Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-05-04-02/66 Об исчислении земельного налога в отношении принадлежащих на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования организациям и физическим лицам земельных участков, границы которых не определены в соответствии с федеральными законами

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-05-04-02/66

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исчисления земельного налога в отношении принадлежащих на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования организациям и физическим лицам земельных участков, границы которых не определены в соответствии с федеральными законами, и сообщает следующее.

В силу пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено указанным пунктом статьи 388 Кодекса.

На основании пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Таким образом, налогоплательщиком земельного налога является лицо, которое в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним указано как обладающее правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования либо правом пожизненного наследуемого владения на соответствующий земельный участок.

Кроме того, согласно пункту 4 статьи 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Данная правовая позиция отражена в Постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 г. N 54.

В соответствии с пунктом 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен земельный налог.

Согласно статье 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон 221-ФЗ) определено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.

Между тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ земельные участки, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном порядке до дня вступления в силу Федерального закона N 221-ФЗ, либо государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", считаются ранее учтенными земельными участками.

Сведения о ранее учтенном земельном участке могут быть включены в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный земельный участок и представленного таким лицом (пункт 7 статьи 45 Федерального закона N 221-ФЗ).

Согласно Определению Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2011 г. N ВАС-10252/11 и Постановлению Федерального арбитражного суда Уральского округа от 19 апреля 2011 г. N Ф09-1985/11-СЗ (по этому же делу) отсутствие четко определенных границ земельного участка не препятствует взиманию земельного налога, если земельный участок является ранее учтенным, внесенным в государственный кадастр объектов недвижимости на основании материалов инвентаризации.

С учетом изложенного в отношении земельных участков, принадлежащих на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования организациям и физическим лицам, границы которых не определены в соответствии с федеральными законами, земельный налог подлежит уплате в общеустановленном порядке.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Плательщиками земельного налога являются лица, указанные в ЕГРП в качестве собственников земельных участков, а также владельцев на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Если в ЕГРП отсутствуют сведения об указанных лицах, плательщики земельного налога определяются на основании государственных актов, свидетельств и иных удостоверяющих документов, выданных до вступления в силу Закона о госрегистрации прав на недвижимость. Речь идет о документах, которые имеют равную юридическую силу с записями в реестре.

Кроме того, при отсутствии данных в ЕГРП плательщики налога устанавливаются на основании региональных и муниципальных актов о предоставлении участков, изданных в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания на момент их принятия.

Аналогичной позиции придерживается и ВАС РФ.

Участки, кадастровый учет которых осуществлен до вступления в силу Закона о госкадастре, а также те, кадастровый учет которых не осуществлен, но права на них зарегистрированы, не прекращены, и которым присвоены условные номера, считаются ранее учтенными. Сведения о них могут быть внесены в госкадастр при предъявлении заинтересованным лицом устанавливающих или подтверждающих документов. В частности, в госкадастре отражаются сведения о границах участка.

ВАС РФ пояснил, следующее. Если границы земельного участка не определены, это не препятствует взиманию земельного налога, если участок является ранее учтенным, внесенным в госкадастр на основании материалов инвентаризации.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 19 июля 2012 г. N 03-05-04-02/66


Текст письма опубликован в газете "Солидарность" от 22-29 августа 2012 г. N 30