Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28350 О постановке на учет в налоговом органе и образования постоянного представительства при выполнении трудовой функции работником вне места нахождения филиала французской организации в РФ (дистанционно)

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28350

 

Вопрос: Филиал Акционерного общества упрощенного типа с единственным участником (далее по тексту - Филиал АО) осуществляет деятельность по строительству резервуаров для СПГ в Российской Федерации.

В ходе осуществления деятельности Филиала АО возникла необходимость, чтобы ряд работников, выполняя свои трудовые функции для Филиала, находились не в месте нахождения Филиала, а в другом городе.

С точки зрения трудового законодательства, в связи с введением в Трудовой кодекс РФ новой главы 49.1 "Особенности регулирования труда дистанционных работников" (введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 60-ФЗ) это стало возможным. Трудовое законодательство допускает, чтобы работник выполнял определенную трудовым договором трудовую функцию вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения.

Однако при этом возникают некоторые налоговые вопросы, а именно:

1. Возникает ли обособленное подразделение у Филиала при осуществлении деятельности дистанционным работником?

В соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

2. Если будет признано, что деятельность дистанционного работника создает обособленное подразделение, то возникает вопрос, необходимо ли регистрировать данное обособленное подразделение в налоговых органах?

Ведь согласно п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

3. Поскольку АО является иностранной организацией, то возникает вопрос, появится ли у данной организации по месту осуществления деятельности дистанционного работника Филиала постоянное представительство?

4. Данный вопрос возникает в связи с тем, что согласно п. 9 ст. 306 НК РФ иностранная организация рассматривается как имеющая постоянное представительство в случае, если эта организация осуществляет деятельность, отвечающую признакам, предусмотренным пунктом 2 ст. 306 НК РФ через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).

Учитывая изложенное, убедительно просим разъяснить вышеназванные вопросы налогового законодательства РФ.

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу постановки на учет в налоговом органе и образования постоянного представительства при выполнении трудовой функции работником вне места нахождения филиала французской организации в Российской Федерации (дистанционно) и сообщает следующее.

1. В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для целей Кодекса и иных актов законодательства о налогах и сборах обособленным подразделением организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Согласно статье 312.1 Трудового кодекса Российской Федерации дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящихся под контролем работодателя, при условии использования для выполнения данной трудовой функции и для осуществления взаимодействия между работодателем и работником по вопросам, связанным с ее выполнением, информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет".

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации, указанного в пункте 2 статьи 11 Кодекса.

В соответствии с пунктом 9 статьи 83 Кодекса в случае возникновения у налогоплательщика затруднения с определением места постановки на учет в налоговом органе решение на основе представленных им сведений принимается налоговым органом.

В соответствии с пунктом 4 Особенностей учета в налоговых органах иностранных организаций, не являющихся инвесторами по соглашению о разделе продукции или операторами соглашения, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2010 N 117н, иностранная организация, которая осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через филиал, представительство, отделение, бюро, контору, агентство, любое другое обособленное подразделение, подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту осуществления этой деятельности.

Налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту осуществления деятельности организации, который принимает указанное решение исходя из представленных организацией документов, о выполнении ее работниками дистанционной работы.

2. Наличие или отсутствие постоянного представительства иностранной организации - резидента Франции на территории Российской Федерации определяется на основании статьи 306 Кодекса и статьи 5 Конвенции между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26.11.1996 (далее - Конвенция).

Под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения прибыли понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную с осуществлением работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной пунктом 4 статьи 306 Кодекса.

Пунктом 4 статьи 306 Кодекса установлено, что факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера, указанной в данном пункте, при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных пунктом 2 статьи 306 Кодекса, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

Аналогичные положения содержатся в статье 5 Конвенции.

В связи с отсутствием в письме информации о характере деятельности дистанционного работника филиала французской организации в Российской Федерации подготовить более подробные разъяснения не представляется возможным.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Рассмотрены вопросы о постановке на налоговый учет и об образовании постоянного представительства, если на филиал французской организации в России дистанционно трудятся работники.

В силу НК РФ обособленным признается любое территориально обособленное от организации подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места, т. е. созданные на срок более 1 месяца.

В силу ТК РФ дистанционной работой является выполнение определенной трудовым договором функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения (включая расположенные в другой местности), вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно контролируемых работодателем. При этом для выполнения такой функции и для взаимодействия между работодателем и работником используется в том числе Интернет.

Дистанционными работниками считаются лица, заключившие трудовой договор о дистанционной работе.

В определении дистанционной работы имеются признаки, отличные от характерных признаков обособленного подразделения организации.

Как отмечает Минфин России, при затруднениях с определением места постановки на налоговый учет в данном случае налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган по месту осуществления деятельности.

Кроме того, разъяснено следующее.

Наличие или отсутствие постоянного представительства резидента Франции на территории России определяется на основании НК РФ и межправительственной Конвенции России и Франции об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество.

Под постоянным представительством иностранной организации в России для целей налогообложения прибыли понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое она регулярно ведет бизнес на территории нашей страны.

При этом НК РФ установлено следующее. Если иностранная организация на территории России осуществляет деятельность подготовительного и вспомогательного характера и при этом нет признаков постоянного представительства, такой факт не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства.

Аналогичные положения содержатся и в конвенции.


Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 19 июля 2013 г. N 03-03-06/1/28350


Текст письма официально опубликован не был