Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 октября 2013 г. N 03-11-06/2/46214
Вопрос: В соответствии с НК РФ организация, применяющая УСН, обязана производить расчет и перечислять в бюджет РФ сумму налога на прибыль не менее 1% от общей суммы выручки при отсутствии налоговой базы, рассчитанной по второй схеме УСН (доходы минус расходы), так как деятельность ООО не является рентабельной (занижены тарифы).
Так как реализация коммунальных ресурсов является лицензированным видом деятельности в РФ, ООО, не обладая данными лицензиями, оказывает безвозмездные услуги по расчету, сбору и оплате коммунальных услуг жителями ресурсоснабжающим организациям. Данная деятельность носит некоммерческий характер в виду отсутствия комиссионного вознаграждения, что свидетельствует об отсутствии экономической выгоды, а следовательно, об отсутствии дохода - объекта налогообложения.
Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 НК РФ денежные средства, полученные в результате перечисления жителями в качестве оплаты за коммунальные ресурсы на основании договора об управлении многоквартирным жилым домом, являются доходом, не подлежащим учету при расчете налоговой базы.
В связи с чем прошу рассмотреть вопрос об изменении налоговой базы в сторону уменьшения, а так же прокомментировать в разрезе деятельности управляющей компании ООО постановления:
1. ФАС ВСО от 10.09.2007 N А19-26596/06-Ф02-6060/07.
2. ФАС ПО от 20.11.2007 N А55-18916/2006-31, от 30.10.2007 N А55-408/2007-11.
3. ФАС МО от 21.09.2007 N КА-А40/9504-07.
4. Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.09.2008 N 09АП-10127/2008-АК.
5. ФАС ВСО от 12.07.2007 N А33-1733/07-Ф02-3750/07.
Ответ: Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения при применении упрощенной системы налогообложения средств, полученных управляющей организацией от собственников жилья на содержание общего имущества многоквартирного дома, и сообщает, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному приказом Минфина России от 15 июля 2012 г. N 82н, в Министерстве, если законодательством не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению (толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных операций. При этом Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) на Минфин России не возлагается обязанность комментировать решения арбитражных судов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "15 июня 2012 г."
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункту 1 статьи 346.15 Кодекса при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьями 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные статьей 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.
Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.
Таким образом, суммы платежей собственников жилья за жилищно-коммунальные услуги, поступающие организации, должны учитываться в составе ее доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В том случае, если управляющая организация применяет упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, то платежи на оплату коммунальных услуг (например, плата за свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.) одновременно с отражением их в доходной части такой организации принимаются к вычету в составе расходов, так как они перечисляются соответствующим организациям, оказывающим эти услуги (подпункт 5 пункта 1 статьи 346.16 Кодекса).
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 251 Кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Таким образом, в случае если предпринимательская деятельность управляющей организации, исходя из договорных обязательств, является посреднической деятельностью по поручению собственников помещений в многоквартирном доме по закупке коммунальных услуг, то доходом указанной организации будет являться комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.
Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Разъяснено, что платежи собственников жилья за коммунальные услуги (свет, горячую и холодную воду, вывоз мусора и т.п.), поступающие управляющей организации, учитываются в составе ее доходов при определении базы по УСН.
Если юрлицо применяет УСН с объектом "доходы минус расходы", указанные платежи одновременно с отражением их в доходной части принимаются к вычету в составе расходов, поскольку перечисляются ресурсоснабжающим организациям.
Денежные средства, поступившие комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по соответствующему договору и в счет возмещения затрат, произведенных ими за комитента, принципала и (или) иного доверителя, не учитываются при исчислении базы по УСН. Условие - такие затраты не включаются в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного по условиям заключенных договоров. К названным доходам не относится комиссионное, агентское или аналогичное вознаграждение.
По мнению Минфина России, если управляющая организация на УСН закупает коммунальные услуги по поручению жильцов многоквартирного дома, ее доходом является комиссионное, агентское или подобное вознаграждение.
Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 30 октября 2013 г. N 03-11-06/2/46214
Текст письма официально опубликован не был