Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875
"Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
13 июля 2015 г., 18 ноября 2016 г., 16 февраля, 8 сентября, 22 ноября 2017 г., 9 февраля, 30 апреля 2018 г., 27 декабря 2019 г.
Постановлением Правительства России от 21 июля 2021 г. N 1230 настоящий документ признан утратившим силу с 23 июля 2021 г.
В соответствии со статьей 353 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
2. Установить, что полномочия, предусматриваемые настоящим постановлением, осуществляются Федеральной службой по труду и занятости в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных ей в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Председатель Правительства |
Д. Медведев |
Положение
о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875)
13 июля 2015 г., 18 ноября 2016 г., 16 февраля, 8 сентября, 22 ноября 2017 г., 9 февраля, 30 апреля 2018 г., 27 декабря 2019 г.
См. Положение о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденное постановлением Правительства РФ от 21 июля 2021 г. N 1230
Пункт 1 изменен с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства России от 22 ноября 2017 г. N 1409
1. Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе за соблюдением требований законодательства Российской Федерации по обеспечению доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности (далее - федеральный государственный надзор в сфере труда).
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 в пункт 2 внесены изменения
2. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется федеральной инспекцией труда, состоящей из Федеральной службы по труду и занятости и ее территориальных органов (государственных инспекций труда), в отношении любых работодателей (юридических лиц (организаций) независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, работодателей - физических лиц, в трудовых отношениях с которыми состоят работники), а также иных субъектов, которые в соответствии с федеральными законами наделены правом заключать трудовые договоры (далее - работодатели).
Федеральный государственный надзор в сфере труда с применением риск-ориентированного подхода осуществляется в отношении работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 701 пункт 3 изложен в новой редакции
3. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией конвенциями Международной организации труда по вопросам инспекции труда, Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами, настоящим Положением и иными решениями Правительства Российской Федерации:
руководителем Федеральной службы по труду и занятости - главным государственным инспектором труда Российской Федерации;
заместителями руководителя Федеральной службы по труду и занятости - заместителями главного государственного инспектора труда Российской Федерации;
руководителем структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главным государственным инспектором труда;
заместителями руководителя структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главными государственными инспекторами труда;
начальниками отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда, - главными государственными инспекторами труда, их заместителями;
главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда отделов структурного подразделения центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости, на которое возложены функции по организации и осуществлению федерального государственного надзора в сфере труда;
главными государственными инспекторами труда в субъектах Российской Федерации;
заместителями главных государственных инспекторов труда в субъектах Российской Федерации;
руководителями структурных подразделений соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости - главными государственными инспекторами труда, их заместителями;
главными государственными инспекторами труда, старшими государственными инспекторами труда, государственными инспекторами труда соответствующих территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости (далее - государственные инспекторы труда).
Пункт 4 изменен с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства России от 22 ноября 2017 г. N 1409
4. Предметом федерального государственного надзора в сфере труда является соблюдение требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - обязательные требования), в том числе полноты и своевременности выплаты заработной платы, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда, обеспечения доступности для работников, являющихся инвалидами, специальных рабочих мест и условий труда, а также выполнение предписаний об устранении выявленных в ходе осуществления федерального государственного надзора в сфере труда нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований и по защите трудовых прав работников.
5. Сроки и последовательность выполнения административных процедур при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда устанавливаются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373.
6. Федеральная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по федеральному государственному надзору в установленной сфере деятельности, иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами прокуратуры, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями.
Взаимодействие осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Федеральный государственный надзор в сфере труда осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий государственных инспекторов труда, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт 8 изменен с 1 января 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080
8. Плановые и внеплановые проверки проводятся в форме документарных проверок и (или) выездных проверок в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных Трудовым кодексом Российской Федерации.
С 1 января 2018 г. положения абзацев второго - четвертого пункта 8 (в редакции постановления Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080) применяются при проведении плановых проверок работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, относящихся к категории умеренного риска, а с 1 июля 2018 г. - при проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
При проведении плановых проверок всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, государственные инспекторы труда используют проверочные листы (списки контрольных вопросов).
В проверочные листы (списки контрольных вопросов) включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, предъявляемые к работодателю - юридическому лицу и работодателю - физическому лицу, зарегистрированному в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя и осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.
Предмет плановой проверки всех работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ограничивается перечнем вопросов, включенных в проверочные листы (списки контрольных вопросов).
9. Утратил силу.
См. текст пункта 9
10. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
а) истечение срока исполнения работодателем выданного государственными инспекторами труда предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
Подпункт "б" изменен с 11 мая 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. N 530
б) поступление в федеральную инспекцию труда:
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти (должностных лиц федеральной инспекции труда и других федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор), органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателями обязательных требований, в том числе требований охраны труда, повлекших возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников, а также приведших к невыплате или неполной выплате в установленный срок заработной платы, других выплат, причитающихся работникам, либо установлению заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством;
обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах уклонения от оформления трудового договора, ненадлежащего оформления трудового договора или заключения гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем;
обращения или заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав;
запроса работника о проведении проверки условий и охраны труда на его рабочем месте в соответствии со статьей 219 Трудового кодекса Российской Федерации;
в) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
11. Организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченному органу управления использованием атомной энергии, подлежат проверке с учетом следующих особенностей:
а) в отношении их проводятся только выездные плановые и внеплановые проверки;
б) доступ для государственных инспекторов труда в эти организации осуществляется в порядке, определяемом федеральными органами исполнительной власти в области обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний и уполномоченным органом управления использованием атомной энергии по согласованию с Федеральной службой по труду и занятости;
в) проведение проверок откладывается во время маневров или учений, в период проведения контртеррористической операции, при ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций до окончания соответствующих мероприятий или ликвидации указанных последствий.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 701 в пункт 12 внесены изменения
12. Срок проведения каждой из проверок не может превышать 20 рабочих дней.
В отношении работодателей - субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений государственных инспекторов труда, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем Федеральной службы по труду и занятости или государственной инспекции труда, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий - не более чем на 50 часов, в отношении микропредприятий - не более чем на 15 часов.
Сроки и порядок расследования несчастных случаев на производстве при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда определяются в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.
Пункт 13 изменен с 8 января 2020 г. - Постановление Правительства России от 27 декабря 2019 г. N 1914
13. При осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда государственные инспекторы труда пользуются правами, предусмотренными статьей 357 Трудового кодекса Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 701 Положение дополнено пунктом 13.1
13.1. Государственные инспекторы труда при проведении проверок исполняют обязанности, предусмотренные статьей 18 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 701 в пункт 14 внесены изменения
14. По результатам проверки государственный инспектор труда составляет акт проверки по установленной форме.
Руководитель Федеральной службы по труду и занятости и главные государственные инспекторы труда в субъектах Российской Федерации отменяют решения, вынесенные государственными инспекторами труда с нарушениями требований к их организации и проведению, установленных законодательством Российской Федерации.
Решения государственных инспекторов труда, вынесенные по результатам проверки, могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд.
Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
15. По результатам проверки государственные инспекторы труда принимают меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений работодателями обязательных требований, а также привлечению виновных в их нарушении лиц к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
16. За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 17
17. В целях применения при осуществлении федерального государственного надзора в сфере труда риск-ориентированного подхода деятельность работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, зарегистрированных в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели), подлежит отнесению к определенной категории риска в соответствии с Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Отнесение деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к определенной категории риска осуществляется на основании критериев отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска согласно приложению.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 18
18. Отнесение деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категориям риска осуществляется:
а) решением главного государственного инспектора труда Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категории высокого риска;
б) решением главного государственного инспектора труда в субъекте Российской Федерации (его заместителя) - при отнесении к категориям значительного, среднего и умеренного риска.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 19
19. В случае пересмотра решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к одной из категорий риска решение об изменении категории риска на более высокую категорию принимается должностным лицом, уполномоченным на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
Решение об изменении категории риска на более низкую категорию принимается должностным лицом, которым ранее было принято решение об отнесении к категории риска, с направлением указанного решения, а также документов и сведений, на основании которых оно было принято, должностному лицу, уполномоченному на принятие решения об отнесении к соответствующей категории риска.
При отсутствии решения об отнесении к определенной категории риска деятельность юридического лица или индивидуального предпринимателя считается отнесенной к категории низкого риска.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 20
20. Проведение плановых проверок в отношении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
для категории высокого риска - один раз в 2 года;
для категории значительного риска - один раз в 3 года;
для категории среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
для категории умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет.
В отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя, деятельность которых отнесена к категории низкого риска, плановые проверки не проводятся.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 21
21. На официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" до 1 июля года, предшествующего году проведения плановых проверок, размещается и поддерживается в актуальном состоянии следующая информация о юридических лицах или индивидуальных предпринимателях, деятельность которых отнесена к категориям высокого и значительного рисков:
а) полное наименование юридического лица, фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;
б) основной государственный регистрационный номер;
в) индивидуальный номер налогоплательщика;
г) место нахождения юридического лица или индивидуального предпринимателя;
д) место осуществления деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
е) указание на категорию риска, дата принятия решения об отнесении деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя к категории риска.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 22
22. Размещение информации, указанной в пункте 21 настоящего Положения, осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 23
23. По запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя федеральная инспекция труда предоставляет ему информацию о присвоенной его деятельности категории риска, а также сведения, использованные при отнесении его деятельности к определенной категории риска, в срок, установленный пунктом 13 Правил отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 2016 г. N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено пунктом 24
24. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе подать в установленном порядке в федеральную инспекцию труда заявление об изменении присвоенной ранее их деятельности категории риска.
Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197 Положение дополнено приложением
Приложение
к Положению о федеральном
государственном надзоре
за соблюдением трудового
законодательства и иных
нормативных правовых актов,
содержащих нормы трудового права
Критерии
отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями, к определенной категории риска
9 февраля 2018 г.
См. Перечень работодателей, деятельность которых отнесена к категории высокого риска
Пункт 1 изменен с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
1. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся работодателями (далее соответственно - юридические лица, индивидуальные предприниматели), относится с учетом предусмотренных пунктами 12 и 13 настоящего документа случаев к следующим категориям риска в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (жизнь и здоровье работников, трудовые права работников, связанные с невыплатой в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений), определяемого в соответствии с пунктом 2 настоящего документа:
а) высокий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет 1 и более;
б) значительный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,99 до 0,75;
в) средний риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,74 до 0,5;
г) умеренный риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет от 0,49 до 0,25;
д) низкий риск - в случае если показатель потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда составляет менее 0,24.
2. Значение показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (Р) определяется по формуле:
,
где:
Т - показатель тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований;
Ку - коэффициент устойчивости добросовестного поведения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, связанного с исполнением обязательных требований.
3. Значение показателя тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями обязательных требований (Т) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
,
где:
ПВ - показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований;
М - показатель масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда.
4. Значение показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) при осуществлении определенного вида деятельности определяется по формуле:
,
где:
С - количественная оценка по показателю "численность работников, погибших в результате несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли";
Т - количественная оценка по показателю "численность работников, пострадавших в результате тяжелых несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли";
Л - количественная оценка по показателю "численность работников, пострадавших в результате легких несчастных случаев, на 1000 работающих в отрасли".
5. Значения показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) определены в перечне, предусмотренном приложением к настоящему документу, и актуализируются (пересматриваются) не реже одного раза в 3 года.
6. Значение показателя масштаба распространения потенциальных негативных последствий в случае причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда (М) в зависимости от среднесписочной численности работников, занятых у юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляет:
а) 0,5 - при среднесписочной численности работников менее 200 человек;
б) 0,7 - при среднесписочной численности работников от 200 до 499 человек;
в) 1 - при среднесписочной численности работников от 500 до 999 человек;
г) 1,5 - при среднесписочной численности работников свыше 1000 человек.
7. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей значение коэффициента устойчивости их добросовестного поведения, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), определяется индивидуально для каждого юридического лица или индивидуального предпринимателя.
8. Значение коэффициента устойчивости поведения юридического лица или индивидуального предпринимателя, связанного с исполнением обязательных требований (Ку), рассчитывается на основе переменных показателей деятельности хозяйствующих субъектов, исходя из показателей, учитывающих соблюдение законодательства в сфере труда, по формуле:
,
где:
Кт - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма;
Кз - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта задолженности по заработной плате за предшествующий год, равный 0,3. При отсутствии задолженности по заработной плате за предшествующий год Кз равен 0;
Кадм - индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии факта назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда за 3 года, предшествующих текущему, равный 0,1.
Абзац утратил силу с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
О порядке понижения категории риска см. письмо Роструда от 12 апреля 2017 г. N ТЗ/1330-11-2
9. Индивидуальный коэффициент показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда при наличии случаев травматизма (Кт) рассчитывается по формуле:
,
где:
Ктт - показатель наличия тяжелых несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,4 за каждый тяжелый несчастный случай, признанный связанным с производством;
Ктл - показатель наличия легких несчастных случаев, признанных связанными с производством, за год, предшествующий текущему, равный 0,1 за каждый легкий несчастный случай, признанный связанным с производством.
Абзац утратил силу с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
10. Индивидуальные коэффициенты рассчитываются на основании:
а) данных ведомственной отчетности о результатах надзорно-контрольной деятельности, представленных территориальными органами Федеральной службы по труду и занятости за 3 года, предшествующих текущему;
б) сведений о травматизме за 3 года, предшествующих текущему;
в) сведений о задолженности по заработной плате за предшествующий год.
11. При отсутствии сведений, указанных в пункте 10 настоящего документа, в статистической и ведомственной отчетности индивидуальные коэффициенты показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда равны 0.
Приложение дополнено пунктом 12 с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
12. При наличии смертельного несчастного случая, признанного связанным с производством (за исключением несчастных случаев, произошедших по вине третьих лиц), за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, присваивается высокая категория риска.
Приложение дополнено пунктом 13 с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
13. При отсутствии случаев смертельного травматизма (за 3 года, предшествующих дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), тяжелого травматизма (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска), факта наличия не выплаченной в установленный срок заработной платы (за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска) и вступившего в законную силу постановления по делу об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1, 3, 4 и 6 статьи 5.27 и частями 1 - 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенного за год, предшествующий дате принятия решения о присвоении (изменении) категории риска, категория риска, присвоенная деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, подлежит снижению до следующей категории риска.
Решение о снижении категории риска принимается при отсутствии всех указанных случаев и не чаще чем один раз в год.
Приложение дополнено пунктом 14 с 27 февраля 2018 г. - Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
14. Для юридических лиц или индивидуальных предпринимателей со среднесписочной численностью работников свыше 1000 человек решение о снижении категории риска, присвоенной деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, до следующей категории риска, принятое по заявлению такого юридического лица или индивидуального предпринимателя в случаях, указанных в пункте 13 настоящего документа, размещается на официальном сайте Федеральной службы по труду и занятости в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 5 календарных дней со дня принятия такого решения.
Приложение
к критериям отнесения деятельности
юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей, являющихся
работодателями, к определенной
категории риска
Перечень
значений показателя потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований при осуществлении определенного вида деятельности
Наименование основного вида деятельности в соответствии с Общим классификатором видов экономической деятельности |
Показатель потенциального вреда охраняемым законом ценностям в сфере труда из-за возможного несоблюдения обязательных требований (ПВ) |
1. Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (A) |
0,49 |
2. Добыча полезных ископаемых (B) |
1,49 |
3. Обрабатывающие производства (C) |
0,96 |
4. Обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха (D) |
0,99 |
5. Водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений (E) |
0,97 |
6. Строительство (F) |
0,87 |
7. Транспортировка и хранение (H) |
0,85 |
8. Деятельность в области информации и связи (J) |
0,58 |
9. Образование (P) |
0,44 |
10. Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (Q) |
0,57 |
11. Прочие виды экономической деятельности |
0,2 |
Прописан порядок осуществления федерального государственного надзора в сфере труда.
Он возложен на Роструд и его территориальные органы - государственные инспекции труда. Надзор осуществляется в отношении любых работодателей независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности. Он включает проверку полноты и своевременности выплаты зарплаты, соблюдения государственных нормативных требований охраны труда. Он также предусматривает контроль за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений и проведением мероприятий по их предотвращению.
Надзор осуществляется в форме проверок (плановых и внеплановых, документарных и выездных). Плановые проходят не чаще 1 раза в 3 года. Внеплановые проводятся по фактам нарушений (в том числе по обращению работника), запросу работника о проверке условий и охраны труда на его рабочем месте, поручению Президента РФ или Правительства РФ, требованию прокурора. Также основанием для внепланового мероприятия может быть истечение срока исполнения ранее выданного предписания.
Продолжительность проверки - не более 20 рабочих дней (в отношении малого бизнеса - максимум 50 ч в год, микропредприятий - 15 ч в год). В исключительных случаях этот срок могут продлить еще не более чем на 20 рабочих дней (для малых и микропредприятий - не более чем на 15 ч).
Определены должностные лица, наделенные полномочиями госинспекторов труда (госинспекторов по охране труда). Прописаны их права. Они, в частности, могут беспрепятственно в любое время при наличии удостоверения посещать работодателей, запрашивать у них необходимые документы и информацию, изымать образцы материалов и веществ. Инспекторы также вправе расследовать несчастные случаи на производстве; выдавать предписания об устранении выявленных нарушений, наказании виновных, отстранении от работы лиц, не прошедших инструктаж по охране труда. Они могут запрещать использовать средства защиты, не соответствующие обязательным требованиям; составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в сфере труда. Инспекторы вправе потребовать через суд ликвидировать организацию или закрыть ее структурное подразделение по причине нарушения требований охраны труда.
Установлены особенности проведения проверок организаций в сферах обороны, безопасности, внутренних дел, исполнения наказаний, использования атомной энергии.
Постановление Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права"
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 7 сентября 2012 г. N 206, в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 сентября 2012 г. N 37 ст. 4995
Постановлением Правительства России от 21 июля 2021 г. N 1230 настоящий документ признан утратившим силу с 23 июля 2021 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2019 г. N 1914
Изменения вступают в силу с 8 января 2020 г.
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2018 г. N 530
Изменения вступают в силу с 11 мая 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 9 февраля 2018 г. N 134
Изменения вступают в силу с 27 февраля 2018 г.
Постановление Правительства России от 22 ноября 2017 г. N 1409
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2017 г. N 1080
Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.
Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2017 г. N 197
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 18 ноября 2016 г. N 1213
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 13 июля 2015 г. N 701
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления