Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 мая 2012 г. N 03-04-05/7-606
Вопрос: 1. Ситуация N 1:
Доход физического лица за налоговый период - 1 000 000 рублей.
Произведенные физическим лицом вычеты на недорогостоящее лечение по статье 219 НК РФ за налоговый период - 500 000 рублей.
Имущественный вычет по статье 220 НК РФ за налоговый период - 1 000 000 рублей.
Итоговая налоговая база за налоговый период - 0 рублей.
Неиспользованные вычеты на недорогостоящее лечение в размере 500 000 рублей на следующий налоговый период не переносятся.
Ситуация N 2:
Доход физического лица за налоговый период - 1 000 000 рублей.
Произведенные физическим лицом вычеты на недорогостоящее лечение по статье 219 НК РФ за налоговый период - 500 000 рублей.
Итоговая налоговая база за налоговый период - 880 000 рублей (1 000 000 рублей - 120 000 рублей).
Неиспользованные вычеты в размере 380 000 рублей (500 000 рублей - 120 000 рублей) могут быть использованы налогоплательщиком в следующем налоговом периоде.
Прошу подтвердить, что размер неиспользованного социального вычета по недорогостоящему лечению, который не был учтен налогоплательщиком по причине превышения лимита социальных расходов в 120 000 рублей (а не по причине превышения вычетов над доходами в налоговом периоде), может быть использован физическим лицом в следующем налоговом периоде.
2. В соответствии со статьей 219 НК РФ вычет сумм оплаты стоимости лечения предоставляется налогоплательщику, если лечение производится в медицинских учреждениях, имеющих соответствующие лицензии на осуществление медицинской деятельности, а также при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих его фактические расходы на лечение, приобретение медикаментов.
Основным таким документом является Справка об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы РФ (утверждена Приказом Минздрава России и МНС России от 25 июля 2001 г. N 289/БГ-3-04/256).
Согласно Инструкции по вышеуказанному Приказу Справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика.
Справка выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет.
В ситуации, когда налогоплательщик заключает долгосрочный контракт на получение медицинских услуг со сроком действия, переходящим на следующий год, возникает неопределенность в моменте получения социального вычета.
Так, оплата по медицинскому контракту производится в момент подписания документа, т.е. в одном налоговом периоде, медицинские услуги оказываются физическому лицу как в периоде заключения контракта, так и в следующем налоговом периоде.
Справка об оплате медицинских услуг может быть выдана налогоплательщику не ранее налогового периода, следующего за периодом оплаты, т.к. только с этого момента подтверждается факт получения физическим лицом медицинской услуги по контракту и прекращаются взаимные обязательства сторон.
Медицинские учреждения отказывают налогоплательщику в выдаче Справки об оплате медицинских услуг в момент оплаты контракта и после окончания периода заключения контракта, т.к. факт получения медицинских услуг может быть подтвержден ими исключительно в следующем налоговом периоде. Свою позицию обосновывают возможностью у налогоплательщика при досрочной выдаче Справки об оплате медицинских услуг расторгнуть договорные отношения, вернуть уплаченные денежные средства и незаконно воспользоваться социальным вычетом.
Получить социальный налоговый вычет без Справки об оплате медицинских услуг невозможно.
Является ли правомерным в сложившейся ситуации использование налогоплательщиком социального налогового вычета по лечению в налоговом периоде, следующем за оплачиваемым, когда подтверждается факт получения медицинских услуг по медицинскому контракту?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения социальных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со статьей 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218-221 Кодекса, с учетом особенностей, установленных главой 23 Кодекса.
Статьей 219 Кодекса определен перечень социальных налоговых вычетов, сумма которых уменьшает налоговую базу по налогу на доходы физических лиц.
При этом пунктом 2 статьи 219 Кодекса установлено, что социальные налоговые вычеты, указанные в подпунктах 2-5 пункта 1 данной статьи Кодекса предоставляются в размере фактически произведенных расходов, но в совокупности не более 120 000 рублей в налоговом периоде.
Кроме того, в соответствии с абзацем четвертым подпункта 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса по дорогостоящим видам лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации сумма социального налогового вычета принимается в размере фактически произведенных расходов.
Возможность переноса остатка налогового вычета по налогу на доходы физических лиц должна быть прямо предусмотрена в соответствующих статьях главы 23 Кодекса.
Так, абзацем двадцать восьмым подпункта 2 пункта 1 статьи 220 Кодекса определено, что если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования.
Аналогичной нормы по переносу на последующий налоговый период остатка социального налогового вычета статьей 219 Кодекса не установлено.
При этом следует отметить, что социальные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 219 Кодекса, являются своеобразной формой участия государства в софинансировании социально значимых расходов физических лиц.
Освобождение от уплаты налогов по своей природе - льгота, которая является исключением из вытекающих из статей 19 и 57 Конституции Российской Федерации принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения. Льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя.
В данном случае законодатель установил предельный размер применяемых социальных налоговых вычетов и не установил возможность переноса на последующий налоговый период остатка неиспользованного социального налогового вычета, превышающего установленный предельный размер.
По вопросу предоставления социального налогового вычета на лечение сообщаем следующее.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 219 Кодекса при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 Кодекса налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также уплаченной налогоплательщиком за услуги по лечению супруга (супруги), своих родителей и (или) своих детей в возрасте до 18 лет в медицинских учреждениях Российской Федерации (в соответствии с перечнем медицинских услуг, утверждаемым Правительством Российской Федерации), а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с перечнем лекарственных средств, утверждаемым Правительством Российской Федерации), назначенных им лечащим врачом, приобретаемых налогоплательщиками за счет собственных средств.
Согласно пункту 2 статьи 219 Кодекса социальные налоговые вычеты, указанные в пункте 1 данной статьи, предоставляются при подаче налоговой декларации в налоговый орган налогоплательщиком по окончании налогового периода.
Перечень медицинских услуг, Перечень лекарственных средств и Перечень дорогостоящих видов лечения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 201 "Об утверждении Перечней медицинских услуг и дорогостоящих видов лечения в медицинских учреждениях Российской Федерации, лекарственных средств, суммы оплаты которых за счет собственных средств налогоплательщика учитываются при определении суммы социального налогового вычета" (далее - Постановление N 201).
Вопрос об отнесении оказанных медицинских услуг к указанным Перечням решается медицинским учреждением путем указания стоимости медицинской услуги по коду 1 или дорогостоящего лечения по коду 2, оплаченных за счет средств налогоплательщика, в Справке об оплате медицинских услуг для представления в налоговые органы (далее - Справка об оплате медицинских услуг), форма которой и порядок выдачи налогоплательщикам утверждены Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства здравоохранения Российской Федерации от 25.07.2001 N 289/БГ-3-04/256.
В соответствии с Инструкцией по учету, хранению и заполнению Справки об оплате медицинских услуг данная Справка удостоверяет факт получения медицинской услуги и ее оплаты через кассу учреждения здравоохранения за счет средств налогоплательщика и выдается после оплаты медицинской услуги и при наличии документов, подтверждающих произведенные расходы, по требованию налогоплательщика, производившего оплату медицинских услуг, оказанных ему лично, его супруге (супругу), его родителям, его детям в возрасте до 18 лет.
Таким образом, после предоставления медицинской услуги, отнесенной к тому или иному Перечню медицинских услуг, утвержденному Постановлением N 201, медицинское учреждение по требованию налогоплательщика обязано выдать Справку об оплате медицинских услуг.
По вопросу своевременности выдачи Справки об оплате медицинских услуг, а также отказа в ее выдачи следует обращаться в Минздравсоцразвития России.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.