Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2012 г. N 07-02-06/283
В связи с письмом Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности сообщает, что Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, не предусмотрено рассмотрение обращений по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем в части вопросов, относящихся к компетенции Департамента, обращаем внимание, что в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие обязательные реквизиты: наименование документа; дату составления документа; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении; наименования должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи указанных лиц.
По сообщению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики основы деятельности унитарных предприятий определены в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) (статьи 214, 215, 294 и 295 ГК РФ) и в Федеральном законе от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
Из положений указанных актов законодательства следует, что унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. Имущество муниципального унитарного предприятия принадлежит на праве собственности муниципальному образованию и закрепляется за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения во владение, пользование и распоряжение.
Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, приведен в статье 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
В соответствии с подпунктом 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены унитарными предприятиями от собственника имущества этого предприятия или уполномоченного им органа.
При этом положения указанного подпункта применяются только в том случае, если средства и иное имущество получаются унитарным предприятием на безвозмездной основе. В случае если денежные средства или иное имущество передаются унитарному предприятию, например, в оплату стоимости выполненных работ, оказанных услуг, данные доходы подлежат включению в состав доходов от реализации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 248 НК РФ для целей налогообложения прибыли имущество (работы, услуги) или имущественные права считаются полученными безвозмездно, если получение этого имущества (работ, услуг) или имущественных прав не связано с возникновением у получателя обязанности передать имущество (имущественные права) передающему лицу (выполнить для передающего лица работы, оказать передающему лицу услуги).
Как следует из запроса, между ГУ "УКС Псковской области" и подрядной организацией был заключен муниципальный контракт на капитальный ремонт и реконструкцию сетей водоснабжения МП г. Пскова "Горводоканал". В дальнейшем результаты выполненных работ передаются собственником имущества этого предприятия или уполномоченным им органом на баланс МП г. Пскова "Горводоканал".
По мнению Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики у МП г. Пскова "Горводоканал" не возникает объекта налогообложения налогом на прибыль на основании подпункта 26 пункта 1 статьи 251 НК РФ.
По сообщению Департамента, бюджетной политики и методологии в соответствии с установленным положениями статьи 38.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) принципом подведомственности расходов бюджетов, получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса.
В этой связи Решение Псковской городской Думы в части определения главным распорядителем бюджетных средств областного бюджета ГУ "УКС Псковской области", противоречит одному из основных принципов бюджетного законодательства Российской Федерации (статья 38.1 Бюджетного кодекса).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления собственником этого имущества, возникает с момента передачи такого имущества унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.
Согласно Договору использования имущества на правах хозяйственного ведения N 365 от 16.04.2004 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Пскова на основании Распоряжения Администрации г. Пскова от 17.04.1998 г. N 1183-р передано муниципальному предприятию г. Пскова "Горводоканал" в хозяйственное ведение муниципальное имущество.
В 2011 году подрядной организацией в соответствии с заключенным по результатам проведения аукциона муниципальным контрактом с ГУ "УКС Псковской области" выполнены работы по капитальному ремонту и реконструкции сетей муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал", в результате проведения которых были улучшены первоначальные показатели и характеристики объектов (срок полезного использования, мощность, качество применения, пропускная способность).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 79 Бюджетного кодекса бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных унитарных предприятий осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами местной администрации либо в установленном указанным органом порядке решением главного распорядителя бюджетных средств местного бюджета.
При этом предоставление бюджетных инвестиций муниципальному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, влечет соответствующее увеличение уставного фонда муниципального унитарного предприятия в порядке, установленном Федеральным законом N 161-ФЗ (пункт 5 статьи 79 Бюджетного кодекса).
Таким образом, положениями пунктов 1 и 5 статьи 79 Бюджетного кодекса определен порядок осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства муниципальной собственности в форме капитальных вложений в основные средства муниципальных унитарных предприятий.
Однако, как следует из письма, бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства муниципальной собственности осуществлялись государственному учреждению, а не муниципальному предприятию-балансодержателю.
Вместе с тем, учитывая, что муниципальное имущество, переданное в хозяйственное ведение муниципальному предприятию г. Пскова "Горводоканал", является собственностью муниципального образования г. Пскова, суммы произведенных капитальных вложений за счет средств муниципального бюджета, сформированные в результате реконструкции сетей, по мнению Департамента бюджетной политики и методологии могут быть учтены при принятии решения органом местного самоуправления, осуществляющим функции по управлению имуществом, об увеличении уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В этой связи муниципальному предприятию г. Пскова "Горводоканал" следует в соответствии с документами, подтверждающими увеличение уставного фонда, отразить в учете указанную операцию с одновременным увеличением стоимости основных средств, в отношении которых произведена реконструкция.
При этом органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, иными получателями бюджетных средств (в том числе унитарными предприятиями, осуществляющими бюджетные инвестиции в порядке, утвержденном для получателей бюджетных средств) ведение бухгалтерского бюджетного учета осуществляется в соответствии с приказами Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее - Инструкция N 157н), от 06.12.2010 N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".
Согласно нормам Инструкции N 157н первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным, согласно законодательству Российской Федерации, правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти.
Постановлением Госкомстата России от 11.11.1999 N 100 утвержден Порядок применения унифицированных форм первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве и ремонтно-строительных работ, применение которых позволяет определить произведенный объем капитальных вложений в объекты бюджетных инвестиций.
Оформление первичных учетных документов, в том числе по унифицированным формам, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, иными получателями бюджетных средств, осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 15.12.2010 N 173н.
По вопросу нецелевого использования бюджетных средств для муниципального предприятия г. Пскова "Горводоканал" по указанным расходам сообщаем, что в данном случае статья 289 Бюджетного кодекса "Нецелевое использование бюджетных средств" к предприятию не применима, поскольку предприятие не является получателем бюджетных средств.
Заместитель |
С.И. Вознесенский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 22 ноября 2012 г. N 07-02-06/283
Текст письма официально опубликован не был