См. План мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. (II этап - 2016-2020 годы), утвержденный приказом ФАС России от 6 июля 2015 г. N 557/15
См. План мероприятий по реализации Стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в РФ на период 2013-2024 гг. (I этап - 2013-2015 годы), утвержденный приказом ФАС России от 26 декабря 2013 г. N 879/13
I. Введение
Конкуренция - это основа поступательного развития страны, она обеспечивает постоянное и динамичное внедрение инновационных технологий, является главным движущим фактором эволюционного развития общества, порождает разнообразие и обеспечивает максимально эффективное распределение ресурсов. Именно поэтому защита и развитие конкуренции является одним из главных приоритетов государственной политики.
Особенностью российской экономики является ее значительная зависимость от деятельности монополий в различных секторах производства товаров и услуг. Такая специфика обусловлена преемственностью структуры экономических отношений, сложившихся в Советском Союзе. Развитие современной экономической среды в России изначально поставлено в зависимость от сырьевых, перерабатывающих, логистических монополий, созданных в период советской индустриализации.
Именно поэтому состояние конкуренции в российской экономике - наиболее точный индикатор успешности рыночных преобразований, свободы экономической деятельности и равенства предприятий всех форм собственности.
В соответствии с обозначенными приоритетами государственной политики определена Миссия Федеральной антимонопольной службы (ФАС России):
Свобода конкуренции и эффективная защита предпринимательства ради будущего России.
Свободная конкуренция между участниками рынков стимулирует развитие новых технологий и поиск наиболее эффективных способов производства. Это приводит к повышению конкурентоспособности товаров, сбалансированности их качества и цены, расширению выбора для потребителя. Исходя из этого, усилия ФАС России направлены на предотвращение и пресечение ограничивающих конкуренцию действий со стороны хозяйствующих субъектов, субъектов естественных монополий и органов власти.
К 2013 году в Российской Федерации сформирована современная правовая и организационная основа защиты и развития конкуренции:
- правовые институты защиты и развития конкуренции соответствуют лучшим практикам ведущих антимонопольных органов мира и при этом учитывают специфику формирования внутренних экономических отношений;
- взаимодействие антимонопольных органов, судов, объединений предпринимателей, профессиональных сообществ юристов и экономистов создало действующий организационный механизм защиты конкуренции, позволяющий вырабатывать стандарты и практические требования антимонопольной политики в отношении важнейших товарных рынков Российской Федерации.
Особенностью современного этапа государственной политики в области защиты конкуренции является необходимость её выхода за пределы охранительной функции с ориентацией на мероприятия системного макроэкономического характера, которые должны привести к формированию проконкурентной правовой и институциональной среды в ключевых отраслях российской экономики.
Для эффективной реализации Миссии ФАС России разработаны документы, определяющие основные направления развития деятельности службы: Политика в области управления качеством государственных функций и услуг, а также Кадровая Политика.
Результативность и эффективность системы антимонопольного надзора в первую очередь зависит от синтеза личных и профессиональных качеств сотрудников службы. Именно поэтому Кадровая Политика по приоритетности занимает равное место с задачей формирования качественной системы надзора за соблюдением антимонопольного законодательства на товарных рынках.
В целях совершенствования институтов защиты конкуренции и ее развития ФАС России разработана стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг. (далее - Стратегия). Стратегия учитывает рекомендации Комитета по конкуренции ОЭСР, а также предложения бизнес ассоциаций.
Стратегия определяет четыре приоритета в деятельности службы:
1. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции;
2. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков;
3. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования;
4. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества.
II. Создание благоприятной институциональной и организационной среды для эффективной защиты и развития конкуренции
Эффективность реализации конкурентной политики зависит, с одной стороны, от качества правовой среды, определяющей степень результативности антимонопольных органов в сфере контроля и надзора за исполнением антимонопольного законодательства, с другой стороны, от результативности экономических мер, стимулирующих развитие рынков.
Несмотря на динамичное развитие антимонопольного законодательства в Российской Федерации, положительно оцениваемое как российскими, так и зарубежными экспертами, а также значительное повышение результативности деятельности антимонопольных органов России, новый этап развития конкурентной политики требует существенного повышения качества реализации мер по защите конкуренции. Именно поэтому одними из главных направлений в работе ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета деятельности службы являются совершенствование антимонопольного законодательства и практики его правоприменения в соответствии с лучшим международным опытом, а также существенное повышение результативности деятельности антимонопольных органов за счет внедрения современных и эффективных инструментов управления качеством. Одной из важнейших задач в данной сфере является внедрение эффективных институтов по предотвращению нарушений антимонопольного законодательства, таких как правила недискриминационного доступа, недискриминационные торговые политики доминирующих хозяйствующих субъектов, а также корпоративные институциональные механизмы, обеспечивающие соблюдение норм антимонопольного законодательства.
Важнейшее значение имеет также развитие конкурентной среды как активная составляющая конкурентной политики, которая требует разработки и реализации мер экономического стимулирования развития рынков и введения в различные сферы законодательства Российской Федерации норм проконкурентного характера.
Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей:
1. Создание благоприятных условий для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики;
2. Повышение качества принимаемых антимонопольными органами решений, обеспечение единообразия подходов на всей территории России;
3. Снижение количества нарушений антимонопольного законодательства за счет повышения результативности мер превентивного характера и совершенствования Кодекса об административных правонарушениях;
4. Повышение качества контроля за слияниями и поглощениями при снижении административной нагрузки на бизнес;
5. Усиление роли антимонопольного органа как макрорегулятора экономики;
6. Повышение места ФАС России в рейтинге конкурентных ведомств мира до места не ниже десятого;
7. Формирование позитивного имиджа ФАС России.
2.1. Совершенствование антимонопольного законодательства и практики его применения:
2.1.1. Развитие и совершенствование институтов, предупреждающих правонарушения в сфере антимонопольного законодательства:
- распространить сферу применения новых правовых институтов - предупреждений и предостережений - на антиконкурентные акты и действия публично-правовых образований, а также на недобросовестную конкуренцию;
- внедрить нотификацию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов с целью предотвращения дискриминации потребителей их товаров, работ или услуг;
- разработать и внедрить на законодательном уровне нормы, стимулирующие внедрение систем комплайнса (корпоративных мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства) среди хозяйствующих субъектов, ассоциаций (союзов) участников товарных рынков;
- разработать и представить на утверждение Правительства Российской Федерации правила недискриминационного доступа к ограниченным ресурсам (недра, частоты спектра электромагнитного излучения и т.п.).
2.1.2. Оптимизация подходов к определению доминирующего положения хозяйствующих субъектов:
- исключить из статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) пункт 6.1.
2.1.3. Внедрение правового механизма предупреждения и пресечения антиконкурентных действий правообладателей интеллектуальной собственности:
- распространить сферу применения Закона о защите конкуренции на соглашения по использованию исключительных прав, приводящие к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при реализации товара;
- провести анализ ситуации в сфере защиты конкуренции применительно к случаям использования результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации (РИДСИ) в разрезе отдельных видов РИДСИ, отраслей экономики;
- систематизировать случаи использования прав на РИДСИ в качестве инструмента ограничения конкуренции с целью последующего формирования предложений по корректировке законодательства;
- подготовить изменения в Закон о защите конкуренции в части распространения сферы его применения на соглашения по использованию исключительных прав, приводящие к ограничению, недопущению, устранению конкуренции при реализации товара.
2.1.4. Повышение эффективности институтов пресечения и предотвращения недобросовестной конкуренции:
- сформировать в Законе о защите конкуренции детальный перечень запрещенных практик, признаваемых недобросовестной конкуренцией.
2.1.5. Повышение качества экономического анализа и контроля за экономической концентрацией:
- на основе использования лучших практик антимонопольных органов стран-членов ОЭСР стандартизировать применение экономического анализа при осуществлении контроля за экономической концентрацией и рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- установить обязанность по проведению анализа конкуренции на смежных рынках при осуществлении предварительного контроля за совершением сделок, обеспечить исполнение такой обязанности;
- в целях обоснования решений по экономической концентрации обеспечить включение в мотивировочную часть решения изложение выводов о состоянии конкуренции на соответствующем товарном рынке и последствиях осуществления сделки.
2.1.6. Снижение административной нагрузки хозяйствующих субъектов в части контроля за экономической концентрацией:
- исключить уведомительный контроль за экономической концентрацией.
2.1.7. Переход от индивидуальной защиты интересов физического лица к защите интересов неопределенного круга физических лиц в случае нарушения их прав (ущемления их интересов) хозяйствующим субъектом, злоупотребляющим своим доминирующим положением:
- разработать и обеспечить принятие поправок в Закон о защите конкуренции и иные нормативные правовые акты, предполагающих применение антимонопольного законодательства к отношениям, связанным с недопущением, ограничением, устранением конкуренции и (или) ущемлением интересов лиц в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.
2.1.8. Оптимизация правил ведения реестра хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке долю свыше 35% (далее - Реестр), в целях обеспечения его своевременной актуализации и снижения административной нагрузки на хозяйствующих субъектов:
- внедрить требование о включении хозяйствующих субъектов в Реестр на срок не более 3 лет;
- отменить обязательную для хозяйствующих субъектов, включенных в Реестр, государственную статистическую отчетность.
2.1.9. Повышение эффективности рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и обоснованности принимаемых решений:
- внести изменения в законодательство Российской Федерации, предусматривающие объединение процедур рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства и дел об административных правонарушениях в единую общую процедуру;
- внедрить процедуры досудебного обжалования решений территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России в целях повышения единообразия применения законодательства при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства;
- внедрить порядок непрерывного сопровождения рассматриваемых в центральном аппарате ФАС России дел о нарушении антимонопольного законодательства ответственным сотрудником Правового управления ФАС России (от возбуждения дела до зачисления штрафа на счет бюджета);
- внедрить персональные показатели результативности сотрудников антимонопольных органов и структурных подразделений центрального аппарата, характеризующие качество подготавливаемых решений и предписаний по делам о нарушении антимонопольного законодательства, а также результативность контроля исполнения предписаний и постановлений о наложении административных штрафов;
- создать необходимую инфраструктуру и правовые основы для дистанционного рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства.
2.1.10. Модернизация Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ):
- исключить возможность применения для должностных лиц административного штрафа для наиболее общественно опасных нарушений антимонопольного законодательства в целях создания условий для безальтернативного применения дисквалификации в качестве административного наказания;
- установить "оборотный" административный штраф за злоупотребление на товарном рынке доминирующим положением монопсонией;
- установить соразмерный оборотному штраф для участников антиконкурентных "вертикальных" соглашений, не имеющих выручки на товарном рынке, а также штраф за координацию экономической деятельности;
- синхронизировать сроки давности привлечения к ответственности за заключение и участие в картельных соглашениях, установленные в КоАП РФ и по статье 178 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ);
- разработать и внедрить действенный правовой механизм освобождения от административной и уголовной ответственности лиц, способствующих раскрытию картелей;
- установить административную ответственность должностных лиц, уполномоченных органов власти (местного самоуправления), за нарушение порядка осуществления полномочий в сфере строительства и земельных отношений.
2.1.11. Создание благоприятных условий для реализации программы освобождения от ответственности за содействие антимонопольным органам в расследовании:
- внести в законодательство Российской Федерации изменения, позволяющие обеспечить освобождение от уголовной ответственности лиц, способствующих расследованию, в том числе раскрытию преступления, предусмотренного статьей 178 УК РФ.
2.1.12. Повышение эффективности контроля за "вертикальными" соглашениями:
- в соответствии с опытом ЕС дополнить часть 2 статьи 11 Закона о защите конкуренции перечнем положений, запрещенных вне зависимости от рыночных долей хозяйствующих субъектов, заключающих "вертикальное" соглашение.
2.2. Реализация институциональных мер, направленных на развитие конкуренции:
2.2.1. Устранение необоснованных барьеров ввоза товаров на территорию Российской Федерации:
- закрепить в законодательстве Российской Федерации международный принцип исчерпания прав на интеллектуальную собственность в целях усиления конкуренции и снижения розничных цен на товары.
2.2.2. Устранение необоснованных барьеров в сфере технического, налогового и таможенного регулирования:
- ввести требования защиты и развития конкуренции во все технические регламенты (их проекты), а также в иные акты, разрабатываемые и утверждаемые при осуществлении технического регулирования. Добиться обязательности получения заключения ФАС России на проект технического регламента; внести в законодательство о техническом регулировании требования к техническим регламентам, обеспечивающие поддержание и развитие конкуренции в соответствующих отраслях экономики;
- осуществить анализ действующего таможенного, налогового, иного законодательства, разработать предложения по его совершенствованию с целью создания равных условий конкуренции для участников рынка - юридических лиц и предпринимателей без образования юридического лица, действующих на одном и том же товарном рынке.
2.2.3. Обеспечение прозрачных и недискриминационных условий участия в торгах:
- установить в гражданском законодательстве обязанность заказчика разрабатывать и публиковать методику определения победителя в случае проведения торгов в целях создания условий, препятствующих недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов;
- разработать единые правила проведения торгов на заключение договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
2.2.4. Реализация мероприятий, направленных на развитие конкуренции на рынках с ограниченной конкурентной средой:
- совместно с отраслевыми ведомствами ежегодно разрабатывать план развития конкуренции на 5-7 рынках. Осуществлять реализацию данного плана посредством формирования и исполнения дорожных карт, а также решений Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;
- создать коммерческую инфраструктуру важнейших рынков, в том числе на основе формирования организованной торговли, электронных торговых площадок и бирж. Развить систему регистрации сделок с сырьевыми и сельскохозяйственными товарами на бирже, развить биржевую торговлю нефтью, нефтепродуктами, сельскохозяйственными товарами и другими сырьевыми товарами.
2.3. Создание правовых и организационных механизмов пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами Российской Федерации:
2.3.1. Развитие институтов международного сотрудничества в сфере антимонопольного регулирования:
- содействовать принятию Модельного закона о конкуренции Единого экономического пространства (разработать предложения и рекомендации);
- разработать проект Антимонопольного кодекса ЕврАзЭС;
- заключить новое базовое соглашение о сотрудничестве Российской Федерации с Европейским союзом (ЕС) с учетом положений Меморандума о сотрудничестве между ФАС России и Генеральным директоратом по конкуренции Комиссии ЕС, предусматривающего механизм взаимодействия ФАС России и Еврокомиссии при рассмотрении конкретных случаев нарушения антимонопольного законодательства;
- содействовать вступлению Российской Федерации в ОЭСР, обеспечить активное участие в качестве полноценного ее члена в деятельности рабочих органов данной организации, в том числе Комитета по конкуренции;
- обеспечить закрепление ключевых позиций ФАС России в руководящем и рабочих органах Международной конкурентной сети;
- обеспечить участие в руководстве деятельностью Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), обеспечивающей принятие согласованных на многосторонней основе справедливых принципов и правил контроля за ограничительной деловой практикой;
- усилить работу по проведению совместных расследований с конкурентными ведомствами государств-участников СНГ, стран-членов ЕС, БРИКС и США, а также с участием МВД России, Следственного комитета России, налоговых органов, Росфиннадзора, Росфинмониторинга и Интерпола;
- обеспечить применение Закона о защите конкуренции в соответствии с принципом экстерриториальности посредством заключения с антимонопольными органами иных стран и реализации двусторонних соглашений о правовой помощи в административных делах, а также посредством наложения взысканий через суд на имущество нерезидента Российской Федерации, находящееся на территории России;
- создать систему эффективного взаимодействия ФАС России с Евразийской экономической комиссией (ЕЭК), в том числе в целях обеспечения учета позиции ФАС России при принятии ЕЭК решений по вопросам конкурентной политики и при осуществлении ею антимонопольного правоприменения;
- обеспечить условия конкуренции при введении (изменении) таможенно-тарифных и нетарифных мер в сфере регулирования внешнеторговой деятельности, в том числе в условиях членства Российской Федерации в ВТО;
- выработать механизм, обеспечивающий обязательное наличие заключения антимонопольного органа о последствиях для состояния конкуренции введения мер торговой защиты в рамках формирования официальной позиции российской Стороны при принятии соответствующих решений ЕЭК;
- обеспечить развитие международного сотрудничества в области защиты и развития конкуренции (взаимодействие в форматах ЕС, СНГ, ОЭСР, АТЭС, БРИКС, МКС и ЮНКТАД).
2.4. Внедрение эффективных инструментов методического сопровождения деятельности антимонопольных органов с целью обеспечения высокого качества принимаемых решений и единства в правоприменении:
2.4.1. Развитие институтов разъяснений и рекомендаций ("guidelines") по применению антимонопольного законодательства в целях повышения обоснованности принимаемых решений и обеспечения единообразия в правоприменении:
- определить статус и порядок подготовки разъяснений (guidelines) ФАС России о практике применения антимонопольного законодательства;
- разработать и утвердить рекомендации ("guidelines") по определению размера причиненного ущерба (убытков) или извлеченного дохода при установлении нарушения антимонопольного законодательства;
- разработать и утвердить рекомендации по оценке на допустимость соглашений о совместной деятельности;
- разработать и опубликовать постатейный комментарий к Закону о защите конкуренции;
- разработать и внедрить методику доказывания ограничения конкуренции органами власти;
- разработать и внедрить методику оценки ущерба публично-правовому образованию, а также хозяйствующему субъекту, который причиняется в результате нарушения антимонопольного законодательства органами власти;
- разработать рекомендации к содержанию торговых политик доминирующих хозяйствующих субъектов (в том числе с целью недопущения их использования для координации экономической деятельности и согласованных действий);
- разработать критерии допустимости практик ценообразования доминирующих на товарных рынках хозяйствующих субъектов в ключевых секторах промышленности в целях определения экономической обоснованности устанавливаемых цен;
- создать базу данных судебных решений, структурированную по основным статьям Закона о защите конкуренции, и других методических и аналитических материалов для повышения эффективности работы сотрудников службы;
- стимулировать широкое применение в практической деятельности антимонопольных органов методов экономического анализа и информационных источников, в том числе базы данных по конъюнктуре цен на товарных рынках и базы данных аналитических отчетов в целях выявления сопоставимых рынков.
2.5. Повышение качества межведомственного взаимодействия и взаимодействия с судебными органами:
2.5.1. Обеспечение эффективного взаимодействия между ФАС России, органами судебной и исполнительной власти в целях выработки единых подходов в правоприменении и методологической помощи:
- сформировать совместно с Верховным Судом Российской Федерации и МВД России единообразные подходы к проведению расследований правоохранительными органами и рассмотрению судами общей юрисдикции уголовных дел, возбужденных по статье 178 УК РФ, и применению правовых механизмов освобождения от уголовной ответственности лиц, содействовавших выявлению данных преступлений. Принятие постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по данным вопросам;
- сформировать совместно с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации единообразные подходы к применению дисквалификации к должностным лицам, совершившим нарушения антимонопольного законодательства, в том числе должностным лицам органов власти;
- подготовить предложения по актуализации постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.08.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" и дополнения его отдельными положениями, требующими судебного толкования, в том числе по пресечению антиконкурентных соглашений, антиконкурентных действий органов власти и др.;
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "30.06.2008"
- обеспечить взаимодействие с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации и научно-консультативными советами федеральных арбитражных судов округов для подготовки разъяснений, обобщающих ключевые правовые позиции арбитражных судов по лучшим практикам применения и толкования норм антимонопольного законодательства;
- расширить практику участия судей в проводимых ФАС России мероприятиях, в том числе в региональных семинарах-совещаниях в целях регулярного обсуждения возникающих в правоприменительной практике вопросов толкования норм антимонопольного законодательства и достижения единообразия в применении законов;
- организовать взаимодействие с арбитражными судами по вопросу формирования специализированных составов судей в арбитражных судах для рассмотрения дел, связанных с применением антимонопольного законодательства;
- обеспечить развитие взаимодействия с правоохранительными органами, налоговыми и иными государственными органами, как на федеральном, так и на региональном уровнях, в целях повышения эффективности проведения совместных мероприятий и расширения информационного обмена, в том числе в рамках реализации действующих соглашений о взаимодействии, а также заключение новых соглашений;
- законодательно определить порядок взаимодействия антимонопольных органов и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, при расследовании картелей;
- утвердить порядок сорегулирования с Банком России в целях защиты и развития конкуренции на рынках финансовых услуг;
- развивать сотрудничество антимонопольных органов с научными организациями как на федеральном, так и на региональном уровнях;
- создать совместные комиссии с Рособоронзаказом для рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства в сфере ОПК, а также законодательства о размещении заказов.
2.6. Повышение эффективности деятельности антимонопольных органов:
2.6.1. Развитие системы менеджмента качества ФАС России:
- разработать и внедрить систему менеджмента качества во всех территориальных управлениях ФАС России;
- повысить качество системы рейтингования и отчетности с выделением показателей, отражающих качественную характеристику деятельности с учетом требований международных стандартов системы менеджмента качества;
- разработать и внедрить показатели результативности профессиональной служебной деятельности федеральных государственных гражданских служащих;
- обеспечить осуществление мониторинга удовлетворенности потребителя качеством деятельности структурных подразделений и территориальных органов ФАС России с широким использованием инструментов социологических опросов, а также включение результатов таких мониторингов в рейтинги результативности;
- передать на аутсорсинг большинство обеспечивающих функций в центральном аппарате ФАС России;
- завершить переход на электронный документооборот в центральном аппарате ФАС России и территориальных органах.
2.7. Развитие кадрового потенциала ФАС России:
2.7.1. Разработка и реализация мероприятий, направленных на создание благоприятных стимулов сотрудников антимонопольных органов к результативной работе и повышению квалификации:
- разработать систему материального стимулирования государственных гражданских служащих, соответствующую условиям возрастающей нагрузки при исполнении ими контрольно-надзорных функций;
- обеспечить рост денежного содержания сотрудников антимонопольных органов до уровня денежного содержания государственных служащих федеральных министерств;
- внедрить новый формат стажировок государственных гражданских служащих в территориальных органах, занимающих лидирующие места в рейтинге, имеющих значимые дела о нарушении законодательства;
- стимулировать преподавательскую деятельность сотрудников антимонопольных органов, в том числе в магистратуре и аспирантуре;
- содействовать направлению государственных гражданских служащих в аспирантуру;
- в целях повышения эффективности противодействия коррупции осуществить законодательные, административные, организационные и иные меры, направленные на:
- устранение необоснованных запретов и ограничений в области экономической деятельности;
- обеспечение открытости, добросовестной конкуренции и объективности при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для ФАС России;
- оптимизацию деятельности по регламентации и конкретизации полномочий государственных служащих ФАС России;
- развитие системы доступа граждан к информации о деятельности ФАС России и её территориальных органов;
- активизацию противодействия коррупции, формирование в ФАС России нетерпимости к коррупционному поведению, привлечение к данному процессу граждан и институтов гражданского общества.
2.7.2. Развитие инфраструктуры подбора кадров и повышения квалификации сотрудников антимонопольных органов:
- внедрить эффективную систему подбора кадров на государственные должности ФАС России исходя из принципа соответствия потенциального сотрудника требованиям к личностным и профессиональным качествам в рамках принятой Кадровой политики;
- развивать систему повышения квалификации сотрудников, в том числе через стажировки государственных служащих из территориальных органов ФАС России в центральном аппарате ФАС России, а также в иных федеральных органах власти;
- создать базу данных по правоприменению антимонопольного законодательства в других странах, в том числе через изучение лучших международных практик антимонопольного регулирования в ходе зарубежных стажировок;
- обеспечить эффективное включение в работу ФАС России новых сотрудников, в том числе через развитие института наставничества;
- разработать программу развития Учебно-методического центра (г. Казань), предусматривающую получение лицензии, внедрение курсов прикладных дисциплин, связанных с антимонопольным регулированием, адвокатирование конкуренции, просвещение в вопросах антимонопольной политики и размещения государственного заказа;
- придание Учебно-методическому центру ФАС России международного статуса в рамках СНГ, ОЭСР, БРИКС, ЮНКТАД;
- подготовить учебные фильмы и интерактивные разъяснения по ключевым вопросам правоприменения;
- добиться включения журнала ФАС России в перечень рецензируемых научных журналов и изданий для опубликования основных научных результатов диссертаций.
2.8. Развитие внешних и внутренних коммуникаций:
2.8.1. Развитие внешнего информирования:
- создать имидж ФАС России как открытого и эффективного ведомства, действующего в интересах граждан и бизнеса за счет:
- активизации работы ФАС России и ее территориальных органов со СМИ, в том числе путем создания видео-контента по ключевым направлениям деятельности структурных подразделений;
- увеличения присутствия ФАС России и ее территориальных органов в социальных медиа сетях с целью повышения информированности граждан о состоянии конкуренции и мерах, предпринимаемых ФАС России и ее территориальными органами для развития и защиты конкуренции;
- размещения социальной рекламы на наружных носителях, радио и ТВ с целью пропаганды ценностей конкуренции;
- внедрения новых методов адвокатирования конкуренции для увеличения эффективности проводимых мероприятий по адвокатированию конкуренции;
- проведения открытых заседаний комиссий ФАС России и ее территориальных органов по госзаказу и в отношении органов власти;
- развития деятельности общественной приемной ФАС России с целью повышения удобства получения информации и консультаций по разъяснению законодательства для граждан и предпринимателей;
- периодического издания книг, отчетов, буклетов и другой печатной продукции о работе ведомства;
- модернизации и развития сайта ФАС России, в том числе за счет добавления видео контента, проведения открытых опросов и викторин и внедрения других интерактивных сервисов, размещения на сайте ФАС России раздела с исчерпывающим перечнем и копиями решений и иных нормативных и ненормативных актов ФАС России;
- модернизации сайтов территориальных органов ФАС России с целью повышения доступности информации для граждан и повышения прозрачности деятельности ведомства;
- модернизации английской версии сайта с целью информирования и обмена опытом с другими конкурентными ведомствами;
- создания мобильной версии сайта ФАС России;
- создания мобильных приложений в виде игр с целью популяризации деятельности ведомства и повышения уровня знаний о законах конкуренции у граждан;
- создания виртуального музея на официальном сайте ФАС России;
- активизации работы Экспертных и Общественно-консультативных Советов при ФАС России и ее территориальных органах с целью вовлечения участников рынка, практикующих юристов и экономистов к обсуждению актуальных проблем в сфере антимонопольной регулирования;
- активизации работы с ведущими высшими учебными заведениями с целью формирования у выпускников ВУЗов оптимального набора знаний о законах конкуренции.
- добиться внесения профессионального праздника "День работника антимонопольных органов" в перечень государственных профессиональных праздников;
- организовать проведение политики социальной ответственности, направленной на создание равных возможностей детям-сиротам путем:
- реализации социальных программ и социальных инициатив, рассчитанных на молодежь;
- подготовки и реализации программ обучения и развития граждан в области конкурентного права и антимонопольного регулирования в России.
- обеспечить публичность обсуждения Доклада "О состоянии конкуренции в Российской Федерации" в целях подготовки к рассмотрению этого вопроса на заседании Правительства Российской Федерации, а также публикацию Доклада на сайте ФАС России в сети Интернет и в печатном виде;
- обеспечить издание журнала "Российское конкурентное право и экономика" на английском языке, а также издание дайджеста журнала на английском языке;
- разработать и реализовать комплекс мер по адвокатированию антимонопольного комплайанса, как одного из основных направлений снижения рисков нарушения антимонопольного законодательства;
- разработать и реализовать эффективные программы обучения для внешней среды (малый, средний, крупный бизнес) в части применения антимонопольного законодательства для защиты конкуренции.
2.8.2. Развитие внутренних коммуникаций:
- повысить эффективность внутриорганизационного обмена посредством развития системы внутренних коммуникаций и использования новых современных каналов информирования;
- расширить использование инструментов нематериальной мотивации персонала в целях адвокатирования конкуренции и развития HR бренда ФАС России как ответственного и привлекательного работодателя;
- обеспечить проведение конкурсов профессионального мастерства, по результатам которых осуществлять формирование банка идей и инноваций, предложенных сотрудниками, с последующей реализацией лучших проектов победителей конкурса в целях совершенствования деятельности службы. В качестве дополнительного поощрения использовать резерв кадров, обучение и международные стажировки;
- стимулировать развитие спортивных и творческих активностей, пропаганду здорового образа жизни и семейных ценностей как базовых элементов жизнедеятельности;
- повысить эффективность взаимодействия с территориальными органами ФАС России за счет:
- определения в каждом структурном подразделении центрального аппарата сотрудника не ниже заместителя начальника управления, ответственного за организацию взаимодействия с территориальными органами ФАС России;
- обеспечения переговорных комнат и рабочих мест специальным оборудованием для внедрения системы видеоконференций с территориальными органами ФАС России.
III. Снижение административных барьеров, препятствующих развитию и свободному функционированию рынков
Развитие конкуренции на рынках требует устранения институциональных и инфраструктурных барьеров ведения бизнеса. В условиях вступления России в ВТО указанное направление приобретает особую актуальность и должно рассматриваться в качестве основного стратегического приоритета экономической государственной политики. Реализация данного направления требует последовательного осуществления мер по снижению присутствия государства в экономике, устранению избыточного государственного регулирования, ограничивающего свободное функционирование рынков.
Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей:
1. Повышение эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти, органов власти субъектов Российской Федерации (повышение уровня удовлетворенности потребителей качеством государственных услуг);
2. Устранение избыточных административных барьеров ведения бизнеса;
3. Снижение количества нарушений со стороны органов государственной власти;
4. Снижение доли государства в рыночных секторах экономики.
3.1. Внедрение институтов, обеспечивающих повышение эффективности функционирования органов власти:
3.1.1. Внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти на основе опыта ФАС России:
- на основе опыта ФАС России разработать методические материалы, обеспечивающие эффективное внедрение системы менеджмента качества ИСО-9001 в федеральных органах исполнительной власти;
- подготовить предложения в Правительство Российской Федерации по принятию национальных требований к управлению качеством государственных и муниципальных услуг на основе международных стандартов серии ИСО 9000.
3.1.2. Внедрение механизмов стимулирования федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- содействовать формированию системы показателей состояния и развития конкуренции в целях использования при оценке результатов деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также в качестве целевых показателей программ развития конкуренции;
- внедрить в перечни показателей государственных бюджетных программ по каждому федеральному органу власти показатели, отражающие вклад органа власти в развитие конкуренции в соответствующей сфере регулирования.
3.1.3. Реализация мер, направленных на устранение избыточного государственного регулирования и снижение участия государства в экономике:
- разработать меры, направленные на развитие конкуренции и сокращение избыточного вмешательства государственных органов в деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках деятельности Правительственной комиссии по вопросам конкуренции и развития малого и среднего предпринимательства;
- ликвидировать государственные и муниципальные унитарные предприятия во всех конкурентных секторах экономики, за исключением предприятий, действующих в сфере обороны и безопасности страны;
- ввести процедуры согласования с антимонопольным органом решений органов власти о создании унитарных предприятий, а также некоммерческих организаций, которые планируется наделить правом осуществления предпринимательской деятельности;
- разработать и внедрить законодательные меры по пресечению "увода" государственного имущества через унитарные предприятия в частные руки;
- содействовать развитию конкуренции посредством приватизации и акционирования государственных корпораций, а также приватизации государственного имущества;
- обеспечить защиту субъектов малого предпринимательства от административного давления со стороны органов власти и местного самоуправления, установить в этих целях постоянное взаимодействие с союзами (ассоциациями) субъектов малого предпринимательства;
- установить прямой запрет для органов исполнительной власти наделять хозяйствующих субъектов, являющихся участниками рынка, полномочиями по формированию и хранению отраслевых стандартов, а также осуществлению "разрешительных" функций в части допуска на товарный рынок хозяйствующих субъектов (их товаров);
- установить процедуру административного обжалования действий (бездействия) органов государственной власти и местного самоуправления, связанных с нарушением порядка осуществления полномочий в области строительства и земельных отношений;
- установить обязанность разработчика получать заключение на проекты актов федеральных органов власти, органов власти субъектов Российской Федерации, проекты федеральных законов на предмет влияния таких актов на состояние конкуренции на рынках в Российской Федерации;
- обеспечить перевод в разряд бесплатных государственных услуг, предоставление которых является необходимым условием ведения бизнеса, обеспечить пресечение необоснованного навязывания дополнительных услуг;
- усовершенствовать механизмы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и бизнес - сообщества, экспертного сообщества и организаций гражданского общества в рамках системы "Открытое правительство" на основе Совета по конкуренции, общественно-консультативных и экспертных советов при ФАС России;
- создать механизм взаимодействия антимонопольных органов с институтом уполномоченного по защите прав предпринимателей на федеральном и региональном уровнях, в том числе в рамках деятельности Совета по конкуренции при ФАС России и общественно-консультативных советов при территориальных органах ФАС России.
3.1.4. Реализация мер, направленных на совершенствование механизма предоставления государственных преференций:
- обеспечить прозрачность механизма предоставления государственных или муниципальных преференций путем опубликования информации о преференциях на сайтах органов власти и в федеральной информационной системе "Электронный бюджет" в сети Интернет;
- упростить процедуру предоставления и повысить доступность государственной или муниципальной поддержки хозяйствующих субъектов за счет отмены предварительного согласования и уведомления антимонопольного органа о предоставлении преференции;
- разработать количественные и качественные показатели преференций и критерии для оценки влияния преференций на конкурентную среду;
- разработать и внедрить методологию оценки влияния государственных преференций на состояние конкурентной среды с учетом задач социально-экономического развития РФ и субъектов РФ в сфере развития инновационной, инвестиционной деятельности, поддержки реализации инфраструктурных проектов;
- ввести ответственность органов власти за контроль использования государственных или муниципальных преференций и обязательность отчетности хозяйствующего субъекта за использование преференции;
- обеспечить методическую поддержку в сфере предоставления и контроля использования государственных и муниципальных преференций путем разработки "guidelines", создания на сайте службы постоянной рубрики антимонопольный контроль государственных и муниципальных преференций с разделами "вопрос-ответ", "лучшие/худшие практики" в сфере предоставления преференции.
IV. Обеспечение недискриминационного доступа потребителей к услугам естественных монополий, формирование эффективных механизмов тарифообразования
Уровень эффективности функционирования субъектов естественных монополий играет ключевую роль в создании благоприятных условий развития рынков. Реализация "активной" формы конкурентной политики в условиях ограничений, вызванных недостатками работы инфраструктурных монополий, будет характеризоваться низкой результативностью. Поэтому ключевыми направлениями работы службы в рамках рассматриваемого приоритета являются: 1) обеспечение недискриминационного доступа к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий; 2) повышение доступности товаров, работ и услуг, предоставляемых субъектами естественных монополий; 3) внедрение рыночных принципов тарифообразования.
Работа ФАС России в рамках рассматриваемого приоритета должна обеспечить достижение следующих целей:
1. Формирование рыночных механизмов ценообразования на товары, работы, услуги субъектов естественных монополий;
2. Обеспечение равного доступа участников рынков к инфраструктуре, товарам и услугам субъектов естественных монополий;
3. Повышение качества и доступности товаров, работ, услуг субъектов естественных монополий;
4. Повышение вовлеченности предприятий малого и среднего бизнеса в кооперационные процессы деятельности субъектов естественных монополий.
4.1. Реформа базовых институтов регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
4.1.1. Стимулирование снижения цен на услуги субъектов естественных монополий, повышения качества таких услуг и их доступности:
- упразднить федеральный закон "О естественных монополиях" и ввести в Закон о защите конкуренции положения, предусматривающие особенности государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- законодательно закрепить современные методы тарифного регулирования деятельности субъектов естественных монополий;
- в сфере теплоснабжения осуществлять ценообразование на основе тарифа, рассчитанного для эталонных (наиболее дешевых) источников тепловой энергии, тепловых сетей;
- создать правовые и экономические гарантии доступности услуг субъектов естественных монополий для потребителей;
- создать правовые и экономические гарантии качества услуг субъектов естественных монополий;
- ввести в отраслевое законодательство нормы, отражающие специфику регулирования отдельных рынков;
- отменить тарифное регулирование в секторах экономики, перешедших в конкурентное состояние.
4.1.2. Повышение эффективности реформирования субъектов естественных монополий:
- разработать предложения в Правительство Российской Федерации по реформам сферы железнодорожного транспорта и электроэнергетики, а также по введению проконкурентного стимулирующего регулирования в отраслях электро- и почтовой связи;
- содействовать утверждению правил недискриминационного доступа в сферах функционирования субъектов естественных монополий:
- услуг портов;
- почтовой связи;
- электросвязи;
- транспортных терминалов;
- отменить регулируемые тарифы в секторах экономики, в которых возникает конкуренция между участниками рынка.
4.1.3. Повышение прозрачности закупок, осуществляемых субъектами естественных монополий, в целях снижения себестоимости и повышения эффективности использования ограниченных ресурсов:
- внести изменения в Федеральный закон N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и иные нормативные акты Российской Федерации в части:
- конкретизации понятий и более детальной регламентации процедур закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, государственными корпорациями и хозяйственными обществами, подконтрольными государству (по примеру законодательства о государственных закупках);
- введения санкций за нарушения положений Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
- введения в положения Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" перечня запрещенных практик;
- определения в качестве адресатов норм Федерального закона N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" исключительно субъектов, функционирование которых оказывает существенное воздействие на рынки.
4.1.4. Повышение доступности услуг и инфраструктуры субъектов естественных монополий:
- подготовить и обеспечить утверждение Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа на товарные рынки и (или) к товарам, производимым или реализуемым субъектами естественных монополий, а также к объектам инфраструктуры, используемым субъектами естественных монополий непосредственно для оказания услуг в сфере деятельности естественных монополий, и осуществление контроля за их применением.
V. Создание условий для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах государственного имущества
Реализация норм законодательства Российской Федерации о размещении государственного заказа оказала положительное влияние на развитие конкуренции, обеспечила открытость и публичность процедур размещения заказов и привлечение широкого круга лиц для участия в них, открыла возможность для беспрепятственного участия в торгах, в том числе субъектам малого и среднего предпринимательства, и, как следствие, имеет своим результатом эффективное расходование бюджетных средств.
Вместе с тем, существует необходимость дальнейшего развития и совершенствования процедур размещения государственного заказа, устранения существующих барьеров с целью привлечения в данную сферу еще большего количества хозяйствующих субъектов, оптимизации временных и материальных затрат на участие в торгах, расширения возможностей применения электронных форм размещения заказа.
5.1. Развитие и совершенствование механизмов размещения государственного заказа:
- внедрить информационно-аналитическую систему, позволяющую в режиме реального времени осуществлять сбор и анализ данных по государственным закупкам и операциям по реализации государственного имущества;
- внести изменения в Постановление Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" с целью снижения значимости субъективных критериев при оценке заявок;
- расширить перечень продукции, потребляемой для оборонных нужд, закупка которой осуществляется посредством открытых аукционов;
- внедрить механизмы, позволяющие выявлять плагиат при выполнении по государственным контрактам научно-исследовательских работ;
- законодательно закрепить на уровне федеральных законов обязанность размещать на сайте "Торги.ру" информацию о реализации государственного имущества и ресурсов всех видов, находящихся в государственной собственности;
- стимулировать вовлеченность предприятий малого и среднего бизнеса в выполнение государственного заказа;
- сохранить и усовершенствовать механизм отбора исполнителей работ по строительству по результатам аукционов, проводимых в электронной форме;
- ввести электронную форму открытого конкурса.
Реализация рассмотренных направлений деятельности службы в рамках обозначенных приоритетов позволит существенно повысить качество антимонопольного регулирования в России, а также улучшить инвестиционный климат в Российской Федерации. Последовательное решение задач стратегии развития антимонопольного регулирования в Российской Федерации должно обеспечить достижение следующих результатов:
- создание условий для динамичного развития ключевых секторов экономики Российской Федерации;
- снижение административного давления на функционирование рынков со стороны органов государственной власти;
- повышение эффективности функционирования субъектов естественных монополий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разработана Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в России на 2013-2014 гг.
Так, в деятельности ФАС России определены следующие приоритеты. Первый - создать благоприятную среду для эффективной защиты и развития конкуренции. Второй - снизить административные барьеры, препятствующие развитию и свободному функционированию рынков. Третий - обеспечить недискриминационный доступ потребителей к услугам естественных монополий и сформировать эффективные механизмы тарифообразования. Четвертый - создать условия для эффективной конкуренции при размещении государственного и муниципального заказа и реализации на торгах госимущества.
Определены направления работы ФАС России в рамках каждого из названных приоритетов.
Например, для создания благоприятной среды для эффективной защиты и развития конкуренции нужно достичь следующих целей. Создать благоприятные условия для развития конкуренции в ключевых отраслях экономики. Повысить качество принимаемых антимонопольными органами решений. Усилить роль Службы как макрорегулятора экономики. Сформировать позитивный имидж ФАС России и т. д.
Предусмотрены меры, которые необходимо предпринять. В частности, планируется совершенствовать антимонопольное законодательство и практику его применения (модернизировать КоАП, повысить контроль за "вертикальными" соглашениями); создать действенные механизмы пресечения нарушений антимонопольного законодательства нерезидентами; повысить качество межведомственного взаимодействия (в т. ч. с судебными органами) и др.
Кроме того, планируется повысить эффективность работы самих антимонопольных органов. Например, хотят внедрить систему менеджмента качества ФАС России. Для этого потребуется разработать показатели результативности профессиональной деятельности госслужащих, передать на аутсорсинг большинство обеспечивающих функций в центральном аппарате Службы, завершить переход на электронный документооборот и др. Планируется развивать кадровый потенциал ФАС России, а также внешние и внутренние коммуникации.
Определены иные направления развития в рамках обозначенных выше приоритетов.
Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.
Текст стратегии официально опубликован не был