Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 2013 г. N 18359/12 Суд отменил ранее принятые по делу судебные акты и удовлетворил требование о взыскании стоимости восстановительного ремонта и провозной платы, поскольку ответственность перевозчика за несохранную перевозку наступает независимо от его вины

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Относительно ответственности автоперевозчика за повреждение груза Президиум ВАС РФ разъяснил следующее.

В силу ГК РФ и Устава автомобильного транспорта перевозчик отвечает за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному лицу.

Перевозчик несет такую ответственность, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Арбитражная практика по данной категории дел исходит из того, что перевозчик несет ответственность независимо от наличия или отсутствия его вины в нарушении обязательства по перевозке.

Единственное основание освобождения от такой ответственности за утрату груза - наличие препятствий вне разумного контроля перевозчика, т. е. обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Это обусловлено тем, что от перевозчика нельзя было разумно ожидать принятия подобных препятствий в расчет при заключении договора, а равно их предотвращения и преодоления последствий.

Таким образом, ответственность перевозчика за несохранную перевозку наступает независимо от вины.

Профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, является субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность.

Поэтому он несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Так, в рассматриваемом случае Президиум пришел к выводу, что автоперевозчик должен отвечать за повреждение груза, перевозимого на открытых автовозах.

При этом были отклонены как не имеющие значения доводы о том, что стороны не указали в договоре способ перевозки (на отрытых или крытых платформах).


Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 2013 г. N 18359/12


Текст постановления опубликован в "Вестнике Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", 2013 г., N 11


Номер дела в первой инстанции: А40-13030/2012


Истец: ООО "Группа компаний РТЛ"

Ответчик: ООО "Транспортно-Экспедиционная Компания 2000", ООО "Транспортно-Экспедиционная Компания 2000" (ООО "ТЭК 2000")


Хронология рассмотрения дела:


11.06.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 18359/12


13.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18359/12


28.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18359/12


28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-18359/12


17.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10639/12


04.07.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-14406/12


06.04.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-13030/12