Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 02-06-10/3788 О применении письма Минфина РФ от 26.12.2011 N 02-11-00/5959

Письмо Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 02-06-10/3788

 

Департамент бюджетной политики и методологии Министерства финансов Российской Федерации (далее - Департамент) рассмотрел по компетенции письмо о применении Письма Министерства финансов Российской Федерации от 26.12.2011 N 02-11-00/5959 (далее - Письмо) бюджетными учреждениями.

В Письме рассмотрен вопрос порядка отражения в бухгалтерском учете оплаты обязательств по контрактам при неисполнении или ненадлежащем исполнении исполнителем своих обязательств по указанным контрактам, заключенным в рамках исполнения бюджета для государственных (муниципальных) нужд.

Бюджетные учреждения, в отношении которых в соответствии с положениями ч. 15 и 16 ст. 33 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидий из соответствующего бюджета в соответствии с п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не являются получателями бюджетных средств.

Вместе с тем согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за ним собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.

В случае возникновения у бюджетного учреждения права на предъявление к исполнителю договора, заключенного на нужды учреждения в рамках осуществления им как получателем субсидии деятельности, санкций (неустойки, пеней, возмещение ущерба) указанные средства признаются собственными доходами учреждения и подлежат отражению в рамках иной приносящей доход деятельности.

Согласно п. 4 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие данным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Положениями ч. 10 и 11 ст. 9 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ) введены такие способы обеспечения исполнения обязательств, как неустойка (штраф, пени) за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного договором, - начиная со дня, следующего после дня истечения установленного договором срока исполнения обязательства. Размер такой неустойки (штрафа, пеней) устанавливается договором в размере не менее одной трехсотой действующей на день уплаты неустойки (штрафа, пеней) ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Исходя из изложенного в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договора, заключенного по итогам размещения заказа, условиями договора может быть предусмотрена уплата неустойки (штрафа, пеней) в объеме, установленном договором, но не ниже размера, предусмотренного Законом N 94-ФЗ, Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ).

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона N 94-ФЗ государственные (муниципальные) договоры заключаются государственными (муниципальными) бюджетными учреждениями для собственных нужд.

Бюджетное учреждение при оплате договора вправе руководствоваться положениями ст. 308 ГК РФ, предусматривающими возможность прекратить обязательство зачетом встречного однородного требования, срок которого наступил, оформленного надлежащим образом в рамках обычаев делового оборота.

Отражение операций по принятию, исполнению обязательств, принимаемых по гражданско-правовому договору, а также операций по предъявлению требований по уплате неустоек (пеней, штрафов) и исполнению указанных требований осуществляется в бухгалтерском учете следующими бухгалтерскими записями.

 

N п/п

Наименование операции

Дебет

Кредит

Сумма

1

2

3

4

5

1

Принятие обязательств в сумме заключенных гражданско-правовых договоров (в части текущего финансового года)

050113ХХХ*

050211ХХХ

100

2

Формирование вложений (финансового результата, себестоимости) в сумме произведенных работ, услуг (принятых денежных обязательств)

0106ХХ**ХХХ

040120ХХХ

0109ХХХХХ

0302ХХ730

100

3

Принято денежное обязательство в сумме расчетов согласно гражданско-правовому договору и объему выполненных работ

050211ХХХ

050212ХХХ

100

4

Предъявлена неустойка (пеня, штраф) по условиям гражданско-правового договора

220541560

240110140

15

5

Перечислено исполнителю согласно заключенному гражданско-правовому договору (с учетом встречного требования) с одновременным отражением по соответствующему КОСГУ

0302ХХ830

020111610

85

Одновременно забалансовый счет 18 "Выбытия денежных средств со счетов учреждения"

 

6

Прекращение встречных требований зачетом (согласно акту, иному документу)

 

 

6.1 - по договорам, заключенным в рамках приносящей доход деятельности

2302ХХ830

220541660

15

6.2 - по договорам, заключенным в рамках иной приносящей доход деятельности

230406830 0302ХХ830

220541660 030406730

15

 

_____________________________

* XXX - код операций сектора государственного управления по экономическому содержанию операции;

** XX - код аналитического счета объекта учета в соответствии с экономическим содержанием операции.

 

Согласно Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 33н, при заполнении формы 0503737 "О порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" отражение операций по исполнению предъявленных требований по уплате санкций (неустойки, пеней, штрафов, возмещение ущерба) с одновременным исполнением обязательств бюджетного учреждения по договору без движения денежных средств следует отразить в графе 8 некассовых операций в разделах "Доходы учреждения", "Расходы учреждения".

 

Директор Департамента
бюджетной политики
и методологии

С.В. Романов

 


Письмо Минфина РФ от 18 сентября 2012 г. N 02-06-10/3788


Текст письма опубликован в Cборнике документов с комментариями для бюджетных учреждений (БиНО), декабрь 2012 г., N 12