструктуры на основе единых требований и с учетом существующих подсистем и обеспечения безопасности информации;

- реализация единой структуры управления процессами информатизации и автоматизации на основе общих принципов и механизмов;

- разработка нормативного, методического и организационного обеспечения процессов информатизации;

- создание единой системы защиты информации.

Приоритетные задачи по каждому из указанных направлений развития информатизации представлены в разделах 5 - 8.

4. Основные концептуальные положения

 

4.1. Все работы по информатизации и автоматизации Роскосмоса и предприятий РКП, а также развитию существующих информационных подсистем должны быть направлены на создание и развитие ЕИП отрасли.

4.2. Все средства информатизации и автоматизации должны рассматриваться как функциональные или информационно-логические компоненты ЕИП.

4.3. Создание и развитие ЕИП должны быть направлены на повышение качества управления отраслью и предприятиями РКП и качества выпускаемой продукции.

4.4. В основе ЕИП должен лежать поэтапный переход к безбумажным технологиям ведения производственной деятельности.

4.5. Основными структурными элементами ЕИП должны быть базы данных и банки знаний о созданных и создаваемых изделиях, об опыте организации производственных процессов.

4.6. Базы данных и банки знаний должны рассматриваться как основа для долгосрочной стратегии сохранения и развития научно-технического потенциала отрасли.

4.7. Создание и развитие ЕИП должно основываться на конструктивном анализе зарубежного опыта и на базе ранее накопленного опыта в ведущих предприятиях отрасли в случаях, если созданные или спроектированные информационные системы не противоречат настоящей Концепции, на сохранении ранее вложенных инвестиций.

4.8. Создание ЕИП должно осуществляться на совместимых программно-аппаратных платформах.

4.9. Программно-аппаратные платформы отрасли должны выбираться на основе тендеров с учетом интересов всех предприятий РКП, при этом, по возможности и при равных условиях, приоритет должен отдаваться свободно распространяемому программному обеспечению (СПО), отечественным разработчикам, производителям и поставщикам.

4.10. ЕИП должно обеспечивать защиту и безопасность информации от внешнего воздействия.

4.11. ЕИП должно обеспечивать разграничение прав доступа к информации в соответствии с должностными обязанностями персонала Роскосмоса и предприятий РКП.

4.12. Создание и развитие ЕИП должно базироваться на использовании лицензионного программного обеспечения, единой корпоративной сети передачи данных, едином механизме обмена данными.

4.13. Работы по модернизации существующих сетей передачи данных, их дальнейшему развитию и интеграции в единое коммуникационное поле отрасли должны осуществляться с учетом настоящей Концепции.

4.14. Применяемые средства информатизации должны поддерживать международные стандарты представления информации в электронном виде.

4.15. Следует применять комплексный подход к решению каждой задачи с учетом интересов всех предприятий РКП.

4.16. Реализацию каждой задачи необходимо осуществлять поэтапно с прохождением всех стадий создания информационных систем: техническое предложение, технико-экономическое обоснование, проведение обследования предприятия и выявление требований к системе, проектирование системы, создание и внедрение системы.

4.17. Внедрение сложных информационных систем осуществлять при необходимости с привлечением консалтинговых компаний на тендерной основе.

4.18. Реализация инновационных проектов по созданию наукоемкой продукции должна осуществляться с использованием информационных технологий, способствующих развитию информатизации отрасли в соответствии с настоящей Концепцией.

4.19. Современные цели и задачи информатизации Роскосмоса и предприятий РКП требуют дальнейшего развития их организационной структуры, развитие ИТ-служб предприятий, создания института директоров по информационным технологиям (ИТ), ответственных за развитие ИТ на предприятиях, за координацию работ с Роскосмосом и смежными предприятиями, и введения в практику категории ИТ-бюджета предприятий.

4.20. Финансирование работ в области информатизации в рамках государственных заказов должно быть адресным, прозрачным и регламентироваться директивными документами Роскосмоса, а также документами предприятий РКП, согласованными с Роскосмосом.

4.21. Все работы по развитию информатизации предприятий РКП должны реализовываться в соответствии с настоящей Концепцией и отражаться в текущих и перспективных планах, которые совместно с отчетами о выполненных мероприятиях в рамках государственных заказов должны ежегодно предоставляться в Координационный совет Роскосмоса по внедрению ИПИ-технологий для подготовки доклада в Роскосмос (отдел информационного обеспечения Сводного управления организации космической деятельности).

5. Реализация единой структуры управления процессами информатизации и автоматизации отрасли

 

Практическая реализация работ по созданию единой структуры управления процессами информатизации и автоматизации отрасли требует комплексного решения следующих задач:

- создание единого координационного органа управления реализацией ИТ-проектов;

- разработка и внедрение положения о реализации ИТ-проектов;

- разработка и внедрение положения по управлению ИТ-ресурсами;

- разработка и внедрение положения по информационной безопасности при реализации ИТ-проектов;

- разработка и внедрение положения о проведении тендеров по выбору ИТ-проектов;

- проведение экспертизы (аудита) состояния средств информатизации предприятий отрасли;

- проведение аттестации средств вычислительной техники и средств защиты информации (создание отраслевого центра защиты информации);

- разработка и внедрение программы подготовки и обучения пользователей внедряемых информационных систем;

- разработка и внедрение программы подбора, подготовки и повышения квалификации ИТ-специалистов;

- создание и внедрение системы дистанционного обучения и подтверждения квалификации пользователей.

6. Разработка нормативного, методического и организационного обеспечения процессов информатизации

 

Практическая реализация работ по созданию нормативного, методического и организационного обеспечения процессов информатизации требует комплексного решения следующих задач:

- выпуск отраслевого документа по унификации процессов информатизации предприятий РКП;

- разработка регламентов представления и обработки информации;

- выпуск отраслевых документов по правилам моделирования и выполнения чертежей в САПР;

- выпуск отраслевого документа по внесению изменений в документацию с учетом 3D-модели;

- выпуск отраслевого документа о едином механизме обмена данными;

- разработка регламента информационной безопасности;

- разработка отраслевых требований к информационной модели изделия;

- корректировка отраслевых нормативов по нормированию труда с учетом применения информационных технологий;

- разработка методик для выбора оптимального ПО с минимальными затратами;

- разработка (или выбор) методик для расчета экономической эффективности внедрения информационной системы;

- разработка методик для выбора оптимального состава технических средств под определенное ПО с минимальными затратами;

- разработка нормативных положений, регулирующих процессы информатизации (введение их в правовое поле).

7. Создание и развитие информационной инфраструктуры отрасли

 

С целью создания и развития информационной инфраструктуры отрасли необходимо комплексное решение первоочередных задач в рассматриваемых сферах деятельности:

- в организационно-управленческой:

- создание и внедрение системы управления движением организационно-распорядительной документации в электронном виде;

- внедрение системы управления портфелями заказов;

- создание и внедрение системы ключевых показателей менеджментаЦиклон-2К;

- создание и внедрение отраслевой системы менеджмента качества;

- внедрение отраслевого удостоверяющего сертификационного центра электронной цифровой подписи (ЭЦП);

- внедрение современных методологий и технологий построения отраслевых информационных систем, использующих специализированные инструментальные средства управления архитектурой предприятия для комплексного планирования и управления ИТ-инфраструктурой отрасли.

- в проектно-конструкторской:

- создание и внедрение системы управления электронным архивом технической документации;

- внедрение перспективных САПР;

- внедрение расчетных систем;

- создание и внедрение системы управления инженерными данными (PDM/PLM);

- внедрение системы управления проектами;

- создание отраслевых электронных каталогов продукции предприятий РКП, прочей применяемой продукции и имеющегося производственного оборудования;

- в производственно-технологической:

- создание и внедрение системы управления электронным архивом технической документации;

- создание и внедрение системы управления инженерными данными (PDM/PLM);

- внедрение ПО для станков с ЧПУ;

- создание и внедрение автоматизированной системы технологической подготовки производства;

- создание и внедрение автоматизированных систем управления технологическими процессами;

- разработка автоматизированных систем управления ЗИП;

- создание отраслевых электронных каталогов продукции предприятий РКП, прочей применяемой продукции и имеющегося производственного оборудования;

- в эксплуатационно-технический:

- создание и внедрение системы управления электронным архивом технической документации;

- создание и внедрение системы управления инженерными данными (PDM/PLM);

- внедрение системы автоматизированной управления ЗИП;

- внедрение отраслевых электронных каталогов продукции предприятий РКП, прочей применяемой продукции и имеющегося производственного оборудования на основе международной классификации.

Данные задачи должны решаться в координации с созданием единой отраслевой системы управления нормативно-справочной документацией, являющейся ключевой компонентой ЕИП.

8. Развитие единого информационного пространства роскосмоса

 

8.1. Развитие ЕИП Роскосмоса предполагает проведение работ по созданию и развитию информационных ресурсов, модернизации существующих телекоммуникационных систем, организации совместного использования информационных ресурсов и обеспечению их безопасности.

8.2. Принципы формирования и развития информационных ресурсов и пользования ими должны определяться в процессе создания информационных систем Роскосмоса и предприятий РКП. Эти принципы непосредственно связаны с тематической направленностью работ и источниками информации. Информационные ресурсы Роскосмоса по назначению разделяются на следующие направления:

- информационные ресурсы общего назначения (информационно-справочного, методического, нормативно-правового характера, сведения по производственным возможностям предприятий, стандартизации, унификации изделий, элементной базы и др.), создаваемые и поддерживаемые централизованно по заказам Роскосмоса соответствующими специализированными организациями. Они доступны в части их касающейся всем предприятиям, находящимся в ведении Роскосмоса, размещаются в организациях-разработчиках и, в необходимых случаях, зеркально поддерживаются на средствах, размещаемых в Роскосмосе.

- информационные ресурсы по тематическим направлениям деятельности Роскосмоса, создаваемые и поддерживаемые головными исполнителями Роскосмоса в рамках работ по соответствующей тематике в сложившейся кооперации. Эти ресурсы доступны участникам работ по соответствующей тематике с учетом решаемых ими функциональных задач, размещаются в головных организациях и поддерживаются в необходимых объемах в соответствующих тематических управлениях Роскосмоса;

- информационные ресурсы по созданию, производству и сопровождению эксплуатации конкретных систем и изделий ракетно-космической техники, создаваемые, в том числе на основе ИПИ-технологий, и поддерживаемые по заказам организаций разработчиков (изготовителей) этих изделий в рамках проведения соответствующих НИОКР по созданию данных образцов техники. Эти ресурсы должны быть доступны кооперации организаций непосредственных соисполнителей работ по конкретному изделию в части, их касающейся. Размещение этих ресурсов определяется решением головного разработчика изделия по согласованию с Роскосмосом.

ЕИП Роскосмоса реализуется в виде распределенных банков и баз данных, имеющих унифицированные интерфейсы пользования. Степень закрытости и конфиденциальности информации определяется ее содержанием.

Управление информационными ресурсами, организация доступа к ним и их защита обеспечиваются соответствующими системными администраторами в соответствии с положениями, согласованными заинтересованными организациями и утверждаемыми Роскосмосом.

Все информационные ресурсы Роскосмоса, созданные за счет бюджетного финансирования или с его участием, относятся к федеральной собственности и их использование вне информационной среды Роскосмоса, в том числе при международном сотрудничестве, допускается по специальному решению Роскосмоса, который реализует в отношении этих ресурсов права собственника.

8.3. Развитие телекоммуникационных систем базируется на следующих основных принципах:

- доступность телекоммуникационных сетей для масштабного использования и необходимого наращивания;

- предоставление пользователям современных телекоммуникационных услуг в соответствии с принятым в международной практике качеством обслуживания;

- обеспечение гарантированной защиты передаваемой информации, содержащей сведения, составляющие коммерческую, служебную и государственную тайну;

- использование сертифицированных и аттестованных каналов связи, арендуемых у операторов, имеющих соответствующие лицензии и заключающих генеральное соглашение с Роскосмосом, а также открытых каналов связи, использующих программно-аппаратную систему защиты информации и аттестованную на работу соответствующими органами.

8.4. Основные направления обеспечения информационной безопасности Роскосмоса определяются тем, что вся информация, циркулирующая и хранящаяся в информационных системах Роскосмоса и предприятий РКП, подлежит защите от несанкционированного доступа, аппаратно-программных сбоев, вирусов и т.п. Степень и меры защиты информации определяются ее важностью и степенью конфиденциальности. При внедрении и эксплуатации систем и средств защиты информации необходимо руководствоваться действующими нормативно-правовыми актами и организационно-распорядительными документами ФСТЭК России, ФСБ России, ФСО России и Роскосмоса.

Детальное рассмотрение основных направлений обеспечения информационной безопасности и путей их решения является предметом отдельной Концепции обеспечения информационной безопасности Роскосмоса.

8.5. Реализация единого информационного пространства Роскосмоса осуществляется в форме Ведомственной информационной сети (ВИС).

ВИС Роскосмоса представляет собой совокупность территориально распределенных информационных систем Роскосмоса и предприятий РКП, объединенных между собой телекоммуникационной системой под управлением и координацией систем администрирования и безопасности и взаимодействующих с информационными и телекоммуникационными системами других министерств, ведомств и коммерческих организаций и использующих при необходимости их услуги.

9. Порядок внесения изменений в концепцию информатизации Роскосмоса

 

Изменения, вносимые в основные положения настоящей Концепции, должны удовлетворять следующим требованиям:

- быть актуальными, обоснованными и реализуемыми в современных экономических условиях;

- опираться на современный мировой и отечественный уровень информатизации и автоматизации промышленных предприятий и являться обобщением достигнутого опыта;

- ориентироваться на передовые и перспективные методы и средства информатизации и автоматизации промышленных предприятий;

- содержать новые решения и инновационные предложения.

Положения данной Концепции могут корректироваться в случаях:

- изменения Государственной политики в области информатизации;

- реструктуризации РКП;

- в других случаях, требующих кардинального изменения основных положений документа.

Для внесения изменений предложения представляются в отдел информационного обеспечения Сводного управления организации космической деятельности Роскосмоса и в Координационный комитет Росоксмоса по внедрению ИПИ-технологий, где они принимаются или отклоняются.

При положительном решении изменения вносятся в Концепцию, измененная версия которой рассылается на предприятия РКП.

При подготовке и представлении предложений по корректировке Концепции необходимо учитывать:

- реальное состояние в области информатизации Роскосмоса и предприятий РКП;

- особенности производственной деятельности Роскосмоса и предприятий РКП;

- передовые разработки предприятий РКП в области информатизации и автоматизации;

- требования отечественных и зарубежных стандартов, регламентирующих основные аспекты информатизации и автоматизации.

10. Нормативно-правовая база концепции

 

10.1. Федеральный закон от 20 августа 1993 года N 5663-1 "О космической деятельности".

10.2. Система взглядов на осуществление Российской Федерацией независимой космической деятельности со своей территории во все спектре решаемых задач на период до 2040 года, одобренная на заседании Совета Безопасности РФ от 21 апреля 2007 г.

10.3. Основы политики Российской Федерации в области космической деятельности на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, одобренные Советом Безопасности Р от 11 апреля 2008 г.

10.4. Федеральная космическая программа России на 2006-2015 гг., утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2005 г. N 635.

10.5. Федеральный закон "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", принят Государственной Думой России 8.07.2006 г. N 149-ФЗ.

10.6. "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу" - письмо Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30.03.2002 г.

10.7. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная приказом Правительства Российской Федерации от 09.09.2000 г. N Пр-1895.

10.8. Концепция формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов (1995 год).

10.9. Концепция развития информационно-телекоммуникационной системы специального назначения в интересах органов государственной власти (ИТКС).

10.10. Концепция федеральной целевой программы "Развитие информатизации в России на период до 2010 года".

10.11. Федеральная целевая программа "Электронная Россия (2002-2010 года)", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2002 N 65.

10.12. Федеральная целевая программа "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007-2010 годы и на период до 2015 года", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.11.2006 N 706-33.

10.13. Федеральная целевая программа "Национальная технологическая база (2007 - 2011 годы)" (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.01.2007 N 54).

10.14. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

10.15. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 403 "Об утверждении Положения о лицензировании космической деятельности"

10.16. Постановление Правительства Российской Федерации 26.06.2004 N 314 "Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве".

10.17. Инструкция (N 3-1) по обеспечению режима секретности в Российской Федерации.

10.18. Положение о государственной системе защиты информации в Российской Федерации от иностранных технических разведок и от ее утечки по техническим каналам (постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.1993 N 912-51).

10.19. Указ Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации при использовании информационно-телекоммуникационных сетей международного информационного обмена" от 17.03.2008 N 351.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Концепция информатизации Роскосмоса (2010-2015 г.г.) (утв. Федеральным космическим агентством 1 марта 2010 г.)


Текст концепции официально опубликован не был


Разработана в кооперации с ведущими предприятиями отрасли ФГУП ЦНИИмаш в 2009 году


Проведено обсуждение на уровне Управлений Роскосмоса и предприятий отрасли


21.12.2009 г. принята за основу на заседании Координационного совета Роскосмоса по ИПИ-технологиям


12.02.2010 г. доработана редакционной комиссией, избранной на заседании Координационного совета Роскосмоса по ИПИ-технологиям и представлена на утверждение


Утверждена заместителем руководителя Роскосмоса С.А. Пономаревым 01.03.2010 г.


Направлена в Управления Роскосмоса и предприятия отрасли для практического использования в целях координации и обеспечения работ по информатизации Роскосмоса и предприятий РКП 03.03.2010 г. предложения, замечания направлять по адресу: b_ignatov@roscosmos.ru, b_ignatov@mail.ru