Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2007 г. N ВКПИ07-121 "Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утв. приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 г. N 200"

Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2007 г. N ВКПИ07-121

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Королева Л.А.,

при секретаре - лейтенанте юстиции Гавричкове С.В.,

с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И.,

представителей заинтересованного лица Министра обороны Российской Федерации старшего офицера 4 отдела 1 управления Центрального управления военных сообщений Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Рябчикова И.В., старшего юрисконсульта 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации майора юстиции Загакайло О.Р.,

представителя заинтересованного лица Министра юстиции Российской Федерации советника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов Каравичева В.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Стручкова М.Ю. о признании положений абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200, противоречащими абзацу 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующими с момента издания данного приказа, установил:

Стручков М.Ю. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлениям, в котором в обоснование своих требований приводит следующие доводы.

Он проходил военную службу по контракту в Управлении коменданта охраны Министерства обороны Российской Федерации и с 10 июля 2007 года был исключен из списков личного состава Управления.

В год увольнения с военной службы, используя воинские перевозочные документы к месту проведения отпуска и обратно, он приобрел проездные билеты на даты, следующие за днем его исключения из списков личного состава Управления. По возвращении из отпуска в довольствующем финансовом органе его уведомили о том, что оснований для зачета использованных им в 2007 году воинских перевозочных документов не имеется, поскольку они были использованы в нарушение требований пункта 59 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года N 200 (далее - Руководство), в соответствии с которым в году увольнения с военной службы военнослужащий и члены его семьи используют воинские перевозочные документы к месту проведения отпуска и обратно до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Полагая, что военнослужащий и члены его семьи имеют право на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно один раз в год вне зависимости от нахождения в списках личного состава воинской части, Стручков М.Ю. утверждает, что положения абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства противоречат абзацу 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Стручков М.Ю. в судебном заседании свои требования полностью поддержал.

Представители заинтересованных лиц Министра обороны Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации полковник юстиции Рябчиков И.В., майор юстиции Загакайло О.Р. и Каравичев В.О. требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении. При этом они привели доводы, изложенные в возражениях на заявление Стручкова М.Ю.

Выслушав объяснения заявителя Стручкова М.Ю., представителей Министра обороны Российской Федерации и Министра юстиции Российской Федерации полковника юстиции Рябчикова И.В., майора юстиции Загакайло О.Р. и Каравичева В.О., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его требований, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Стручкова М.Ю. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующий не имеется.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Согласно подпунктам 7 и 30 пункта 10 этого же Положения Министр обороны Российской Федерации решает вопросы обеспечения прав военнослужащих, лиц гражданского персонала Вооруженных Сил, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, предоставления им социальных гарантий и компенсаций. При этом Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.

Статьей 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" установлены льготы военнослужащим и членам семьи военнослужащего, проходящего военную службу по контракту.

Во исполнение данной статьи Закона Правительство Российской Федерации установило порядок реализации указанных льгот, издав 20 апреля 2000 года постановление N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".

Вышеназванным постановлением Министерству обороны Российской Федерации и иным федеральным органам исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, предписано при реализации социальных гарантий, установленных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", возмещать расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом.

Пунктом 5 этого постановления Министерству обороны Российской Федерации предписано выдавать воинские перевозочные документы (денежные средства) военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, имеющим на это право, на проезд.

На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 6 июня 2001 года издан приказ N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации", которым утверждено Руководство по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Приказ Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200 зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 ноября 2001 года за N 3061 и официально опубликован 21 декабря 2001 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 248.

Таким образом, вышеупомянутый приказ издан должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам Стручкова М.Ю., оснований утверждать, что оспариваемые им положения абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства противоречат абзацу 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и нарушают какие-либо права и свободы военнослужащих, в том числе и заявителя, не имеется.

В соответствии с абзацем 2 подпункта "а" пункта 56 Руководства членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, воинские перевозочные документы выдаются для проезда к месту использования отпуска и обратно один раз в год при следовании совместно с военнослужащим или раздельно. При этом воинские перевозочные документы могут быть использованы ими до даты исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.

В пункте 59 Руководства указано, что в году увольнения с военной службы военнослужащий и члены его семьи используют воинские перевозочные документы к месту проведения отпуска и обратно до дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на проезд на безвозмездной основе к местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно.

Пунктом 2 статьи 20 этого же Закона установлено, что члены семьи военнослужащего - гражданина, проходящего военную службу по контракту, имеют право на основаниях, установленных для военнослужащих - граждан, на проезд на безвозмездной основе один раз в год - к месту использования отпуска и обратно.

Анализ данных норм закона показывает, что возникновение у военнослужащего и членов его семьи права на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно связано с его правовым положением, то есть он должен являться военнослужащим, а для возникновения указанного права у членов его семьи, - военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.

В силу пункта 3 статьи 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 19 марта 1998 года N 53-ФЗ военнослужащими являются граждане, проходящие военную службу. Они имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Федерального закона следует читать как "28 марта 1998 года"

Статус военнослужащих граждане приобретают согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

Из содержания пункта 11 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункта 4 статьи 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, усматривается, что окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Таким образом, со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части, оканчивается его военная служба, и гражданин перестает быть военнослужащим, а его члены семьи - членами семьи военнослужащего. С этого момента гражданин утрачивает статус военнослужащего, то есть он и члены его семьи лишаются совокупности прав, гарантированных государством военнослужащему и членам семьи военнослужащего, в том числе и права на проезд на безвозмездной основе к месту использования основного отпуска (один раз в год) и обратно.

Такой вывод согласуется с положениями пунктов 1 и 3 статьи 29 Положения о порядке прохождения военной службы, согласно которым продолжительность основного отпуска военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в год увольнения с военной службы, предоставляемого на основании приказа командира воинской части, устанавливается до предполагаемого дня исключения его из списков личного состава воинской части.

С учетом изложенного следует признать, что положения абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства не входят в противоречие с абзацем 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", устанавливающим льготу на проезд для членов семьи военнослужащего.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что, поскольку оспариваемый Стручковым М.Ю. абзац 2 подпункта "а" пункта 56 и пункт 59 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 июня 2001 года N 200, соответствует нормативно правовому акту, имеющему большую юридическую силу, абзацу 3 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и не нарушает права и охраняемые законом интересы военнослужащих, а названный приказ, утвердивший Руководство, издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, заявление Стручкова М.Ю. в части названных требований не подлежит удовлетворению.

Что же касается действий воинских должностных лиц, на которые Стручков М.Ю. обращает внимание в своем заявлении, то они не относятся к предмету судебного разбирательства по данному делу и не могут повлиять на законность оспариваемого нормативного правового акта. Оспаривание этих действий соответствующих должностных лиц не относится к подсудности Верховного Суда Российской Федерации и рассматривается в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании таких решений, действий должностных лиц может быть подано гражданином в суд по месту его жительства или по месту нахождения должностного лица, действия которого оспариваются. Стручков М.Ю., если считает, что его права были нарушены, с указанным заявлением может обратиться в гарнизонный военный суд как по месту нахождения должностного лица, так и по месту своего жительства.

Руководствуясь статьями 194-199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации решил:

Отказать Стручкову М.Ю. в удовлетворении его заявления о признании положений абзаца 2 подпункта "а" пункта 56 и пункта 59 Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 6 июня 2001 года N 200 "Об утверждении Руководства по оформлению, использованию, хранению и обращению с воинскими перевозочными документами в Вооруженных Силах Российской Федерации", противоречащими абзацу 2 пункта 2 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и недействующими с момента издания данного приказа.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его принятия в окончательной форме.

 

Председательствующий

Королев Л.А.

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.


Решение Верховного Суда РФ от 1 ноября 2007 г. N ВКПИ07-121


Текст решения официально опубликован не был