Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-03-06/1/1937
Вопрос: ЗАО собственными силами с привлечением субподрядчиков построила объекты инженерной инфраструктуры (сети), необходимые для эксплуатации жилых домов.
По окончанию строительства ЗАО передает объекты муниципальному образованию по договору безвозмездной передачи, после чего муниципальное образование либо субъект Федерации перечисляет нашей организации компенсацию на возмещение затрат.
Размер указанной компенсации определяется как сметная стоимость работ. Для получения компенсации необходимо наличие положительного заключения о достоверности сметной стоимости объекта, выдаваемого специализированной организацией.
1. В соответствии со ст. 249 НК РФ доходом от реализации признается полученная выручка, которая определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и имущественные права.
К внереализационным доходам относятся все иные поступления, не являющиеся выручкой от реализации товаров (работ, услуг) или имущественных прав (абз. 1 ст. 250 НК РФ).
В целях налогообложения прибыли вышеуказанную компенсацию следует относить к доходам от реализации либо к внереализационным доходам?
2. В соответствии с положениями п. 1 ст. 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты оценка которых выражена в денежной форме.
Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
При включении в налоговую базу по налогу на прибыль полученной компенсации можем ли мы затраты, связанные с созданием данных объектов, учесть при налогообложении прибыли?
3. В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 146 НК РФ не признается объектом налогообложения передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению).
Пунктом 1 ст. 39 НК РФ установлено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается, соответственно, передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Пунктом 1 ст. 423 ГК РФ установлено, что договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным. Безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления (п. 2 ст. 423 ГК РФ).
В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
В сложившейся ситуации в связи с тем, что формально наша организация передает объект муниципальному образованию на безвозмездной основе, но по сути присутствует встречное исполнение в виде компенсации сметной стоимости (с учетом наценки), то подлежит ли включению в налоговую базу по НДС указанная компенсация?
4. На основании п. 2 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику при приобретении услуг на территории Российской Федерации, подлежат вычетам в случае использования этих услуг для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость, на основании счетов-фактур, выставленных продавцами услуг, после принятия на учет и при наличии соответствующих первичных документов.
Имеет ли право наша организация принять к вычету НДС, предъявленный поставщиками товаров (работ, услуг) в рамках создания данных объектов?
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос и сообщает, что согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.06.2012 N 82н, обращения организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.
Вместе с тем сообщаем, что согласно пункту 2 статьи 423 Гражданского кодекса Российской Федерации безвозмездным признается договор, по которому одна сторона обязуется предоставить что-либо другой стороне без получения от нее платы или иного встречного предоставления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.
Положениями пункта 2 статьи 248 НК РФ предусмотрено, что для целей налогообложения прибыли организаций имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Как следует из текста запроса, передача объектов, построенных акционерным обществом за счет собственных средств, муниципальному образованию предполагает встречное обязательство со стороны муниципального образования или субъекта Российской Федерации, связанное с возмещением акционерному обществу затрат по строительству указанных объектов.
В этой связи, по мнению Департамента, для целей налогообложения прибыли организаций возмещение акционерному обществу затрат по строительству переданных муниципальному образованию объектов следует рассматривать в качестве дохода от реализации.
При этом, в составе затрат при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций могут быть учтены расходы, отвечающие критериям, предусмотренным статьей 252 НК РФ.
Заместитель директора Департамента |
С.В. Разгулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.