Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-11-06/2/11195 О применении УСН товариществом собственников жилья

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 5 апреля 2013 г. N 03-11-06/2/11195


Вопрос: Прошу разъяснить вопрос, является ли объектом налогообложения полученные товариществом собственников жилья (ТСЖ) денежные средства:

- за содержание жилья;

- пени, начисленные за неуплату жилищно-коммунальных услуг?

Считаем, что ТСЖ не является поставщиком коммунальных услуг и не действует в собственных экономических интересах, не преследует цель - извлечение прибыли. Согласно ЖК РФ, Уставу, ТСЖ действует в интересах своих членов. Согласно Постановлению ВАС РФ от 05.10.2007 г. N 57 ТСЖ не обязано уплачивать НДС, налог на прибыль и единый налог с сумм, получаемых от своих членов в счет оплаты коммунальных услуг и содержания жилья. Единым налогом облагаются доходы от реализации и внереализационные доходы, суть и перечень которых определены статьей ст. 249, 250 Налогового кодекса РФ, т.е налогом на прибыль облагается предпринимательская (коммерческая) деятельность юридических лиц.

ТСЖ - это объединение граждан, не преследующее коммерческих целей, ТСЖ является посредником между собственниками многоквартирного дома и третьими лицами (коммунальными и иными организациями), не имеет собственных экономических интересов, не является поставщиком коммунальных услуг и всегда выступает в интересах своих членов. Коммунальные платежи, платежи на содержание жилья и иные взносы членов ТСЖ не являются доходами ТСЖ, и потому не подлежат налогообложению, не облагаются налогом на прибыль, работает по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.


Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения товариществом собственников жилья (далее - ТСЖ) и сообщает следующее.

В соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В соответствии со статьей 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей за коммунальные услуги, поступающие на счет организации, являются выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В соответствии с пунктом 3 статьи 250 Кодекса в составе внереализационных доходов учитываются доходы в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.

Учитывая изложенное, пени, начисленные собственникам жилья за неуплату жилищно-коммунальных услуг, включаются в состав внереализационных доходов.

В случае заключения ТСЖ агентских договоров следует иметь в виду, что согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитент принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 ГК РФ установлено, что если агент действует от своего имени но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора применяются правила, предусмотренные главой 51 "Комиссия" ГК РФ, если эти правила не противоречат положениям главы 52 ГК РФ или существу агентского договора.

Таким образом, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала.

При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.


Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин


Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.