Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Примерная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Гериатрия"

Приложение N 1
к приказу Министерства
здравоохранения РФ
от 22 января 2014 г. N 36н

 

Примерная дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации врачей со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Гериатрия"

 

I. Общие положения

 

Цель примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Гериатрия" заключается в углубленном изучении теоретических знаний и овладении практическими умениями и навыками, обеспечивающими совершенствование профессиональных компетенций врачей для самостоятельной профессиональной деятельности в рамках имеющейся квалификации.

Трудоемкость освоения - 72 академических часа (0,5 месяца).

Основными компонентами дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" являются:

- цель программы;

- планируемые результаты обучения;

- учебный план дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия";

- требования к итоговой аттестации обучающихся;

- рабочие программы учебных модулей: "Специальные дисциплины";

- организационно-педагогические условия реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия";

- оценочные материалы и иные компоненты.

В содержании примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" предусмотрены необходимые знания и практические умения по социальной гигиене и организации здравоохранения. Для формирования профессиональных навыков, необходимых для оказания профильной помощи гериатрическим больным в программе отводятся часы на обучающий симуляционный курс (далее - ОСК).

Программа Обучающего симуляционного курса состоит из двух компонентов:

1) Обучающего симуляционного курса, направленного на формирование общепрофессиональных умений и навыков;

2) Обучающего симуляционного курса, направленного на формирование специальных профессиональных умений и навыков.

Содержание примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации построено в соответствии с модульным принципом, структурными единицами модуля являются разделы. Каждый раздел дисциплины подразделяется на темы, каждая тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы. Для удобства пользования программой в учебном процессе каждая его структурная единица кодируется. На первом месте ставится код раздела дисциплины (например, 1), на втором - код темы (например, 1.1), далее - код элемента (например, 1.1.1), затем - код подэлемента (например, 1.1.1.1). Кодировка вносит определенный порядок в перечень вопросов, содержащихся в программе, что, в свою очередь, позволяет кодировать контрольно-измерительные (тестовые) материалы в учебно-методическом комплексе (далее - УМК).

Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, обучающий симуляционный курс, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся. В случае необходимости, учитывая уровень базисных знаний, актуальность задач подготовки врача-гериатра, по усмотрению заведующего кафедрой могут быть внесены изменения в распределение учебного времени, предусмотренного учебными планами программы, в пределах 15% от общего количества учебных часов.

В примерную дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" включены планируемые результаты обучения. Планируемые результаты обучения направлены на совершенствование профессиональных компетенций врача-гериатра, его профессиональных знаний, умений, навыков. В планируемых результатах отражается преемственность с профессиональными стандартами и квалификационными характеристиками должностей работников сферы здравоохранения.

В примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" содержатся требования к аттестации обучающихся. Итоговая аттестация по примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" осуществляется посредством проведения экзамена и выявляет теоретическую и практическую подготовку слушателя в соответствии с целями и содержанием программы.

Организационно-педагогические условия реализации программы. Условия реализации примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" включают:

а) учебно-методическую документацию и материалы по всем разделам (модулям) специальности;

б) учебно-методическую литературу для внеаудиторной работы обучающихся;

в) материально-технические базы, обеспечивающие организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

- учебные аудитории, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

- клинические базы в медицинских организациях, научно-исследовательских организациях Министерства здравоохранения Российской Федерации;

ГАРАНТ:

Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником

в) кадровое обеспечение реализации программы соответствует требованиям штатного расписания кафедры;

г) законодательство Российской Федерации.

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" может реализовываться полностью или частично в форме стажировки. Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы повышения квалификации, и приобретения практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей. Содержание стажировки определяется образовательными организациями, реализующими дополнительные образовательные программы, с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, а также содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия".

 

II. Планируемые результаты обучения врачей, успешно освоивших дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей-гериатров со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Гериатрия"

 

Характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и (или) уровней квалификации.

 

Квалификационная характеристика по должности
"Врач-специалист"*

 

Должностные обязанности. Выполняет перечень работ и услуг для диагностики заболевания, оценки состояния больного и клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Выполняет перечень работ и услуг для лечения заболевания, состояния, клинической ситуации в соответствии со стандартом медицинской помощи. Осуществляет экспертизу временной нетрудоспособности. Ведет медицинскую документацию в установленном порядке. Планирует и анализирует результаты своей работы. Соблюдает принципы врачебной этики. Руководит работой среднего и младшего медицинского персонала. Проводит санитарно-просветительную работу среди больных и их родственников по укреплению здоровья и профилактике заболеваний, пропаганде здорового образа жизни.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в сфере здравоохранения, защиты прав потребителей и санитарно-эпидемиологического благополучия населения; теоретические основы по избранной специальности; современные методы лечения, диагностики и лекарственного обеспечения больных; основы медико-социальной экспертизы; правила действий при обнаружении больного с признаками особо опасных инфекций, ВИЧ-инфекции; порядок взаимодействия с другими врачами-специалистами, службами, организациями, в том числе страховыми компаниями, ассоциациями врачей и т.п.; основы функционирования бюджетно-страховой медицины и добровольного медицинского страхования, обеспечения санитарно-профилактической и лекарственной помощи населению; медицинскую этику; психологию профессионального общения; трудового законодательства Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медицинская биофизика", "Медицинская биохимия", "Медицинская кибернетика", послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности в соответствии с Квалификационными требованиями к медицинским и фармацевтическим работникам, без предъявления требований к стажу работы.

 

Характеристика профессиональных компетенций врача, подлежащих совершенствованию в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия"

 

У обучающегося совершенствуются следующие общепрофессиональные компетенции (далее - ОПК):

- способность и готовность использовать законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения, технические регламенты, международные и национальные стандарты, рекомендации, международную систему единиц (далее - СИ), действующие международные классификации, а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций (ОПК-1);

- способностью и готовность использовать знания организационной структуры, управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию геронтологической медицинской помощи пожилым людям, анализировать показатели работы их структурных подразделений, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам (ОПК-2).

У обучающегося совершенствуются следующие профессиональные компетенции (далее - ПК):

- способность и готовность к постановке диагноза на основании диагностического исследования с учетом полиморбидности в пожилом возрасте (ПК-1);

- способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем при старении, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пожилых пациентов для своевременной диагностики конкретной группы заболеваний и патологических процессов (ПК-2);

- способность и готовность выявлять у пожилых пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (далее - МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в конкретной группе заболеваний (ПК-3);

- способность и готовность выполнять основные лечебные мероприятия при наиболее часто встречающихся среди лиц пожилого и старческого возраста заболеваниях той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход: заболевания нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови; своевременно выявлять жизнеопасные нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК-4);

- способность и готовность назначать гериатрическим больным с учетом полиморбидности адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии (ПК-5);

- способность и готовность применять к гериатрическим больным различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма (ПК-6);

- способность и готовность давать гериатрическим больным рекомендации по выбору оптимального режима двигательной активности в зависимости от морфофункционального статуса, определять показания и противопоказания к назначению лечебной физкультуры, физиотерапии, рефлексотерапии, фитотерапии (ПК-7);

- способность и готовность применять к гериатрическим больным современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья лиц пожилого и старческого возраста на уровне различных подразделений медицинских организаций в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья, улучшению качества жизни; оценке биологического возраста, профилактике преждевременного старения (ПК-8);

- способность и готовность применять к гериатрическим больным методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению преждевременного старения, инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно-просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК-9).

 

Характеристика новых ПК, формирующихся в результате освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия"

 

У обучающегося должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции (ПК):

- способность и готовность проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам гериатрического профиля (ПК-10);

- способность и готовность выполнять основные диагностические и лечебные мероприятия пациентам гериатрического профиля (ПК-12).

 

Перечень знаний, умений и навыков врача-гериатра

 

По окончании обучения врач-гериатр должен знать:

- законодательство Российской Федерации по вопросам организации геронтологической, геронтопсихиатрической помощи;

- принципы социальной гигиены, биосоциальные аспекты здоровья, болезни и старения;

- законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан;

- историю геронтологии и гериатрии;

- демографические, социально-гигиенические, социологические, социально-психологические проблемы старения и долголетия;

- законодательство Российской Федерации в сфере социальной защиты граждан;

- особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его изучения;

- влияние на здоровье и продолжительность жизни населения социально-экономических и социально-гигиенических факторов;

- общие вопросы и принципы организации гериатрической помощи;

- взаимодействие медицинских организаций с органами социальной защиты и общественными организациями;

- роль врача общей практики (семейного врача) в гериатрической службе;

- медицинские организации и организации социальной защиты: гериатрические больницы, отделения, дома-интернаты, гериатрические центры, группы дневного пребывания, негосударственные структуры, хосписы;

- социально-гигиенические аспекты инвалидности лиц пожилого возраста;

- медико-социальную характеристику контингента инвалидов пожилого возраста;

- новые методологические подходы к определению ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности;

- международную классификацию нарушений жизнедеятельности и социальной недостаточности;

- классификацию и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы;

- порядок и условия признания инвалидности у граждан пожилого возраста;

- организационно-правовые аспекты медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста;

- особенности медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста, процедуру и порядок освидетельствования граждан пожилого возраста в бюро медико-социальной экспертизы;

- организационно-методические, теоретические основы реабилитации лиц пожилого возраста;

- виды реабилитации лиц пожилого возраста: медицинскую реабилитацию, профессиональную реабилитацию, социальную, психологическую реабилитацию;

- особенности реабилитации лиц пожилого возраста при различных заболеваниях (системы кровообращения, болезнях органов дыхания, болезнях органов пищеварения, заболеваниях мочевыделительной системы);

- пути формирования в отечественном естествознании представлений о сущности старения, современные геронтологические концепции, теории старения;

- роль возрастных изменений энергетического обмена, углеводного обмена и его регуляции у пожилых пациентов, в развитии сахарного диабета и атеросклероза;

- возрастные особенности обмена липидов и его регуляцию;

- особенности синтеза белков при старении;

- возрастные особенности иммунной системы, ее роль в сохранении структурной и функциональной целостности организма;

- закономерности изменений системы иммунитета при старении; связь возрастных изменений иммунитета с патологическими процессами в старости: инфекционными болезнями, опухолями и иными заболеваниями;

- особенности структурно-функциональных изменений органов и систем в пожилом и старческом возрасте;

- гипоксию в пожилом и старческом возрасте, механизмы ее развития, средства и методы борьбы с гипоксическими состояниями в старости;

- возрастные изменения нервной системы и нервной регуляции при старении;

- возрастные изменения микроциркуляции, мозгового и спинального кровотока;

- личностные особенности стареющего организма;

- особенности возрастных изменений органа зрения, слуха, кожи;

- атрофические и гиперпластические изменения костной ткани, остеопороз;

- значение алиментарного фактора в развитии геронтологической патологии (атеросклероза, сахарного диабета, остеопороза, развитии анемии);

- герофармакологию - особенности клинической фармакологии и тактики применения лекарственных препаратов у пожилых пациентов с учетом полиморбидности, лекарственных взаимодействий, нежелательных эффектов лекарственных препаратов;

- фармакокинетику и фармакодинамику различных групп лекарственных препаратов (гиполипидемических, гипотензивных, диуретиков, сердечных гликозидов, бронхолитиков, антибиотиков);

- показания и противопоказания к назначению различных групп препаратов;

- основы профилактической геронтологии и гериатрии;

- диетотерапию в пожилом и старческом возрасте при различных заболеваниях;

- основные принципы немедикаментозных методов лечения и лечебной физкультуры у геронтологических больных;

- показания и противопоказания к назначению различных методов физиотерапии (электролечение, гальванизация и лекарственный электрофорез, динамические токи, синусовые и модульные токи, магнитотерапия) у пожилых пациентов;

- геропротекторную терапию;

- особенности течения болезней органов дыхания в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения болезней сердечно-сосудистой системы в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения ревматических заболеваний в пожилом и старческом возрасте;

- особенности течения болезней органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте;

- болезни почек в пожилом и старческом возрасте, особенности течения;

- болезни органов кроветворения в пожилом и старческом возрасте;

- болезни эндокринной системы в пожилом и старческом возрасте;

- тромботические состояния у пожилых пациентов;

- хирургические болезни в пожилом и старческом возрасте;

- основы теоретической и клинической онкологии в гериатрической практике;

- общие принципы, методы клинической диагностики заболеваний нервной системы у лиц пожилого и старческого возраста;

- клинические проявления острого нарушения мозгового кровообращения.

 

По окончании обучения врач-гериатр должен уметь:

- организовывать работу по оказанию геронтологической помощи на вверенной территории;

- собирать жалобы и анамнез заболевания и жизни больного по всем системам организма;

- проводить полное физикальное обследование пациента (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация);

- сформулировать предварительный диагноз и составить план лабораторного и инструментального обследования;

- интерпретировать результаты обследования;

- определять функциональное состояние пораженных органов и систем клинически и с помощью дополнительных лабораторно-инструментальных методов исследования;

- проводить дифференциальный диагноз;

- сформулировать окончательный диагноз в соответствии с современными руководствами по диагностике и лечению заболеваний и МКБ;

- оценивать тяжесть состояния больного, учитывая атипичность клинической картины и полиморбидность, характерную для пожилых пациентов;

- составлять план проведения лечения (медикаментозного и немедикаментозного) при различных заболеваниях с учетом особенностей этиопатогенеза заболевания, особенностей фармакодинамики и фармакокинетики у пожилого человека;

- определять минимальное количество препаратов для получения максимального клинического эффекта, исключить полипрагмазию в связи с возможностью побочных и токсических эффектов при назначении большого количества препаратов;

- проводить дифференциальную диагностику коматозных состояний и оказывать первую врачебную помощь, определять учреждение для дальнейшей транспортировки пациента;

- диагностировать неотложные состояния при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой и иных систем организма;

- оказывать врачебную помощь, подготовить больного для транспортировки в соответствующую медицинскую организацию;

- составлять план реабилитационных мероприятий при различных заболеваниях с учетом возрастных особенностей, оценить реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз;

- составлять индивидуальную программу реабилитации пожилому пациенту, имеющему инвалидность и организовать контроль за его выполнением;

- интерпретировать методы обследований при заболеваниях почек: рентгенография почек, ультразвуковое исследование почек, клинические и биохимические исследования крови, исследования общего анализа мочи, пробы Зимницкого, Нечипоренко, Реберга;

- руководствоваться основными принципами диагностики, тактики лечения, профилактики болезней почек;

- интерпретировать методы обследования при заболеваниях крови: изменения периферической крови, результаты стернальной пункции;

- руководствоваться основными принципами лечения болезней крови с особенностями лечебной тактики при различных гематологических заболеваниях у пожилых.

 

По окончании обучения врач-гериатр должен владеть навыками:

- расчета клиренса лекарственных препаратов;

- составления рациональной диеты для пожилого пациента;

- регистрации и расшифровки электрокардиограммы (далее - ЭКГ);

- исследования функции внешнего дыхания (пикфлоуметрия, спирография, пульсоксиметрия);

- интерпретации методов обследования при заболеваниях сердечно-сосудистой системы: эхокардиографического (далее - ЭХОКГ), холтеровского мониторирования электрокардиограмм, суточного мониторирования артериального давления (далее - СМАД), велоэргометрии;

- диагностики, дифференциальной диагностики и лечения заболеваний сердечно-сосудистой системы у пожилых;

- интерпретации результатов обследований при заболеваниях легких: рентгено- и томография легких, функция внешнего дыхания, оксигенация крови, давление в легочной артерии;

- клинической диагностики, лечения бронхолегочных заболеваний;

- интерпретации результатов обследования при заболеваниях желудочно-кишечного тракта: фиброгастродуоденоскопия (далее - ФГДС); рентгенография желудка (далее - R-графия желудка), рН-метрия верхних отделов пищеварительного тракта (далее - внутрижелудочная рН-метрия), анализы крови, мочи, биохимических исследований у гастроэнтерологических больных;

- оценки комплексного обследования и лечебной тактики при заболеваниях костно-мышечной системы, патологии ларингооторинология (далее - ЛОР), глазных болезней, неврологических болезней, ревматических болезнях в практике врача гериатра;

- записи и расшифровки электрокардиограммы;

- записи и расшифровки спирограммы;

- проведения дефибрилляции;

- удаления инородного тела из дыхательных путей;

- оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе при остром коронарном синдроме (нестабильной стенокардии); остром инфаркте миокарда и его осложнениях;

- купирования приступов пароксизмальной тахикардии (предсердной, наджелудочковой и желудочковой форм), трепетании предсердий, фибрилляции предсердий;

- оказания экстренной медицинской помощи при: атриовентрикулярной блокаде, синоаурикулярной блокаде, синдроме слабости синусового узла;

- проведения плевральной пункции.

 

III. Требования к итоговой аттестации

 

Итоговая аттестация по примерной дополнительной профессиональной программе повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" проводится в форме зачета и должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-гериатра в соответствии с требованиями квалификационных характеристик и профессиональных стандартов.

Обучающийся допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплин в объеме, предусмотренном учебным планом дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия".

Лица, освоившие дополнительную профессиональную программу повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" и успешно прошедшие итоговую аттестацию, получают документ о дополнительном профессиональном образовании - удостоверение о повышении квалификации**.

 

IV. Рабочие программы учебных модулей

 

Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины"

 

Раздел 1.
"Основы социальной гигиены и организации гериатрической службы в Российской Федерации"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

1.1

Законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения

1.1.1

Законодательство Российской Федерации в сфере оказания медицинской помощи гериатрическим больным

1.1.1.1

Основные профессиональные обязанности и права медицинских работников

1.1.1.2

Право граждан на охрану здоровья и его гарантии в пожилом и старческом возрасте

1.2

Медицинское страхование

1.2.1

Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 49, ст. 6422; 2011, N 25, ст. 3529; N 49, ст. 7047; ст. 7057; 2012, N 31, ст. 4322; N 49, ст. 6758; 2013, N 7, ст. 606; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4084; N 39, ст. 4883; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6955; 2014, N 11, ст. 1098)

1.2.2

Принципы и задачи медицинского страхования

1.2.3

Обязательное медицинское страхование

1.2.4

Добровольное медицинское страхование

1.3

Теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения

1.3.1

Социальная гигиена, как наука и предмет преподавания

1.3.2

Здоровье человека, как социальная ценность и общественная категория

1.3.3

Этапы развития здравоохранения в Российской Федерации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.12.2012 N 2511-р "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 8019)

1.3.4

Законодательство Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан Российской Федерации

1.4

Демографические, социологические, социально-гигиенические вопросы старости и старения

1.4.1

История геронтологии и гериатрии

1.4.2

Понятие, содержание и задачи социальной геронтологии

1.4.2.1

Демографические проблемы старения и долголетия

1.4.2.2

Социально-гигиенические проблемы старения и долголетия

1.4.2.3

Социологические проблемы старения и долголетия

1.4.2.4

Социально-психологические проблемы старения и долголетия

1.4.3

Актуальность проблемы современной социальной геронтологии

1.4.3.1

Возрастная классификация по Всемирной организации здравоохранения (далее - ВОЗ)

1.4.3.2

Изменения и тенденции демографической ситуации в Российской Федерации

1.4.3.3

Динамика старения населения и его регионарные особенности

1.4.3.4

Основные причины увеличения населения в старших возрастных группах

1.4.4

Государственная политика в области оказания геронтологической помощи. Законодательство Российской Федерации сфере социальной защиты населения пожилого возраста

1.4.4.1

Основные социально-экономические и социально-гигиенические проблемы постарения населения

1.4.4.2

Социальное и медицинское обеспечение пожилых людей

1.4.4.3

Проблемы и перспективы сохранения социального, интеллектуального и физического здоровья людей старших возрастных групп

1.4.4.4

Проблема одиночества пожилых людей. Потребность в общественных формах самореализации, бытовом и социальном обслуживании

1.4.5

Особенности здоровья населения пожилого и старческого возраста и методы его изучения

1.4.5.1

Особенности структуры заболеваемости, инвалидности и смертности

1.4.5.2

Изменение структуры заболеваемости населения в старших возрастных группах

1.4.5.3

Возрастные особенности в показателях здоровья: прогрессирующая потеря подвижности и способности к самообслуживанию, определяющие повышенную потребность медико-социальных услуг для населения старших возрастных групп

1.4.5.4

Социологические методы изучения состояния здоровья и их использование в геронтологии

1.4.5.5

Продолжительность жизни и долголетие как интегральные показатели здоровья населения (их динамика и географические особенности)

 

Раздел 2.
"Медико-социальная экспертиза и реабилитация в пожилом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

2.1

Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц пожилого возраста

2.1.1

Социально-гигиенические аспекты инвалидности лиц пожилого возраста

2.1.2

Медико-социальная характеристика контингента инвалидов пожилого возраста

2.1.3

Современная концепция инвалидности

2.1.4

Методические подходы к определению ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Международная классификация нарушений жизнедеятельности и социальной недостаточности. Критерии определения инвалидности

2.1.5

Организационно-правовые аспекты медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста

2.1.6

Особенности медико-социальной экспертизы лиц пожилого возраста

2.1.7

Понятие медико-социальной экспертизы, ее цели, задачи

2.1.8

Процедура и условия направления граждан пожилого возраста на освидетельствование в учреждения медико-социальной экспертизы

2.1.9

Процедура и порядок освидетельствования граждан пожилого возраста в бюро медико-социальной экспертизы

2.1.10

Основы экспертно-реабилитационной диагностики. Понятие и содержание экспертно-реабилитационной диагностики

2.2

Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз у лиц пожилого возраста. Понятие, содержание, оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза

2.2.1

Организационно-методические, теоретические основы реабилитации лиц пожилого возраста

2.2.2

Реабилитация как сфера деятельности

2.2.3

Основные дефиниции в сфере реабилитации

2.2.4

История развития реабилитологии в Российской Федерации и за рубежом

 

Раздел 3.
"Теоретические основы геронтологии и гериатрии"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

3.1

Пути формирования в отечественном естествознании представлений о сущности старения. Современные геронтологические концепции

3.1.1

Место геронтологии в системе биологических и социальных наук. История геронтологии и гериатрии

3.1.1.1

Старение и старость. Понятие о процессах старения

3.1.1.2

Представления о физиологическом, преждевременном, патологическом старении

3.1.2

Физиология старения. Возраст

3.1.3

Теории старения

3.1.3.1

Теории изнашивания

3.1.3.2

Старение как следствие изменений генетического аппарата

3.1.3.3

Теория онтогенеза, исходящая из межтканевых и системных отношений в организме

3.1.3.4

Нейроэндокринные теории

3.1.4

Хронобиологические аспекты старения

 

Раздел 4.
"Особенности структурно-функциональных изменений органов и систем в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

4.1

Изменения сердечно-сосудистой системы (далее - ССС) при старении организма

4.1.1

Возрастные изменения сердца. Особенности метаболизма. Особенности биоэлектрической активности. Возрастные изменения электрокардиограммы

4.1.1.1

Понятие о синдроме "старческого" сердца. Особенности параметров физического исследования сердечно-сосудистой системы. Возрастные изменения сосудов. Особенности метаболизма и функции вен

4.1.3

Возрастные изменения гемодинамики

4.1.4

Возрастные особенности нейрогуморальной регуляции сердечно-сосудистой системы

4.2

Изменения системы органов дыхания при старении организма

4.2.1

Факторы, определяющие возрастные особенности вентиляционной функции легких и легочного газообмена

4.2.1.1

Функциональное состояние костно-мышечного скелета

4.2.1.2

Состояние бронхиальной проходимости

4.2.1.3

Понятие о "старческой" эмфиземе легких

4.2.1.4

Особенности крово- и лимфообращения в легких

4.2.1.5

Изменения нервного аппарата, регулирующего дыхание. Особенности нейрогуморальной регуляции

4.2.2

Возрастная характеристика некоторых показателей вентиляционной функции легких

4.2.3

Показатели биомеханики дыхания

4.2.4

Возрастные особенности легочного газообмена

4.2.5

Гипоксия в пожилом и старческом возрасте. Механизмы ее развития

4.3

Изменения органов пищеварения при старении

4.3.1

Особенности возрастных изменений пищеварения

4.3.2

Возрастные изменения пищевода

4.3.3

Возрастные изменения желудка

4.3.4

Возрастные изменения тонкого кишечника

4.3.5

Возрастные изменения функций толстого кишечника

4.3.6

Возрастные изменения функций печени

4.3.7

Возрастные изменения поджелудочной железы

4.4

Изменения мочевыделительной системы при старении

4.4.1

Возрастные изменения почек

4.4.2

Возрастные изменения других звеньев мочевыделительной системы

4.4.3

Особенности нейрогуморальной регуляции мочевыделительной системы

4.5

Изменения системы крови при старении

4.5.1

Изменения в органах кроветворения

4.5.2

Изменения периферической крови

4.6

Изменения эндокринной системы при старении

4.6.1

Гипоталамо-гипофизарная регуляция при старении

4.6.2

Возрастные изменения функции надпочечников

4.6.3

Функция щитовидной железы при старении

4.6.4

Особенности инсулиновой обеспеченности стареющего организма

4.6.5

Возрастные изменения половых желез

4.6.6

Особенности сексуальной функции в старости

4.7

Системный остеопороз, как причина возрастных изменений опорно-двигательного аппарата

4.7.1

Типы старения опорно-двигательного аппарата

4.7.2

Возрастные изменения позвоночника, остеохондроз

4.7.3

Возрастные изменения суставов

 

Раздел 5.
"Профилактическая геронтология и гериатрия - профилактика преждевременного старения"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

5.1

Основы профилактической геронтологии и гериатрии. Определение понятия

5.1.1

Геронтология - наука о физиологии старения

5.1.2

Гериатрия - клиническая наука о болезнях людей пожилого и старческого возраста.

5.1.3

"Старческие" болезни и "недуги" старости

5.1.4

Цели, задачи, и методы профилактической геронтологии и гериатрии

5.1.5

Пути профилактики преждевременного старения (рациональное питание, двигательный режим, медикаментозная и немедикаментозная профилактика)

5.2

Физиология и гигиена питания в пожилом и старческом возрасте

5.2.1

Рациональное питание пожилого и старого человека

5.2.2

Рациональный подбор продуктов питания дел старших возрастных групп

5.2.3

Различные рационы питания

5.2.4

Значение алиментарного фактора на распространение возрастозависимой патологии

5.2.5

Характеристика основных диет

5.2.6

Лечебное применение питьевых минеральных вод

5.3

Немедикаментозные методы и средства в профилактике преждевременного старения и продления жизни

5.3.1

Основные принципы лечебной физкультуры. Показания и противопоказания к применению лечебной физкультуры. Лечебная физкультура при распространенных заболеваниях

5.3.2

Физиотерапия и санаторно-курортное лечение в пожилом и старческом возрасте

5.3.4

Психотерапия в гериатрии

 

Раздел 6.
"Герофармакология"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

6.1

Особенности фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте

6.1.1

Клиническая фармакотерапия и тактика применения лекарственных препаратов у лиц пожилого возраста в зависимости от формы и стадии заболевания

6.1.2

Определение клинической фармакологии как медицинской науки. Определение понятий "фармакокинетика" и "фармакодинамика"

6.1.3

Особенности фармакокинетики и фармакодинамики в пожилом и старческом возрасте. Ятрогения. Полипрагмазия

6.1.4

Токсические нежелательные явления при приеме терапевтических доз лекарственных препаратов. Лекарственный клиренс у лиц пожилого возраста. Правило малых доз. Комплаенс

6.1.5

Лекарственные препараты и алкоголь. Опасные сочетания лекарственных препаратов и алкоголя

 

Раздел 7.
"Особенности болезней органов дыхания в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

7.1

Особенности обследования бронхолегочной системы в пожилом и старческом возрасте

7.1.1

Клиническая оценка результатов физикальных методов исследования

7.1.2

Клиническая оценка результатов лабораторных методов исследования

7.1.3

Клиническая оценка результатов инструментальных методов исследования

7.1.4

Клиническая оценка данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки

7.2

Заболевания бронхолегочной системы в пожилом и старческом возрасте

7.2.1

Бронхит и хроническая обструктивная болезнь лёгких (далее - ХОБЛ) у лиц пожилого и старческого возраста

7.2.2

Бронхит острый (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии)

7.2.3

Бронхит хронический (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии)

7.2.4

ХОБЛ (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии). Особенности течения в пожилом и старческом возрасте

7.2.5

Пневмония у лиц пожилого и старческого возраста

7.2.6

Дыхательная недостаточность. Особенности течения в пожилом возрасте

7.2.7

Легочное сердце

 

Раздел 8.
"Особенности болезней сердечно-сосудистой системы в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

8.1

Обследование пожилых больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

8.1.1

Клиническая оценка результатов физикальных методов исследования

8.1.2

Клиническая оценка результатов лабораторных методов исследования

8.1.3

Клиническая оценка результатов инструментальных методов исследования

8.1.4

Клиническая оценка данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки

8.1.5

Клиническая оценка данных ЭХОКГ

8.1.6

Клиническая оценка данных радионуклидных методов исследования

 

Раздел 9.
"Особенности ревматических заболеваний в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

9.1

Общие вопросы ревматических болезней

9.1.1

Основные группы ревматических болезней. Международная классификация ревматических болезней. Эпидемиология и генетика ревматических болезней. Метаболические нарушения при ревматических болезнях

9.1.2

Структурно-функциональные нарушения соединительной ткани. Иммунологические аспекты ревматических болезней. Антигены соединительной ткани и их роль в развитии аутоиммунных процессов при ревматических болезнях

9.1.3

Методы обследования больных с ревматическими болезнями в пожилом и старческом возрасте. Лабораторные исследования. Маркеры воспаления и поражений соединительной ткани. Рентгенологические и инструментальные методы исследования

 

Раздел 10.
"Особенности болезней органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

10.1

Методы обследования пожилых больных с заболеваниями органов пищеварения

10.1.1

Методы физикального исследования органов пищеварения

10.1.2

Клиническая оценка результатов лабораторных методов диагностики

10.1.3

Методы исследования желудочной секреции

10.1.4

Клиническая оценка результатов инструментальных и аппаратных методов. Рентгенологический метод. Эндоскопический метод. Радиоизотопный метод. Эхографический метод. рН-метрия верхних отделов пищеварительного тракта. Электрогастрография. Гастродуоденография. Радиотелеметрического исследования

 

Раздел 11.
"Особенности болезней почек в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

11.1

Клиническое обследование больного с заболеваниями почек пожилого и старческого возраста

11.1.1

Клиническая оценка результатов лабораторных методов обследования. Клинического анализа крови. Анализа мочи по Нечипоренко. Селективности протеинурии. Бактериологического анализа мочи. Активных лейкоцитов. Биохимического анализа. Функционального состояния почек: пробы Зимницкого, Реберга

11.1.2

Клиническая оценка результатов инструментальных и аппаратных методов исследования. Рентгенологических. Радиоизотопных. Ультразвуковых и тепловизионных. Компьютерной томографии. Биопсии почек с морфологическим исследованием

 

Раздел 12.
"Особенности болезней органов кроветворения в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

12.1

Исследование больных с заболеваниями органов кроветворения пожилого и старческого возраста

12.1.1

Оценка результатов клинического исследования крови пациентов пожилого и старческого возраста. Гемобластозы. Анемии. Геморрагические диатезы. Нейтропении и аранулоцитозы. Порфирии

12.1.1.1

Гемосаркомы

12.1.1.2

Лейкемические реакции

12.1.2

Оценка результатов лабораторных исследований. Общий анализ крови. Общий анализ мочи

12.1.3

Цитологические исследования костного мозга, печени, селезенки, лимфоузлов

12.1.4

Оценка результатов инструментальных и аппаратных методов исследования. Рентгенологическое. Радиологическое (изотопное). Ультразвуковое. Компьютерная томография

 

Раздел 13.
"Особенности болезней эндокринной системы в пожилом и старческом возрасте"

 

Код

Наименование тем, элементов и подэлементов

13.1

Сахарный диабет у лиц пожилого и старческого возраста

13.1.1

Углеводный обмен в организме. Регуляция углеводного обмена. Инсулиновая недостаточность панкреатическая и внепанкреатическая. Патогенез сахарного диабета. Классификация сахарного диабета

13.1.2

Клинические формы и стадии сахарного диабета. Патогенез ведущих симптомов. Особенности клинического течения сахарного диабета у лиц пожилого возраста. Осложнения сахарного диабета у лиц пожилого возраста.

13.1.3

Лабораторная диагностика. Понятие о компенсированном и декомпенсированном сахарном диабете. Ангиопатии при сахарном диабете

13.1.7

Комы при сахарном диабете: кетоацидотическая, гипогликемическая, гиперосмолярная, лактоцидемическая (диагностика и лечение)

13.1.7.1

Диетотерапия. Лечение. Показания к инсулинотерапии. Виды инсулина. Инсулинорезистентность. пути преодоления. Осложнения при лечении инсулином. Показания к применению сульфаниламидов и бигуанидов

13.1.8

Первичная профилактика сахарного диабета. Прогноз, реабилитация, диспансеризация

ГАРАНТ:

Нумерация разделов приводится в соответствии с источником

Учебный план
примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей со сроком освоения 72 академических часа по специальности "Гериатрия"

 

Цель: систематизация и углубление профессиональных знаний, умений, навыков, освоение новых знаний, методик, обеспечивающих совершенствование профессиональных компетенций врачей по вопросам профилактики, лечения и реабилитации геронтологической группы населения.

Категория обучающихся: врачи

Трудоемкость обучения: 72 академических часа (2 недели или 0,5 месяца). Форма обучения: с отрывом от работы Режим занятий: 6 академических часов в день

 

Код

Наименование

разделов дисциплин и тем

Всего

часов

В том числе

Форма

контроля

лекции

ОКС

ПЗ, СЗ, ЛЗ*

 

 

Рабочая программа учебного модуля "Специальные дисциплины"

1

Основы социальной гигиены и организации гериатрической службы в Российской Федерации

6

4

-

2

Промежуточный контроль (зачет)

1.1.

Законодательство Российской Федерации в сфере здравоохранения

2

2

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

1.2

Медицинское страхование

2

2

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

1.3

Теоретические основы социальной гигиены и организации здравоохранения

1

-

-

1

Текущий контроль (тестовый контроль)

1.4

Демографические, социологические, социально-гигиенические вопросы старости и старения

1

-

-

1

Текущий контроль (тестовый контроль)

2

Медико-социальная экспертиза и реабилитация в пожилом возрасте

4

-

-

4

Промежуточный контроль (зачет)

2.1

Медико-социальная экспертиза и реабилитация лиц пожилого возраста

2

-

-

2

Текущий контроль

(тестовый контроль)

2.2

Реабилитационный потенциал и реабилитационный прогноз у лиц пожилого возраста. Понятие, содержание, оценка реабилитационного потенциала и реабилитационного прогноза

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

3

Теоретические основы геронтологии и гериатрии

2

-

-

2

Промежуточный контроль (зачет)

3.1

Пути формирования в отечественном естествознании представлений о сущности старения. Современные геронтологические концепции

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4

Особенности структурно-функциональных изменений органов и систем в пожилом и старческом возрасте

16

-

2

14

Промежуточный контроль (зачет)

4.1

Изменения ССС при старении организма

3

-

1

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.2

Изменения системы органов дыхания при старении организма

3

-

1

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.3

Изменения органов пищеварения при старении

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.4

Изменения мочевыделительной системы при старении

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.5

Изменения системы крови при старении

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.6

Изменения эндокринной системы при старении

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

4.7

Системный остеопороз, как причина возрастных изменений опорно-двигательного аппарата

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

5

Профилактическая геронтология и гериатрия - профилактика преждевременного старения

6

-

-

6

Промежуточный контроль (зачет)

5.1

Основы профилактической геронтологии и гериатрии. Определение понятия

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

5.2

Физиология и гигиена питания в пожилом и старческом возрасте

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

5.3

Немедикаментозные методы и средства в профилактике преждевременного старения и продления жизни

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

6

Герофармакология

4

 

2

2

Промежуточный контроль (зачет)

6.1

Особенности фармакотерапии в пожилом и старческом возрасте

4

 

2

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

7

Особенности болезней органов дыхания в пожилом и старческом возрасте

8

2

2

4

Промежуточный контроль (зачет)

7.1

Особенности обследования бронхолегочной системы в пожилом и старческом возрасте

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

7.2

Заболевания бронхолегочной системы в пожилом и старческом возрасте

6

2

2

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

8

Особенности болезней ССС в пожилом и старческом возрасте

4

4

-

-

Промежуточный контроль (зачет)

8.1

Обследование пожилых больных с заболеваниями ССС

4

4

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

9

Особенности ревматических болезней в пожилом и старческом возрасте

4

4

-

-

Промежуточный контроль (зачет)

9.1

Общие вопросы ревматических болезней

4

4

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

10

Особенности болезней органов пищеварения в пожилом и старческом возрасте

2

2

-

-

Промежуточный контроль (зачет)

10.1

Методы обследования пожилых больных с заболеваниями органов пищеварения

2

2

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

11

Особенности болезней почек в пожилом и старческом возрасте

6

6

-

-

Промежуточный контроль (зачет)

11.1

Клиническое обследование больного с заболеваниями почек

2

2

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

11.2

Заболевания почек у лиц пожилого возраста

4

4

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

12

Особенности болезней органов кроветворения в пожилом и старческом возрасте

2

-

-

2

Промежуточный контроль (зачет)

12.1

Исследование больных с заболеваниями органов кроветворения

2

-

-

2

Текущий контроль (тестовый контроль)

13

Особенности болезней эндокринной системы в пожилом и старческом возрасте

2

2

-

-

Промежуточный контроль (зачет)

13.1

Сахарный диабет

2

2

-

-

Текущий контроль (тестовый контроль)

Итоговая аттестация

6

-

-

6

Зачет

Итого

72

24

6

48

 

 

* ПЗ - практические занятия, С3 - семинарские занятия, ЛЗ - лабораторные занятия.

 

VI. Организационно-педагогические условия реализации примерной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия"

 

Примерная тематика лекционных занятий:

 

N

Тема лекции

Содержание лекции

(указываются коды разделов и тем, обеспечивающие содержание лекции)

Формируемые компетенции

(указываются шифры компетенций)

1

Бронхит и ХОБЛ

7.2.1

ОПК-2; ПК-1; ПК-4

2

Пневмония

7.2.5

ОПК-2; ПК-1; ПК-4

3

Клиническая оценка результатов физикальных методов исследования

8.1.1

ОПК-2; ПК-3; ПК-2

4

Клиническая оценка данных эхокардиографии

8.1.5

ОПК-2; ПК-3; ПК-2

5

Клиническая оценка данных радионуклидных методов исследования

8.1.6

ПК-3; ПК-2

6

Основные группы ревматических болезней. Международная классификация ревматических болезней. Эпидемиология и генетика ревматических болезней. Метаболические нарушения при ревматических болезнях

9.1.1

ОПК-1; ПК-3; ПК-4

7

Клиническая оценка результатов инструментальных и аппаратных методов. Рентгенологический метод. Эндоскопический метод. Радиоизотопный метод. Эхографический метод. РН-метрия. Электрогастрография. Гастродуоденография. Радиотелеметрического исследования

10.1.4

ОПК-1; ПК-3; ПК-4

8

Оценка результатов клинического исследования крови. Гемобластозы. Анемии. Геморрагические диатезы. Нейтропении и аранулоцитозы. Порфирии

12.1.1

ОПК-1; ПК-3

9

Цитологические исследования костного мозга, печени, селезенки, лимфоузлов

12.1.3

ОПК-2; ПК-3

10

Углеводный обмен в организме. Регуляция углеводного обмена. Инсулиновая недостаточность панкреатическая и внепанкреатическая. Патогенез сахарного диабета. Классификация сахарного диабета

13.1.1

ПК-2

 

Примерная тематика практических занятий:

 

N

Тема семинара

Содержание семинара

(указываются коды разделов и тем, обеспечивающие содержание семинарских занятий)

Формируемые компетенции

(указываются шифры компетенций)

1

Клиническая оценка результатов физикальных методов исследования

7.1.1

ПК-1; ПК-3

2

Бронхит острый (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии)

7.2.2

ПК-1; ПК-4

3

Бронхит хронический (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии)

7.2.3

ПК-1; ПК-2

4

ХОБЛ (этиология, патогенез, клиника, диагностика, дифференциальная диагностика, особенности терапии). Особенности течения в пожилом и старческом возрасте

7.2.4

ПК-1

5

Клиническая оценка результатов инструментальных методов исследования при заболеваниях органов дыхания

8.1.3

ПК-3

6

Клиническая оценка данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки

8.1.4

ПК-3

7

Методы физикального исследования органов пищеварения

10.1.1

ПК-3

8

Клиническая оценка результатов лабораторных методов диагностики при заболеваниях органов пищеварения

10.1.2

ПК-3.

9

Клиническая оценка результатов лабораторных методов обследования. Клинического анализа крови. Анализа мочи по Нечипоренко. Селективности протеинурии.

Бактериологического анализа мочи. Активных лейкоцитов. Биохимического анализа. Функционального состояния почек: пробы Зимницкого, Реберга

11.1.1

ПК-3

10

Оценка результатов лабораторных исследований. Общий анализ крови. Общий анализ мочи

12.1.2

ПК-3

 

Примерная тематика семинарских занятий:

 

N

Тема практических занятий

Содержание практического занятия

(указываются коды разделов и тем, обеспечивающие содержание практических занятий)

Формируемые компетенции

(указываются шифры компетенций)

1

Клиническая оценка результатов лабораторных методов исследования при заболеваниях органов дыхания

7.1.2

ПК-3; ПК-5

2

Клиническая оценка результатов инструментальных методов исследования при заболеваниях органов дыхания

7.1.3

ПК-3; ПК-5

3

Клиническая оценка данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки

7.1.4

ПК-3

4

Дыхательная недостаточность. Особенности течения в пожилом возрасте

7.2.6

ПК-2; ПК-6

5

Легочное сердце

7.2.7

ПК-1; ПК-5

6

Клиническая оценка результатов лабораторных методов исследования при ревматических болезнях

8.1.2

ПК-3; ПК-5

7

Структурно-функциональные нарушения соединительной ткани. Иммунологические аспекты ревматических болезней. Антигены соединительной ткани и их роль в развитии аутоиммунных процессов при ревматических болезнях

9.1.2

ПК-2; ПК-6

8

Методы обследования больных с ревматическими болезнями. Лабораторные исследования. Маркеры воспаления и поражений соединительной ткани. Рентгенологические и инструментальные методы исследования

9.1.3

ПК-3

9

Методы исследования желудочной секреции

10.1.3

ПК-3

10

Клиническая оценка результатов инструментальных и аппаратных методов исследования. Рентгенологических

Радиоизотопных. Ультразвуковых и тепловизионных.

Компьютерной томографии. Биопсии почек с морфологическим исследованием

11.1.2

т

 

VII. Итоговая аттестация

 

Итоговая аттестация по результатам освоения дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей по специальности "Гериатрия" должна выявлять теоретическую и практическую подготовку врача-гериатра.

 

Примерная тематика контрольных вопросов (рефератов, курсовых работ):

1. Назовите маркеры воспаления и поражений соединительной ткани при ревматических заболеваниях.

2. Какие рентгенологические особенности при легочном сердце?

3. Реферат. Клиническая оценка данных рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки.

4. Курсовая работа. Методы физикального исследования органов пищеварения.

5. С какими заболеваниями необходимо дифференцировать ХОБЛ?

6. Какие основные симптомы хронического бронхита?

7. Реферат. Оценка результатов клинического исследования крови. Анемии.

8. Реферат. Нейтропении и аранулоцитозы. Порфирии.

9. Реферат. Гемобластозы.

10. Реферат. Геморрагические диатезы.

 

Примеры тестовых заданий:

Инструкция: выберите один правильный ответ:

Противопоказанием для фиброэндоскопии верхних отделов пищеварительного тракта является:

A. варикозное расширение вен пищевода;

Б. кровотечение из верхних отделов пищеварительного тракта;

B. дивертикул пищевода;

Г. астматическое состояние;

Д. рак кардиального отдела желудка

Ответ Г

 

При ультразвуковом исследовании желудочно-кишечного тракта плохо выявляются:

A. очаговые процессы в печени (рак, киста, абсцесс);

Б. холелитиаз;

B. гемангиома печени;

Г. кисты и абсцессы поджелудочной железы;

Д. рак большого сосочка двенадцатиперстной кишки (фатерова соска).

Ответ Д

 

Гектическая лихорадка у больного с гепатомегалией, нейтрофильным лейкоцитозом со сдвигом лейкоформулы влево и токсической зернистостью нейтрофилов указывает на вероятность:

A. острого вирусного гепатита;

Б. хронического гепатита;

B. абсцесса печени;

Г. холестатического гепатита;

Д. цирроза.

Ответ В

 

У больного 68 лет с желтухой, кожным зудом, носовыми кровотечениями, геморрагической пурпурой, распространёнными экхимозами, расширением вен передней брюшной стенки, спленомегалией отмечается в динамике постепенное накопление жидкости в брюшной полости и уменьшение размеров печени.

Клиническая картина у пациента наблюдается при:

A. сердечной недостаточности;

Б. хроническом алкогольном гепатите с сопутствующей сердечной недостаточностью;

B. желче-каменной болезни;

Г. циррозе печени;

Д. гепатоцеллюлярном раке

Ответ Г

 

Рецидивирующий характер желтухи, кожного зуда, лихорадки, гипербилирубинемии (до 340-520 ммоль/л), билирубинурии у больного пожилого возраста при отсутствии спленомегалии более характерны для:

A. внутрипечёночного холестаза;

Б. синдрома Жильбера;

B. цирроза печени;

Г. рака головки поджелудочной железы;

Д. хронического гепатита;

Ответ Г

 

Диарея и кишечное кровотечение часто развивается в начале:

A. болезни Крона

Б. неспецифического язвенного колита

B. хронического энтерита

Г. спру

Д. дизентерии

Ответ Б

 

У пациентки Н., 57 лет, рецидивирующие схваткообразные боли преимущественно в левом квадранте живота, выделение при приступе боли большого количества слизи: слизистая оболочка кишечника не изменена, сосудистый рисунок прослеживается. Такая клиническая картина характерна для:

A. хронического колита;

Б. хронического энтерита;

B. раздраженного кишечника;

Г. неспецифического язвенного колита;

Д. болезни Крона;

Ответ В

 

При неспецифическом язвенном колите при колоноскопии (ФКС) обнаруживается:

A. гиперемия, отек, усиление сосудистого рисунка;

Б. глубокие изъязвления на фоне отечной и гиперемированной слизистой;

B. изменения слизистой оболочки со стертым рисунком, псевдополипы;

Г. гиперемия, отек, контактная кровоточивость; изъязвления, стертый сосудистый рисунок, псевдополипы;

Д. полипы, изъязвления

Ответ Г

 

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

A) - если правильны ответы 1, 2 и 3;

Б) - если правильны ответы 1 и 3;

B) - если правильны ответы 2 и 4;

Г) - если правильный ответ 4;

Д) - если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

Функциональные расстройства деятельности пищевода характеризуются:

1. ощущением комка в горле;

2. постоянной дисфагией;

3. дисфагией при употреблении плотной пищи;

4. дисфагией при употреблении жидкой пищи.

Ответ Г

 

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

A) - если правильны ответы 1, 2 и 3;

Б) - если правильны ответы 1 и 3;

B) - если правильны ответы 2 и 4;

Г) - если правильный ответ 4;

Д) - если правильны ответы 1, 2, 3 и 4.

Этиологическими факторами дискинезии пищевода являются:

1. нарушение иннервации пищевода;

2. рефлекторное влияние с соседних органов;

3. заболевания центральной нервной системы;

4. инфекционные заболевания (ботулизм, дифтерия).

Ответ Д

 

Инструкция: установите соответствие между позициями, представленными в обозначенных колонках. Для каждого буквенного компонента левой колонки выберите пронумерованный элемент правой колонки. Каждый пронумерованный элемент правой колонки может быть выбран один раз, более одного раза или не выбран совсем:

 

Синдром

A. Колитический

Б. Энтеральный

B. Панкреатической недостаточности

Г. Бродильной диспепсии

Проявления

1. креаторея, стеаторея, амилорея, полифекалия;

2. незначительное количество мышечных волокон, слизь, лейкоциты;

3. кашицеобразный, светло-коричневый стул со слабым запахом и щелочной реакцией, незначительное количество мышечных волокон, крахмала и неперевариемой клетчатки.

4. Поносы с выделением пенистых испражнений с кислым запахом, кислой реакцией, амилореей, обильной ацидофильной флорой

 

Ответ А-2, Б-1, В-1, 3; Г-4

 

Ситуационная задача 1.

Больной 70 лет доставлен в стационар с жалобами на общую слабость, головокружение, периодическое потемнение в глазах, жажду. Ухудшение самочувствия отмечает в течение недели, когда появились боли в поясничном отделе позвоночника, принимал диклофенак.

При осмотре: состояние крайне тяжелое. Резкая бледность, похолодание кожных покровов. Беспокоен. В легких без патологии. ЧД 22 в мин. Границы сердца в пределах нормы. Тоны сердца громкие, чистые. Пульс 120 в мин, малого наполнения, АД 100/50. Живот мягкий, болезнен в эпигастрии, под мечевидным отростком. Язык сухой, с белым налетом.

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

A) - если правильные ответы 1, 2 и 3;

Б) - если правильные ответы 1 и 3;

B) - если правильные ответы 2 и 4;

Г) - если правильный ответ 4;

Д) - если правильные ответы 1, 2, 3 и 4.

Дифференциальный диагноз следует проводить:

1. язвенная болезнь желудка, осложненная кровотечением

2. рак желудка с распадом

3. нестероидные противовоспалительные средства - индуцированная гастропатия

4. эрозивно-язвенный гастрит, осложненный кровотечением

Ответ А

 

VIII. Реализация программы в форме стажировки

 

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" может реализовываться частично или полностью в форме стажировки.

Стажировка осуществляется в целях изучения передового опыта, а также закрепления теоретических знаний, полученных при освоении программы профессиональной переподготовки, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении своих должностных обязанностей врача-гериатра. Стажировка носит индивидуальный или групповой характер.

Содержание стажировки определяется организацией с учетом предложений организаций, направляющих специалистов на стажировку, содержания дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия".

Содержание реализуемой дополнительной профессиональной программы и (или) отдельных ее компонентов (модулей), практик, стажировок) должно быть направлено на достижение целей программы, планируемых результатов ее освоения.

Освоение дополнительной профессиональной программы повышения квалификации врачей-гериатров по специальности "Гериатрия" в форме стажировки завершается итоговой аттестацией обучающихся.

 

______________________________

* Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23.07.2010 N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации от 25.08.2010 N 18247)

** Часть 10 статьи 60 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"