Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55201-2012
"Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства"
(утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1193-ст)
Safety in emergencies. Procedure for the development of a list of measures for civil defense, measures for prevention of natural and man-caused emergencies in capital construction design
Дата введения - 1 июля 2013 г.
Введен впервые
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт предназначен для применения при разработке перечня мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе проектной документации на объекты капитального строительства, а также в составе проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
1.2 Положения настоящего стандарта предназначены для использования:
- федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами;
- органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;
- научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, определяемых таковыми в соответствии с законодательством Российской Федерации, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 1.4-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения
ГОСТ Р 21.1101-2009 Система проектной документации для строительства. Основные требования к проектной и рабочей документации
ГОСТ Р 22.0.06-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий
ГОСТ Р 22.0.07-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники техногенных чрезвычайных ситуаций. Классификация и номенклатура поражающих факторов и их параметров
ГОСТ Р 22.0.10-96 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Правила нанесения на карты обстановки о чрезвычайных ситуациях. Условные обозначения
ГОСТ Р 22.1.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения
ГОСТ Р 22.1.12-2005 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Общие требования
ГОСТ Р 22.3.03-94 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита населения. Основные положения
ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
ГОСТ Р 22.6.01-95 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Защита систем хозяйственно-питьевого водоснабжения. Общие требования
ГОСТ Р 53111-2008 Устойчивость функционирования сети связи общего пользования. Требования и методы проверки
Примечания:
1 При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
2 Термины, содержащиеся в указанных стандартах, подлежат применению только в том случае, если они не противоречат аналогичным терминам, содержащимся в настоящем стандарте.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены термины по [1] - [5] а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 аварийно химически опасное вещество: Опасное химическое вещество, применяемое в промышленности и сельском хозяйстве, при аварийном выбросе (разливе) которого может произойти заражение окружающей среды в поражающих живой организм концентрациях (токсодозах).
3.2 анализ риска чрезвычайной ситуации: Систематическое использование информации для определения источников и количественной оценки риска чрезвычайной ситуации.
3.3 дежурный персонал: Лица (рабочие и служащие), находящиеся на дежурстве в смене объектов производственного и непроизводственного назначений (за исключением линейных объектов), обеспечивающих жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.4 линейный персонал: Лица (рабочие и служащие), обслуживающие линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), сети инженерно-технического обеспечения, трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии, иные подобные сооружения и объекты капитального строительства, обеспечивающие жизнедеятельность городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, а также объектов, отнесенных к категориям по гражданской обороне.
3.5 защитное сооружение гражданской обороны: Сооружение, предназначенное для укрытия людей, техники и имущества от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.6 зона возможного затопления: Территория, которая может быть покрыта водой в период половодья, паводков, а также в результате повреждения или разрушения гидротехнических сооружений.
3.7 зона возможного катастрофического затопления: Зона возможного затопления, в которой ожидаются или вероятны гибель людей, повреждение или уничтожение имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
3.8 зона возможного образования завалов: Часть территории зоны возможных разрушений, включающая участки расположения зданий, строений и сооружений с прилегающей к ним территорией, на которой возможно образование завалов из обрушающихся конструкций этих зданий и сооружений.
3.9 зона возможного опасного радиоактивного загрязнения (заражения): Часть территории зоны возможного радиоактивного загрязнения, в пределах которой возможно превышение установленного законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности верхнего критического значения доз облучения населения.
3.10 зона возможного радиоактивного загрязнения (заражения): Территория или акватория, на которой возможно загрязнение объектов защиты радиоактивными веществами, приводящее к превышению установленных законодательством Российской Федерации о радиационной безопасности пределов доз облучения населения.
3.11 зона возможных разрушений: Территория, на которой возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного не менее 10 кПа (0,1 ), вызывающего разрушение зданий, строений, сооружений и коммуникаций.
3.12 зона возможных сильных разрушений: Часть территории зоны возможных разрушений, на которой возможно возникновение избыточного давления во фронте воздушной ударной волны, равного не менее 30 кПа (0,3 ).
3.13 зона возможных слабых разрушений: Территория, заключенная между границами зоны возможных сильных разрушений и зоны возможных разрушений.
3.14 зона возможного химического заражения: Территория, в пределах которой в результате повреждения или разрушения емкостей (технологического оборудования) с аварийно химически опасными веществами возможно распространение этих веществ в концентрациях или количествах, создающих угрозу для жизни и здоровья людей.
3.15 зона световой маскировки: Территория между государственной границей и рубежом, расположенным на удалении до 600 км от государственной границы.
3.16 источник чрезвычайной ситуации: Опасное природное явление, авария или опасное техногенное происшествие, широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений, а также применение современных средств поражения, в результате чего произошла или может возникнуть чрезвычайная ситуация.
3.17 мероприятия по гражданской обороне, по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: Совокупность проектных решений и организационных мероприятий, реализуемых при строительстве и направленных на подготовку к защите и защиту населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.18 наибольшая работающая смена: Максимальная по численности работающая смена организации, продолжающая свою деятельность в военное время.
3.19 опасные техногенные происшествия: Аварии в зданиях, сооружениях как производственного, так и непроизводственного назначения или на транспорте, пожары, взрывы, высвобождение различных видов энергии и/или выбросы в окружающую среду радиоактивных веществ, материалов или опасных химических веществ.
3.20 опасное химическое вещество: Химическое вещество, прямое или опосредованное, воздействие которого на человека может вызывать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
3.21 организации, отнесенные к категориям по гражданской обороне: Организации, имеющие мобилизационное задание (заказ) и/или представляющие высокую степень потенциальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, и/или представляющие уникальную культурную ценность, а также иные организации, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
3.22 оценка риска чрезвычайной ситуации: Общий процесс идентификации (выявления), анализа и оценивания риска чрезвычайной ситуации.
3.23 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации техногенного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации техногенного характера): Составляющая опасного техногенного происшествия, характеризуемая физическими и химическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
3.24 поражающий фактор источника чрезвычайной ситуации природного характера (поражающий фактор чрезвычайной ситуации природного характера): Составляющая опасного природного явления или процесса, вызванная источником природной чрезвычайной ситуации и характеризуемая физическими, химическими, биологическими действиями или проявлениями, которые определяются или выражаются соответствующими параметрами.
3.25 поражающие факторы современных средств поражения: Явления и процессы, возникающие при ведении военных действий или вследствие этих действий и оказывающие негативное влияние на жизнь и здоровье граждан, имущество физических и юридических лиц, государственное и муниципальное имущество.
3.26 потенциально опасные объекты: Совокупность зданий, строений, сооружений, машин, оборудования и технических средств, расположенных на определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации объектах использования атомной энергии (в том числе ядерных установках, пунктах хранения ядерных материалов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов), опасных производственных, особо опасных, технически сложных, уникальных объектах и гидротехнических сооружениях, аварии на которых могут привести к чрезвычайным ситуациям.
3.27 риск чрезвычайной ситуации: Сочетание вероятности возникновения чрезвычайной ситуации и ее последствий.
3.28 система оповещения: Организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.
3.29 структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений; СМИС: Построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления на потенциально опасных объектах мониторинга систем инженерно-технического обеспечения, строительных конструкций зданий и сооружений, технологических процессов, соответствующих функциональному назначению зданий и сооружений, передачи информации об угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы потенциально опасных объектов, а также в единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
3.30 средство индивидуальной защиты: Средство, предназначенное для предотвращения или уменьшения воздействия поражающих факторов источника чрезвычайной ситуации на одного человека.
3.31 ущерб от чрезвычайной ситуации: Абсолютный размер вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
3.32 эвакуация населения (персонала проектируемого объекта): Комплекс мероприятий по организованному выводу (вывозу) населения (персонала проектируемого объекта) из зон чрезвычайных ситуаций или возможных зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и размещению его в безопасных районах (местах).
4 Основные положения по разработке мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
4.1 Мероприятия по гражданской обороне, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (мероприятия ГОЧС) разрабатываются при подготовке проектной документации на объекты капитального строительства, а также при подготовке проектной документации в отношении отдельных этапов строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (проектная документация).
4.2 При подготовке проектной документации объектов использования атомной энергии (в том числе ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ), опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности мероприятия ГОЧС в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 оформляют отдельным подразделом "Перечень мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (ПМ ГОЧС), входящим в состав раздела "Иная документация в случаях, предусмотренных федеральными законами".
Примечание - Подраздел "ПМ ГОЧС" разрабатывается также при подготовке проектной документации на объекты капитального строительства, не попадающие под категорию объектов использования атомной энергии, опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных, уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, но для которых федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации установлены требования в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.3 Критерии отнесения проектируемых объектов к объектам использования атомной энергии, опасным производственным объектам, особо опасным, технически сложным, уникальным объектам, объектам обороны и безопасности устанавливаются законодательством Российской Федерации.
4.4 Подготовка подраздела "ПМ ГОЧС" осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.
4.5 Реализация проектных решений, содержащихся в подразделе "ПМ ГОЧС", осуществляется путем их учета при разработке рабочей документации (на следующей стадии проектирования) и в процессе строительства.
4.6 Если для разработки подраздела "ПМ ГОЧС" недостаточно требований по надежности и безопасности, предусмотрено отступление от требований, установленных нормативными техническими документами в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, или если такие требования не установлены, то разработке подраздела "ПМ ГОЧС" предшествует разработка специальных технических условий в порядке, установленном федеральным законодательством
4.7 Привлекаемая к разработке подраздела "ПМ ГОЧС" организация должна иметь свидетельство о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданное в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, организацией, осуществляющей саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования. Указанное свидетельство должно содержать сведения о допуске организации-разработчика подраздела "ПМ ГОЧС" к разработке мероприятий по гражданской обороне и мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
4.8 Мероприятия ГОЧС, изложенные в подразделе "ПМ ГОЧС", должны соответствовать исходным данным (техническим условиям) для разработки мероприятий ГОЧС в составе проектной документации объекта капитального строительства, выдаваемым уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - территориальным органом МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации.
4.9 При отсутствии или неполном представлении необходимых сведений для разработки подраздела "ПМ ГОЧС" проектная организация, разрабатывающая подраздел "ПМ ГОЧС", руководствуется требованиями законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, результатами инженерных изысканий и прочими документами, учтенными при разработке проектной документации на проектируемый объект без согласования с органам, которым выданы исходные данные (технические условия) для проектирования мероприятий ГОЧС.
4.10 Подраздел "ПМ ГОЧС" оформляется в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации в области градостроительной деятельности, а при их отсутствии - в соответствии с национальными стандартами системы проектной документации для строительства (СПДС), а также национальными стандартами единой системы конструкторской документации (ЕСКД).
4.11 Подраздел "ПМ ГОЧС" подлежит государственной экспертизе, осуществляемой в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности и техническом регулировании.
5 Подготовка исходных данных для разработки мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
5.1 Заказчик проектной документации или лицо, осуществляющие ее подготовку, должны осуществлять сбор исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС.
5.2 По запросу (заявлению) заказчика проектной документации или проектной организации, уполномоченной заказчиком, уполномоченный орган исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации - территориальный орган МЧС России по соответствующему субъекту Российской Федерации осуществляют подготовку и выдачу исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС с целью их последующего учета в составе подраздела "ПМ ГОЧС".
5.3 Форма запроса (заявления) на выдачу исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС приведена в приложении А.
5.4 Форма представления исходных данных для разработки мероприятий ГОЧС приведена в приложении Б.
7 Требования к проектированию мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устанавливаемые организациями, осуществляющими саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования
7.1 Организации, осуществляющие саморегулирование в области архитектурно-строительного проектирования (саморегулируемые организации), для целей применения настоящего стандарта в организациях, разрабатывающих подразделы "ПМ ГОЧС", могут разрабатывать стандарты саморегулируемых организаций.
7.2 Объектами стандартизации саморегулируемых организаций в области проектирования мероприятий ГОЧС могут быть:
- методы и методики проектирования мероприятий ГОЧС;
- процессы, связанные с разработкой подраздела "ПМ ГОЧС" в составе проектной документации.
7.3 Стандарты саморегулируемых организаций следует разрабатывать в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.4.
7.4 Стандарты саморегулируемых организаций в области проектирования мероприятий ГОЧС допускается предоставлять для экспертизы в технический комитет по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".
Библиография
[1] |
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ |
Градостроительный кодекс Российской Федерации |
[2] |
Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ |
О гражданской обороне |
[3] |
Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ |
О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера |
[4] |
Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ |
Технический регламент о требованиях пожарной безопасности |
[5] |
Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ |
Технический регламент о безопасности зданий и сооружений |
[6] |
Инструкция по подготовке и работе систем хозяйственно-питьевого водоснабжения в чрезвычайных ситуациях |
|
[7] |
Защитные сооружения гражданской обороны |
|
[8] |
Защитные сооружения гражданской обороны в подземных горных выработках |
|
[9] |
Метрополитены. Дополнительные сооружения и устройства |
|
[10] |
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ |
О промышленной безопасности опасных производственных объектов |
[11] |
Геофизика опасных природных воздействий |
|
[12] |
Строительная климатология |
|
[13] |
Инженерная защита территорий от затопления и подтопления |
|
[14] |
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов. Основные положения |
|
[15] |
Строительство в сейсмических районах |
|
[16] |
Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах |
|
[17] |
Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 55201-2012 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера при проектировании объектов капитального строительства" (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1193-ст)
Текст стандарта приводится по официальному изданию Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии, Москва, Стандартинформ, 2013 г.
Дата введения - 1 июля 2013 г.
1 Разработан Федеральным государственным бюджетным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))
2 Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций"
3 Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 ноября 2012 г. N 1193-ст
4 Введен впервые
Приказом Росстандарта от 12 января 2023 г. N 10-ст взамен настоящего ГОСТа с 1 июня 2023 г. утвержден и введен в действие ГОСТ Р 22.2.13-2022 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Порядок разработки перечня мероприятий по гражданской обороне, мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При проектировании объектов капитального строительства"