Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-01-18 2012/1855 Об особенностях налогообложения взаимозависимых лиц

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 31 января 2013 г. N 03-01-18 2012/1855

 

Вопрос: 1. Образовано ли в структуре налоговых органов подразделение, которое напрямую осуществляет консультирование по вопросам трансфертного ценообразования?

Просим сообщить письма и инструкции федеральной налоговой службы, содержащие разъяснения, которые направлены на единообразное применение главы 14.2 НК РФ, при осуществлении контроля за сделками между взаимозависимыми лицами, а также за контролируемыми сделками.

2. Просьба конкретизировать официальные источники, используя которые возможно получить информацию уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках (общедоступные издания и информационные системы).

В частности, какими источниками цен (пределами колебаний цен) и биржевыми котировками следует руководствоваться по сделкам между взаимозависимыми лицами при применении метода сопоставимых рыночных цен:

- при реализации сельскохозяйственной продукции и техники;

- при аренде недвижимости, транспорта и сельскохозяйственной техники;

- при выдаче или привлечении займов по договорам, заключенным с взаимозависимым лицом (процентная ставка);

- при реализации сельскохозяйственной недвижимости и земли;

- при реализации залога сельскохозяйственной недвижимости;

- при выплате вознаграждения за предоставление недвижимости в залог по кредитному договору.

Юридическое лицо в качестве обеспечения обязательств третьего лица перед банком по кредитному договору, заключенному между банком и третьим лицом, предоставляет в залог имущество, принадлежащее юридическому лицу на праве собственности, при этом юридическое лицо и третье лицо являются взаимозависимыми лицами.

3. Для целей налогообложения в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами используются затратный метод и метод сопоставимой рентабельности, для которых необходимы финансовые показатели бухгалтерской отчётности с рыночным интервалом.

Какой официальный источник необходимо использовать для получения сопоставимых данных по валовой прибыли, по прибыли от продаж, по выручке от продаж, по себестоимости проданных товаров (работ, услуг), по коммерческим и управленческим расходам, связанным с продажей товаров (работ, услуг) и по текущей рыночной стоимости активов?

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.10.12 N 161-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую НК РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в ст. 284 НК РФ внесено дополнение, действующее с 1 января 2013 года.

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающим критериям, предусмотренным п. 2 ст. 346.2 НК РФ налоговая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Означает ли это, что с 1 января 2013 года процентная ставка составит 20 процентов по налогу на прибыль по деятельности, не связанной с реализацией произведенной и переработанной сельхозпродукции (реализация основных средств, ТМЦ и т.д.)?

Данное законодательное требование предусматривает раздельное ведение налоговых регистров по прочей реализации и сдачу отдельной декларации по налогу на прибыль?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах дает Министерство финансов Российской Федерации.

Вопросы правоприменительной практики, в том числе о предоставлении в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов), об исчислении налогов, а также вопросы, возникающие при осуществлении налогового контроля, разрешаются налоговыми органами в пределах их компетенции.

Налоговые органы обязаны проводить информационно-разъяснительную работу с налогоплательщиками и давать разъяснения по вопросам, относящимся к уставленной сфере деятельности.

Информирование налогоплательщиков осуществляется на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса и Административного регламента Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.07.2012 N 99н.

В рамках вышеуказанной деятельности на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет (http://www.nalog.ru/mnsrus/transfer) размещены извлечения из разъяснений Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения отдельных положений раздела V.1 Кодекса, а также информационные письма Федеральной налоговой службы по вопросам, связанным с осуществлением налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами и заключением соглашений о ценообразовании для целей налогообложения.

2. В соответствии с пунктом 5 статьи 105.6 Кодекса при сопоставлении для целей налогообложения условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми, а также при подготовке и представлении документации в соответствии со статьей 105.15 Кодекса налогоплательщик кроме информации о собственной деятельности вправе использовать любые общедоступные источники информации.

Так, согласно пункту 7 статьи 105.7 Кодекса кроме информации о конкретных сделках может использоваться общедоступная информация о сложившемся уровне рыночных цен и (или) биржевых котировках, а также данные информационно-ценовых агентств о ценах (интервалах цен) на идентичные (однородные) товары (работы, услуги) на соответствующих рынках указанных товаров (работ, услуг). Использование указанных источников информации о рыночных ценах допускается при условии обеспечения сопоставимости сделок, данные о которых содержатся в этих источниках информации, с анализируемой сделкой.

Одновременно сообщается, что согласно пункту 11.4 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 15.06.2012 N 82н, в Министерстве финансов Российской Федерации не рассматриваются вопросы, касающиеся оценки конкретных хозяйственных ситуаций.

3. В соответствии со статьей 105.8 Кодекса показатели, указанные в пункте 1 указанной статьи, и иные финансовые показатели для целей главы 14.3 определяются для российских организаций на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Указанные финансовые показатели для иностранных организаций определяются на основании данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством иностранных государств. При этом для целей обеспечения сопоставимости с данными бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая составляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, проводится корректировка таких данных.

4. Согласно пункту 1.3 статьи 284 Кодекса для сельскохозяйственных товаропроизводителей, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 статьи 346.2 Кодекса, и рыбохозяйственных организаций, отвечающих критериям, предусмотренным пунктом 2 и подпунктом 1 пункта 2.1 статьи 346.2 Кодекса, налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, устанавливается в размере 0 процентов.

Налоговая ставка по налогу на прибыль организаций по деятельности, не связанной с реализацией произведенной сельскохозяйственной продукции, а также с реализацией произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельскохозяйственной продукции, осуществляемой сельскохозяйственным товаропроизводителем, устанавливается в соответствии с пунктом 1 статьи 284 Кодекса в размере 20 процентов, за исключением иных случаев, предусмотренных указанной статьей.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

 

Заместитель директора Департамента

Р.А. Саакян

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.