Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 31 октября 2013 г. N 03-07-11/46604
Вопрос: Между ООО и МУП заключен договор на поставку теплоэнергии, по которому МУП является поставщиком.
Решением Арбитражного суда от 02.10.2012 МУП признано несостоятельным (банкротом).
Таким образом, с 01.10.2012 года ООО в соответствии с пунктом 4.1 статьи 161 Налогового кодекса РФ исполняет обязанности налогового агента.
25.01.2013 постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 11 от 25.01.2013 г. даны разъяснения об уплате НДС при реализации имущества должника, признанного банкротом, согласно которому НДС исчисляется и уплачивается должником т.е. МУП.
МУП, ссылаясь на постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 11 от 25.01.2013 г., требует возврата НДС с 01 января 2013 года.
Прошу разъяснить, правомочны ли требования МУП о возврате им НДС с 01.01.2013 в полном объеме. На ком лежит обязанность по перечислению НДС в бюджет в соответствии с законодательством РФ?
Ответ: В связи с письмом по вопросу уплаты налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает.
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в редакции Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 октября 2011 года при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждой операции по реализации указанного имущества. В таких случаях налоговыми агентами признаются покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.
Согласно указанному пункту 4.1 статьи 161 Кодекса налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 173 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в статье 161 Кодекса, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется и уплачивается в полном объеме налоговыми агентами, указанными в статье 161 Кодекса, в том числе покупателями имущества должников, признанных банкротами. Таким образом, обязанность по исчислению суммы налога на добавленную стоимость у покупателей - налоговых агентов возникает при перечислении ими денежных средств в оплату приобретаемого имущества. При этом на основании статьи 174 Кодекса уплату налога в бюджет следует производить по итогам каждого налогового периода исходя из суммы налога, исчисленной за истекший налоговый период, равными долями по позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом.
В связи с принятием постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 25 января 2013 г. N 11 "Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом" вышеизложенная позиция Департамента не изменилась.
Одновременно сообщаем, что в соответствии с пунктом 3 статьи 171 Кодекса суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 Кодекса покупателями - налоговыми агентами, подлежат вычетам. При этом согласно пункту 1 статьи 172 Кодекса данные суммы подлежат вычетам при наличии документов, подтверждающих уплату налога в бюджет покупателем имущества в качестве налогового агента.
В связи с этим в случае перечисления должнику покупателем стоимости имущества без уплаты налога в бюджет данные суммы у покупателя вычету не подлежат.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Комова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.