Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2013 г. N 03-02-07/2/28610 Об обязанности сохранять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2013 г. N 03-02-07/2/28610

 

В связи с письмом, содержащим просьбу о доведении разъяснений Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики по вопросу об обязанности сохранять документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, до сведения налоговых органов и налогоплательщиков, и размещении их на официальном сайте ФНС России в разделе "Разъяснения ФНС России, обязательные для применения налоговыми органами", сообщается следующее.

В силу подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговые органы вправе требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Указанные документы могут быть истребованы налоговыми органами, в частности, в случаях проведения в отношении этого налогоплательщика повторной выездной налоговой проверки (статья 89 Кодекса) и проведения иных мероприятий налогового контроля, в том числе при необходимости получения документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, и информации относительно конкретной сделки (статья 93.1 Кодекса).

При этом истребуемые документы представляются с учетом положения, предусмотренного пунктом 5 статьи 93 Кодекса, согласно которому налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также в случае, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Полагаем, что в целях обеспечения исполнения подпункта 8 пункта 1 статьи 23 Кодекс и представления в установленном порядке в налоговый орган документов, указанных в этом подпункте, соответствующие документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность, установленную статьей 126 Кодекса.

Одновременно сообщается, что согласно части 1 статьи 29 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета, бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчетного года.

В силу части 3 указанной статьи экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учета и их защиту от изменений.

 

Директор Департамента

И.В. Трунин

 

В силу НК РФ налогоплательщики обязаны в течение 4 лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе подтверждающих получение доходов, осуществление расходов, а также уплату (удержание) налогов.

Налоговые органы вправе истребовать указанные документы, в частности, в следующих случаях. Если в отношении этого налогоплательщика проводится повторная выездная налоговая проверка и иные мероприятия налогового контроля, в том числе при необходимости получить информацию, касающуюся деятельности проверяемого лица и конкретной сделки.

При этом налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные при проведении камеральных или выездных налоговых проверок. Указанное ограничение не распространяется на следующие случаи. Когда в налоговый орган направлялись подлинники, которые впоследствии были возвращены. Когда представленные документы были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Как полагает Минфин России, документы, утраченные налогоплательщиком, должны быть восстановлены.

Непредставление в установленный срок в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, влечет ответственность.

Одновременно Минфин России разъяснил следующее. Согласно Закону о бухучете первичные учетные документы, регистры бухучета, бухгалтерская (финансовая) отчетность хранятся экономическим субъектом в течение установленных сроков, но не менее 5 лет после отчетного года.

Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухучета и их защиту от изменений.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 22 июля 2013 г. N 03-02-07/2/28610


Текст письма официально опубликован не был