Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2012 г. N 03-02-07/1-316 О контроле сделок между взаимозависимыми лицами

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2012 г. N 03-02-07/1-316

 

Вопрос: Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ в Налоговый кодекс РФ введен раздел V.I "Взаимозависимые лица. Общие положения о ценах и налогообложении. Налоговый контроль в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Соглашение о ценообразовании".

Статьей 105.1. введено понятие "взаимозависимые лица", статьей 105.14. введено понятие "контролируемые сделки".

В НК РФ в п. 2 ст. 105.3 указано, что "определение в целях налогообложения доходов (прибыли, выручки) взаимозависимых лиц, являющихся сторонами сделки, которые могли бы быть получены этими лицами, но не были получены вследствие отличия коммерческих и (или) финансовых условий указанной сделки от коммерческих и (или) финансовых условий такой же сделки, сторонами которой являются лица, не признаваемые взаимозависимыми, производится федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, с применением методов, установленных главой 14.3 настоящего Кодекса".

В НК РФ в абз. 3 п. 1 ст. 105.17 указано, что "контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок".

Может ли быть предметом выездных и камеральных проверок контроль соответствия цен, примененных в сделках между взаимозависимыми лицами, рыночным ценам, если такие сделки не являются контролируемыми в понимании статьи 105.14 НК РФ?

В ходе каких мероприятий ФНС будет осуществлять контроль в целях налогообложения доходов взаимозависимых лиц, предусмотренный п. 2 ст. 105.3 НК РФ?

 

Ответ: В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о контроле сделок между взаимозависимыми лицами и сообщается следующее.

Пунктом 1 статьи 105.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что проверка полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами проводится ФНС России по месту ее нахождения.

Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку налогоплательщика, направленного в соответствии со статьей 105.16 Кодекса, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения ФНС России повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Абзацем третьим пункта 1 статьи 105.17 Кодекса установлено, что контроль соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных проверок.

Пунктом 12 статьи 105.3 Кодекса предусмотрено, что в случае, если главами части второй Кодекса, регулирующими вопросы исчисления и уплаты отдельных налогов, определены иные правила определения цены товара (работы, услуги) для целей налогообложения, то применяются правила части второй Кодекса.

Полагаем, что в случае, когда налоговая база исчисляется в соответствии со статьей 105.3 и главами части второй Кодекса, налоговые органы вправе контролировать правильность определения налоговой базы и исчисления суммы налога по сделкам, совершаемым между взаимозависимыми лицами, не являющимися контролируемыми сделками.

В рамках камеральных и выездных налоговых проверок налоговым органом может быть выявлен факт получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках.

При оценке выявленной необоснованной налоговой выгоды в ходе налоговой проверки и доначислении налога налоговым органом должны учитываться принципы определения дохода (прибыли, выручки), предусмотренные статьями 41 и 105.3 Кодекса.

Факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

ФНС России по месту своего нахождения проверяет полноту исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами. Предметом выездных и камеральных проверок не может быть контроль соответствия цен, применяемых в контролируемых сделках, рыночным.

Налоговые органы вправе контролировать правильность определения налоговой базы и исчисления суммы налога по сделкам, которые совершаются между взаимозависимыми лицами и не являются контролируемыми.

В ходе проверок может быть выявлено, что налогоплательщик получил необоснованную налоговую выгоду. Это может произойти, в частности, из-за уменьшения налоговой базы посредством манипулирования ценами в сделках.

Оценивая выявленную необоснованную выгоду и доначисляя налог, необходимо учитывать принципы определения дохода (прибыли, выручки). Факт получения необоснованной налоговой выгоды должен быть доказан налоговым органом.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 26 декабря 2012 г. N 03-02-07/1-316


Текст письма официально опубликован не был