Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. N 03-03-06/4/124 О налоговом учете расходов бюджетного учреждения, произведенных в рамках целевого финансирования и деятельности, осуществляемой на платной основе

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. N 03-03-06/4/124

 

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с ФНС России рассмотрел письмо о порядке налогового учета расходов бюджетного учреждения, произведенных в рамках целевого финансирования и деятельности, осуществляемой на платной основе, и сообщает следующее.

Пунктом 1 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя (пункт 3 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (пункт 4 статьи 9.2 Закона N 7-ФЗ).

В соответствии с пунктом 6 Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных бюджетных и казенных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 N 671 (далее - Положение), финансовое обеспечение выполнения государственного задания осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующие цели.

Финансовое обеспечение выполнения государственного задания федеральным бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидии (пункт 9 Положения).

Пунктом 10 Положения определено, что размер субсидии рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных услуг в рамках государственного задания и нормативных затрат на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за федеральным бюджетным учреждением или приобретенного им за счет средств, выделенных федеральному бюджетному учреждению учредителем на приобретение такого имущества, а также на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается указанное имущество, в том числе земельные участки.

Согласно пункту 11 Положения при оказании в случаях, установленных федеральным законом, федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг (выполнении работ) гражданам и юридическим лицам за плату в пределах установленного государственного задания размер субсидии рассчитывается с учетом средств, планируемых к поступлению от потребителей указанных услуг (работ).

При этом, пунктом 2 Приказа Министерства финансов Российской Федерации N 137 и Министерства экономического развития N 527 от 26.10.2010 "О методических рекомендациях по расчету нормативных затрат на оказание федеральными государственными учреждениями государственных услуг и нормативных затрат на содержание имущества федеральных государственных учреждений" (далее - Методические рекомендации) определено, что по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, положения данных методических рекомендаций используются для определения нормативных затрат на выполнение указанными учреждениями государственных работ.

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду приказ от 29.10.2010 N 137н/527

Затраты на выполнение государственных работ делятся на:

- нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги;

- нормативные затраты на общехозяйственные нужды (за исключением затрат, которые учитываются в составе нормативных затрат на содержание имущества);

- нормативные затраты на содержание недвижимого имущества;

- нормативные затраты на содержание особо ценного движимого имущества.

Согласно пункту 17 Методических рекомендаций в состав нормативных затрат непосредственно связанных с оказанием государственной услуги включаются затраты на:

- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказание государственной услуги;

- затраты на приобретение материальных запасов;

- иные нормативные затраты, непосредственно связанные с оказанием государственной услуги.

Согласно пункту 18 Методических рекомендаций в состав нормативных затрат на общехозяйственные нужды включаются затраты на:

- коммунальные услуги (за исключением затрат, отнесенных к нормативным затратам на содержание имущества);

- содержание объектов недвижимого имущества;

- содержание объектов особо ценного движимого имущества;

- приобретение услуг связи;

- приобретение транспортных услуг;

- оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников, которые не принимают непосредственного участия в оказании государственной услуги (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании государственной услуги);

- прочие нормативные затраты на общехозяйственные нужды.

В составе нормативных затрат на коммунальные услуги учитываются:

- нормативные затраты на потребление электрической энергии в размере 90 процентов общего объема данных затрат;

- нормативные затраты на потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема данных затрат.

В соответствии с пунктом 27 Методических рекомендаций нормативные затраты на содержание имущества рассчитываются с учетом затрат на:

- потребление электрической энергии в размере 10 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- потребление тепловой энергии в размере 50 процентов общего объема затрат на оплату указанного вида коммунальных платежей;

- уплату налогов.

Согласно пункту 1 статьи 247 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Пунктом 1 статьи 248 НК РФ установлено, что к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, а также внереализационные доходы.

Доходы в виде субсидий, предоставленные бюджетным учреждениям, в целях главы 25 НК РФ признаются средствами целевого финансирования и не учитываются при формировании налоговой базы на основании подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ. При этом положения указанного подпункта обязывают налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.

Доходы от выполнения платных работ (оказания платных услуг) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Для выполнения государственного задания бюджетному учреждению выделяется субсидия на оплату коммунальных расходов в размере 90 процентов общего объема затрат на потребление электрической энергии и 50 процентов общего объема на потребление тепловой энергии, а также в общехозяйственных расходах предусмотрены расходы на содержание объектов недвижимого и движимого имущества, в составе которых могут быть профинансированы из бюджета расходы на ремонт.

Таким образом, в ситуации, изложенной в запросе, полагаем возможным произвести уменьшение доходов от оказания платных услуг на сумму превышения фактически произведенных расходов над суммой полученной субсидии с обоснованием данных действий расчетом расходов, не профинансированных из бюджета.

Аналогичный подход следует применять в отношении расходов на приобретение материальных запасов.

Одновременно сообщаем, что мнение, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, а имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

При формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям. Налогоплательщики обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. В противном случае они облагаются налогом с даты их поступления.

Доходы от выполнения платных работ (услуг) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Для выполнения госзадания бюджетному учреждению выделяется субсидия на оплату коммунальных расходов. Размер - 90% общего объема затрат на потребление электроэнергии и 50% - в отношении тепловой энергии. В общехозяйственных расходах предусмотрены затраты на содержание объектов недвижимого и движимого имущества, в составе которых могут быть профинансированы из бюджета расходы на ремонт.

По мнению Минфина России, можно уменьшить доход от оказания платных услуг на сумму превышения фактически произведенных расходов над суммой полученной субсидии.

Аналогичный подход следует применять в отношении расходов на приобретение материальных запасов.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 28 декабря 2012 г. N 03-03-06/4/124


Текст письма официально опубликован не был