Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 июля 2013 г. N 03-11-11/29241 О постановке на учет в качестве налогоплательщиков ЕНВД индивидуального предпринимателя, осуществляющего розничную торговлю через магазины

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 24 июля 2013 г. N 03-11-11/29241

 

Вопрос: Планирую открыть продовольственный магазин и в связи с этим начать применять систему налогообложения в виде ЕНВД. Впоследствии планирую увеличить количество магазинов.

1) Нужно ли мне будет при открытии второго и каждого последующего магазинов сдавать в налоговый орган заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД, или будет достаточно того, что я уже встал на учет в качестве плательщика ЕНВД при открытии первого магазина?

2) Если ответ на первый вопрос положительный, то в какие налоговые инспекции сдавать заявления, если все магазины будут находиться в разных районах города, подведомственных разным налоговым инспекциям: в налоговые инспекции соответствующих районов или в налоговую инспекцию, в которую я впервые подал заявление о постановке на учет в качестве плательщика ЕНВД при открытии первого магазина?

3) Смогу ли я в отношении одного или нескольких магазинов применять ЕНВД, а в отношении остальных магазинов УСН? Что для этого нужно сделать?

 

Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает, что исходя из подпункта 2 пункта 1 и пункта 3 статьи 21, а также пункта 2 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) право получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено налогоплательщикам, плательщикам сборов (статья 19 Кодекса) и налоговым агентам (пункт 1 статьи 24 Кодекса).

Письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах Минфином России предоставляются организациям и (или) индивидуальным предпринимателям только в связи с выполнением ими обязанностей, соответственно, налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов.

Одновременно следует отметить, что система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных (представительных) органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в том числе, в отношении предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту розничной торговли (подпункт 6 пункта 2 статьи 346.26 Кодекса).

Пунктом 1 статьи 83 Кодекса установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.

На основании пункта 2 статьи 346.28 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную торговлю через магазины и павильоны, и изъявившие желание перейти на уплату единого налога на вмененный доход, обязаны встать на учет в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход в налоговом органе по месту осуществления указанной предпринимательской деятельности.

При этом постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщиков единого налога на вмененный доход, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на территориях нескольких городских округов или муниципальных районов, на нескольких внутригородских территориях городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, на территориях которых действуют несколько налоговых органов, осуществляется в налоговом органе, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход.

Таким образом, в случае осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в том числе розничной торговли через магазины, на нескольких внутригородских территориях города, подведомственных разным налоговым инспекциям, на учет в качестве налогоплательщика единого налога на вмененный доход хозяйствующий субъект вправе встать и, соответственно, представлять налоговую декларацию и уплачивать налог в налоговый орган, на подведомственной территории которого расположено место осуществления предпринимательской деятельности, указанное первым в заявлении о постановке на учет.

Соответственно, вставать на учет в каждом из налоговых органов в данной ситуации не требуется.

Кроме того обращаем внимание, что в отличие от системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, переход на упрощенную систему налогообложения осуществляется не в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности, а в отношении всей деятельности организации или индивидуального предпринимателя в целом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 346.11 Кодекса упрощенная система налогообложения организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В то же время, согласно пункту 4 статьи 346.12 Кодекса организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие в соответствии с главой 26.3 Кодекса на уплату единого налога на вмененный доход по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности.

В отношении одного и того же вида предпринимательской деятельности (например, розничной торговли через магазины с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту торговли), осуществляемого на территории одного муниципального района или на территории нескольких районов одного городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход и упрощенная система налогообложения одновременно применяться не могут.

Также доводим до сведения налогоплательщика, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, и Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июня 2012 г. N 82н, в Минфине России рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.

При этом в соответствии с Положением и Регламентом, обращения граждан и организаций по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в Департаменте не рассматриваются.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 21 Кодекса налогоплательщики имеют право получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения.

В свою очередь, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

 

Заместитель директора Департамента

С.В. Разгулин

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.