Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 г. N 02-13-11/4717
Министерство финансов Российской Федерации рассмотрело обращение о применении статьи 997 Гражданского кодекса Российской Федерации в условиях действия пункта 5 статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, и сообщает.
Из обращения следует, что договорами комиссии, заключенными ОАО (комиссионер) с федеральными органами исполнительной власти, имеющими в своем составе войска и воинские формирования (далее - комитенты), предусматривался порядок расчетов, при котором ОАО удерживало суммы причитающегося ему комиссионного вознаграждения и на возмещение затрат по исполнению договора комиссии из валютной выручки, поступающей от иностранных заказчиков и предназначающейся комитентам.
Осуществление военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, финансовое обеспечение работ в области военно-технического сотрудничества регулируется Федеральным законом от 19.07.1998 N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (далее - Федеральный закон N 114-ФЗ).
Согласно положениям статьи 1 Федерального закона 114-ФЗ военно-техническим сотрудничеством является деятельность в области международных отношений, связанная с вывозом и ввозом, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, а также с разработкой и производством продукции военного назначения.
Внешнеторговую деятельность в отношении продукции военного назначения осуществляют государственные посредники, созданные по решению Президента Российской Федерации (пункт 1 статьи 12 Федерального закона N 114-ФЗ).
На основании Указа Президента Российской Федерации от 26.11.2007 N 1577 "Об открытом акционерном обществе "Рособоронэкспорт" ОАО определен государственным посредником при осуществлении внешнеторговой деятельности в отношении продукции военного назначения, который заключает договоры комиссии с федеральными органами исполнительной власти (комитентами), в соответствии с которыми осуществляется реализация за рубежом продукции военного назначения.
Указанная деятельность должна осуществляться ОАО, в том числе в целях получения валютных средств для государственных нужд (статья 3 Федерального закона N 114-ФЗ).
Пунктом 1 статьи 990 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента.
В соответствии с пунктом 1 статьи 991 Гражданского кодекса Российской Федерации комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а также согласно положениям статьи 1001 Гражданского кодекса Российской Федерации возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы.
При этом в отношении статьи 997 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой комиссионер вправе удержать причитающиеся ему по договору комиссии суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет комитента, с проведением зачета требований, необходимо отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.
Согласно пункту 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством. Таким образом, гражданское законодательство Российской Федерации регулирует соответствующие имущественные и личные неимущественные отношения, если они не урегулированы нормами специального законодательства и применение гражданского законодательства Российской Федерации не противоречит их существу.
При этом статьей 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен приоритет положений Бюджетного кодекса при регулировании бюджетных правоотношений перед положениями иных федеральных законов.
Заключение и исполнение договора комиссии между ОАО и федеральными органами исполнительной власти (комитентами) в рамках военно-технического сотрудничества осуществляется за счет средств федерального бюджета и является частью исполнения бюджета по расходам, регулируется положениями статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
На основании указанной статьи исполнение бюджета по расходам осуществляется в порядке, установленном соответствующим финансовым органом с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации. Оплата денежных обязательств осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств (пункт 5 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
На основании статей 41 и 51 Бюджетного кодекса доходы от реализации казенным учреждением федерального имущества являются доходами федерального бюджета.
Учитывая вышеизложенное, доходы от продажи военной продукции в соответствии с пунктом 3 статьи 41 и пунктом 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации являются доходами от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации, и подлежат учету в составе неналоговых доходов федерального бюджета и зачисляются в федеральный бюджет по нормативу 100 процентов.
При этом средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета в соответствии с положениями статьи 40 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с установленным статьей 32 Бюджетного кодекса Российской Федерации принципом полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Учет доходов, поступающих в иностранной валюте на счета, открытые Федеральному казначейству, осуществляется в соответствии с Порядком учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н (далее - Порядок N 92н).
Согласно пункту 27 Порядка N 92н суммы поступлений в иностранной валюте учитываются в валюте Российской Федерации, эквивалентной сумме в иностранной валюте, определяемой по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату зачисления поступлений в иностранной валюте на счета Федерального казначейства.
Учет поступлений осуществляется органами Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации, указанным в поле 104 расчетных документов, если иное не установлено Порядком N 92н, с учетом соответствия кода главного администратора доходов бюджета и кода бюджетной классификации поступления в бюджет, администрируемого главным администратором поступлений в бюджет согласно законодательству Российской Федерации (пункт 7 Порядка N 92н).
На основании изложенного, ОАО по заключенным с федеральными органами исполнительной власти договорам комиссии осуществляет перечисление валютной выручки в полном объеме в доход федерального бюджета в соответствии с Порядком N 92н.
Возмещение комиссионеру соответствующих расходов и выплата комиссионного вознаграждения осуществляется в пределах доведенных федеральным органами исполнительной власти (комитентам) как получателям бюджетных средств в установленном порядке лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение бюджетных обязательств, возникающих на основании договоров комиссии.
При этом, по мнению Министерства финансов Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти (комитенты) как главные распорядители бюджетных средств при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период или при внесений в него изменений вправе планировать бюджетные ассигнования на указанные цели исходя из заключенных (планируемых к заключению) договоров комиссии с ОАО.
|
A.M. Лавров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Минфина РФ от 12 ноября 2012 г. N 02-13-11/4717
Текст письма официально опубликован не был