Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 февраля 2012 г. N 03-07-08/37
Вопрос: ОАО в рамках заключенного Договора оказания услуг оказывает Заказчику следующие услуги:
- осмотр вагонов-цистерн Заказчика для подтверждения их коммерческой пригодности под налив конкретного вида нефтепродуктов;
- проведение коммерческих замеров нефтепродуктов в вагонах-цистернах непосредственно перед их пломбированием и предоставление Заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне в целях использования данной информации при оформлении перевозочных документов;
- нанесение знаков опасности и номеров ООН на вагоны-цистерны Заказчика в соответствии с международными требованиями;
- пломбирование вагонов-цистерн Заказчика запорно-пломбирующими устройствами.
Каких-либо иных услуг Заказчику Общество не оказывает.
В связи с оказанием указанных услуг у Общества возник вопрос о том, какая ставка НДС - 0% или 18% подлежит применению в случае, когда Заказчик использует вагоны-цистерны для транспортировки грузов на экспорт.
В соответствии с пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ налогообложение по ставке 0% производится при реализации услуг по международной перевозке товаров. Положения этого подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Услуги Общества могут быть отнесены к информационным услугам (предоставление Заказчику данных о количестве нефтепродуктов в каждом вагоне-цистерне) и к услугам по подготовке транспортных средств (осмотр вагонов, пломбирование, нанесение знаков).
Однако, по нашему мнению, указанные услуги Общества не могут быть отнесены к транспортно-экспедиционным услугам при организации международной перевозки в силу следующего:
- отдельные услуги, оказываемые Обществом (по подготовке вагонов и предоставлению информации) в рамках договора оказания услуг с Заказчиком, не могут быть признаны экспедиторскими в силу п. 1 ст. 1 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", поскольку Общество не организует перевозочный процесс, не принимает груз для перевозки, не несет за него ответственность. Отдельные услуги Общества направлены на обеспечение возможности перевозки груза, но не на организацию такой перевозки.
В противном случае, любые услуги, связанные с транспортировкой, можно было бы отнести к транспортно-экспедиционным.
Общество не оказывает услуги по организации международной перевозки, то есть не организует перевозку из одного пункта в другой, в том числе из пункта находящегося на территории РФ в пункт, находящийся за пределами РФ, а выполняет локальные мероприятия в отношении вагонов Заказчика на наливном пункте.
Также необходимо отметить, что для Общества не имеет значения, используются ли подготовленные им вагоны Заказчика для транспортировки грузов на экспорт или на внутренний рынок РФ. Общество располагает лишь справочной информацией о предполагаемом месте доставки груза. При этом конечный пункт может быть изменен Заказчиком (по согласованию с владельцем груза) без уведомления Общества.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас дать разъяснение о том, какая ставка НДС - 0% или 18% - подлежит применению при оказании услуг Обществом с учетом того, что Заказчик использует указанные услуги Общества при транспортировке грузов на экспорт.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по подготовке вагонов-цистерн для перевозки экспортных грузов, оказываемых российской организацией по договору возмездного оказания услуг, и сообщает.
Как следует из письма, российская организация в рамках возмездного договора оказания услуг осуществляет:
осмотр и пломбирование вагонов-цистерн, принадлежащих заказчику;
замер грузов, находящихся в вагонах-цистернах, предоставление информации о количестве грузов в каждом вагоне-цистерне;
нанесение необходимых знаков и номеров соответствующих международным требованиям на вагоны-цистерны.
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении транспортно-экспедиционных услуг, в том числе информационных услуг, услуг по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международных перевозок товаров между пунктами отправления и назначения товаров, один из которых расположен на территории Российской Федерации, а другой за пределами территории Российской Федерации.
Применение нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг (включая информационные услуги и услуги по подготовке и дополнительному оборудованию транспортных средств), оказываемых на основании иного договора, не предусматривающего организацию международной перевозки, указанной нормой Кодекса не предусмотрено. Поэтому вышеназванные услуги по подготовке вагонов-цистерн для перевозки грузов, в том числе экспортных, оказываемые российской организацией, не организующей международную перевозку грузов, в рамках договора возмездного оказания услуг, подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость по ставке в размере 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.