Решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N АКПИ13-552 О признании недействующим подпункта "д" пункта 52 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утв. приказом Министерства путей сообщения РФ от 26 июля 2002 г. N 30

Решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N АКПИ13-552

 

Именем Российской Федерации

 

Верховный Суд Российской Федерации

в составе судьи Верховного Суда Российской Федерации Зайцева В.Ю.

при секретаре Калугине Н.А.

с участием прокурора Степановой Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егорова И.Н., Кима С.Л. об оспаривании подпункта "д" пункта 52 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, установил:

приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 августа 2002 г., регистрационный номер 3675, и опубликованным в "Российской газете" 20 августа 2002 г., утверждены Правила перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте (далее - Правила). Подпункт "д" пункта 52 Правил предусматривает, что за неиспользованные проездные документы (билеты) и не состоявшуюся вследствие этого перевозку багажа станция возвращает пассажиру деньги при опоздании на поезд (кроме пригородного поезда) вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами, в течение 3 суток с момента отправления поезда, на который был приобретен проездной документ (билет). Пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. В других случаях при опоздании на поезд (кроме пригородного поезда) в течение 3 часов с момента его отправления пассажир может возобновить действие проездного документа (билета) с доплатой стоимости плацкарты или получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

Егоров И.Н., Ким С.Л. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просят признать недействующими со дня вступления в законную силу следующие предписания подпункта "д" пункта 52 Правил: первое предложение в части, закрепляющей возвращение пассажиру денег за неиспользованные проездные документы (билеты) и не состоявшуюся вследствие этого перевозку багажа при опоздании на поезд (кроме пригородного поезда) вследствие болезни или несчастного случая, подтвержденных соответствующими документами; последнее предложение в части, устанавливающей право пассажира в течение 3 часов с момента отправления поезда возобновить действие проездного документа (билета) с доплатой стоимости плацкарты. Как указали заявители, Правила в оспариваемой части позволяют перевозчику отдавать предпочтение пассажирам, имеющим листки нетрудоспособности или документы о несчастном случае, по сравнению с иными потребителями, которые такими документами не обладают. Пассажиры (потребители), у которых отсутствует документальное подтверждение уважительности причины опоздания на поезд, имеют меньше возможностей по возврату части стоимости проездных документов. По мнению Егорова И.Н., Кима С.Л., оспариваемые предписания противоречат статье 19 Конституции Российской Федерации, статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также нарушают права пассажиров на возврат денежных средств за неиспользованные услуги в пределах общего срока исковой давности и на отказ от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Заявители просили о рассмотрении дела в их отсутствие, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представители Министерства транспорта Российской Федерации Коновалов Д.В., Зуев В.П. заявленное требование не признали и просили отказать в его удовлетворении за необоснованностью, ссылаясь на то, что Правила приняты уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и не противоречат действующему законодательству.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Гаврилова И.В. полагала, что оспариваемый подпункт подлежит отмене, поскольку в части сроков возврата денежных средств за неиспользованный проездной документ (билет) и возобновления действия проездного документа (билета) не соответствует статье 83 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и подпункту "м" пункта 13 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111.

Заслушав объяснения представителей заинтересованных лиц и изучив материалы дела, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Степановой Л.Е., полагавшей заявленное требование удовлетворить частично, суд находит заявление Егорова И.Н. и Кима С.Л. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно статье 83 Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" пассажир имеет право при проезде в поездах дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты. Аналогичная норма закреплена в подпункте "м" пункта 13 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, предусматривающем, что при проезде в поезде дальнего следования пассажир имеет право возобновлять действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение 12 часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение 5 суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), или получать обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в случае отказа от поездки.

Из приведенных норм видно, что реализация права пассажира, опоздавшего на поезд дальнего следования, на который приобретен проездной документ (билет), на возобновление действия проездного документа либо получение обратно стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты при отказе от поездки зависит от причин опоздания на поезд и времени, прошедшего с момента отправления поезда. Такое право имеют, во-первых, пассажиры, опоздавшие на поезд по любым причинам, не связанным с болезнью, несчастным случаем, обратившиеся с соответствующим требованием в течение двенадцати часов с момента отправления поезда, и, во-вторых, пассажиры, опоздавшие на поезд вследствие болезни, несчастного случая, если их обращение имело место в течение пяти суток с момента отправления поезда. Обе названные категории опоздавших на поезд пассажиров вправе возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты, а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты.

Вопреки указанным положениям федерального закона и нормативного правового акта Правительства Российской Федерации подпункт "д" пункта 52 Правил позволяет пассажирам, опоздавшим на поезд вследствие болезни или несчастного случая, получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты либо возобновить действие билета, если они обратились с такими требованиями только в течение трех суток с момента отправления поезда. В других случаях опоздания на поезд получение обратно стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты (возобновление действие билета) предусмотрено для пассажиров, которые предъявили эти требования лишь в течение трех часов с момента отправления поезда. Тем самым нарушается право пассажиров, опоздавших на поезд, на возобновление действия проездного документа либо получение обратно стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты при отказе от поездки в течение установленных в законе сроков.

В связи с изложенным подпункт "д" пункта 52 Правил подлежит признанию недействующим в части, ограничивающей право пассажира возобновить действие билета вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в те же сроки.

В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" применяется в части, не урегулированной специальными законами. Положения главы 60 Гражданского кодекса Российской Федерации "Обязательства вследствие неосновательного обогащения" в силу его статей 1102, 1103 подлежат применению, если иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами. Федеральным законом "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" вопросы получения обратно пассажирами, опоздавшими на поезд, стоимости проезда урегулированы. Следовательно, утверждение заявителей о противоречии Правил в оспариваемой части нормам Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" и статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации ошибочно.

Довод заявителей о том, что Правила в оспариваемой части неправомерно содержат положение, позволяющее перевозчику при возврате стоимости проезда отдавать предпочтение пассажирам, опоздавшим на поезд вследствие болезни или несчастного случая, также ошибочен, поскольку право указанных пассажиров на возобновление действие проездного документа, а в случае отказа от поездки - на получение обратно стоимости проезда за вычетом стоимости плацкарты, закреплено непосредственно в нормативных правовых актах большей юридической силы.

Согласно частям первой и второй статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления. Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Руководствуясь статьями 194-199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:

заявление Егорова И.Н., Кима С.Л. удовлетворить частично.

Признать недействующим со дня вынесения решения суда подпункт "д" пункта 52 Правил перевозок пассажиров, багажа и грузобагажа на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 26 июля 2002 г. N 30, в части, ограничивающей право пассажира поезда дальнего следования возобновить действие проездного документа (билета) на другой поезд при условии доплаты стоимости плацкарты вследствие опоздания на поезд в течение двенадцати часов либо вследствие болезни, несчастного случая в течение пяти суток с момента отправления поезда, на который приобретен проездной документ (билет), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость проезда за вычетом стоимости плацкарты в те же сроки.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

 

Судья Верховного Суда РФ

В.Ю. Зайцев

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Оспаривались нормы, касающиеся случаев, когда пассажиры опаздывают на поезда дальнего следования.

В таких ситуациях в зависимости от срока опоздания и причин пассажир вправе либо получить обратно стоимость неиспользованного билета (за вычетом стоимости плацкарты), либо возобновить действие билета на другой поезд (с доплатой).

Если причина опоздания - болезнь или несчастный случай, пассажир может получить деньги обратно (за вычетом стоимости плацкарты) либо возобновить действие билета (с необходимой доплатой).

Условие - срок обращения в таком случае не должен превышать 3 суток с момента отправления поезда.

При опоздании по иным причинам у пассажира есть аналогичные права, если срок обращения составил не более 3 ч.

ВС РФ счел, что нормы незаконны в части названных сроков обращения.

Как пояснил ВС РФ, в силу УЖТ РФ опоздавший пассажир вправе возобновить действие билета на другой поезд (при условии доплаты стоимости плацкарты), а в случае отказа от поездки получить обратно стоимость (за вычетом суммы плацкарты).

Срок для обращения - 12 часов.

Если же речь идет о тех, кто опоздал по причине болезни или несчастного случая, такой срок составляет 5 суток с даты отправления поезда.

Обе названные категории опоздавших пассажиров вправе возобновить действие билета на другой поезд при условии доплаты суммы плацкарты, а в случае отказа от поездки - получить обратно стоимость проезда за вычетом суммы плацкарты.

Между тем оспариваемые нормы предусматривают иные (сокращенные) сроки для указанного обращения.

Тем самым нарушается право пассажиров, опоздавших на поезд, на возобновление действия проездного документа либо получение обратно стоимости проезда (за вычетом суммы плацкарты) при отказе от поездки в течение установленных в законе сроков.

С учетом этого оспариваемые нормы признаются недействующими в части, ограничивающей указанные права пассажиров.


Решение Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. N АКПИ13-552


Текст решения опубликован в Бюллетене Верховного Суда Российской Федерации, март 2014 г., N 3 (в извлечении)