Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164
В связи с письмом по вопросам применения налога на добавленную при получении сумм демереджа перевозчиком, оказывающим услуги на основании договора морской перевозки грузов, а также транспортного налога в отношении собственных транспортных средств Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По нашему мнению, суммы демереджа, полученные налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, за сверхнормативный простой судов следует относить к суммам, связанным с оплатой данных услуг.
Таким образом, указанные суммы подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость. При этом в соответствии с пунктом 19 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. N 914, получателем указанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, выписанные в одном экземпляре.
По вопросу применения транспортного налога сообщаем.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По нашему мнению, подтверждением основного вида деятельности организации в указанном случае являются:
1) положения учредительных документов (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации;
2) наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок.
Кроме того, подтверждением основного вида деятельности организации как осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок может являться также:
- получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок;
- систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств);
- наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
При этом под деятельностью по осуществлению пассажирских и (или) грузовых перевозок необходимо понимать деятельность по перевозке пассажиров, багажа, грузов или почты на основании договоров перевозки в соответствии с главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Перевозка пассажиров, их багажа, грузов, почтовых отправлений, а также соответствующие договоры перевозки регламентируются:
главой XIII и XIV Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации;
главой VIII и IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
К указанной деятельности, в частности, относится деятельность, связанная с перевозкой по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
В отношении судов, полученных организацией по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для осуществления перевозки грузов подпункт 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса не применяется, поскольку данные судна не являются собственностью организации.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
По вопросу применения НДС при получении демереджа перевозчиком, оказывающим услуги по договору морской перевозки грузов, разъяснено следующее.
База по НДС увеличивается на суммы, связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
По мнению Минфина России, полученный налогоплательщиком, осуществляющим услуги по перевозке грузов, демередж относится к вышеуказанным суммам. Следовательно, он включается в базу по НДС. При этом получатель таких средств регистрирует в книге продаж счета-фактуры, выписанные в 1 экземпляре.
По вопросу уплаты транспортного налога в отношении собственного транспорта сообщается следующее.
В силу НК РФ пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) юрлиц и ИП, транспортным налогом не облагаются. Условие - основным видом деятельности налогоплательщика должна быть перевозка пассажиров и (или) грузов.
Минфин России полагает, что организация может подтвердить ведение указанной деятельности учредительными документами (договором, уставом, положением и др.), в которых пассажирские и (или) грузовые перевозки определены как основной вид деятельности и установлены цели создания юрлица, а также соответствующей лицензией. Кроме того, таким подтверждением могут быть следующие факты. Организация получает выручку от названных перевозок, систематически выполняет их в течение навигации (для водного транспорта), имеет по ним предусмотренную законодательством отчетность (в т. ч. статистическую).
К деятельности по перевозке пассажиров и грузов относится, в частности, перевозка по договору фрахтования судна на время с экипажем (тайм-чартер).
В отношении судов, полученных юрлицом по договорам бербоут-чартера (аренда без экипажа) и сданных в тайм-чартер для перевозки грузов, вышеназванная льгота не применяется, поскольку они не являются собственностью организации.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 10 июня 2011 г. N 03-07-11/164
Текст письма официально опубликован не был