Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 октября 2013 г. N 03-11-09/43137
Во исполнение пункта 4 раздела 1 "О дополнительных мерах по поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" Протокола заседания Правительства Российской Федераций от 3 октября 2013 г. N 34 Министерство финансов Российской Федерации просит представить в срок до 1 ноября 2013 года предложения по вопросу введения специального налогового режима для самозанятых граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Ранее во исполнение пункта 18 Плана мероприятий по мобилизации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 7 мая 2013 г, N 2468п-П13, Министерство финансов Российской Федерации запросило мнение субъектов Российской Федерации и Торгово-промышленной палаты Российской Федерации по вопросу о целесообразности введения системы налогообложения для самозанятых граждан Российской Федерации, не регистрирующихся в качестве индивидуальных предпринимателей, с установлением для них обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации,
Представили свои предложения по указанному вопросу 77 субъектов Российской Федерации. 54 субъекта Российской Федерации считают целесообразным введение специального налогового режима для самозанятых граждан. Данными субъектами Российской Федерации предлагается разрешить применять указанную систему налогообложения физическим лицам без наемных работников. Зачисление налога предполагается полностью в местные бюджеты. При этом 16 субъектов Российской Федерации предлагают предоставить право введения указанной системы налогообложения субъектам Российской Федерации, 37 субъектов Российской Федерации предлагают передать такое право муниципальным образованиям. Полномочия по выдаче патентов самозанятым гражданам предлагается предоставить налоговым органам либо по месту государственной регистрации граждан, либо по месту осуществления самозанятыми гражданами предпринимательской деятельности.
Вместе с тем 22 субъекта Российской Федерации и Торгово-промышленная палата Российской Федерации считают нецелесообразным введение патентной системы налогообложения для самозанятых граждан по следующим причинам.
Предложение о введении специального налогового режима для самозанятых граждан, не зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, противоречит нормам гражданского законодательства и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, которые не содержат понятия "самозанятость" и не определяют круг физических лиц, занимающихся указанной деятельностью.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юридические лица и индивидуальные предприниматели. Ведение предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет применение к нему мер уголовной, административной ответственности и ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, без установления законодательных норм, определяющих понятия "самозанятость" и круг физических лиц, такой деятельностью занимающихся, а также порядка их регистрации налоговыми органами и Пенсионным фондом Российской Федерации, введение специального налогового режима для самозанятых граждан не представляется возможным.
Установление обязанности по уплате самозанятыми гражданами страховых взносов сделает указанный налоговый режим непривлекательным, поскольку повысит финансовую нагрузку на самозанятых граждан, учитывая небольшие размеры общего дохода данной категории граждан, в том числе при частичной занятости, повлечет обязанность по ведению учета доходов, а также по представлению соответствующей отчетности в контролирующие органы.
В позициях, представленных субъектами Российской Федерации, было отмечено, что введение специального налогового режима для самозанятых граждан станет конкурирующим налоговым режимом налогообложения, в первую очередь, для патентной системы налогообложения, введенной в действие с 1 января 2013 года. Практика применения патентной системы налогообложения показывает, что данный специальный налоговый режим требует дальнейшего совершенствования, которое возможно провести по итогам его применения в 2013 году.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин России запросил мнение регионов и ТПП РФ по вопросу целесообразности введения ПСН для самозанятых российских граждан, не являющихся ИП, с установлением для них обязанности по уплате страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
54 субъекта Федерации за введение спецрежима. Они предлагают применять его физлицам без наемных работников. Зачисление налога предполагается полностью в местные бюджеты. При этом 16 регионов считают, что право введения указанной системы налогообложения должно быть за субъектами Российской Федерации, 37 - за муниципальными образованиями. Патенты самозанятым гражданам предлагается выдавать налоговым органам или по месту их госрегистрации, или по месту ведения предпринимательской деятельности.
22 субъекта Федерации и ТПП РФ против введения ПСН для самозанятых граждан. Они считают, что данное предложение противоречит нормам гражданского и налогового законодательства. Последние не содержат понятия "самозанятость" и не определяют круг физлиц, которые занимаются такой деятельностью. В соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность вправе осуществлять юрлица и ИП. Предпринимательство без регистрации влечет уголовную, административную и налоговую ответственность. Таким образом, введение нового спецрежима невозможно, пока законодательно не определены понятие "самозанятость" и круг физлиц, занимающихся этой деятельностью, а также порядок их регистрации налоговыми органами и ПФР.
Кроме того, установление обязанности по уплате самозанятыми гражданами страховых взносов повысит финансовую нагрузку на них, приведет к необходимости ведения ими учета доходов и представления соответствующей отчетности в контролирующие органы. Как следствие - сделает названный режим непривлекательным.
По мнению ряда регионов, ПСН для самозанятых граждан станет конкурирующим налоговым режимом, в первую очередь для ПСН, введенной с 1 января 2013 г. Практика применения ПСН показывает, что эта система налогообложения требует дальнейшего совершенствования, которое возможно провести по итогам ее применения в 2013 г.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 16 октября 2013 г. N 03-11-09/43137
Текст письма официально опубликован не был