Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 марта 2011 г. N 03-06-05-03/1
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрев письмо по вопросу исчисления водного налога сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 333.8 главы 25.2 "Водный налог" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками водного налога признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2007 года, нормативными правовыми актами, принятыми в его развитие, и Законом Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" специальное и (или) особое водопользование (использование объектов с применением сооружений, технических средств и устройств) осуществляется исключительно на основании лицензии. При этом пользование поверхностными водными объектами осуществляется на основании лицензии на водопользование и договора пользования водными объектами, выдаваемых и заключаемых в соответствии с положениями Водного кодекса Российской Федерации (в редакции действовавшей до 1 января 2007 года), а пользование подземными водными объектами - на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод, выдаваемых в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 г. N 2395-1 "О недрах" с указанием целевого назначения работ, связанных с пользованием недрами.
На основании статьи 333.10 Кодекса налоговой базой при заборе воды признается объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период, а статьей 333.9 Кодекса установлены объекты налогообложения водным налогом и закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом налогообложения водным налогом.
Так, в соответствии с подпунктом 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса не признается объектом налогообложения забор воды из водных объектов для полива садоводческих, огороднических, дачных земельных участков и земельных участков личных подсобных хозяйств граждан, для водопоя и обслуживания скота и птицы, которые находятся в собственности граждан.
Таким образом, в случае осуществления забора воды из водных объектов для целей, перечисленных в подпункте 13 пункта 2 статьи 333.9 Кодекса, при условии отражения в лицензии на пользование недрами для добычи подземной воды соответствующих сведений, объекта налогообложения по водному налогу не возникает и организация, являясь плательщиком водного налога, данный налог не уплачивает.
В случае осуществления забора воды из водных объектов в целях, не перечисленных в пункте 2 статьи 333.9 Кодекса и при отсутствии в лицензии сведений о целях водопользования, водный налог уплачивается в общеустановленном порядке.
Кроме того, в соответствии со статьей 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 28 декабря 2009 года N 380-ФЗ пользование недрами без лицензии на пользование недрами влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Водным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2007 года (далее - Водный кодекс), отменена система лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Так согласно статьям 9-11 Водного кодекса право пользования поверхностными водными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, т.е. в рамках договорных гражданских правоотношений. В соответствии со статьей 20 Водного кодекса за пользование водным объектом на основании договора взимается плата не налогового характера. В связи с этим пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации" статья 333.8 Кодекса дополнена пунктом, согласно которому не признаются плательщиками водного налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса.
Однако следует иметь ввиду, что данные положения Водного кодекса и Кодекса относятся к пользованию поверхностными водными объектами. Что касается пользования подземными водными объектами, то после вступления в силу Водного кодекса нормативная база взимания водного налога в отношении такого водопользования не изменилась, поскольку на основании части 3 статьи 8 Водного кодекса право пользования подземными водными объектами физические и юридические лица приобретают по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством о недрах.
Что касается вопроса взаимоотношений недропользователя с налоговыми органами при решении спорных вопросов, то согласно статье 138 Кодекса акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.
Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В НК РФ закреплен закрытый перечень видов водопользования, не являющихся объектом обложения водным налогом. В частности, это забор воды из водных объектов для полива некоторых земельных участков (садоводческих, огороднических, дачных, личных подсобных хозяйств граждан), для водопоя и обслуживания скота и птицы, находящихся в собственности граждан. Если вода забирается в указанных целях при условии, что это отражено в лицензии на пользование недрами для добычи подземной воды, то объекта обложения водным налогом не возникает. Если же вода забирается в целях, не предусмотренных упомянутым перечнем, и при отсутствии в лицензии сведений о целях водопользования, то водный налог уплачивается в общеустановленном порядке.
За пользование недрами без лицензии или с нарушением ее условий и (или) требований утвержденного технического проекта налагается административный штраф.
С 1 января 2007 г. отменено лицензирование пользования поверхностными водными объектами. Право пользования данными объектами приобретается на основании договора водопользования или решения о предоставлении их в пользование. За пользование водным объектом на основании договора взимается плата не налогового характера. Организации и физлица, осуществляющие водопользование на основании указанных договоров или решений, соответственно заключенных и принятых после 1 января 2007 г., не признаются плательщиками водного налога. Но это относится только к поверхностным водным объектам. Что касается подземных водных объектов, то после указанной даты в отношении них нормативная база взимания водного налога не изменилась.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 23 марта 2011 г. N 03-06-05-03/1
Текст письма официально опубликован не был